марина ванина
Программа кружковой работы «Юные гении» с блоками Дьенеша в подготовительной группе
▼ Скачать +Заказ
Программа кружковой работы по познавательному развитию «Юные гении» (блоки Дьенеша) в подготовительной группе
Пояснительная записка
Публикация «Программа кружковой работы „Юные гении“ с блоками Дьенеша в подготовительной группе» размещена в разделах
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания образования, является гуманистическая направленность. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребенка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности. Ребенок по своей природе-исследователь, экспериментатор с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Существует много способов представить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего. Докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией. Математика входит в жизнь ребенка с момента рождения. Ребенок растет и каждый день слышит много нового для себя. Если с раннего детства предоставить ребенку возможность познакомиться с математикой, подружиться с ней, увидеть в ней интересную игру, в которой хочется познавать что то новое и необычное, тогда в школе с математикой будут связаны положительные эмоции, чувство владения предметом, интерес к нему. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась. Несет в себе определенную умственную задачу. Которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом.
Блоки Дьенеша являются международным математическим материалом и используются для обучения детей математике с 1 года до 10 лет. Этот дидактический материал очень эффективен в качестве предматематической подготовке к школе. Занимательность этого дидактического материала маскирует ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далекой от жизни детей. Благодаря играм с блоками Дьенеша у детей развиваются все психические процессы, мыслительные операции (умение сравнивать, анализировать, систематизировать, классифицировать, обобщать, делать выводы, умозаключения); способности к моделированию и конструированию, что в свою очередь способствует развитию определенных мозговых центров, влияющих на развитие речи. Также эти интеллектуальные игры способствуют развитию творческих способностей: фантазии, воображения, наглядно-действенного мышления, пространственного ориентирования, внимания.
Цели и задачи программы :
Цель: развитие у детей старшего дошкольного возраста умения решать логические задачи на разбиение по свойствам.
Задачи:
Образовательные: упражнять в умении классифицировать множества по нескольким свойствам (цвет, форма, размер, толщина, сравнивать, обобщать, декодировать информацию со знаком отрицания;
-уметь выявлять и абстрагировать свойства, читать схему;
-закреплять навыки порядкового счета и вычислительной деятельности.
Развивающие: развивать пространственное воображение, умение синтезировать и комбинировать;
-развивать логическое мышление, способность к моделированию и конструированию, внимание, память;
-развивать способность декодировать (расшифровывать) информацию на слух.
Воспитательные: воспитывать инициативу, настойчивость в достижении цели, самостоятельность, уважение друг к другу, желание помогать товарищам;
-поощрять стремление высказывать свои мысли, доказывать свои суждения при помощи точной и ясной речи.
Принципы, лежащие в основе программы :
-доступность (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям).
-наглядность (наличие дидактических материалов);
-демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ребенка. Реализация творческих потребностей);
-научность (обоснованность, наличие методических рекомендаций и теоретической основы);
-«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных игровых заданий). Программа позволяет индивидуализировать сложные игровые задания: более сильным детям можно находить варианты посложнее, менее подготовленным-работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл игры сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, научить без боязни творить и создавать. В процессе работы по программе кружка дети усваивают цвета и их оттенки; названия и отличительные признаки геометрических фигур (в стихотворной форме, обогащает словарный запас, учатся работать по схемам, сравнивать и обобщать предметы по определенному признаку).
Организационно-методическое обеспечение программ.
Программа рассчитана на 1 занятие в неделю, длительностью 25-30 минут. Численность детей в кружке-28 человек делятся на 2 подгруппы, для более качественного усвоения программы. Возраст детей 6-7 лет. Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: -объяснительно-иллюстрированный (воспринимают и усваивают готовую информацию) -репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности) -частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом) -исследовательский (самостоятельная творческая работа). Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности; -фронтальный (одновременно со всей подгруппой) -индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы) -групповой (работа в парах) -индивидуальный (выполнение заданий, решение проблем).
Техническое оснащение занятий.
Для игровых занятий необходимо иметь: - «блоки Дьенеша» -1 коробка на 1 ребенка. – Схемы для составления изображения с помощью блоков Дьенеша -1 на всех детей.
Литература:
1. О. Н. Лелявина, Б. Б. Финкельштейн. Давайте вместе поиграем. СПБ. ООО «Корвет» 2005 г.
2. З. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе. Математика от трех до семи. СПБ. «Детство-пресс», 2010г.
3. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. Логика и математика для дошкольников. СПБ. «Детство-пресс», 2006г.
4. А. А. Смоленцева, О. В. Пустовойт. Математика до школы. СПБ «Детство-пресс», 2006г.
5. М. Фидлер. Математика уже в детском саду. М. «Просвещение». 2000г.
Перспективный план работы :
Октябрь
1.1 Познакомить детей с логическими блоками Дьенеша. Цель: вызвать интерес к игре с блоками Дьенеша и желание действовать с ними.
1.2 «Помоги Чебурашке»
Цель: упражнять детей в группировке геометрических фигур. Развивать наблюдательность, внимание, память.
1.3 «Знакомство с карточками- символами»
Цель: познакомить детей с карточками-символами. Научить детей читать знаки.
1.4 «Лабиринт»
Цель: учить детей читать знаки-символы; признаки геометрических фигур (цвет, размер, форма). Выбирать необходимый блок из нескольких. Развивать практически действенное внимание.
Ноябрь
1.1 «Чудесный мешочек»
Цель: закреплять умение различать и называть геометрические фигуры по заданному признаку формы, развивать тактильные ощущения.
1.2 «Продолжи дорожку»
Цель: закреплять умение различать и называть геометрические фигуры, используя схематическое изображение геометрических фигур, выполнять действия, согласно определенному правилу.
1.3 «Осень»
Цель: развивать логическое мышление, умение классифицировать и обобщать. Закреплять знание о цвете, форме, размере. Упражнять в счете, закреплять представления о сезонных изменениях в природе. Развивать внимание, память, речь.
1.4 «Равенство- неравенство»
Цель: развивать умение классифицировать блоки, устанавливать равенство, неравенство между двумя группами предметов. Упражнять в умении анализировать, сопоставлять, логически мыслить.
Декабрь
1.1 «С двумя обручами»
Цель: дать представление понятия отрицания некоторого свойства геометрической фигуры с помощью частицы «НЕ». Упражнять в умении классифицировать блоки по двум свойствам.
1.2 «Разложи пропущенные фигуры»
Цель: учить осуществлять зрительно-мысленный анализ способа разложения фигур. Закрепить представления о свойствах геометрических фигур.
1.3 «Найди меня»
Цель: развивать умение читать кодовое обозначение геометрических фигур и находить соответствующий блок.
1.4 «Поле чудес»
Цель: развивать творческое воображение, умение анализировать, сравнивать, обобщать. Развивать умение читать кодовые обозначения блоков и описывать блоки с помощью кодов.
Январь
1.2 «Вырастим цветы»
Цель: развивать творческое и пространственное воображение, логику. Развивать конструктивные способности. Упражнять в составлении из частей целого. Закрепить знания цифр от 1 до 10. Упражнять в умении читать кодовое обозначение блоков.
1.3 «Волшебное дерево»
Цель: развивать представления о символическом изображении предметов, умение классифицировать блоки по трем признакам, выделять основные признаки. Развивать пространственные представления, логическое и образное мышление.
1.5 «Олимпийские кольца»
Цель: упражнять в умении классифицировать блоки по двум свойствам. Находить область пересечения двух плоскостей. Развивать пространственные представления, логическое и образное мышление.
Февраль
1.1 «Пирамида»
Цель: закрепить представления о геометрических фигурах. Развивать конструктивные умения, воображение, фантазию и творчество.
1.2 «Найди такую же фигуру»
Цель: развивать логическое мышление, наблюдательность. Упражнять в умении выбирать из множества фигур необходимую, классифицируя по цвету и форме.
1.3 «Улитка»
Цель: упражнять в умении классифицировать блоки по двум признакам : цвету и форме.
1.4 «Кроссворды с блоками или угадай, что получится»
Цель: развивать умение читать кодовое обозначение геометрических фигур, находить соответствующий блок. Упражнять в умении видеть из частей целое и описывать блоки с помощью кодов.
Март
1.1 Головоломка «Треугольник»
Цель: развивать умение составлять предмет из частей. Закреплять представление целого и части. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.
1.2 «Волшебные ступеньки»
Цель: продолжать учить детей определять на ощупь геометрические фигуры. Структурную поверхность тел, количественный и порядковый счет, счет на слух. Закреплять геометрические фигуры с помощью знаков, понятие «тяжелый-легкий», развитие мелкой моторики рук.
1.3 «В гостях у друзей»
Цель: закрепить понятия соотношения количества предметов с цифрой. Обозначающее это количество. Счет: количественный и порядковый, соседи числа, задачи на увеличение и уменьшение числа, составление изображений с помощью блоков.
1.4 «Домики»
Цель: закрепление с детьми ориентировки в пространстве, понятие «линия», «кривая», «прямая», «ломаная», количественный и порядковый счет на слух.
Апрель
1.1 «Математика в сказках»
Цель: учить детей выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10, находить место натурального числа в числовом ряду, развивать умение логически мыслить, выделять признаки предметов.
1.2 «Космическое путешествие»
Цель: закрепить счет в пределах 10 (прямой, обратный, состав числа. Продолжать совершенствовать умение классифицировать множества по трем свойствам (цвет, форма, размер). Развивать логическое мышление, внимание, воображение.
1.3 «Сюрприз»
Цель: закрепить счет от 1 до 10. Формировать представления о смежных числах, развивать умение классифицировать. Решать логические и арифметические задачи.
1.4 «Чудесные кольца»
Цель: разнообразить занятия. Игры детей с логическими блоками, развивать мыслительные операции, умственные способности, сообразительность. Закрепить знания детей о признаках геометрических фигур.
Май
1.1 «Веселые приключения»
Цель: развивать логическое мышление. Умение различать геометрические фигуры по величине. Форме. Цвету, толщине. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
1.2 «Мы всезнайки»
Цель: развивать творческое воображение, логику, мышление. Упражнять в ориентировке на плоскости и в пространстве. Пользуясь планом. Закрепить счет в пределах 10, знание о свойствах геометрических фигур.
1.3 «К сказочным героям» (диагностическое занятие)
Цель: продолжать формировать творческое воображение. Развивать умение пользоваться схемами. Закрепить навыки прямого и обратного счета до 10. Выявить динамику ФЭМП, познавательного интереса.
1.4 «Мы конструкторы»
Цель: способствовать развитию способности выполнять конструкции по заданной схеме, умение планировать действия, анализировать схему.