Сылко Людмила Ивановна
Программа-план «Тепло родного очага» по ознакомлению с историей и культурой казачества
▼ Скачать + Заказать документы
Из ничего не бывает ничего
«В казаки шли все, кому не по душе был произвол царя и помещиков,
кому не сиделось на месте. Воины и пахари, они осваивали окраины
государства, укрепляли их, раздвигали границы. Тем, что Россия
раскинулась от Черного моря до Тихого океана, она обязана казачеству»
А. Гулыга
В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей.
Публикация «Программа-план „Тепло родного очага“ по ознакомлению с историей и культурой казачества» размещена в разделах
Будущее любой страны всегда зависит от того, как будет расти и развиваться ее культурный, нравственный, интеллектуальный потенциал – дети. А будущее детей находится в прямой зависимости от социальной и экономической структуры общества.
Современные подходы к дошкольному образованию требуют создания условий для приобщения ребенка
21 века к национальным и общенациональным ценностям, истории родного края.
Одной из основных тенденций современного дошкольного образования является ориентация на национально- культурные ценности. Такие основополагающие принципы обновления содержания образования, как личностная ориентация, культуросообразность, гуманизация и гуманитаризация предполагают приобщение ребенка к национальным ценностям, формирование у него толерантного сознания, разнообразных познавательных интересов, его самоопределение в условиях поликультурной среды.
Многонациональный и многоконфессиональный состав населения Оренбургской области создает такую среду. При этом объективно история и культура казачества стали ведущим фактором, определяющим специфику области в целом и наполнении в качестве регионального компонента содержания образования.
Овладение этим компонентом одинаково важно для всех дошкольников. Для детей из казачьих семей это станет средством познания своих корней, формирования ментальности, жизненных планов, осознания неразрывной взаимосвязи жизни казачества с жизнью всего российского народа. Остальные дети лучше узнают историю края, где они проживают, будут готовы к пониманию проблем казачества, к продуктивному сотрудничеству с ним.
Изучение национальных, этнографических традиций и обычаев казачества, изучение истории развития родного края, воспитание уважения к героическому прошлому донских казаков, приобщение детей к духовному богатству многих поколений способствует развитию творческой активности детей, делает их достойными наследниками тех духовных ценностей, которые завещали нам талантливые предки.
В настоящее время народное творчество занимает особое место, как средство несущее общечеловеческие ценности. Возрастает интерес к народному творчеству, как к неиссякаемому источнику народной культуры.
Родная культура входит в сознание человека вместе с генами отца и матери. Система ценностей родной культуры, модели поведения, целостность этических идеалов непереоценимы для формирования личности.
Жизнь в русле родной культуры очень важна для ребенка - дошкольника, так как в этом возрасте ребенок начинает познавать мир. И если педагог живет вместе с детьми в условиях народных традиций, в русле родной культуры, он имеет больше возможности для формирования этических и эстетических идеалов.
Через введение в народную культуру, ее осмысление и познание педагоги развивают не только духовно-нравственную сферу ребенка, но и его творческие способности.
Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Именно в детском возрасте нужно возбудить в душах детей интерес к своему народу, его культуре, истории, зародить в их сознании чувство любви к Родине, принадлежности к великому народу. Дать детям то ценное, что создано казачеством за его историю.
Исходя из вышеизложенного для своей программы «Тепло родного очага» нами были выбраны следующие приоритеты:
1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность должны быть национальными. Это поможет детям с раннего возраста понять, что они – часть казачьего народа.
2. Необходимо широко использовать все виды казачьего фольклора (песни, былины, легенды, сказки и т. д.). В народном творчестве как нигде сохранились особые черты характера казаков, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.
3. Большое место в приобщении детей к культуре казачества должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
4. Знакомить детей с золотыми именами казачества – выдающимися представителями российского казачества.
Наша программа направлена на воспитание детей на идеях патриотизма, духовности, народности (уклад жизни, традиции и пр.) , обращения к истокам (кто мы такие, какие мы, чем интересны) .
Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребенком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно-патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития.
Цель: Развитие патриотических чувств у дошкольников посредством приобщения их к культуре казачества.
Задачи: Расширение представлений ребенка о себе, о человеке, культуре, природе путем систематического, интегрированного обращения к богатейшему многовековому опыту казачества.
Закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, личности, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими детьми.
Введение ребенка в мир национальной и общенациональной культуры, оказание помощи в выборе и овладении личностно-значимой системой ценностных ориентаций.
Создание условий по оказанию помощи семье в раскрытии индивидуальности ребенка через включение его в культуру и историю собственного народа.
Обеспечение условий и форм освоения ребенком способов самостоятельного практического применения предметов быта казачества, устного народного творчества, народной мудрости в различных видах деятельности ДОУ, семье.
Содействие становлению позитивного опыта взаимодействия ребенка со сверстниками и окружающим миром в реальных жизненных ситуациях на основе гуманного деятельного отношения.
В отборе содержания программы мы руководствовались следующими принципами:
- Принципом личностно-ориентированного подхода, предполагающего создания условий, обеспечивающих становление личного опыта ребенка, поддержку, развитие его индивидуальности и самобытности.
- Принципом культуросообразности, предусматривающим освоение богатейшего опыта донского казачества, как систему культурных ценностей, способствующих воспитанию и развитию личностной культуры ребенка.
- Принципом природосообразности, предполагающим не только учет возрастных, индивидуально-психологических особенностей ребенка, но и национально-специфических его склонностей и стереотипов поведения, обусловленных этическими семейно-бытовыми традициями и обычаями.
- Принципом гуманистической ориентации на общественно одобряемые и передаваемые из поколения в поколения образцы, социально-этические нормы поведения, уважение достоинства и прав человека, заботы о родных и близких, проявление миролюбия, доброжелательного отношения, терпимости к окружающим людям, независимо от национальности и личных свойств.
- Принципом интеграции, предполагающим комплексное включение содержания программы в сферы жизнедеятельности, образовательного процесса ДОУ. Освоение ребенком различных элементов фольклора казачества Оренбуржья в соответствии с ценностями общечеловеческой культуры.
Этапы работы:
1 этап: на этом этапе следует изучить роль и место культуры казачества в саморазвитии педагога;
2 этап: создание предметно-развивающей среды;
3 этап: обогащение эмоционального опыта детей на основе традиций казачества; развитие любознательности и стремления к изучению истории и культуры.
Реализация:
1 этап: основными источниками при разработке программы стали следующие издания :
- Н. В. Бурова «Традиции родного края. История и культура казачества»
- М. Я. Новохватский «Мой Оренбург»
- В. И. Бирюкова «Сказание о хлебе Оренбургском»
- Ю. Сухарев «Лазоревый цвет» Страницы казачьей истории
- А. С. Ветров «География Оренбургской области»
- А. А. Чибилев. Краеведческий атлас «Адамовский район»
- С. Ю. Ковтун,Т. В. Краснова Географический атлас «Адамовский район»
2 этап: для осуществления данной работы разрабатывали содержание пространственно-эстетической среды на основе инновационных принципов В. И. Петровского, А. С. Клариной, Л. А. Смывной, Р. М. Чумичевой. Конструированная среда строится в двух пластах:
- предметно – пространственной
- духовно – эмоциональной
Каждый элемент включается в процессе деятельности в качестве цели и средства освоения ее личностью, что позволит каждому ребенку в определенных границах утверждать свою индивидуальность.
Предлагается изготовить пособия:
- иллюстрации, картинки, картины;
- плоскостные фигурки людей и животных;
- настольный, кукольный театры;
- игрушки фабричные и самоделки, имитирующие предметы быта казачества (ведра-казаны, коромысло, деревянные ложки, чугунки и т. д.);
- предметы домашнего обихода : мебель – лавки, стол, божница с лампадой, оружие, сбруя, русская печь;
- салфетки, скатерти, рушники;
- глиняная посуда местного (донского) изготовления: кубышки, махотки, макитры, кувшины и др. ;
- предметы костюма казаков и украшения к ним;
- музыкальные инструменты казаков (варган, гребешок);
- макет казачьего куреня, подворья.
Нетрадиционные игровые зоны, например «Казачий курень», «Птичий двор» (мебель, посуда донских казаков, куклы в казачьих костюмах)
3 этап: воспитательно-образовательная деятельность.
Формирование у детей эмоционально-положительного отношения к культуре казачества включает ряд последовательных этапов – от воспитания гуманных переживаний до сформированного отношения к реальной жизни.
Цель 1 этапа:
- Закрепить у детей представления о положительных качествах (доброте, смелости, скромности, трудолюбия) и отрицательных (жестокости, трусости, лени).
- Воспитывать интерес к народному творчеству.
Разработанная методика включает также слушание детьми музыки, живое исполнение, созерцание изделий декоративно-прикладного искусства (в том числе казачьих костюмов и их элементов, их собственную активную деятельность: импровизация казачьих песен, изображение героев, эпизодов из легенд и былин, получение представлений о социальной действительности.
На 2 этапе основное внимание уделяется изучению быта, традиций, обрядов, праздников донского казачества, их духовной жизни. Для этого рекомендуем игры- драматизации. Интеллектуально-эмоциональные связи в поведении детей наиболее ярко проявляются в момент принятия той или иной роли, выполнения игровых, ролевых действий, развития сюжета.
На этом этапе следует добиваться, чтобы эмоционально-положительный настрой перерастал в целостное от ношение к культуре казачества. Тут не только проявляется любовь к народному творчеству, а и просматривается связь поколений – старшего, которое сберегает народные традиции, и молодого, которое приобщается к ним, и несет с собой в будущее.
Основная задача 3 этапа работы с детьми: перенос пережитых детьми чувств в реальную жизнь путем дискуссий, оценочных суждений, изготовление атрибутики, экскурсий, встреч. Расширение знаний детей о культуре и быте, истории казачества, знакомство с архитектурой, религиозными мировоззрениями.
Методические рекомендации
Для успешного усвоения детьми материала, предлагаемого для нравственного, физического развития, закрепления полученных знаний, восприятия себя как части донского казачества, причастности к культуре казачества следует:
1. Учитывать возрастные особенности детей. Воспитание и обучение проводить поэтапно, от простого к сложному. Вся жизнь ребенка должна быть пропитана духом казачества, его культуры.
2. - на первом этапе работы с детьми необходимо проводить занятия в форме игры, показа инсценировки, рассказа воспитателя;
- учитывая возрастные особенности, обучающий процесс проводить с учетом индивидуализации, объединяя детей в микрогруппы;
- использовать элементы казачьего фольклора в режимных моментах, на прогулке, во время наблюдений, во время занятий, организации игры;
- проводить дидактические игры типа «У бабушки Загадушки», «Чья игрушка», «Узнай, откуда гости» и др.
- поддерживать связь с родителями, приобщая их к работе.
3. Продолжая начатую работу, на втором этапе следует:
- привлекать детей к самостоятельной деятельности;
- использовать такие формы работы как игра-драматизация, инсценировка казачьих легенд, песен, участие в фольклорных праздниках;
- побуждать детей к созданию образов героев любимых сказок, легенд;
- на занятиях по ИЗО самостоятельно изображать предметы казачьего быта, расписывать костюмы элементами символики, изготовлять игрушки (лепка, конструирование);
- работать в тесной связи с музыкальным руководителем
• исполнение казачьих песен, частушек
• разучивание хороводов, танцев
• импровизированные исполнения на народных музыкальных инструментах
• участие в фольклорных праздниках
- привлечение к работе родителей;
• встречи с бабушками и дедушками, их рассказы о прошлом, о традициях казачества
• посещение церкви на праздники
• экскурсии в музей
• изготовление родителями казачьих костюмов
• чтение и рассказы о праздниках и религии.
Продолжая работу, на третьем этапе необходимо:проводимую на этих этапах обучения и воспитания, побуждать детей к анализу, сравнению культуры казачества Оренбуржья в прошлом и настоящем. Закреплять знания, полученные на 1 и 2 этапах и продолжать углубленное изучение тем, предусмотренных программой
- давать оценку, высказывать свое мнение по поводу мировоззрения донских казаков в прошлом;
- использование детьми в речи выражений языка казаков;
- самостоятельная организация игр;
- изучение жизни казачества в городе и деревне, их особенности путем сравнений;
- знакомство с архитектурой, живописью путем рассказов, бесед, экскурсий по станице, музеям;
- разъяснение воспитателям и родителям значимости традиций, обычаев современной жизни;
- использование в свободной двигательной деятельности детей казачьих игр, а также при проведении занятий, на прогулке.
Правила пользования программой
1. Не давайте детям сразу много нового.
2. Постепенно переходите от простого к более сложному.
3. Не спешите сразу называть предмет, его назначение.
Дождитесь высказывания или предположения детей.
4. Создавайте такие игровые ситуации, где ребенок мог бы проявить свои знания и умения. Если дети затрудняются, предложите свою помощь.
5. Закрепляйте знания детей в подвижных играх, инсценировках и сюжетно-ролевых играх.
Содержание программы
Занятия проводятся с детьми старшего дошкольного возраста с сентября по май. 1 занятие в неделю продолжительностью 25-30 минут.
Сентябрь
Тема: «Кто мы, откуда. Где наши корни» - развивать у детей коммуникативные умения; расширять представление о семье, учить ориентироваться в родственных отношениях, прививать любовь к родственникам.
Тема: «Древняя Русь» - продолжать знакомить детей с историей нашей Родины, откуда пошло название нашей Родины. На примере былин, легенд показать красоту, мудрость, силу и смелость русского народа.
Тема: «Россия – Родина моя» - формирование патриотических чувств, закрепление знаний государственных символов страны, формирование простейших географических представлений о стране.
Тема: «Наши предки – славяне» - расширять знания детей об истории нашей страны, познакомить с жизнью, обычаями, занятиями наших предков.
Октябрь
Тема: «Оренбуржье, земля казачья, казаки» - донести до сознания детей принадлежность к славному роду казачьему, воспетому М. Шолоховым, земле к людям, проживающим на Оренбургской земле.
Тема: «Возрождение казачества в Станице Елизаветинской» - рассказать детям, что история казачества – неиссякаемый источник силы, мужества, верности, поэтому люди вновь обратились к нему; что любовь к родному краю, к степям Оренбуржья дает силу человеку, живущему на этой земле.
Тема: «Как воспитывали казака» - дать детям знания о том, как воспитывали в казачьей семье девочек и мальчиков, почему давалось разное воспитание, какая цель преследовалась.
Тема: «Рыцарская жизнь казаков» - дать понять детям, что казаки с малолетства в занятиях, в отдыхе, в забавах всегда являются воинами. Воспитывать у детей умение слышать колорит речи донских казаков.
ноябрь
Тема: «Военные походы» - продолжать пополнять знания детей об истории донского казачества. Дать понятие, что звание мирного земледельца было соединено со званием воина; что люди часто от плуга переходили к выполнению воинского долга, а, оставив службу, нередко снова становились за плуг, оставаясь воинами, в каждую минуту готовыми сесть на своего боевого коня и выехать в поле в полном вооружении.
Тема: «Казаки – люди вольные» - дать детям понятие о казачьей вольнице. Где эти люди селились и почему. Кого принимали в казаки. Какие были у казаков заповеди.
Тема: «На казачьем кругу» - продолжать пополнять знания детей об истории оренбургского казачества. Дать понятие «казачий круг» (что это такое, какие вопросы решались). Познакомить с символами казачьей доблести: бунчук, булава, насека.
Тема: «Столица оренбургского казачества город Оренбург» - познакомить детей с главным городом казаков.
Декабрь
Тема: «Обряды и праздники на Дону» - познакомить со своеобразием казачьих обрядов, религией донских казаков.
Тема: «Покров – первое зазимье» - знакомство с праздником Покрова, с приметами этого дня, традициями, обрядами.
Тема: «Языческие праздники (Святки, Новый год) – раскрыть нравственные основы казачьей культуры как культуры русской национальной, богатства народа.
Тема: «Рождество Христово» - формирование у детей целостного представления о православии, как части русской культуры, его богатстве, красоте праздников.
Январь
Тема: «Крещение» - продолжать формировать у детей целостное представление о православии.
Тема: «Пасха, Красная горка» - познакомить детей с главным праздником православных христиан, традиции, обряды.
Тема: «Масленица» - расширить знания о традициях, праздниках казачества.
Тема: «Благовещенье – птиц на волю отпущенье» - знакомство с приметами этого дня, с обычаем отпускать птиц на волю.
Тема: «К худой голове своего ума не приставишь», беседа об уме и глупости – показать детям значение знаний, пословицы, поговорки.
Тема: «Живет в народе песня» - знакомить детей с казачьими песнями, учить видеть красоту донских напевов.
Тема: «На героя и слава бежит» - беседа о героях-казаках, старинном оружии.
Тема: «Сердце матери лучше солнца греет» - этическая беседа об отношении казаков к женщине-матери с включением народных легенд, пословиц, поговорок.
Тема: «Шутку шутить – людей насмешить» - беседа о народном казачьем юморе.
Тема: «Наши земляки» Рассказ о М. А. Шолохове, знакомство с его произведениями («Нахаленок», «Судьба человека»).
Тема: «Золотые имена» - рассказ о выдающихся людях казачества.
Тема: «Человек без Родины, что соловей без песни» - беседа о прошлом и настоящем Оренбургского края.
Тема: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - знакомство с архитектурой собора г. Оренбурга.
Тема: «Казачий быт» - через изучение истории жизни быта казачьих станиц, помочь детям познать наш мир сегодня, сравнить с прошлым.
Тема: «Казачий курень» - углубить знания о быте казаков, познакомить с казачьей избой – куренем.
Тема: «Казачья утварь» - мебель, посуда – знакомить с мебелью в казачьем курене, посудой и другими предметами быта и обихода.
Тема: «Казачий костюм» - изучить разнообразие одежды, дать понять значение символики в жизни казачества.
Тема: «Архитектура. Православный храм» - дать детям знания об особенностях внешнего вида, символики (купол-небо и т. п.) , внутренних частях храма (притвор, собственно храм и т. д.) , о правилах поведения в храме.
Тема: «Казачья кухня» - знакомить детей с традициями казачьей кухни, правильном рациональном питании.
Тема: «Народная медицина» - познакомить детей со средствами народной медицины (лекарства, травы, заговоры и т. д.)
Тема: «Мировозрение (развитие знаний о природе)» - познакомить детей с религиозным мировозрением наших предков, о развитии их знаний о природе.
Тема: «Культура общения в семье и обществе» - формировать у детей общее представление о культуре казачества, ее богатстве.
Конкурсы
- «Дед, батя и я – казачья семья»
- «Любо, казачка» - доставить детям удовольствие от общения со сверстниками, закреплять знания о жизни казачества.
Праздники
- «Казачья ярмарка»
- «Казачьи посиделки» - вызвать у детей чувство эмоциональной радости от соприкосновения с культурой и историей казачества.
___
Нормативные документы и литература:
- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральными законами от 13.01.1996 № 12-ФЗ; от 16.11.1997 № 144-ФЗ; от 20.07.2000 № 102-ФЗ; от 07.08.2000 № 122-ФЗ
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации № 751 от 04.10.2000
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденная Правительством РФ (Распоряжение № 1756-р от 29.12.2001)
- Федеральная программа развития образования (приложение к Федеральному закону от 10.04.2000 № 51-ФЗ)
- Н. В. Бурова «Традиции родного края. История и культура казачества2
- М. Я. Новохватский «Мой Оренбург»
- В. И. Бирюкова «Сказание о хлебе Оренбургском»
- Ю. Сухарев «Лазоревый цвет» Страницы казачьей истории
- А. С. Ветров «География Оренбургской области»
- А. А. Чибилев. Краеведческий атлас «Адамовский район»
- С. Ю. Ковтун,Т. В. Краснова Географический атлас «Адамовский район -
- Краткий очерк истории Войска Казачьего «Картины былого Оренбургского казачества»