татьяна казакова
Программа по краеведению «Край родной мой — Шемышейский»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
«Если человек не любит, хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране».
Академик Д. С. Лихачев
Публикация «Программа по краеведению „Край родной мой — Шемышейский“» размещена в разделах
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Насущной потребностью сегодняшнего дня становится проблема воспитания любви к Отечеству. Воспитание любви к Родине, к своему Отечеству – задача чрезвычайно сложная, особенно когда речь идёт о детях дошкольного возраста. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым относится и чувство патриотизма
Как бы ни менялось общество, есть качество, которое необходимо всегда - это любовь к близким, бережное отношение к окружающим, любовь к своей Родине. А любовь к Родине начинается с воспитания любви к семье. Любить можно только то, что знаешь!
В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к культуре и традициям русского народа, к традициям своей семьи, родной стране.
Жизнь в обществе накладывает на человека определенные обязанности. И одна из важнейших - овладение культурой, сформировавшейся к настоящему времени.
Человека с самого рождения окружают вещи - результат деятельности людей, живших до него. Ребенок слышит, видит творения духовной жизни предков, ходит по земле, по которой они когда-то ходили.
Стихийно, в силу природной любознательности, у дошкольника формируются определенные представления об истории родного края, в виде отдельных, не связанных друг с другом событий, впечатлений. Но ребенок дошкольного возраста не в состоянии самостоятельно расшифровать достижения человеческой культуры. Это он может сделать только при помощи и руководстве взрослого.
Знания о прошлом своего края через историю семьи, родного поселка становятся основой для гражданской позиции растущего человека, воспитания любви к малой родине, гордость за людей, известных своим трудом и талантами; считая самого себя частью истории.
Однако «маленькую» Родину ребёнка нельзя ограничивать только сквером или парком, которые находятся рядом с его домом или детским садом. Это даже не улица, на которой живет ребёнок. «Малая Родина» ребёнка – это и природа, которая его окружает каждый день, и памятные места города, его музеи и выставки, это и известные люди, живущие в городе, их трудовые будни, исторические сведения краеведческого содержания и многое другое.
В этой связи, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с родным краем, Пензенской областью, родным поселком Шемышейка.
Данная программа ставит следующую цель –
сформировать у дошкольника чувство сопричастности к истории родного поселка.
Для реализации данной цели необходимо решение следующих задач:
Формировать у детей элементарные представления об историческом прошлом поселка через историю о людей, историю вещей, историю поселка.
Содействовать возникновению стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему малой родины.
Формировать у ребенка чувство принадлежности к определенной культуре, уважение к культурам других народов, проживающих на территории Шемышейского района.
Программа «Край родной мой- Шемышейский»» разработана и рассчитана на 2 года реализации с детьми 5-6 лет.
Реализация программы предусматривает применение в образовательной практике как традиционных, так и нетрадиционных форм:
-непрерывная образовательная деятельность;
-целевые прогулки по поселку;
- экскурсии с различной тематикой о поселке;
-праздники, развлечения;
-тематические выставки;
-встречи с участниками исторических событий, людьми искусства;
- работа в мини-музеи детского сада «Русская изба»
Методы и приемы:
-беседы, рассказ воспитателя, родителей;
-игры-практикумы, сюжетно-ролевые игры, дидактические, подвижные игры;
- проблемные ситуации;
-проекты;
-конкурсы, викторины;
-экспериментирование;
-коллективно-творческие дела;
наблюдения;
-целевые прогулки и экскурсии;
-рассматривание картин, иллюстраций
Планируемые результаты освоения программы
«Край родной мой- Шемышейский»
В результате освоения программы «Край родной мой- Шемышейский» на этапе завершения дошкольного образования предполагается:
Познавательный компонент:
1. Сформированности общих представление:
– об изменении людей, мест, предметов с течением времени;
– о важных датах и событиях прошлого, которые люди отмечают и празднуют;
– о традициях обычаях, которые люди чтут.
2. Понимание того, что:
-постоянно происходят изменения.
- люди, вещи, предметы имеют свою историю
- изменения происходят постоянно.
Эмоциональный компонент:
-Проявление интереса к событиям, фактам, связанных с Шемышейским районом.
- проявляет интерес к познавательно – исследовательской деятельности
Поведенчисткий компонент:
- Бережное отношение к предметам истории и культуры, результатам труда предшествующих поколений.
Календарно-тематический план (старшая группа)
месяц Тема и формы деятельности Цель работы Совместная деятельность педагога с детьми
сентябрь Беседа «Как возник наш поселок» Закреплять представления о родном поселке, напомнить историю возникновения города.
1. Рассматривание фотографий поселка Шемышейка
2. Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по Шемышейке»
3. Рассматривание карты города и страны.
Целевая прогулка : «Улицы нашего поселка. Улица Мира» Познакомить детей с историей возникновения поселка Шемышейка и улицей Мира, расположенной рядом с детским садом : почему она так называется, кто раньше жил на этой улице, как она называлась раньше. Прививать интерес и любовь к родному селу. 1. Беседа «Моя малая родина»
2. Рассматривание фотографии поселка.
октябрь Беседа и презентация о А. Федорове.
Рассказ-беседа: «Знаменитые люди нашего города». Познакомить детей с творчеством А. Федорова, рассказать о его творчестве
Воспитывать в детях гордость за знаменитых земляков. 1. Рассматривание портрета А. Федорова 2. Беседа о его творчестве.
Экскурсия на стадион «Юность» Продолжать знакомить детей с местами отдыха. Развивать интерес к спорту, желание стать сильными, быстрыми, ловкими. 1. Беседы о спортсменах и Олимпийских играх. 2. Проведение эстафет, спортивных игр и соревнований. 3. Олимпийские чемпионы Пензенской области
ноябрь Рассказ-беседа: «Никольский храм». Познакомить детей с достопримечательностями поселка Рассказать о церковном сооружении. Воспитывать чувство любви к природе, родному поселку 1 Рассматривание фотографий храма поселка. 2. Рисование «никольский храм».
Беседа «Герб поселка Шемышейка» Познакомить детей с символикой города – гербом. 1. Рассматривание символики России Районов Пензенской области.
2. Рассказ-беседа «Герб, Флаг». 3. Рисование «Герб Шемышейки».
месяц Тема и формы деятельности Цель работы Совместная деятельность педагога с детьми
декабрь Беседа «Птицы нашего района» Продолжать знакомить детей с перелётными, зимующими и кочующими птицами нашего района. Воспитывать желание поддерживать птиц в трудное для них время 1. Презентация о птицах нашего района.
2. Прослушивание аудиозаписи с пением птиц
Беседа «История нашего поселка. Улица Советская» Познакомить с улицей Советской. Просмотр видеозаписи «Окно в прошлое. Улица Советская».
2. Аппликация «Улица нашего села».
январь Беседа «Животные «Шемышейского района района» .Расширять представления детей об диких животных
.Воспитывать любовь к животным. Чтение рассказов о животных.
Рисование «Животные нашей стороны».
Беседа о предметах русского быта Рассказать детям, что наш район многонациональный. Дать представления о разных национальностях шемышейского района района. Чтение русской народной сказки «Снегурушка и лиса» с последующим обсуждением» 2. Музыкальное «Колыбельные песни разных народов. 3.«Праздник национальной кухни» Родители (законные представители) совместно с детьми готовят национальные блюда, представляют в мини музее «Русская изба»
февраль Презентация «Профессии нашего района» Продолжать знакомить детей с профессией родителей. Воспитывать уважение к людям труда. 1. Чтение произведения Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они?
Экскурсия к памятнику воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Дать детям представление об особенностях службы солдат в мирное время. Воспитывать гордость за историческое прошлое наших соотечественников.
1. Рассказ-беседа о службе солдат в мирное время. 2. Рисование «Наша армия родная».
месяц Тема и формы деятельности Цель работы Совместная деятельность педагога с детьми
март Экскурсия в тополевую лесополосу Закрепить представление детей о том, что первыми из тёплых стран весной прилетают грачи. Дать представление о том, что грачи живут стаями. Ремонтируют старые гнёзда или строят новые. Уточнить представление о внешнем виде грача.
Чтение рассказов о птицах.
Рассматривание картины Саврасова «Грачи прилетели».
Аппликация «Гнездовье грачей».
Экскурсия в мастерскую С. П. Ткачева Познакомить детей с народным мастером плетения и резьбы по дереву С. П. Ткачевым Мастер класс от С. П. Ткачева.
апрель Рисование «Каким я вижу свой поселок в будущем» .Способствовать развитию творческого воображения детей в изобразительной деятельности. Подвести детей к пониманию того, что состояние поселка зависит от отношения к нему жителей 1. Рассматривание фотоальбома «Старая Шемышейка». 2. Уборка участка детского сада.
Беседа «Как сделать наш поселок краше» Обратить внимание детей на красоту того места, где они живут – это красота природы, зданий. Создать условия для возникновения желания участвовать в социально значимых делах вместе со взрослыми – участвовать в субботнике по уборке поселка. 1 Целевые прогулки по улицам города. 2. Составление творческих рассказов «Какими я вижу свои поселок». 3. Участие в субботнике по уборке участка детского сада.
май Беседа-сообщение «Подвиг Бодряшова». Познакомить детей с подвигом Волкова А. Т. Воспитывать чувство гордости за соотечественников, рассказать о том, что в его честь названа улица нашего города 1. Рисование на тему Великой Отечественной войны. 2. Презентация о подвигах наших земляков в ВОВ. 3. Утренник «День Победы».
Творчество наших земляков. Познакомить детей с литературным творчеством земляков, сохраняя традиции семейного чтения. Детско -взрослый проект «Сказки – земли Шемышейской» совместно с родителями (законными представителями)
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
«Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье».
В. А. Сухомлинский
Важным условием реализации программы является сотрудничество с родителями законными представителями.
Оно обеспечивается через:
- участие родителей в проектной деятельности,
- совместные праздники и развлечения,
- индивидуальные беседы,
- совместный походы и экскурсии
- нетрадиционные родительские собрания
- консультации,
-конкурсы,
- оформление стендовой информации,
-анкетирование.
Литература
1. Купецкова Е. Ф.» История Пензенского края как средство развития личности ребенка дошкольного возраста». Пенза,2016
2. В. В. Гостяева «Дошкольникам о народной культуре Пензенского края». Пенза, 2019
3. Купецкова Е. Ф., Куренкова Е. П., Ляпина Т. Н., Денисова О. В. История Пензенского края как средство развития личности ребенка дошкольного возраста. Методическое пособие. – Пенза, 2008. – 86 с.
4. Комарова Т. С., Пантелеева Н. Г. Организация педагогической работы по воспитанию любви к родному краю у старших дошкольников. // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2010. – №1. – С. 30-35. –
5. Интернет ресурс