МААМ-картинки

Программа опытно-экспериментальной работы

Виталия Федоренко
Программа опытно-экспериментальной работы
▼ Скачать + Заказать документы

Обоснование актуальности темы.

Дошкольный возраст выступает как самоценный период жизни ребенка и поэтому осваиваемые в процессе обучения в ДОУ ребенком знания, умения и навыки рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития его личности. При этом основным направлением воспитательного процесса является приобщение детей дошкольного возраста к широкому спектру общечеловеческих ценностей.

Публикация «Программа опытно-экспериментальной работы» размещена в разделах

В настоящее время в воспитательно-образовательном процессе в детских образовательных учреждениях (ДОУ) ярко выделяется проблема недостатка времени и большого объема информации, в том числе и программного материала, предлагаемого для усвоения ребенком. Растет доля умственной нагрузки в режиме дня. Вследствие этого нередко наблюдаются переутомление детей и снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы их дальнейшего развития. Доля двигательной активности катастрофически снижается, уменьшается время пребывания детей на свежем воздухе. В связи с этим возникает необходимость оптимизации здоровьесберегающей деятельности ДОУ.

Разрыв между двигательной и другими видами деятельности дошкольников является одним из негативных явлений как новых, так и традиционных систем образования. Основная причина такого положения заключается в отсутствии механизмов, которые обуславливают интеграцию познавательной и двигательной деятельности в ходе обучения. Разработка организационно-методических основ интеграции в воспитательно-образовательном процессе дошкольников является актуальным направлением научного исследования [21].

Таким образом, смысл интеграции познавательной и двигательной деятельности в процессе интерактивного обучения заключается в формировании системы, обладающей большим образовательным и оздоровительным эффектом.

Cегодня разработка и внедрение таких технологий во многом обусловлены поиском путей совершенствования здоровьесберегающей деятельности педагогов детского сада. Это связанно не только с увеличением числа детей с функциональными отклонениями в здоровье, но и с попытками общества противостоять негативному влиянию на здоровье подрастающего поколения социально – экономических потрясений и экологических катастроф. Здоровьесберегающая деятельность сегодня становится основой для интеграции образовательных областей. Принцип интеграции становится основой для формирования междисциплинарного подхода к осуществлению здоровьесберегающей деятельности в ДОУ и определения здоровьесберегающих технологий в образовании как системы мер по сохранению и укреплению здоровья детей, состоящей из методов и приемов, комплексных способов решения задач здоровьесбережения [16].

Интегрированная технология интерактивного обучения, реализуемая в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ, позволит качественно на новом, более эффективном, доступном для ребенка уровне освоить большинство разделов программы. Интеграция также будет способствовать поддержанию внутреннего благополучия, позволит дошкольнику быстрее адаптироваться к изменяющимся психолого-педагогическим условиям, может быть направлена на сохранение здоровья ребенка [13].

Научная новизна заключается:

в создании условий, адекватных жизнедеятельности детей и педагогов, способствующих их благоприятному психофизиологическому развитию;

в снижении нагрузки на педагогов и повышения уровня их компетентности и компьютерной грамотности;

в повышении мотивации и интереса к занятиям всех участников образовательного процесса;

в разработке оптимального режима двигательной активности в условиях двигательной среды, характеризующейся игровым, дидактическим, познавательным характером [10].

Объектом исследования является содержание воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Предмет исследования - педагогические условия и средства интеграции двигательной и познавательной деятельности в режиме интерактивного обучения детей дошкольного возраста.

Цель исследования: разработка и апробация системы мер по совершенствованию здоровьесберегающей деятельности педагогов в детском саду на основе интеграции двигательной и познавательной деятельности.

Задачи ОЭР:

1. Изучить теоретические аспекты проблемы.

2. Проанализировать состояние методов интерактивного обучения в ДОУ

3. Разработать интегрированные технологии интерактивного обучения с 2-5лет.

4. Апробировать, экспериментальным путем, эффективность предлагаемых систем мер, методов и приемов по сохранению и укреплению здоровья.

5. Распространить опыт данных технологий среди педагогов ДОУ.

Этапы работы :

Поисковый

- изучение и теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы, материалов и публикаций педагогической печати по проблеме исследования, программ, учебников для ДОУ и нормативных документов.

Экспериментальный

- наблюдение, беседы с воспитателями, родителями, детьми дошкольного возраста;

- разработка методических материалов по интерактивным формам обучения.

Заключительный

- мониторинг здоровья детей ДОУ;

- диагностика психо-эмоционального комфорта детей;

- диагностика основных движений координации в пространстве;

-обобщение опыта для внедрения в практику работы.

Формы представления результатов работы :

-разработать формы, средства и методы интеграции двигательной и познавательной деятельности детей;

-рекомендации воспитателям и инструктору по физическому воспитанию дошкольников по интеграции двигательной и познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

Я начала свою поисковую деятельность по данной теме с октября 2011г. В настоящее время экспериментальная работа продолжается. Чтобы помочь педагогам снять учебную нагрузку на детей, разработаны комплексно - тематические планирования для всех возрастных групп и система интегрированной совместной деятельности педагога с детьми. Подобран методический материал: оформлены картотеки упражнений на дыхание, кинезиологические упражнения, пальчиковые игры и т. д.

Проводились консультации, круглые столы для педагогов с целью ознакомления с некоторыми подходами построения модели интеграции педагогического процесса и особенностями взаимодействия педагогов, обмена опытом. К большому сожалению, на сегодняшний день воспитательные функции семьи существенно ослаблены. Поскольку родители долгие годы были ориентированы на общественное воспитание. В связи с этим образовательному учреждению необходимо сформировать чувство ответственности родителей за воспитание здоровых детей и подготовить семьи к реализации этой задачи. [12]

Данная проблема была выявлена при использовании комплекса традиционных методов психолого-педагогической диагностики. Таких как: наблюдение, беседа, тестирование (опираясь на знания в психологии, анкетирование, деловые игры, материалы детского творчества и др.

Учитывая разную степень готовности к сотрудничеству с дошкольным учреждением, были определены различные уровни родительской мотивации. Родители с высоким уровнем - адекватно воспринимают состояния ребенка, готовы к полноценному сотрудничеству с дошкольным учреждением, понимают необходимость и важность работы, прислушиваются к советам и рекомендациям педагогов.

Родители имеющие средний уровень мотивации, тоже адекватно воспринимают состояние ребенка, не отрицают необходимости сотрудничества с детским учреждением, но при минимальной затрате своих усилий. При низком уровне родительской мотивации отсутствует адекватная оценка состояния своего ребенка, присутствует пассивная внутренняя позиция в сотрудничестве с дошкольным учреждением, непонимание необходимости коррекционной работы.

Анализируя опыт своей работы, в течении 24лет, мною были обобщены здоровьесберегающие педагогические технологии с применением интерактивных методов обучения используемых в ДОУ (табл. 2, и предложены педагогам на выбор те из них, которые можно рекомендовать родителям для проведения дома.

Мониторинг состояния здоровья дошкольников посещающих ДОУ выявил основную проблему – снижение адаптивных возможностей организма. Адаптивность – основной критерий оценки здоровья, подразумевающий стойкость к неблагоприятным погодным условиям, выносливость, работоспособность, психическую и физическую гармонизацию. В связи с этим было проведено обновление организационной структуре управления здоровьесберегающей деятельностью в ДОУ [25].

За период с октября 2011г. по декабрь 2012г. Медицинские показатели индекса здоровья наших воспитанников улучшились на 12%, заболеваемость ОРЗ уменьшилась на 25%. Необходимо подчеркнуть, что только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами [10].

Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Результаты проведенного нами эксперимента позволили сделать вывод, что целенаправленная работа по интеграции двигательной и познавательной деятельности детей в режиме интерактивного обучения оказалась эффективной. У воспитанников экспериментальной средней группы «Жулдыз» №10, выявлен достаточно высокий уровень физической подготовленности (справились с выполнением программы по развитию движений на конец учебного года 95% детей) и хорошие темпы прироста показателей физического качества (в среднем 13,06%) по сравнению с показателями детей контрольной группы «Конырау» №9 в которой такая работа не планировалась.

Иначе говоря, проведенное нами исследование подтвердило что индивидуально-дифференцированный подход, специальный подбор подвижных и пальчиковых игр, динамических пауз, соответствующих двигательному опыту детей пятого года жизни, и вариативность в их проведении обеспечивают благоприятное воздействие для оптимизации двигательной деятельности дошкольников в образовательном процессе.

Интеграция двигательной и познавательной деятельности оказала положительное влияние на развитие психических процессов детей дошкольного возраста. Удалось на более высоком уровне реализовать психический потенциал как мальчиков, так и девочек экспериментальной группы. Прирост по уровню развития психических способностей (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения) в экспериментальной группе достоверно выше, чем в контрольной группе № 9, а по некоторым показателям он такой же, как средней группе (контрольная № 10). Это также является подтверждением эффективности применения интегрированной технологии с детьми дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду. Презентация Здоровье детей - богатство нации; этот тезис не утратит актуальности во все времена, а сегодня он не просто актуален, он самый главный,.

Мини-музей «Оригами» как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Позвольте представить Вашему вниманию, презентацию на тему «МИНИ-МУЗЕЙ «ОРИГАМИ» КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа опытно-экспериментальной работы
Опубликовано: 19 февраля 2015 в 18:30
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа опытно-экспериментальной работы» (включая файлы) размещена пользователем Виталия Федоренко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД