Михаил Иванов
Программа мастер-класса по спочан для детей школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Программа мастер-класса по спочан для детей школьного возраста
Спочан – современный вид фехтования на безопасных имитаторах холодного оружия. Этот вид спорта зародился в Японии во второй половине ХХ в. и получил широкую популярность во всем мире. В России спочан развивается с 2002 г.
Особенностью спочан является то, что им могут заниматься практически все, без особых ограничений. В том числе и дети с 6 лет.
Публикация «Программа мастер-класса по спочан для детей школьного возраста» размещена в разделах
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2023
Правила спочан позволяют встречаться на едином соревновательном поле представителям практически всех направлений, стилей и школ фехтования. Соревнования проводятся по поединкам (Датоцу) и формальным упражнениям (Кихон Доса).
Число дисциплин очень разнообразно – короткий меч, длинный меч, два меча, щит и меч, шест, копье, алебарда и т. д.
Цель – знакомство детей с основами техники и тактики поединка Датоцу в спочан.
Задачи:
- познакомить детей с новым для них видом спортивных единоборств;
- обучить их техническим приемам начального уровня;
- заложить основы понимания таких понятий как технические приемы и боевые действия;
- познакомить с основами тактической грамотности;
- дать понимание того, что такое фехтовальный поединок;
- вызвать интерес к дальнейшим занятиям.
Основные разделы, с которыми дети знакомятся на мастер-классе:
I. Теория
Рассказ о том, что такое спочан, применяемом защитном снаряжении и правилах соревнования.
Краткое знакомство с теорией фехтования.
II. Передвижения
1. Стойка, позиции, хват меча.
2. Смена позиций.
3. Передвижения приставными и подбивающими шагами вперед и назад с партнером.
4. Выпад.
5. Отход назад – увеличение дистанции до противника.
6. Приставные шаги по кругу лицом в одну сторону (вокруг шлема, мяча, боксерской лапы)
7. Приставные шаги по кругу лицом к центру (вокруг условного противника с мечом – обруч, мяч, лапа и гимнастическая палка)
8. Комбинации передвижений:
- серия приставных шагов – шаги по кругу – серия приставных шагов назад;
- серия приставных шагов – выпад – закрытие назад – шаги по кругу;
- зигзаг – шаги по кругу – серия приставных шагов назад;
- шаги по кругу вокруг нескольких «противников»;
- шаги по кругу, переходя от «противника» к «противнику»;
- комбинированная дорожка шагов по кругу.
9. Шаги вправо и влево – в сторону и под углом вперед и назад.
10. Свободные передвижения с партнером по площадке, используя все типы шагов.
III. Удары и защиты
1. Комплекс базовых ударов на базе Кихон Доса.
2. Удары по верхнему уровню – сверху и сбоку.
3. Нанесение различных ударов на месте и в передвижениях.
4. Удары по среднему и нижнему уровню, уколы.
5. Комбинирование ударов в связках по 2 удара.
6. Комбинирование ударов в связках по 3 удара.
7. Прямые блоки с отходом для ударов сверху и укола и уходы ногами от ударов по нижнему уровню.
8. То-же, но для верхних ударов и укола – обратные блоки.
9. Защита и ответ на дальней дистанции.
10. Защиты и ответы на средней дистанции.
11. Контрзащита от ответа шагом назад.
12. Контрзащита от ответа блоком.
IV. Парные упражнения с тактическим содержанием
1. Атака на бездействующего противника, стоящего в боевой стойке.
2. Атака – защита с ответом.
3. Атака – защита с ответом – контрзашита с контрответом.
4. Атака в руку – защита отдергиванием – удар в ногу.
5. Атака в руку – защита отдергиванием – удар в голову.
6. Удар в ногу – защита отходом с ответным ударом в голову.
7. Партнер А отступает, держа оружие в опущенной руке. Сделав два шага назад, он выполняет одно из трех действий: бездействует оружием; выполняет защиту справа; выполняет защиту слева. После чего делает еще один шаг назад и останавливается. Партнер Б, в боевой стойке, наступает. Увидев действия партнера А, принимает решение о проведении атаки и, на четвертом шаге, выполняет атаку: на бездействие оружием – ударом сверху; на защиту справа или слева – удар в открытый сектор.
8. Партнер А сближается и проводит атаку. Партнер Б отступает, бездействую оружием. Партнер А выполняет повторную атаку.
9. Партнер А сближается и проводит атаку. Партнер Б либо отступает, бездействуя оружием (тогда партнер А выполняет повторную атаку, либо выполняет защиту (тогда партнер А выполняет повторную атаку в открытый сектор).
10. Партнер А сближается и проводит атаку. Партнер Б либо отступает, бездействуя оружием (тогда партнер А выполняет повторную атаку, либо выполняет защиту и проводит ответ (тогда партнер А закрывается назад с защитой).
11. Входы с осаливанием партнера, который выполняет широкие махи мечом по разным траекториям.
12. Парад-рипостная игра (поочередное нанесение ударов и взятие защит) с использованием изученных техник.
13. «Пятнашки» по рукам.
14. «Пятнашки» по рукам и ногам.
15. «Пятнашки» по рукам, ногам и плечам.
Список литературы
1. Борисова М. М. Основные элементы спочана (безопасное фехтование) в системе дополнительного образования детей дошкольного возраста / М. М. Борисова, А. В. Ашхотов // Современное дошкольное образование. Теория и практика, 2013. - № 3. С. 58-61.
2. Иванов М. К. Обучение детей школьного возраста спортивно-прикладному фехтованию в системе дополнительного образования / М. К. Иванов // Международная педагогическая дистанционная конференция «Педагогика и образование», сборник статей, апрель 2019, часть 7. С. 50-52.
3. Краткие правила поединка (датотцу) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sportchanbara.ru/about-spotr/competition-rules.php(Дата обращения 07.12.2023)
4. Мищенко К. А. Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно–спортивной направленности для детей дошкольного возраста (5-7 лет) «СПОЧАН» / К. А. Мищенко. - МБДОУ детский сад № 20 «Василек», 2017.
5. Мовшович А. Д. Фехтование. Начинающему тренеру. Методическое пособие / А. Д. Мовшович. – М. : Академический проект, Мир, 2011. – 112 с.
6. Рыжкова Л. Г. Фехтование: Дополнительная общеразвивающая программа в области физической культуры и спорта для реализации в организациях дополнительного образования в группах спортивно-оздоровительного этапа подготовки / Л. Г. Рыжкова, А. Д. Мовшович, Ю. М. Бычков. – М. : Человек, 2015. – 56 с.