Светлана Твердохлебова
Программа музыкально-театрального кружка «Волшебный мир сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ «Богучарский детский сад комбинированного вида Сказка»
Принято на заседании «Утверждаю»
Педагогического совета заведующий МКДОУ «Сказка»
Протокол № ___ В. А. Кучмасова
от 2020 г. 2020 г.»
Программа
музыкально-театрального кружка
«Волшебный мир сказки»
Составитель :
Твердохлебова Светлана Викторовна,
музыкальный руководитель, ВКК.
г. Богучар
2020 г.
Публикация «Программа музыкально-театрального кружка „Волшебный мир сказки“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа музыкального руководителя
- Сценарии по сказкам
- Театр. Кружковая работа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театральные студии и кружки для детей. Планы, программы
- Темочки
Пояснительная записка.
«Музыка – воображение – фантазия – сказка – творчество –
такова дорожка, идя по которой ребёнок развивает свои
духовные силы»
В. А. Сухомлинский
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллектаи научного знания. Современные дети, начиная с дошкольного возраста, умеютрешать логические задачи, многие достаточно уверенно владеют компьютером, ноони значительно реже восхищаются и удивляются, всё чаще проявляютравнодушие и чёрствость. Психологи наблюдают у детей недостаток творческойвыдумки, воображения, фантазии и считают, что самый короткий и верный путьэмоционального раскрепощения, снятия зажатости и обучения воображениюлежит через театрализованную деятельность, в основе которой лежит игра.
Всем известно, что театр – это синтез искусств: литературы, музыки, танца,актёрского мастерства. Именно театр способен помочь ребёнку слышать других,сопереживать и действовать сообща, развиваться через творчество и игру.
Рольтеатра в жизни ребёнка велика. По мнению психологов А. Н. Леонтьева иВ. К. Вилюнаса, значение и специфика театрального искусства заключается всопереживании, познавательности эмоциональности, коммуникативности, живого воздействия художественного образа на личность.
К сожалению, в нашем городе нет профессиональных детских театров. Детидовольствуются приезжими артистами. И замечательно, если родителям удаётсясвозить ребёнка в настоящий театр в другой город. Но ещё лучше, если театрвходит в повседневную жизнь ребёнка в детском саду на занятиях потеатрализованной деятельности.
Театр в детском саду – явление в наше время не редкое, но и неповсеместное. Конечно, во многих дошкольных учреждениях, в том числе и внашем, имеется некоторый опыт постановки музыкальных спектаклей.
На утренниках педагоги часто показывают с детьми различные сценки, разыгрывают мини-спектакли, инсценируют песни. И детям это очень нравится. Но, какправило,не хватает времени для разучивания ролей, репетиций. Поэтому назрела необходимость в создании в ДОУ музыкально-театрального кружка.
Программа кружка рассчитана на детей младшего дошкольного возраста.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ :
Приобщение детей дошкольного возраста к искусству музыкального театра,
развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса.
ЗАДАЧИ:
• Побуждать интерес к музыкально-театральной деятельности, создавая
необходимые условия для её проведения.
• Знакомить детей с театральной культурой (устройство театра, правила
поведения в театре, театральные профессии, театральные термины, театральныежанры, виды театров)
• Развивать речь, активизировать словарь детей.
• Развивать музыкальные способности детей.
• Формировать умение передавать мимикой, жестами, движениями
основные эмоции.
• Развивать песенное, игровое и танцевальное творчество.
• Развивать инициативу и самостоятельность детей во время постановки
спектаклей.
• Воспитывать коммуникативные качества детей.
• Побуждать желание выступать перед родителями, сверстниками.
ФОРМЫ РАБОТЫ:
Музыкально-театрализованные игры на развитие вокально-слуховой и
музыкально-двигательной координации.
Рассказы, беседы о театре.
Индивидуальные и коллективные творческие задания.
Игровые тренинги на развитие психических процессов (внимания, памяти,воображения)
Сочинение сказок, придумывание сюжетов.
Изготовление атрибутов, костюмов.
Постановка спектаклей.
Совместное посещение спектаклей и их обсуждение.
Оформление альбома о кружке.
Ожидаемые результаты:
1. Раскрытие творческих и музыкальных способностей детей
(эмоциональность, выразительность).
2. Развитие психических процессов (мышление, речь, память, внимание,
воображение).
3. Развитие личностных качеств (коммуникативные навыки, партнёрские
взаимоотношения)
Форма и режим занятий:
Расписание занятий кружка строится в соответствии с возрастными
требованиями из расчёта 1 раз в неделю во вторую половину дня.
Длительность занятия 15-20 минут.
Во время подготовки спектакля предусмотрены репетиционные занятия, как
коллективные, так и индивидуальные.
Работа музыкально-театрального кружка строится по следующим
принципам:
Принцип системности
Принцип дифференциации (развитие творческих способностей по
различным направлениям)
Принцип увлекательности
Принцип коллективизма
Принцип интеграции (развитие речи, музыкальная деятельность,
изо деятельность, театральная деятельность, познавательная
деятельность)
Принцип креативности
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в
развитии нравственных, эстетических и коммуникативных качеств
личности.
Педагогическая целесообразность программы определяется
возрастными особенностями дошкольников:
разносторонними интересами, любознательностью, увлечённостью.
Содержание программы
Программа состоит из 4 разделов, работа над которыми проходит
параллельно.
1 раздел: «Основы театральной культуры» -предполагает знакомство детей с
устройством театра, театральными атрибутами, театральными
терминами, даёт представление детям о театре, как виде
искусства.
2 раздел: «Музыкально-театрализованные игры» - направлен на развитие
эмоциональной сферы ребёнка, умение перевоплощаться,
передавать различные характеры и настроения персонажа.
3 раздел: «Творческая мастерская» - включает в себя упражнения и игры на
развитие песенного и танцевально-ритмического творчества и
помогает раскрыть творческие способности детей в
инсценировании песен, стихов, придумывании сюжетов, образов.
4 раздел:«Работа над спектаклем» - объединяет в себя все этапы
подготовки спектакля: знакомство с пьесой, обсуждение,
распределение и разучивание ролей, совместный подбор
костюмов, декораций, репетиции.
Календарно – тематический план.
Тема занятия Основы
Театральной культуры Музыкально-
Театрализованные игры Творческая
мастерская Работа над
спектаклем
1. «Что такое театр»
Беседа об
устройстве
театра.
Сюжетно-
ролевая игра
«Идём в театр»
Песня-игра «Слово
на ладошке»
2.«Театральные
профессии»
Знакомство с
театральными
профессиями.
Заповеди
настоящего
артиста. «Жил да был
Жилдабыл»
3. «Виды театров»
Знакомство с
различными
видами театров Театр игрушек.
(импровизация)
4. «Реквизит,
декорации,
костюмы»
Знакомство с
театральными
атрибутами.
Волшебные
превращения
неволшебных
предметов
5. «Мимика, жест,
сценическая
пластика»
Что такое
выразительность.
«Тайна» Этюды и игры на развитие
двигательного
творчества «Живая
картина»
6.«Особенности
театрального
искусства»
Чем отличается
театральное
искусство от
других видов
искусств (музыка,
живопись, кино) Игра на
развитие
внимания
«Поймай
хлопок»
«Слово на
ладошке»
7. «Осеннее
настроение»
Что такое
эмоции. «Осенняя
разминка» Придумай свой
осенний листик.
8. Сказка –
импровизация.
Подбор костюмов
к сказке.
Музыкальная
импровизация
сказки «Колобок»
(с пением)
9. Инсценирование
песни.
Знакомство с
жанрами «опера»
и «оперетта»
Игра «Придумай
жест»
10. «Мышиные
истории».
Что такое
«образ». «Вышли
мышки…»
«Часы»
Мышки грустные,
мышки озорные.
11. «Кое- что из
жизни кошек».
Что такое
«пластика».
Инсценирование
песни «Два кота»
12. Сказки бывают
разные.
Озвучивание
спектакля.
Сочинить сказку-
«звук» («Сказка о
ночных шорохах»)
13. Сказки бывают разные.
Сочинить сказку – «движение»
(«Быстрая сказка»,
«Прыгучая
сказка»)
14. Сказки бывают
разные.
Сочинить сказку – «эмоция»
«Весёлая сказка»,
«Грустная сказка»)
15. Сказки бывают
разные.
Сочинить сказку – «цвет»
(«Белая сказка» и
т. п.)
16.«Приключение
в Цветочном
городе»
Игра «Походка
сказочных
героев» Знакомство с
пьесой.
17.«Приключение
в Цветочном
городе»
Игра «Маски» Обсуждение
поступков и
характеров
героев.
18.«Приключение
в Цветочном
городе» Игра «Шляпная
коробка»
Распределение ролей.
19.«Приключение
в Цветочном
городе»
Игра «Тряпичная
кукла» Разучивание
текста.
20.«Приключение
в Цветочном
городе» Игра «Вопрос
–ответ»
Разучивание
Песни
«Волшебный
город»
21.«Приключение
в Цветочном
городе» Игра «Зеркало» Разучивание
Танца
«Коротышки»
22.«Приключение
в Цветочном
городе» Разучивание песни
«Нарисую»
23.«Приключение
в Цветочном
городе» Игра
«Цветики» Разучивание
танца «На лугу»
(бабочки, пчёлка, божья коровка,
цветы)
24.«Приключение
в Цветочном
городе» Закрепление
песен и танцев.
25.«Приключение
в Цветочном
городе» Игра «У
жирафа» Работа над
постановкой
сцен, закрепление
текста.
26.«Приключение
в Цветочном
городе» Репетиция
отдельных
сцен и
музыкальных
номеров.
27.«Приключение
в Цветочном
городе» Репетиция
спектакля.
28.«Приключение
в Цветочном
городе» Репетиция
спектакля.
29.«Приключение
в Цветочном
городе» Репетиция в
костюмах.
30.«Приключение
в Цветочном
городе» Премьера
спектакля.
31.«Приключение
в Цветочном
городе» Показ
спектакля для
родителей.
32.«Приключение
в Цветочном
городе» Показ
спектакля для
детей и
сотрудников
ДОУ.
Формы взаимодействия с родителями по
музыкально-театрализованной деятельности.
1. Выступления на родительских собраниях.
2. Анкетирование родителей.
3. Офомление наглядного материала по театрализованной деятельности.
4. Создание библиотеки, видеотеки.
5. Индивидуальные беседы и консультации.
6. Совместное изготовление костюмов, атрибутов, декораций.
7. Встречи с интересными творческими людьми.
8. Совместное посещение спектаклей.
9. Открытые показы занятий кружка.
10. Участие родителей в спектаклях.
Условия и средства реализации программы.
Формы взаимодействия с педагогами ДОУ по
музыкально-театрализованной деятельности.
1. Выступления на педсоветах, педчасах.
2. Консультации для воспитателей по театрализованной деятельности.
3. Привлечение воспитателей к изготовлению атрибутов, костюмов и
декораций к спектаклям.
4. Совместная работа по постановке, организации репетиций спектаклей.
5. Викторина для воспитателей «Знаешь ли ты театр?»
6. Обмен опытом среди педагогов по организации театрализованной
деятельности.
7. Участие педагогов в спектаклях.
8. Совместная организация посещений детьми театров в городах области.
9. Организация посещений спектаклей в культурных учреждениях нашего
города.
10. Организация выступлений детей в других ДОУ.
ПРОГРАММНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПРОГРАММА МЕТОДИЧЕСКИЕ
ПОСОБИЯ И
РЕКОМЕНДАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ЛИТЕРАТУРА
«Из детства в отрочество» -
Программа развития
ребёнка дошкольного
возраста под редакцией
Т. А. Дороновой «Подготовка и
проведение
театрализованных игр в детском саду»
Т. И. Петрова,
Е. Л. Сергеева,
Е. С. Петрова «Игровые досуги для
детей»
И. В. Бодраченко
2009 г. Москва
Государственный
образовательный стандарт
(национально-
региональный компонент)
образования в период
детства, основного общего
и среднего (полного)
общего образования
Свердловской области,
Екатеринбург «Театрализованные
музыкальные
представления для
детей»
И. В. Бодраченко
«Музыкальные игры в детском саду»
И. В. Бодраченко
2009 г. Москва
«Волшебные
колокольчики»
Л. Е. Кисленко
2005 г. Ростов-на-Дону
«Развитие детей в
театрализованной
деятельности»
Доронова Т. Н.
Доронова Е. Г.
1997 г. Москва «Музыка, игра-театр!»
Л. Б. Гавришева
2004г. Санкт-Петербург
«Коммуникативные
музыкальные игры в
социальном развитии
детей»
Н. Г. Куприна
2002 г. Екатеринбург «Сказки и пьесы для семьи
и детского сада»
Т. Рик
2008 г. Москва
«Играем в театр»
Т. Н. Доронова
2004 г. Москва Журналы «Музыкальный
руководитель»
«Театрализованные
занятия в детском саду»
М. Д. Маханёва
2003 г. Москва