Любовь Белоглазова
Программа «Логика»
▼ Скачать + Заказать документы
Белоглазова Любовь Николаевна, старший воспитатель
Структурное подразделение детский сад «Ивушка» Автономного учреждения дошкольного образования муниципального образования Заводоуковский городской округ «Центр развития ребенка-детский сад «Светлячок»
Кружок «Логическая азбука»
Цель кружка: создание условий для максимального развития логического мышления дошкольников старшего возраста через приемы сравнения, обобщения, классификации, систематизации и смыслового соотнесения. Способствовать формированию и развитию у старших дошкольников простейших логических структур мышления через специально организованные занятия
Публикация «Программа „Логика“» размещена в разделах
Задачи кружка:
обучать детей основным логическим операциям : анализу, синтезу, сравнению, отрицанию, классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениям;
учить детей ориентироваться в пространстве;
развивать у детей высшие психические функции, умение рассуждать, доказывать;
воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желания прийти на помощь сверстнику.
Развивать самостоятельность, мышление, память, внимание, восприятие
Ожидаемый результат – овладение детьми 6-7 летнего возраста приемами логического мышления.
Способ проверки результатов работы: мониторинг усвоения детьми операций логического мышления (вводный – сентябрь; промежуточный – январь; итоговый – май) ; открытые занятия кружка.
Для изучения полученных детьми знаний, умений и навыков проводится мониторинг развития логического мышления и его операций, для чего применяются следующие методики:
1. «Невербальная классификация». Алябьева Е. А. «Развитие логического мышления и речи у детей 5-8 лет», -М., Сфера, 2005г., с. 69.
2. «Последовательные картинки» (-//-, с 70,
3. «Исключение лишнего» (-//-, с71,
4. «Размести фигуры» (см. Заводнова Н. В. «Развитие логики и речи у детей», -Ростов н/ Д: Феникс, 2005., с163,
5. «Обобщающее слово» (-//-, с 164) .
Критерии диагностики:
• Умение детей сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности.
• Умение ориентироваться в пространстве, различать право-лево, верх и низ.
• Умение детей запоминать, воспроизводить усвоенный материал, доказывать, рассуждать.
• Умение детей работать в парах, микрогруппах; проявление доброжелательного отношения к сверстнику, умение его выслушать, помочь при необходимости.
Критерии оценки усвоения программы :
Высокий уровень: Ребенок владеет основными логическими операциями. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам. Способен объединять и распределять предметы по группам. Свободно оперирует обобщающими понятиями. Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь. Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать. Может при помощи суждений делать умозаключения. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы. Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.
Средний уровень: Ребенок владеет такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов, но не всегда видит все их существенные признаки. Умеет объединять предметы в группы, но испытывает трудности в самостоятельном распределении их по группам, т. к. не всегда оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями. Ребенок не всегда видит закономерности в явлениях, но способен составить описательный рассказ о них. Затрудняется самостоятельно делать умозаключения. Ребенок имеет достаточный словарный запас. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Ребенок чаще всего внимателен, наблюдателен, но не усидчив. Умеет работать в паре, но испытывает трудности при работе в микрогруппах.
Сроки реализации программы – 1 учебный год (сентябрь – май) .
Режим работы кружка: 1 раз в месяц
месяц
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
сентябрь
«Выращивание дерева» Блоки Дьенеша Ознакомление детей с алгоритмом
Игра с одним обручем. Обруч и блоки Дьёныша. Формировать понятия об отрицании, классификации по одному свойству
Игра с двумя обручами. 2 обруча и блоки Дьенеша. Классификация по двум свойствам
Игра с тремя обручами. 3 обруча и блоки Дьенеша. Классификация по трём свойствам
октябрь
«Что общего и чем отличаются»
Цель: уметь находить сходства, развивать умение сопоставлять
«Найди, кто лишний»
Цель: закрепить умение обобщать предметы по одному признаку
Какой фигуры не хватает?»
Цель: развивать внимание, умение анализировать
«Что изменилось»
Цель: развивать наблюдательность
ноябрь
«Третий лишний»
Цель: закрепить умение сравнивать группы предметов
«Четвертый лишний»
Цель: закрепить умение сравнивать группы предметов
«Лабиринты: кто кому звонит?»
Цель: закрепить умение сравнивать группы предметов.
«Дорисуй и раскрась»
Цель: закрепить отношение: часть - целое.
декабрь
«Чем отличаются клоуны»
Цель: закрепить умение сравнивать предметы и находить различия
«Поменяй признак»
Цель: закрепить пространственные отношения: внутри - снаружи.
«Лабиринты»
Цель: закрепить умение анализировать и находить выход из лабиринта.
«Продолжи закономерность»
Цель: закрепить умение находить закономерности.
январь
«Что общего»
Цель: закрепить умение составлять равенства.
«Какой домик лишний и почему»
Цель: закрепить умение сравнивать и находить различия
«Логические цепочки»
Цель: развивать логическое мышление
«Обведи дорожки»
Цель: закрепить пространственные отношения: впереди - сзади.
февраль
«Цветочный хоровод». Цель: Учить работать с головоломками
«Рыбка» Цель: Учить составлять из счетных палочек фигуры по схеме.
«Машинка» Цель:Учить составлять из счетных палочек фигуры по схеме.
«Санки» Цель: Учить составлять из счетных палочек фигуры по схеме.
март
Игры со счетными палочками. Задание: переложить две палочки так, чтобы фигура похожая на корову, «смотрела» в другую сторону. Цель: развивать логическое мышление
Игра «Танграм» Цель: закреплять умение составлять по схеме
Игра «Танграм» Цель: закреплять умение составлять по схеме
Игра «Танграм» Цель: закреплять умение составлять по схеме
апрель
Головоломка: сложи портрет кошки по образцу (из геометр. фигур).
Графический диктант «Рыба».
Игра «Математический планшет»
Игра «Математический планшет»
«Занимательные задачки»
Цель: развивать логическое мышление
май
Игра «Математический планшет»
Рисуем резинками
Цель: умение рисовать резинками по образцу
Игра «Математический планшет»
Цель: сравнение по величине
Игра «Математический планшет»
«Узор»
Цель: закрепить умение ориентироваться в пространстве
Игра «Математический планшет»
№Деление круга на части»
Цель: закрепить умение делить на части с помощью резинок