Назарова Земфира
Программа физкультурно — спортивной направленности «Маленькие йожки»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеразвивающая программа
«Маленькие йожки»»
Направленность : физкультурно - спортивная
Возраст обучающихся: 3-4 года
Срок реализации: 1 год
Автор - составитель:
Инструктор по физкультуре
МАДОУ ЦРР-д/с «Сказка» - Назарова З. Б.
Оглавление
1.1. Введение. 2
1.2. Направленность образовательной программы 3
1.3. Принципы обучения. 3
1.4. Новизна образовательной программы 4
1.5. Актуальность. 4
Публикация «Программа физкультурно — спортивной направленности „Маленькие йожки“» размещена в разделах
1.6. Педагогическая целесообразность 5
1.7. Цель, задачи 5
1.8. Возрастные особенности детей 3- 4 года 6
2. Содержательный раздел. 7
2.1. Сроки реализации программы. 7
Формы и режим занятий. 7
2.3. Ожидаемые результаты. 8
2.4. Система определения результативности. 8
2.5. Формы подведения итогов реализации программы 10
2.6. Учебный план 10
2.7. Учебно – тематический план 10
2.8. Перспективный план 10
3. Организационный раздел. 23
3.1. Методическое обеспечение программы 23
3.2. Материально-техническое обеспечение 24
Список литературы. 24
Приложение 1 27
1.1. Введение.
Здоровье человека - тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов. Воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с детства. По мнению специалистов -медиков, 75 %всех болезней человека заложено в детские годы.
Научно - технический прогресс привел к тому, что человек все меньше и меньше понимает, что такое физический труд. Привычку ребенка быть здоровым и духовно и физически надо прививать с детства, чтоб у него в будущем формировался положительный образ здорового человека. Дети подвержены повышенной утомляемости, трудно засыпают, часто бывают нервозны. Вс чаще выявляются нарушения осанки, сколиоз, плоскостопие, проблемы с желудочно-кишечным трактом. Это связано со стилем современной жизни, плохой экологией и социальными проблемами. Проблема неправильного процесса формирования осанки и стопы, заболевания детьми ОРВИ, существует и нашем дошкольном образовательном учреждении. Так, в нашем детском саду разработана и реализуется дополнительная программа «Маленькие йожки», основу которой составляют элементы хатха - йоги.
Дополнительная общеразвивающая программа «Маленькие йожки» создана на основе следующих документов:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
2. СП 2.4.3648 – 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
3. СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» с изменениями и дополнениями;
4. СанПиН 1.2.3685 – 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
5. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 27.07.2022 г. № 629);
3
6. Постановлением Правительства Российской федерации от 15 сентября 2020 г. №1441 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»;
7. Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022г. №678-р;
8. Дополннительной образовательной программой (новая редакция) МАДОУ ЦРР д-с «Сказка», утвержденная приказом №128 от 30.08.2021г. (изменение №35 от 10.02.2021г.)
1.2. Направленность образовательной программы
Программа «Маленькие йожки» имеет физкультурно – спортивную направленность.
Программа исключает соревнования, а значит, вероятность травм и стресса. Упражнения не требуют усиленной работы сердца и физического напряжения, движения выполняются медленно, работа сердца не перегружается. Поэтому детской йогой могут заниматься и ослабленные дети, к примеру, выздоравливающие после болезни. Большое внимание уделяется позвоночнику и суставам (профилактика нарушений осанки). Кроме того, дыхательные упражнения (пранаяма) позволяют постепенно увеличиваьт объ м л гких, а умение расслабиться (поза «Шавасана») позволяет установить контроль над эмоциями.
1.3. Принципы обучения.
• Системность – педагогическое воздействие выстроено в систему специальных занятий, упражнений и заданий;
• Преемственность – каждый следующий этап базируется на сформированных навыках и, в свою очередь, формирует “зону ближайшего развития”;
• Возрастное соответствие – предлагаемые игры и упражнения (позы) учитывают возрастные возможности детей данного возраста;
• Деятельностный принцип – задачи развития физических качеств достигаются через игровую деятельность;
• Здоровьесберегающий принцип – обеспечено сочетание статичного и динамичного положения детей, смена видов деятельности.
1.4. Новизна образовательной программы
Новизна программы заключается в комплексном решении задач оздоровления: физическое развитие детей совмещается с развитием их креативных, интеллектуальных способностей. Гимнастика с элементами хатха-йоги доступна детям дошкольного возраста. Статическое поддержание поз требует плавных, осмысленных движений и спокойного ритма. Вследствие этого организм реб нка испытывает умеренную нагрузку, так как йога предусматривает сочетание физических упражнений на расслабление в сочетании с дыхательной гимнастикой. Программой предусмотрено построение образовательного процесса на основе интеграции образовательных областей (физическая культура, музыка) как одного из важнейших принципов организации работы с дошкольниками в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
1.5. Актуальность.
Сегодня йога известна во всем мире благодаря своему исключительно положительному воздействию на здоровье и эмоциональное состояние взрослых и детей.
Поддерживать здоровье, развивать гибкость и выносливость, умение концентрировать внимание необходимо с ранних лет. Именно поэтому был разработан детский вариант йоги с учётом физических, физиологических и психологических особенностей ребёнка.
Регулярные занятия йогой позволяют:
• Укрепить мышечный корсет позвоночника, а так же мышцы рук и ног, исправить осанку и нормализовать кровообращение во всем теле;
• Улучшить и сохранить гибкость;
• Правильно сформировать стопы и исправить л гкие формы плоскостопия;
• Повысить иммунитет;
• Развить координацию движений и чувство равновесия; • Развить способность концентрировать внимание;
• Уменьшить частоту проявлений гиперактивности и гипоактивности.
Дети получают удовольствие от выполнения физических упражнений, в том числе и упражнений йоги. Занимаясь с детьми йогой, мы помогаем им расти здоровыми, крепкими и жизнерадостными.
1.6. Педагогическая целесообразность
Данная программа носит физкультурно - спортвную направленность, так как направлена на формирование культуры здорового образа жизни, профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, на развитие и тренировку дыхательной системы, повышение защитных функций организма детей с использованием нетрадиционной формы оздоровления детей дошкольного возраста – детская йога. Данная форма оздоровления эффективна в плане физического и нравственно -духовного развития детей.
1.7. Цель, задачи
Цель: физическое и психическое развитие и укрепление всех систем организма.
Задачи: Оздоровительные:
• профилактика сколиоза • плоскостопия
• близорукости
• частых простудных заболеваний
• укрепление опорно - двигательного аппарата
• сохранение положительного психоэмоционального состояния детей
Образовательные:
• Создание фундамента для развития индивидуальных физических способностей реб нка;
• Координация движений и развитие равновесия; Воспитательные:
• Воспитывать в детях уверенность в своих силах;
• Желание вести здоровый образ жизни.
1.8. Возрастные особенности детей 3- 4 года.
Возраст от четырех до пяти лет – это младший дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского организма. На данном этапе существенно меняется характер ребенка, активно совершенствуются познавательные и коммуникативные способности. Существуют специфические возрастные особенности детей 3–4 лет по ФГОС, которые просто необходимо знать родителям, чтобы развитие и воспитание дошкольника было гармоничным. А это значит, что малыш по мере взросления всегда найдет общий язык со своими сверстниками.
Физические возможности ребенка значительно возрастают: улучшается координация, движения становятся все более уверенными. При этом сохраняется постоянная необходимостьдвижения. Активно развивается моторика, в целом средний дошкольник становится более ловким и быстрым по сравнению с младшими. Нужно отметить, что возрастные особенности
детей 3–4 лет таковы, что физическую нагрузку нужно дозировать, чтобы она не была чрезмерной. Это связано с тем, что мышцы в данный период растут хоть и быстро, но неравномерно, поэтому ребенок быстро устает. Следовательно, малышам необходимо давать время для отдыха.
Психическое развитие ребенка в возрасте 3– 4 лет быстро развиваются различные психические процессы: память, внимание, восприятие и другие. Важной особенностью является то, что они становятся более осознанными, произвольными: развиваются волевые качества, которые в дальнейшем обязательно пригодятся. 5 вещей, из-за которых вы не должны испытывать чувства стыда. Типом мышления, характерным для ребенка сейчас, является наглядно-образное. Это значит, что в основном действия детей носят практический, опытный характер. Для них очень важна наглядность. Однако по мере взросления мышление становится обобщенным и к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит в словесно-логическое. Значительно увеличивается объем памяти: он уже способен запомнить небольшое стихотворение или поручение взрослого. Повышаются произвольность и устойчивость внимания: дошкольники могут в течение непродолжительного времени (15–20 минут) сосредоточенно заниматься каким-либо видом деятельности. Учитывая вышеперечисленные возрастные особенности детей 3–4 года, воспитатели дошкольных учреждений создают условия для продуктивной работы и гармоничного развития ребенка.
2. Содержательный раздел.
2.1. Сроки реализации программы.
Программа «Маленькие йожки» рассчитана на 1 год
Формы и режим занятий.
План занятия составлен на основе опыта работы с данным контингентом детей в соответствии с физиологическими параметрами возраста, с уч том работоспособности и порога утомляемости организма реб нка при физических нагрузках.
Основу занятий составили комплексы из статических упражнений и упражнений на растяжку. Цель комплексов - активизировать физиологические функции организма, содействовать развитию физических качеств и координации движений.
Каждое занятие состоит из тр х частей: подготовительной, основной и заключительной.
Подготовительная часть (3-5минут)
Цель: тонизирование организма, разогрев мышц, растяжка сухожилий, подготовить организм к занятию, настроить детей на хорошее, доброе.
В подготовительную часть включаются: гимнастика потягиваний, дыхательные упражнения, ознакомление с частями тела (прохлопывание, разминка с упражнениями на растяжение мышц, подвижность суставов, динамические упражнения и элементы самомассажа (пальцев рук и предплечий, ног, лица).
Разминка выполняется с умеренной нагрузкой. После разминки -отдых, настрой на хорошее. Необходимо снять напряжение с мышц, успокоить дыхание.
Основная часть (13-15 минут)
Цель: Укрепление и разработка суставов, освобождение их от отложений солей, укрепление костной системы, повышение гибкости позвоночника.
а) разучивается комплекс статистических упражнений (или закрепляется)
Заключительная часть (2-5 минуты)
Цель: Научить детей расслабляться и приводить свой организм в первоначальное состояние, оптимизация автоматического режима работы дыхательного центра, усиление функции дыхательного аппарата. Чтобы
достичь полного отдыха, мышечного расслабления, необходимо концентрировать внимание на спокойном дыхании.
2.3. Ожидаемые результаты.
• Повышение уровня физической подготовленности и развития физических качеств у детей 3-4 года.
• Умение правильно выполнять асаны, находить нужную на предметной, схематической картинке.
• Придумывать сказки и истории с помощью предметных или схематических картинок и рассказывать с использованием асанов.
• Умение выполнять пранаяму (дыхательную гимнастику, в частности «Капалабхати»)
• Стабилизация эмоционального фона у детей, умение расслабляться.
2.4. Система определения результативности.
Дети знают название асан (поз, владеют техникой выполнения. Занятия доставляют положительные эмоции.
Мониторинг проводится в октябре и апреле, для контроля за уровнем развития физической подготовки реб нка. Тестами выявляется общий уровень физического развития, уровень специальной подготовки двигательного аппарата. Результаты заносятся в таблицу №1.
Физическое качество Содержание теста Требования к выполнению
Гибкость Реб нок вста т на гимнастическую скамейку с прикрепл нной линейкой так, чтобы носки ног касались края. Выполняется наклон впер д с прямыми ногами. Измеряем от нулевой отметки (край гимнастической скамейки). Выше – результат отрицательный, ниже – положительный. Положение фиксируется 3 секунды.
Равновесие Из положения, стоя на одной ноге, другая согнутая впер д (носок касается колена опорной ноги, руки в стороны. Оценивается удержание в секундах.
Статическая выносливость Даются 2 упражнения, каждое упражнение выполняется только 1 раз. Упражнение 1.
Поднять туловище из положения, л жа на животе, ноги закреплены. Держать 8 секунд. Упражнение 2.
Из исходного положения, л жа на спине, поднять ноги на 30 см над полом, руки за головой. Держать 10 секунд.
Таблица №1. Уровень развития физических качеств.
№
Фамилия, имя ребенка Физические качества Уровень развития физических качеств
Гибкость
Равновесие Статическая выносливость н. г. к. г.
Упр 1 Упр 2
н. г. к. г. н. г. к. г. н. г. к. г. н. г. к. г.
1
2
3
4
5
2.5. Формы подведения итогов реализации программы
Одной из форм подведения итогов реализации программы является проведение открытого занятия для родителей, участие в конкурсах для инструкторов по физкультуре на педагогических порталах.
2.6. Учебный план
Программа рассчитана на 36 часов
Количество занятий в неделю – 1. Длительность занятия – 25-30минут.
Занятия могут проводится как утреннее, так и вечернее время.
2.7. Учебно – тематический план
№ Наименование разделов Количество часов
Теория Практика
1 Вводно – диагностическое занятие 2 1
2 Асаны 3 10
3 Самомассаж - 4
4 Дыхательная гимнастика - 4
Гимнастика для глаз - 4
Пальчиковая гимнастика - 3
Релаксация - 1
5 Подвижные игры - 1
6 Заключительно – диагностическое занятие 2 1
7 Итого часов 7 29
Распределение часов на разделы условно, так как в большинстве занятий предусмотрены содержание теоретического и практического материала, упражнения и комплексы упражнений различных разделов и тем в одном занятии.
2.8. Перспективный план
Месяц № занятия Задачи занятия Содержание занятия
Сентябрь
1
Развивать у детей двигательные умения и навыки, сохранять и развивать гибкость и эластичность позвоночника, подвижность суставов; развивать умения чувствовать свое тело во время движений; развивать умение быть организованными. Техника безопасности. Правила поведения на занятиях по йоге.
Встреча «Круг дружбы»
Разминка, комплекс статических упражнений:
- Поза мостика
-Поза кошки (доброй, сердитой, ласковой)
- Поза горы
Силовой блок (упражнения на укрепление основных групп мышц)
- асана кобра
- голова к ногам
- асана всадник
Дыхательные упражнения, Гимнастика для глаз «Вращение глаз» .
2 Развивать у детей двигательные умения и навыки, сохранять и развивать гибкость и эластичность позвоночника, подвижность суставов; развивать умения чувствовать свое тело во время движений; развивать умение быть организованными. Приветствие"Улыбнись, потянись".
Настройтесь на занятие.
Разминка, комплекс статических упражнений:
- Поза тигра
- Поза мостика
- Поза ребенка
-Позакошки (доброй, сердитой, ласковой)
Силовой блок (упражнения на укрепление основных групп мышц)
- асана кобра
- асана бабочка
- асана крокодил
- поза дерево (равновесие)
Дыхательные упражнения животом. Релаксационная гимнастика-Движения руками.
3 Встреча «Круг дружбы» Суставная гимнастика на все группы мышц. Самомассаж -Ушки. Комплекс статических упражнений:
-поза дерева
-поза льва
-поза кобры
-поза прямого угла
-поза лотоса
-поза верблюда
Силовой блок для укрепления позвоночника:
-асана кошка
-асана кобра
-асана свеча
-асана собака мордой вниз
Дыхательные упражнения, беседа о йоге.
4 Закреплять название основных асан, умение детей выполнять асаны на равновесие. Совершенствовать навык правильно дышать, сочетая дыхание и движение. Встреча"Приветствие солнцу".
Разминка. Самомассаж "Разминаем шею". Комплекс статических упражнений:
-поза полулотоса
-поза лотоса
-поза стола
-поза прямого угла
Комплекс упражнений для укрепления поясницы:
-асана вытянутого треугольника
-асана кузнечика
-асана кобра
-асана герой
-асана мост
Игры, направленные на активизацию действий, развитие внимания.