Виталия Федоренко
Программа опытно-экспериментальной работы
▼ Скачать + Заказать документы
Обоснование актуальности темы.
Дошкольный возраст выступает как самоценный период жизни ребенка и поэтому осваиваемые в процессе обучения в ДОУ ребенком знания, умения и навыки рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития его личности. При этом основным направлением воспитательного процесса является приобщение детей дошкольного возраста к широкому спектру общечеловеческих ценностей.
Публикация «Программа опытно-экспериментальной работы» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
В настоящее время в воспитательно-образовательном процессе в детских образовательных учреждениях (ДОУ) ярко выделяется проблема недостатка времени и большого объема информации, в том числе и программного материала, предлагаемого для усвоения ребенком. Растет доля умственной нагрузки в режиме дня. Вследствие этого нередко наблюдаются переутомление детей и снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы их дальнейшего развития. Доля двигательной активности катастрофически снижается, уменьшается время пребывания детей на свежем воздухе. В связи с этим возникает необходимость оптимизации здоровьесберегающей деятельности ДОУ.
Разрыв между двигательной и другими видами деятельности дошкольников является одним из негативных явлений как новых, так и традиционных систем образования. Основная причина такого положения заключается в отсутствии механизмов, которые обуславливают интеграцию познавательной и двигательной деятельности в ходе обучения. Разработка организационно-методических основ интеграции в воспитательно-образовательном процессе дошкольников является актуальным направлением научного исследования [21].
Таким образом, смысл интеграции познавательной и двигательной деятельности в процессе интерактивного обучения заключается в формировании системы, обладающей большим образовательным и оздоровительным эффектом.
Cегодня разработка и внедрение таких технологий во многом обусловлены поиском путей совершенствования здоровьесберегающей деятельности педагогов детского сада. Это связанно не только с увеличением числа детей с функциональными отклонениями в здоровье, но и с попытками общества противостоять негативному влиянию на здоровье подрастающего поколения социально – экономических потрясений и экологических катастроф. Здоровьесберегающая деятельность сегодня становится основой для интеграции образовательных областей. Принцип интеграции становится основой для формирования междисциплинарного подхода к осуществлению здоровьесберегающей деятельности в ДОУ и определения здоровьесберегающих технологий в образовании как системы мер по сохранению и укреплению здоровья детей, состоящей из методов и приемов, комплексных способов решения задач здоровьесбережения [16].
Интегрированная технология интерактивного обучения, реализуемая в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ, позволит качественно на новом, более эффективном, доступном для ребенка уровне освоить большинство разделов программы. Интеграция также будет способствовать поддержанию внутреннего благополучия, позволит дошкольнику быстрее адаптироваться к изменяющимся психолого-педагогическим условиям, может быть направлена на сохранение здоровья ребенка [13].
Научная новизна заключается:
в создании условий, адекватных жизнедеятельности детей и педагогов, способствующих их благоприятному психофизиологическому развитию;
в снижении нагрузки на педагогов и повышения уровня их компетентности и компьютерной грамотности;
в повышении мотивации и интереса к занятиям всех участников образовательного процесса;
в разработке оптимального режима двигательной активности в условиях двигательной среды, характеризующейся игровым, дидактическим, познавательным характером [10].
Объектом исследования является содержание воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
Предмет исследования - педагогические условия и средства интеграции двигательной и познавательной деятельности в режиме интерактивного обучения детей дошкольного возраста.
Цель исследования: разработка и апробация системы мер по совершенствованию здоровьесберегающей деятельности педагогов в детском саду на основе интеграции двигательной и познавательной деятельности.
Задачи ОЭР:
1. Изучить теоретические аспекты проблемы.
2. Проанализировать состояние методов интерактивного обучения в ДОУ
3. Разработать интегрированные технологии интерактивного обучения с 2-5лет.
4. Апробировать, экспериментальным путем, эффективность предлагаемых систем мер, методов и приемов по сохранению и укреплению здоровья.
5. Распространить опыт данных технологий среди педагогов ДОУ.
Этапы работы :
Поисковый
- изучение и теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы, материалов и публикаций педагогической печати по проблеме исследования, программ, учебников для ДОУ и нормативных документов.
Экспериментальный
- наблюдение, беседы с воспитателями, родителями, детьми дошкольного возраста;
- разработка методических материалов по интерактивным формам обучения.
Заключительный
- мониторинг здоровья детей ДОУ;
- диагностика психо-эмоционального комфорта детей;
- диагностика основных движений координации в пространстве;
-обобщение опыта для внедрения в практику работы.
Формы представления результатов работы :
-разработать формы, средства и методы интеграции двигательной и познавательной деятельности детей;
-рекомендации воспитателям и инструктору по физическому воспитанию дошкольников по интеграции двигательной и познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
Я начала свою поисковую деятельность по данной теме с октября 2011г. В настоящее время экспериментальная работа продолжается. Чтобы помочь педагогам снять учебную нагрузку на детей, разработаны комплексно - тематические планирования для всех возрастных групп и система интегрированной совместной деятельности педагога с детьми. Подобран методический материал: оформлены картотеки упражнений на дыхание, кинезиологические упражнения, пальчиковые игры и т. д.
Проводились консультации, круглые столы для педагогов с целью ознакомления с некоторыми подходами построения модели интеграции педагогического процесса и особенностями взаимодействия педагогов, обмена опытом. К большому сожалению, на сегодняшний день воспитательные функции семьи существенно ослаблены. Поскольку родители долгие годы были ориентированы на общественное воспитание. В связи с этим образовательному учреждению необходимо сформировать чувство ответственности родителей за воспитание здоровых детей и подготовить семьи к реализации этой задачи. [12]
Данная проблема была выявлена при использовании комплекса традиционных методов психолого-педагогической диагностики. Таких как: наблюдение, беседа, тестирование (опираясь на знания в психологии, анкетирование, деловые игры, материалы детского творчества и др.
Учитывая разную степень готовности к сотрудничеству с дошкольным учреждением, были определены различные уровни родительской мотивации. Родители с высоким уровнем - адекватно воспринимают состояния ребенка, готовы к полноценному сотрудничеству с дошкольным учреждением, понимают необходимость и важность работы, прислушиваются к советам и рекомендациям педагогов.
Родители имеющие средний уровень мотивации, тоже адекватно воспринимают состояние ребенка, не отрицают необходимости сотрудничества с детским учреждением, но при минимальной затрате своих усилий. При низком уровне родительской мотивации отсутствует адекватная оценка состояния своего ребенка, присутствует пассивная внутренняя позиция в сотрудничестве с дошкольным учреждением, непонимание необходимости коррекционной работы.
Анализируя опыт своей работы, в течении 24лет, мною были обобщены здоровьесберегающие педагогические технологии с применением интерактивных методов обучения используемых в ДОУ (табл. 2, и предложены педагогам на выбор те из них, которые можно рекомендовать родителям для проведения дома.
Мониторинг состояния здоровья дошкольников посещающих ДОУ выявил основную проблему – снижение адаптивных возможностей организма. Адаптивность – основной критерий оценки здоровья, подразумевающий стойкость к неблагоприятным погодным условиям, выносливость, работоспособность, психическую и физическую гармонизацию. В связи с этим было проведено обновление организационной структуре управления здоровьесберегающей деятельностью в ДОУ [25].
За период с октября 2011г. по декабрь 2012г. Медицинские показатели индекса здоровья наших воспитанников улучшились на 12%, заболеваемость ОРЗ уменьшилась на 25%. Необходимо подчеркнуть, что только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами [10].
Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
Результаты проведенного нами эксперимента позволили сделать вывод, что целенаправленная работа по интеграции двигательной и познавательной деятельности детей в режиме интерактивного обучения оказалась эффективной. У воспитанников экспериментальной средней группы «Жулдыз» №10, выявлен достаточно высокий уровень физической подготовленности (справились с выполнением программы по развитию движений на конец учебного года 95% детей) и хорошие темпы прироста показателей физического качества (в среднем 13,06%) по сравнению с показателями детей контрольной группы «Конырау» №9 в которой такая работа не планировалась.
Иначе говоря, проведенное нами исследование подтвердило что индивидуально-дифференцированный подход, специальный подбор подвижных и пальчиковых игр, динамических пауз, соответствующих двигательному опыту детей пятого года жизни, и вариативность в их проведении обеспечивают благоприятное воздействие для оптимизации двигательной деятельности дошкольников в образовательном процессе.
Интеграция двигательной и познавательной деятельности оказала положительное влияние на развитие психических процессов детей дошкольного возраста. Удалось на более высоком уровне реализовать психический потенциал как мальчиков, так и девочек экспериментальной группы. Прирост по уровню развития психических способностей (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения) в экспериментальной группе достоверно выше, чем в контрольной группе № 9, а по некоторым показателям он такой же, как средней группе (контрольная № 10). Это также является подтверждением эффективности применения интегрированной технологии с детьми дошкольного возраста.