Евгения Сокологорская
Программа занятий с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с живой природой «Жизнь вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 134 г. Томска
ул. Иркутский тр. 51/1
Утверждено:
на педагогическом совете
протокол № 5 от 30.05.2013г.
Заведующий МАДОУ № 134
___/ Н. А. Баровская/
«Жизнь вокруг нас»
Программа модифицированная
по формированию чувственного опыта
при ознакомлении дошкольников
с живой природой
(возраст детей : от 4 до 7 лет).
Срок реализации программы : 3 года.
Публикация «Программа занятий с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с живой природой „Жизнь вокруг нас“» размещена в разделах
Составитель:
Сокологорская Евгения Юрьевна,
Воспитатель.
г. Томск 2013г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Не то, что мните вы, природа :
Не слепок, не бездушный лик,
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…»
Ф. Тютчев
Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса нависла над человечеством, и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас дома – Земли.
Все мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.
Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов.
Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистичных знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте.
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с ней положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства.
Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику, мысли, четкость и красоту речи. Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства.
Умение видеть и понимать состояние другого живого существа – тонкое уважение души ребенка, зависящее от интереса к растению или животному, от степени развития наблюдательности, нравственных чувств. С этого начинается ответственность за всё живое.
Однако, далеко не все может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Отсутствие у детей знаний о природе приводит к образованию у них различных предрассудков и суеверий. Неправильные представления часто служат причиной недоброжелательного отношения к животным, их уничтожению. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их.
Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые правильные. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в дошкольном детстве получили правильные и важные сведения о природе. Этот процесс невозможен без систематической и целенаправленной работы с детьми с использованием самых различных форм и методов.
Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность
Живая природа – это удивительно сложный и многогранный мир. Животные и растения окружают ребенка с самого рождения. Воздействуя на его чувства и сознание, они являются важным условием накопления представлений, формирования обобщенных понятий и различных систем знаний.
Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, опыты, специальные наблюдения развивают их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие объектов природы, замечать большие маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослых дошкольники обогащают свои знания, чувства, у них формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Программа «Жизнь вокруг нас» направлена на поиск более интересных познавательных и увлекательных для ребенка способов и методов усвоения, понимания и использования знаний о природе в повседневной жизни, которые помогут им выразить себя, проявить творчество, научат думать.
Программа ориентирована на систематичный, интегрированный подход в экологическом образовании и построена на принципах развивающего обучения, она призвана помочь ребенку наиболее углубленно изучить природу родного края.
Программа «Жизнь вокруг нас» имеет теоретическое и практическое обоснование, ориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие.
Программа рассчитана на три года обучения, реализуется с детьми от 4 до 7 лет. Занятия проводятся два раза в месяц. Мальчики и девочки занимаются вместе. Средняя группа – 20 мин., старшая – 25 мин., подготовительная – 30 мин.
Цель программы :
Воспитание начальных форм экологической культуры, понимание ими элементарных взаимосвязей в природе, выработка первоначальных навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействий с природными объектами ближнего окружения.
В связи с этим выдвигаются следующие задачи:
- дать детям представление о взаимозависимости живых организмов в природе;
- учить понимать причинно-следственные связи внутри природного комплекса, знакомить с особенностями жизни животных, показать взаимосвязь растений и животных друг с другом и средой обитания;
- формировать представление о том, что человек – часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, а их сохранность – обязанность человека;
- формировать основы экологической культуры в процессе ознакомления детей с природой через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом;
- вызывать у детей эмоциональный отклик на различные объекты природы при непосредственном общении с ними;
- побуждать каждого ребенка отражать свое отношение к наблюдаемым объектам (нравится ли? Почему? За что? и пр.) высказываниями, рассказами, рисунками, поделками и др. ;
- воспитывать любовь к родной природе, способность воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умение бережно относиться к растениям и животным.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1.«В мире животных»
1.1 «Таинственное лесное царство» ("Дикие животные наших лесов")
1.«Кто как зимует?»
2. «Экологические цепочки»
3 «Кто где живет и почему?»
4. «Рассказы о животных» В. Бианки
1.2 «Обитатели скотного двора» («Домашние животные – наши помощники»)
1.«Знакомые незнакомцы»
2. «Профессии» домашних животных»
3. «Мой любимый маленький друг»
4. «Мир животных. Рассказы о домашних животных» И. Акимушкин
1.3 «О тех, кто умеет летать» (Птицы в городе и в лесу»)
1.«Обитатели птичника»
2. Птичий базар»
3. «Перелетные и зимующие птицы»
4. «Птенцы Чарушин
1.4 «В речном царстве» («Есть ли жизнь в воде?»)
1.«Что в речной глубине на самом дне?»
2. «Рыбы – обитатели водоёмов»
3. «Жизнь в воде»
2. «Этот загадочный мир насекомых»
2.1 «Путешествие в гости к насекомым» («Непоседы – насекомые»)
1.«Маленькие размеры»
2. Самые сильные на земле»
3. «Куающие, жалящие» (опасные насекомые)
4. «Где зимуют насекомые?»
2.2 «Обитатели почвы» («Путешествие в подземное царство»)
1.«Подземные жители – дождевые черви»
2. «Чем нюхает червяк?»
3. «Царство растений»
3.1 «Смешанный лес» ("Деревья наших лесов")
1.«Хвойное дерево – ель: кто дружит с ней?»
2. «Разноцветная природа»
3. «Русские красавицы»
4. «Разговор деревьев» М. Пришвин
3.2 «Собираем осенью урожай плодов» («Овощи и фрукты – полезные продукты»)
1.«Витамины на грядке»
2. «Дары осени»
3. «В лес за грибами и ягодами»
4. «Огород круглый год»
3.3»Весеннее цветение» («Цветы – краса земли»)
1.«Почему их так назвали?»
2 «Хороши весной в саду цветочки»
3. «Путешествие в страну цветов»
4. «Лекарственные растения»
3.4 «Комнатные растения» («Зелёный островок»)
1. «Какие бывают цветы
2. ?» «Условия жизни растений»
3. «Уход за комнатными растениями»
4. «Человек и природа»
4.1 «Дом под крышей голубой» («Природа – наш общий дом»)
1. «Все нужны друг другу»
2. «Мы – друзья природы!»
4.2 «Они не должны погибнуть» («Красная книга Томской области»)
1. «Почему они исчезают?»
2. «Экскурсия в зоопарк»
3. «Заказники. Заповедники»
4.3 «Правила вежливости» («Правила поведения в природе»)
1.«Что было бы, если…»
2. «Дикарь в лесу»
3. Создание брошюры «Войди в природу другом»