Свищо Екатерина
Программа «Народно-сценический танец» на отделении хореографии ДШИ по общеразвивающей программе
▼ Скачать + Заказать документы
Программа «Народно-сценический танец» на отделении хореографии ДШИ №10 по общеразвивающей программе.
Содержание программы учебного предмета
1. Пояснительная записка.
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
Срок реализации учебного предмета и объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
Форма проведения учебных аудиторных занятий;
Публикация «Программа „Народно-сценический танец“ на отделении хореографии ДШИ по общеразвивающей программе» размещена в разделах
- ДШИ. Детская школа искусств
- Народная культура, фольклор
- Программы: ритмика, хорегография, танцы
- Работа музыкального руководителя
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
Цель и задачи учебного предмета;
Методы обучения.
2. Содержание учебного предмета «Народно-сценический танец».
Содержание разделов;
Требования к уровню подготовки учащихся по годам обучения.
3. Планируемый уровень подготовки обучающихся на момент завершения программы.
4. Формы и методы контроля, система оценок.
5. Методическое обеспечение учебного процесса.
Методические рекомендации педагогическим работникам.
6. Условия реализации учебного предмета.
7. Список рекомендуемой методической литературы.
1. Пояснительная записка
1. Народно - сценический танец является одним из основных предметов и неотъемлемой частью начального образова-ния в хореографическом отделении муниципального бюджетного образо-вательного учреждения дополнительного образования детской школы ис-кусств.
Народно - сценический танец в значительной степени расширяет и обогащает исполнительские возможности учащихся, формируя у них качества и навыки, которые не могут быть развиты за счет обучения только классическому танцу. Обучение народно - сценическому танцу совершен-ствует координацию движений, способствует дальнейшему укреплению мышечного аппарата, развивая те группы мышц, которые мало участву-ют в процессе классического тренажа, дает возможность учащимся овла-деть разнообразием стилей и манерой исполнения различных народов, сложность
Учебный предмет «Народно-сценический танец» направлен на при-общение детей к хореографическому искусству, на эстетическое воспитание учащихся, на приобретение основ исполнения народного танца, а также на воспитание нравственно-эстетического отношения к танцевальной культуре народов мира. Народно-сценический танец является одним из основных предметов предметной области «Хореографическое исполнительство». В соответствии с учебными планами предпрофессиональной программы «Хореографическое творчество» предмет
«Народно-сценический танец» тесно связано с содержанием учебных предметов «Ритмика», «Гимнастика», «Классический танец». Полученные по этим предметам знания, умения, навыки позволяют приступить к изучению экзерсиса у станка на основе русского танца. Приобретенные музыкально-ритмические навыки дают основание изучать движения с разнообразным ритмическим рисунком, как у станка, так и на середине зала. Обучение народно-сценическому танцу совершенствует координацию движе-ний, способствует дальнейшему укреплению мышечного аппарата, разви-вая те группы мышц, которые мало участвуют в процессе классического тренажа. Кроме того, занятия народно-сценическим танцем позволяют учащимся овладеть разнообразием стилей и манерой исполнения танцев различных народов, в значительной степени расширяют и обогащают их исполнительские возможности, формируя особые исполнительские качества и навыки.
Срок освоения предмета «Народно-сценический танец» при 4-летней образовательной программе составляет 2 года (с 3 по 4 класс).
На хореографическом отделении детской школы искусств учащиеся при-ступают к изучению этого предмета на третьем году обучения, где к тому времени уже осваивается азбука классического танца. Возраст учащихся от 8-10 лет.
Программа рассчитана на 2 года обучения.
По программе обучение предусмотрено 2 часа в неделю. (72 часа в год). По расписанию занятия проводятся 2 раза продолжительностью по 45 минут.
Увлечение народным танцем знакомит детей с сокровищницей народного творчества, прививает любовь к Родине, своему народу и его культурным ценностям. Изучение народно-сценического танца развивает художественную одарённость детей, помогает усвоению технических осо-бенностей танца, его выразительной национальной манеры, расширяет кругозор, ориентирует на мотивацию познавательной деятельности. Он развивает физические данные детей, укрепляет мышцы и сообщает по-движность суставно-связочному аппарату, формирует основы правильной постановки корпуса, координацию и танцевальность. Народно-сценический танец является источником высокой исполнительской культуры - в этом его значение и значимость. Учебная рабочая программа по предмету «Народно-сценический танец» способствует разрешению этих вопросов, чем и обусловлена её актуальность.
Основной формой организации образовательного процесса является групповое занятие (12 человек).
Цель: - учить детей не только правильно выполнять движения танца, но и передать национальный характер танца;
• развивать танцевально-исполнительские и художественно-эстетические способностей учащихся на основе приобретенного ими комплекса знаний, умений, навыков, необходимых для исполнения различных видов народно-сценических танцев, танцевальных композиций народов мира, а также выявление наиболее одаренных детей в области хореографического исполнительства и подготовка их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные предпрофессиональные программы в области хореографического искусства.
Задачи:
• обучение основам народного танца,
• развитие танцевальной координации;
• обучение виртуозности исполнения;
• обучение выразительному исполнению и эмоциональной раскрепощенности в танцевальной практике;
• развитие физической выносливости;
• развитие умения танцевать в группе;
• развитие сценического артистизма;
• воспитание дисциплинированности;
• формирование волевых качеств.
Методы обучения.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, разбор, анализ);
- наглядный (качественный показ, демонстрация отдельных частей и всего движения; просмотр видеоматериалов с выступлениями выдающихся танцовщиц, танцовщиков, танцевальных коллективов, посещение концертов и спектаклей для повышения общего уровня развития обучающегося);
- практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующей организации целого);
- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений);
- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом природных способностей, возрастных особенностей, работоспособности и уровня поднготовки.
Предложенные методы работы в рамках общеразвивающей программы по хореографии являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках.
2. Содержание учебного предмета «Народно-сценический танец».
Русский народный танец изучается на протяжении всех лет обучения. Приступая к изучению танца той или иной народности, необходимо ознакомить учащихся с этнографическими особенностями, географическим положением страны, музыкальным наследием, повлиявшим на формирование танцевального искусства.
Первый год обучения (3 класс) :
• Русский народный танец.
• Белорусский народный танец.
• Украинский (Западная Украина) народный танец.
• Танец народов Прибалтики.
Второй год обучения (4 класс) :
• Русский народный танец.
• Белорусский народный танец.
• Украинский (Центральная Украина) народный танец.
• Итальянский народно-сценический танец «Тарантелла».
Первый год обучения - 3 класс.
Основные задачи и навыки:
1. Осваиваются простейшие элементы и движения народно-сценического танца у станка и на середине зала.
2. Вырабатываются первоначальные представления о характере исполнения изучаемых движений.
3. Вырабатываются элементарные навыки танцевальной координации движений:
• постановка корпуса, ног, рук и головы (у станка и на середине); понятие «противоход»;
• позиции ног: - 5 свободных; - 5 прямых; - 2 закрытых;
• позиции и положения рук: - подготовительное положение (руки опущены вдоль корпуса); - 1, 2, 3 позиции (аналогичны позициям рук в классическом танце); - 4-я позиция (руки на талии). Эти позиции рук ха-рактерны для всех национальностей.
Движение у станка.
Изучение движений у станка начинается лицом к палке; по мере усвоения материала – за одну руку.
1. Plie по I, II, V позициям, а также по I прямой позиции.
2. Battement tendu из V позиции «носок-каблук».
3. Battement tendu jete с pour le pied.
4. Подготовка к «веревочке» - скольжение работающей ноги по опорной.
5. Подготовка к «каблучному» : - маленькое «каблучное».
6. Flic- flac из V позиции во всех направлениях.
7. Перегибы корпуса в I прямой позиции на вытянутых ногах на всей стопе.
8. Releve lent на 900 с сокращением стопы.
9. Grand battement jete, в соответствии с изучением на уроке классического танца.
Середина.
Русский народный танец. Освоение Русского народного танца про-исходит в течение всего периода обучения. Русский народный танец должен быть представлен достаточно широко, так как его развитие тесно связано с историей нашего народа, с его бытом и обычаями.
1. Открывание и закрывание рук из подготовительного положения в 4-ю позицию (через 1-ю и 2-ю позиции); два положения кисти на талии: - ладонь; - кулачок.
2. «Гармошка» из стороны в сторону с plie и без plie.
3. «Ковырялочка» из III свободной позиции: - в сторону; - назад (с поворотом на 1800)
. 4. «Припадание» в сторону из III свободной позиции.
5. Подскоки.
6. Русский бег.
7. «Перескоки».
8. «Молоточки».
9. Хлопушки в парах.
10. Простой русский ход с носка в продвижении вперед и назад.
11. Переменный ход в продвижении вперед и назад.
12. Поясной русский поклон.
13. Притопы: - одинарные; - двойные; - тройные.
14. Перетопы с «противоходом».
Белорусский народный танец
1. Введение. Знакомство с музыкальным материалом. Характер и манера исполнения.
2. Основные положения рук. Позиции ног. Основные положения в паре.
3. На первом году обучения предлагается изучение танцев: «Буль-ба», «Крыжачок» и танцев в характере польки (полька «Янка») :
- основной ход танца «Бульба»;
- основной ход танца «Крыжачок»;
- притопы;
- «перескоки»;
- «припадание» с акцентом у колена опорной ноги.
Танцы народов Прибалтики
1. Введение. Знакомство с музыкальным материалом. Характер и манера исполнения.
2. Основные положения рук. Позиции ног. Основные положения в паре, тройках.
3. Основные движения: соскоки; галоп и их различные состояния; прыжки с вытянутыми и поджатыми ногами.
Украинский народный танец.
1. Изучение движений Закарпатских танцев. Знакомство с музыкальным материалом.
2. Основные положения рук и ног. Положения в паре.
3. Основные движения: - основной ход; приставной шаг из стороны в сторону; «тропитка»; dos a dos на различных движениях.
Второй год обучения 4 класс.
Основные задачи и навыки: 1. Изучаются движения у станка (кроме rond de jambe par terre и battement fondu).
2. Развитие элементарных навыков танцевальной координации движений.
3. Все движения и комбинации движений начинаются с открывания рук (III позиции, т. е preparation). Изучается 7-я позиция рук (кисть на кисть за спиной). Со II полугодия постепенно соединяются движения ног с переводом рук.
4. Разучиваются несложные танцевальные связки или этюды (1-2) из 2-3-х ранее пройденных движений (формирование навыков партнерства).
Движения у станка
1. Plie – с переходом из позиции в позицию через поворот стоп.
2. Battements tendu – «носок - каблук» с окончанием в plie (каблук).
3. Battements tendu jete pour-le-pied в сочетании с притопами.
4. Подготовка к «веревочке» - разворот бедра в закрытое - открытое положение.
5. «Каблучное» - маленькое с 2-м ударом.
6. Опускание на колено – у каблука опорной ноги (с поворотом к палке).
7. Перегибы корпуса – в I прямой позиции на вытянутых ногах на полупальцах.
8. Pas tortilla – из положения pointe в сторону.
9. Flic-flac – из V позиции в V позицию во всех направлениях с ударом подушечкой стопы и сокращенной стопой на cou-de-pied.
10. Releve lent и battement derellope – с сокращением стопы с окончанием в demi-plie на каблук.
11. Grand battement jete – во всех направлениях из V позиции с окончанием в demi-plie на каблук.
Середина.
Русский народный танец
1. Простые переводы рук из позиции в позицию.
2. Земной русский поклон.
3. «Гармошка» в повороте.
4. «Веревочка» : - простая; - двойная; - с переступанием.
5. «Маятник» в прямом положении.
6. «Моталочка» в прямом положении.
7. «Переборы» подушечками стоп.
8. Шаги: - со скользящим ударом; - с подбивкой на каблук.
9. Дробные выстукивания: - «разговорные» дроби; - «двойная дробь»; - «ключ» дробный (простой с одним и двумя двойными ударами).
10. Вращения: - на двух подскоках полный поворот; - «припадани-ем» на месте.
Белорусский народный танец
Изучается на примере белорусских полек «Крутуха» и «Трясуха».
1. Основное положение рук и ног.
2. Основное положение в паре.
3. Основной ход польки «Крутуха».
4. Основной ход польки «Трясуха».
5. Галоп.
6. Вращения на месте и в продвижении (на основе движений танцев «Крутуха» и «Трясуха»).
Украинский народный танец
1. Введение. Знакомство с музыкальным материалом. Характер и манера исполнения.
2. Основные положения ног.
3. Основные положения рук.
Изучается I положение (руки раскрыты в сторону между подготовительным положением и 2-й позицией).
II положение (руки раскрыты в сторону между 3-й и 2-й позициями).
4. «Веревочка» : - простая; - с продвижением назад.
5. Притопы: - одинарный; - двойной (перескок с двумя поочередными ударами стоп по 1-й прямой позиции).
6. «Голубцы» одинарные в сторону с притопом.
7. «Дарижка проста» («припадание» - шаг в сторону с последующим переступанием по 5-й свободной позиции).
8. «Переменный шаг».
Итальянский танец «Тарантелла»
1. Введение. Знакомство с музыкальным материалом. Характер и манера исполнения.
2. Основные положения ног.
3. Основные положения рук. Изучается 7-я позиция рук (кисть на кисть за 20 спиной). Движения рук с тамбурином.
4. Battements tendu jete вперед: - с шага и ударом носком по полу (pique) – с продвижением вперед, назад; - удар носком по полу (pique) с подскоком – на месте, с продвижением назад; - поочередные удары носком и ребром каблука по полу с подскоками – на месте, с продвижением назад.
5. Jete-pigue (на месте и с отходом назад на plie).
6. Jete «носок-каблук» поочередно (с подскоком).
7. Соскоки на полупальцы в 5-й позиции на plie (и на месте и в пово-роте).
8. Pas echappe (соскоки на II позицию).
9. Бег – pas emboite – на месте, с продвижением вперед.
10. Основной ход с pas ballone (c фиксацией на cou-de-pied).
11. Подскоки на demi-plie на месте и с поворотом: - на полупальцах по 5-й позиции; - на одной ноге с ударами ребром каблука и носком по 5-й свободной позиции.
12. Pas de basque (тройные перескоки по 5-й прямой позиции с со-гнутыми вперёд коленями на 900 (на месте и в продвижении вперед, назад, с поворотом).
13. Проскальзывание назад на одной ноге на demi-plie с выведением другой ноги вперед на носок (на месте, с продвижением назад).
Требования по годам обучения.
В конце первого года обучения учащиеся должны
знать:
• название движений (французская терминология, их перевод и значение,
• образно-народные названия движений русского народного танца
владеть:
• постановкой корпуса, рук, ног, головы,
• навыками координации движений
уметь:
- передавать в движении характерные особенности русского народного танца, белорусского народного танца, танцев прибалтийских стран;
- исполнять движения и танцевальные комбинации в характере русско-го народного танца, белорусского народного танца, прибалтийского танца «Козлик».
В конце второго года обучения учащиеся должны
знать:
• основные движения белорусского танца «Бульба»,
• основные движения украинского танца, итальянского танца «Тарантелла».
владеть:
- быстрым запоминанием танцевальных комбинаций,
• координацией движений в танцевальных комбинациях.
уметь:
• передавать в движении манеру и характер танцевальных движений и танцев, изучаемых народностей,
исполнять движения русских народных танцев.
3. Планируемый уровень подготовки обучающихся на момент
завершения программы.
По окончании курса обучения по предмету «Народно-сценический танец» учащиеся должны :
- владеть основами народно-сценического танца;
- знать методику исполнения движений народно-сценического танца, уметь грамотно их исполнять;
- определять на слух образцы народной музыки, ориентироваться в музыкальном сопровождении уроков народно-сценического танца;
- иметь навыки самостоятельной творческой деятельности.
- уметь исполнять на сцене различные виды народно-сценического танца, произведения учебно-хореографического репертуара;
- уметь исполнять народно-сценические танцы на разных сценических площадках;
- уметь исполнять элементы и основные комбинации различных видов народно-сценических танцев;
- уметь распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок при исполнения народно-сценического танца;
- уметь понимать и исполнять указания преподавателя;
- знать рисунка народно-сценического танца, особенностей взаимодействия с партнерами на сцене;
- уметь запоминать и воспроизводить текст народно-сценических танцев;
- иметь навыки музыкально-пластического интонирования.
4. Формы и методы, система оценок.
По программе «Народно-сценический танец» предусмотрены промежуточные аттестации по полугодиям. По завершении изучения предмета по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании школы искусств. Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов, экзаменов, экзаменационных концертов и класс-концертов. Знания учащихся определяются в соответствии с теоретическими пунктами про-граммы, а умения – с практическими.
Результатом обучения является определённый объём знаний, умений и навыков. Учё т и контроль успеваемости следует определять следующими формами:
- собеседование;
- опрос;
- контрольный урок;
- открытый урок;
- экзамен;
- выступление на концерте, фестивале, конкурсе.
Контроль позволяет определить эффективность обучения, обсудить результат, внести изменения в процесс, если надо. Контроль позволяет родителям, преподавателям, ученикам увидеть результат своего труда.
Проведение показательных уроков перед родителями с целью повышения интереса, проведение экзаменов, контрольных уроков, их периодичность устанавливает преподаватель.
Контроль может быть текущим, промежуточным, итоговым. Текущий контроль осуществляется по ходу занятия. Форма промежуточной аттестации проводится по контрольным урокам в конце каждой четверти. Итоговая аттестация в форме экзамена проводится в 4-м классе. В конце учебного года все группы отделения участвуют в Отчётном концерте ДШИ с выставлением или без выставления оценок.
По итогам всех аттестаций и контрольных мероприятий выставляются оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно.
Текущий контроль действует на протяжении всего учебного года. Четко разработанная оценочная система осуществляется по результатам выполнения учебных заданий педагога в классе и по степени участия в концертной деятельности. В конце каждой четверти все педагоги школы проводят контрольный урок, на котором выставляются оценки ученикам. В конце полугодия – открытый урок (показ, в конце года – зачеты или эк-замены.
5. Методическое обеспечение учебного процесса.
Основными методами работы преподавателя являются показ движений и словесное объяснение. Они – главные проводники требований преподавателя к учащимся. В разных классах показу и объяснению отводится различная роль, изменяются функции показа и объяснения на разных эта-пах обучения.
На начальном этапе обучения по народно-сценическому танцу (3-й класс) показу придаётся исключительно большое значение, т. к. он даёт первоначальное представление о движении. Поэтому показ должен быть предельно точным, конкретным и технически совершенным.
Словесное объяснение комментирует показ, выделяя наиболее важные моменты, а также служит для формирования основных понятий, необходимых на начальном этапе (правила исполнения).
На следующем этапе обучения (4-й класс) показ приобретает иной характер. Он становится более обобщённым, акцентирующим наиболее важные моменты, особенно мышечную работу тела.
Словесный метод приобретает очень большое значение в связи с про-исходящим процессом осмысления исполнения, слово несёт большую нагрузку.
Таким образом, два важнейших метода – показ и объяснение – связаны с одним из центральных моментов обучения: активизацией мышления и развитием творческого начала в процессе напряжённой физической работы по овладению танцевальными навыками.
Яркими диагностиками качества урока становятся:
- увлечённость ребёнка общением с художественным, хореографическим, музыкальным произведением;
- появление потребности высказать своё мнение, суждение по поводу увиденного или услышанного, вступить в диалог с другими детьми.
Данная программа направлена на выявление и развитие способностей детей, приобретение ими определённых знаний, умений; на развитие компетентности в области хореографии; на формирование навыков на уровне практического применения.
Основные принципы:
- вариативность программ (преподаватель имеет право перенести изучение какого-либо движения в нужный период, не нарушая логики и последовательности обучения);
- содержание программы доступно для изучения, т. к. главным принципом её является принцип «от простого к сложному».
- программа содержит основные требования, в которых чётко изложены задачи и прогнозируемый результат к каждому году обучения. Это помогает направлять и контролировать подачу нового материала.
- программа предусматривает не только практические движения, но и различные формы работы с детьми, позволяющие создавать атмосферу доброжелательности, сотворчества, модулирования ситуации успеха.
Дети приходят учиться в ДШИ на добровольных началах и продолжают учиться до тех пор, пока сами этого желают; учащиеся могут сочетать свои занятия с учётом свободного времени, - программа учитывает эти особенности обучения в школе искусств.
Урок – традиционная форма организации учебного процесса. Но воз-можно использование нетрадиционных форм: лекция – концерт, концерт перед родителями, участие в фестивалях, смотрах. При проведении уроков по народно-сценическому танцу, необходимо руководствоваться следующими моментами:
• Постепенное увеличение физической нагрузки;
• Чередование темпа нагрузки;
• Равномерность нагрузки на обе ноги;
• Свободное дыхание и самочувствие учащихся.
При подготовке к уроку необходимо учитывать такие факторы, как:
- объём материала;
- степень его сложности;
- особенности класса, как исполнительского коллектива;
При составлении плана занятия предполагается детальная разработка каждой его части, где следует:
- определить новый материал, ввести его в различные комбинации;
- определить музыкальный материал, его размер, характер;
При проведении урока целесообразно выдерживать структуру занятия в целом и соизмерять длительность отдельных частей.
На практических занятиях очень важно:
- переводить на русский язык все иностранные термины;
- объяснять назначение упражнения и правила его исполнения;
- равномерно распределять физическую нагрузку и чередовать работу различных групп мышц, развивать внимание и осознанный контроль над работой мышц;
- воспитывать самостоятельность в выполнении учебных заданий.
Музыкальное оформление урока народно-сценического танца.
6. Условия реализации учебного процесса.
Перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:
• балетные залы, имеющие пригодное для танца напольное покрытие (деревянный пол или специализированное пластиковое (линолеумное) покрытие,
• балетные станки (палки);
• наличие музыкального инструмента (рояля/фортепиано, баяна) в балетном классе;
• учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий.
7. Список рекомендуемой методической литературы.
1. Богданов Г. Урок русского народного танца.
1. Голейзовский К. Образы русской народной хореографии.
2. Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца (упражнения у станка).
2. Уральская В., Соколовский Ю. Народная хореография.
3. Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца (танцевальные движения и комбинации на середине зала).
3. Климов А. Основы русского танца.
4. Ткаченко Т. Народный танец.
4. Устинова Т. А. Русские танцы.
5. Стуколкина Н. М. Уроки характерного танца.
5. Тагиров Г. Х. Татарские танцы.
6. Тагиров Г. Х. 100 татарских фольклорных танцев.