Бондаренко Лариса Викторовна
Программа на летний оздоровительный период с детьми от 1,5 до 7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
В отечественной педагогической традиции летний период был всегда ориентирован на восстановление здоровья детей, развитие творческого потенциала личности каждого ребенка, приобщение подрастающего поколения к социокультурным ценностям.
Лето – это своего рода мостик между завершающимся учебным годом и предстоящим.
Исходным для нас стало положение о том, что летний период – это личное время ребенка, которым он имеет право распорядиться, а содержание и организация этого времени – актуальная жизненная проблема личности, в развитии которой помощь взрослых неоценима. Именно в свободное время ребенок имеет большие возможности стать организатором, активным участником социально значимой деятельности. Как субъект деятельности он ставит задачи, избирает пути и средства их решения, то есть происходит развитие самостоятельной личности, ее взросление и социальная ориентация.
Публикация «Программа на летний оздоровительный период с детьми от 1,5 до 7 лет» размещена в разделах
Лето – это самое благодатное время года. На улице тепло и есть возможность гулять, играть столько, сколько пожелаешь. Разумеется, для ребенка это счастливое время активности и движения. Простор и свежий воздух необходимы для здоровья и гармоничного развития ребенка.
Программа,«Кораблик детства» направлена на создание хорошего настроения у детей, помогающая по новому взглянуть на мир, на окружающих людей, почувствовать вкус к творчеству, проявить способности.
В программе используются благоприятные для укрепления здоровья детей условия летнего времени, чтобы ребёнок окреп, поправился и закалился, научился понимать и любить удивительный, прекрасный мир растений и
животных. Летом природа представляет большие возможности для развития познавательных способностей дошкольников.
Программа также предусматривает физическое, нравственное, патриотическое и творческое воспитание детей в возрасте от 1,5 до 7лет, воспитывающихся в одной группе.
Задачи решаются в процессе игровой, художественной деятельности.
Большое внимание в программе отведено путешествиям, экскурсиям, спортивным мероприятиям. Не маловажное значение имеет и самостоятельная деятельность, которая проявляется в играх, в общении со сверстниками.
Летний оздоровительный период является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой, - пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества ребенка.
Тематика:
1. Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми
• Вариативность утренних гимнастик на данный период
• Организация подвижных игр
• Проведение праздников и досугов
• Игры для похода, экскурсий и прогулки
• Игры с водой
2. Мир природы
• Календарь сезонных наблюдений, явлений (насекомыми, рыбами, растениями, птицами и т. д.)
• Природа края, в котором мы живём
• Организация работы в цветнике и огороде
• Тайны природы, лекарственные и ядовитые растения
Требования к проведению экскурсий.
Профилактическая работа по предупреждению отравлений ядовитыми растениями
3. Игра
Требования к содержанию и размещению игрового оборудования на детской летней площадке
Организация разных видов игр в летний период
4. Художественно-изобразительная деятельность
Нетрадиционные приёмы в изобразительной деятельности
Развитие детского творчества
5. Летние праздники и досуги
Знакомим детей с русскими народными праздниками
Основные требования в организации праздника
Тематика и подбор материала праздников и досугов к проведению активного отдыха в летний период
6. Основы безопасности жизнедеятельности детей
Инструктажи
Изучаем правила пожарной безопасности
Организация работы «Внимание дорога»
Проведение летней – оздоровительной компании обусловлено необходимостью:
• Продолжение учебного процесса в условиях лета;
• Проблема летней занятости детей;
• Укрепление здоровья воспитанниками.
При написании программы педагогический коллектив руководствовался принципами, заложенными в воспитательной системе детского сада:
• Принцип нравственного отношения друг к другу, к окружающему миру;
• Принцип творческого отношения к делу;
• Принцип добровольности участия в делах;
• Принцип учета возрастных особенностей детей;
• Принцип доступности выбранных форм работы.
Заботясь о здоровье и всестороннем развитии дошкольников, работники дошкольного учреждения должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.
Программа предусматривает совместные мероприятия детей, начальной школы и родителей.
Цель программы:
Создать благоприятные условия для укрепления здоровья и организации досугов воспитанников во время летнего оздоровительного периода, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей.
Задачи программы:
• охрана жизни и укрепление здоровья дошкольников;
• обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка;
• создать условия для реализации творческого потенциала каждого ребенка детского сада;
• создать условия для физического, нравственного развития детей;
• приобщать детей к здоровому образу жизни;
• осуществлять социализацию ребенка через игровую деятельность;
• расширять кругозор детей;
• формировать бережное отношение к природе;
• развивать коммуникативные умения и навыки;
• через работу с родителями проводить нравственное воспитание детей различными методами и формами работы;
• способствовать общению детей с родителями посредствам театрализованных, подвижных игр.
Механизмы реализации программы
• коллективно – творческая деятельность (праздники, шутливые конкурсы и аттракционы, интеллектуальные игры и турниры);
• спортивно оздоровительная деятельность (утренняя гимнастика, гимнастика после сна, спортивные игры, сказочные эстафеты и др.);
• игровая деятельность (игры, танцы, песни, забавы, развлечения);
• художественно – эстетическая деятельность (рисунки, аппликации, выставки);
• нравственно – патриотическая деятельность (народные игры, знакомство с традициями, обычаями русской культуры и т. д.)
Принципы реализации программы
Программа летнего оздоровительного периода опирается на следующие принципы:
1. Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям воспитанников и типу ведущей деятельности: результатом деятельности воспитательного характера в ЛОП является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику почувствовать себя творческой личностью.
3. Принцип демократичности: участие всех детей в программе развития творческих способностей.
4. Принцип дифференциации воспитания: дифференциация в рамках летнего оздоровительного периода предполагает:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другую;
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- индивидуально – личностный подход к каждому ребенку;
- коллективность;
- творчество
- активное участие детей во всех видах деятельности.
5. Принцип творческой индивидуальности: творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
• Четкое представление целей и постановка задач.
• Конкретное планирование деятельности.
• Кадровое обеспечение программы.
• Методическое обеспечение программы.
• Педагогические условия.
• Материально-техническое обеспечение
Основные формы реализации программы
Летний оздоровительный период - это педагогическая система, способствующая развитию ребенка как творческой личности, его духовного и физического саморазвития, возможности для воспитания трудолюбия, активности, целеустремленности, здорового образа жизни.
В основу реализации программы заложены разнообразные формы и методы. Выполнение программы обеспечиваются материально-техническими средствами (спортивная и игровая площадки, спортивный инвентарь, технические средства, медицинский кабинет).
1. Кадровые условия:
- заведующий детским садом;
- воспитатель;
- обслуживающий персонал.
2. Охрана жизни и здоровья детей :
- заведующий, воспитатель и сотрудники детского сада несут ответственность за полную безопасность жизни и здоровья детей.
Подбор и расстановка кадров осуществляется администрацией детского сада. Перед началом летней оздоровительной работы проводится установочный семинар для всех участников программы (кроме детей). С детьми работает воспитатель и младший воспитатель. Все остальные участники воспитательного процесса проводят работу по плану.
Формы работы
• беседы, игры, экскурсии, спортивно – оздоровительные мероприятия
Время реализации программы
Программа рассчитана на время 2022г. – 2027г.
Участники программы
Дети в возрасте от 1,5 до 7лет
Программа разработана на основании оздоровительной работы в ДОУ по программе «Остров здоровья»
Методическое обеспечение
• Наличие программы, планов работы, плана сетки.
• Должностные инструкции всех участников процесса.
• Проведение установочного семинара для всех работающих в течение летнего оздоровительного периода.
• Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.
Педагогические условия
• Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей способствующих успешной самореализации детей.
• Организация различных видов деятельности.
• Добровольность включения детей в организацию всех видов деятельности.
• Создание ситуации успеха.
• Организация различных видов стимулирования.
Материально- техническое обеспечение
• Выбор оптимальных условий и зон для проведения различных мероприятий.
• Материалы для оформления и творчества детей.
• Наличие канцелярских принадлежностей.
• Аудиоматериалы и видеотехника.
• Призы и награды для стимулирования.
Критерии эффективности программы
Для того чтобы программа продолжала работать, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место, и с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условий разработаны следующие критерии эффективности:
• Постановка реальных целей и планирование результатов программы.
• Заинтересованность работников и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат.
• Удовлетворенность детей и взрослых предположенными формами работы.
• Творческое сотрудничество взрослых и детей.
Ожидаемые результаты программы:
• Укрепление здоровья детей через:
соблюдение всех режимных моментов;
витаминизацию организма;
закаливание организма;
организацию игр и проведение мероприятий на свежем воздухе.
• Увеличить вес ребенка на 500-1, 500 грамм.
• Укрепить иммунную систему.
• Развитие у детей любви к занятиям физкультурой и спортом.
• Развитие спортивных способностей с целью повышения спортивных нормативов.
• Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов.
• Развитие творческих способностей.
• Проведение интересного и содержательного отдыха в детском саду.
• Пополнение жизни детей интересными социо-культурными событиями.
• Развитие творческих способностей, инициативы и активности ребёнка.
• Привитие навыков самообслуживания.
• Чувство патриотизма.
• Уважение к родной природе.
При активном участии детей и взрослых в реализации программы предполагается, что у каждого возникнет чувство сопричастности к большому количеству единомышленников.
Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах. Успешность детей дружить и создавать условия для яркого межличностного общения, развитие коммуникативных навыков.
При хорошей организации питания, медицинским наблюдениям и правильно организованным оздоровительным, спортивным мероприятиям предполагается оздоровить детей и своевременно обратить внимание на проблемы со здоровьем, если они существуют.
Осуществление экскурсий, походов, прогулок помогут детям в обретении новых знаний о родном крае, и научат их бережно и с любовью относится к своей малой Родине. Выявление талантливых и одаренных детей через различные игровые формы.
Наличие опыта реализации
Учитывая опыт предыдущих лет, можно с уверенностью сказать, что программа летней оздоровительной работы, построена в форме игры, дает положительные результаты. Ребята, посещавшие детский сад в прошлом и позапрошлом году, стали более коммуникабельны, физически выносливы, раскрыли свои скрытые таланты, стали активнее участвовать в жизни детского сада.
В этом году предполагается, что программа «Кораблик детства» закрепит результаты прошлых лет и даст толчок к развитию новых творческих способностей у детей. Также идея может смело использоваться при работе любых детских объединений.
Планирование работы
При составлении плана работы учитываются возможности разновозрастных возрастов, интересы детей, педагога, родителей и пути реализации. В работе планируется задействовать социум села: сельская библиотека.
Программа разработана на основании оздоровительной работы в ДОУ по программе «Остров здоровья»
Рекомендации по оздоровлению детей дошкольных образовательных учреждений в летний
период
Основная задача дошкольного образовательного учреждения в летний период - это создание условий, обеспечивающих охрану жизни и укрепления здоровья детей, предупреждение заболеваемости и травматизма. Обеспечить необходимый уровень физического и психического развития детей поможет четко спланированная система мероприятий оздоровительного характера.
- Четко организовать тепловой и воздушный режим в помещении (проветривание согласно графику).
- Следить за рациональной одеждой детей (в групповой комнате дети находятся в облегченной одежде, одежда для прогулок должна соответствовать времени года и характеру погоды).
- Ежедневно проводить утреннюю гимнастику организовывать с детьми подвижные игры и упражнения (в летний период проводить эти занятия на свежем воздухе).
- Строго выполнять стереотипно повторяющиеся режимные моменты: время приема пищи, дневной сон, общая длительность пребывания ребенка на открытом воздухе.
- Создать условий для оптимального двигательного режима.
- Организовать ежедневное пребывание на свежем воздухе.
- Строго учитывать характер погоды при проведении подвижных игр.
- Исключить шумные игры за 30 минут до возвращения с прогулки.
- Обеспечить условия для преобладания положительных эмоций во всех видах: двигательной активности и ежедневном распорядке дня ребенка.
- Обеспечить спокойную обстановку в подготовке детей ко сну.
- Строго соблюдать время, отведенное для сна.
- Использовать специальные меры закаливания: воздушные ванны в сочетании с физическими упражнениями для ног, плеч, туловища, рук, на дыхание.
- При проведении закаливания строго соблюдать следующие условия для ребёнка: он должен быть здоров в данный момент; находиться в комфортном состоянии.
- Полоскать рот кипяченой водой комнатной температуры после приема пищи. При полоскании использовать около 1/3 стакана воды.
- В летний период:
- обеспечивать хождение босиком по траве, земле, асфальту, дорожке здоровья;
- проводить игры детей с водой;
- все виды непосредственно образовательной деятельности проводить на свежем воздухе;
использовать босохождение по нестандартному физкультурному оборудованию;
- обеспечить благоприятную гигиеническую обстановку;
- проводить целенаправленную работу среди родителей по пропаганде здорового образа жизни.
Рекомендации разработаны в соответствии с программой Александровой Е. Ю. «Остров Здоровья»