Лукина Елена Владимировна
Программа кружковой работы в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программа кружковой работы в средней группе
«Творческая мастерская»
на 2020 – 2021 уч. год
Воспитатель: Лукина Е. В
Содержание
1. Пояснительная записка….2
2. Цели и задачи программы …. …. …3
3. Методический инструментарий….….5
4. Ожидаемый результат работы кружка ….….6
5. Учебный план на год …. …. ….….….8
6. Список литературы. ….…. …. 14
1. Пояснительная записка
Публикация «Программа кружковой работы в средней группе» размещена в разделах
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский.
Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе творческие способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, ватные диски, бумажные салфетки, фантики от конфет и т. д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет исследовательскую потребность дошкольников, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям быстро достичь желаемого результата, вносит новизну в творчество, делает процесс более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.
Рисование, пожалуй, самое любимое и доступное занятие у детей – поводил кисточкой по листу бумаги – уже рисунок; оно выразительно – можно передать свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи; познавательно – помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания и продуктивно – рисуешь и обязательно что-то получается. К тому же изображение можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться.
Лепка - является важнейшим средством эстетического воспитания. В процессе творческой деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Все дети любят лепить, но творчество не может существовать под давлением и насилием. Ведь творчество для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Начиная с раннего возраста, побуждая детей к творчеству, учим видеть мир в живых красках. В дошкольном возрасте активно используется игра. В раннем возрасте закладывается фундамент личности, поэтому нужно зажечь в детях огонек творчества.
Направленность данного кружка : формировать и закреплять в самостоятельной деятельности образную выразительность создаваемых предметов, развивать эстетическое восприятие, развивать пространственное мышление тактильную память, мелкую моторику, вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту создаваемых работ, знакомство детей со способами и приемами в творчестве.
Актуальность кружка не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием приемов и способов в творческой деятельности, многообразием дополнительного использования дополнительных природных и бросовых материалов при выполнении творческих работ. Формируют навыки, на основе полученных знаний, создавать свои поделки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
2. Цель:
Развитие умения и навыков в работе с пластилином, бумагой, красками.
Формирование интереса к эстетической стороне окружающего мира, удовлетворение потребности ребенка в самовыражении через решение следующих задач:
Развитие навыков продуктивной деятельности;
Приобщение детей к творчеству;
Развитие у детей творческих способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитания интереса и любви к искусству;
Умение работать различными материалами, используемыми в художественном творчестве;
Развитие творческой активности, воображения у детей, мелкой моторики рук.
Задачи:
Обучающие:
Знакомство со свойствами пластилина, бумаги, краски. Поддержка стремления создавать интересные образы.
Лепка - Формировать умение лепить из небольших кусочков пластилина, используются следующие способы лепки:
Конструктивный – лепка предмета из отдельных частей;
Пластический – детали предмета вытягиваются из целого куска пластилина.
Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.
Формировать и закреплять в самостоятельной деятельности приемы лепки:
скатывание круговыми движениями рук (шарики, мячи);
раскатывание прямыми движениями рук (столбики, колбаски);
надавливание шариков пальцем сверху (горошины, точки на шляпке мухомора);
растягивание надавленных шариков на картоне (осьминоги, звезды);
прищипывание краев формы кончиками пальцев (клюв птички, края миски);
сплющивание между пальцами или ладонями (пироги, блины);
сглаживание поверхности вылепленной фигуры или места соединения частей (голова и туловище снеговика);
нанесение пластилина внутри контура для создания плоской пластилиновой картинки на картоне (гриб, котенок).
вытягивание отдельных частей от целого куска (голова матрешки вытягивается из ее туловища);
вдавливание пальцем углубления на поверхности формы (чашка, тарелка).
Формировать и закреплять умение находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в поделке.
Формировать умение ориентироваться в таких понятиях, как форма, цвет, величина, количество.
Побуждать детей самостоятельно выбирать способы выражения при создании выразительных образцов, используя для этого освоенные технические приемы.
Аппликация – Формировать умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством аппликации;
Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе деятельности с различными материалами;
Воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность, интерес к художественному экспериментированию.
Рисование - Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность;
Развивать мелкую моторику рук;
Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;
Учить детей способам нетрадиционной техники рисования, последовательно знакомить с различными видами изобразительной деятельности;
Совершенствовать у детей навыки работы с различными изобразительными материалами.
Развивающие:
Лепка - Развивать зрительное и тактильное обследование различных объектов; познавательную активность, творческое мышление; эстетическую восприимчивость.
Аппликация - Учить вырезать детали для аппликации из бумаги простыми способами - отрезать, разрезать, вырезать по контуру; приобщить детей к созданию аппликации из геометрических фигур, скорректировать способы приклеивания на основу; обогатить содержание аппликаций, обеспечив более широкое ознакомление детей с миром природы.
Рисование - работа с различными материалами (акварель, гуашь, свеча, восковые мелки);
- использование нетрадиционных техник рисования (свеча, акварель, монотипия, тычок сухой кистью или ватной палочкой, рисование ладошками, пальцем и др.);
Воспитательные:
Воспитывать эстетический вкус; интерес к творческой деятельности.
Вызывать у детей интерес к сотворчеству с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций.
Формы работы :
Практические занятия, в т. ч. беседы об окружающих предметах, о живой и неживой природе, о красоте изображаемых предметов, рассматривание художественных альбомов, поделок.
Выставки работ.
В работе используются различные методы и приемы: обследования, наглядности, словесный, практический, сотворчества, мотивационный.
Ресурсное обеспечение программы :
Центр художественного творчества в группе.
3. Методический инструментарий (конспекты кружковых занятий, картины известных художников, оформление фотоальбомов, сбор поделочного материала.
Для занятий по лепке заранее готовится природный материал (половинки скорлупок грецких орехов, скорлупу фисташек,, ветки, крылатки клена, фасоль, горох, рис) и дополнительный материал (пуговицы, спички, крышки от пузырьков и пластмассовых бутылок, капсулы от киндер-сюрпризов, нитки, баночки от йогурта).
Для аккуратной работы с пластилином у каждого ребенка должна быть дощечка-подкладка и тряпочка, которой он будет вытирать руки, а также небольшая картонка-подставка для готового изделия.
Для занятий по аппликации - на каждого ребенка – ножницы, клей – карандаш, клеенка, салфетка, бумажные салфетки, цветная бумага, белый и цветной картон, шаблоны разной геометрической формы, простые карандаши, бросовый материал (ватные диски, вата, ватные палочки, бумажные тарелочки и др.)
Для занятий по рисованию – на каждого ребенка – кисточки (мягкая и жесткая, подставка под кисти, салфетки, гуашь, акварель, баночки-непроливайки, бросовый материал (ватные палочки, губки, штампы, бумажные тарелочки и др.)
Форма занятий – творческая тематическая совместная деятельность педагога и ребенка.
Способы определения результативности (диагностика) :
Диагностика проводится 2 раза в год (сентябрь, май).
Оценка освоения изобразительной деятельности производится с опорой на исследования, разработки и диагностические методики, предлагаемые программой «От рождения до школы» Н. Е Вераксы, Т. С Комаровой, В Гербовой.
Продолжительность работы кружка :
Занятия проводятся во вторую половину дня.
Количество занятий в неделю – 1, в месяц – 4, в год – 36 занятий.
Продолжительность одного занятия – 15 - 20 минут по подгруппам.
Возраст детей 4-5 лет, количество детей 15 человек.
4. Ожидаемый результат работы кружка :
По лепке: предполагаемые навыки и умения ребенка к 5 годам: испытывает интерес к лепке из пластилина; знает свойства пластилина, теста;
использует разнообразные приемы лепки (скатывание, раскатывание, сплющивание, соединение, вдавливание пальцем углубления, прищипывание краев формы кончиками пальцев);
передает в лепке различие предметов по величине;
умеет доводить изделие до нужного образа с помощью дополнительного материала;
сочетает в поделке лепку из пластилина и природный материал;
умеет лепить различные предметы из 1–3 частей, соединяя их, путем прижатия и примазывания друг к другу;
умеет наносить пластилин тонким слоем на ограниченную контуром поверхность;
умеет аккуратно пользоваться пластилином: не пачкать стол, одежду, лепить на дощечке.
По аппликации: Умеет предварительно выкладывать (в определенной последовательности) на листе бумаги готовые детали разной формы, величины, цвета, составляя изображение (задуманное ребенком или заданное воспитателем, и наклеивать их.
Умеет аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на специально приготовленной клеенке); прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой.
Умеет создавать в аппликации на бумаге разной формы (квадрат, розета и др.) предметные и декоративные композиции из геометрических форм и природных материалов, повторяя и чередуя их по форме и цвету. Закреплять знание формы предметов и их цвета.
По рисованию: умеет правильно держать карандаш, фломастер, кисть, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы; добиваться свободного движения руки с карандашом и кистью во время рисования. Умеет набирать краску на кисть: аккуратно обмакивать ее всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса, хорошо промывать кисть, прежде чем набрать краску другого цвета. Приучать осушать промытую кисть о мягкую тряпочку или бумажную салфетку.
Закреплять знание названий цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный, познакомить с оттенками (розовый, голубой, серый).
Умеет изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать их (полоски, ленточки, дорожки, заборчик, клетчатый платочек и др.). Подводить детей к изображению предметов разной формы (округлая, прямоугольная) и предметов, состоящих из комбинаций разных форм и линий (неваляшка, снеговик, цыпленок, тележка, вагончик и др.).
Оценка освоения изобразительной деятельности производится с опорой на исследования, разработки и диагностические методики, предлагаемые программой «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, В Гербовой.
Календарно - тематическое планирование на 2019 – 2020 уч. год
Месяц Тема Цель Материал
1. Октябрь «Грибы и ягоды» - лепка Закрепить знания о свойстве пластилина, навыки раскатывания колбаски, шарика, умение расплющивать шарик между ладонями Пластилин, дощечки для лепки, салфетки.
Картинки грибов и ягод.
«Листопад» - рисование Учить детей рисовать листья методом примакивания (приложения) кисти, закрепить названия цветов- красный, желтый, зеленый. Гуашь трех цветов – красная, желтая, зеленая. Кисть мягкая, баночки для воды, подставки для кисточек, салфетки. Листы белой бумаги с изображением дерева без листьев. Иллюстрации осенних деревьев.
«Ветка рябины» - аппликация Учить детей скатывать кусочки салфетки в маленькие шарики и приклеивать на кончик ветки. Салфетки красного или оранжевого цвета. Клей – карандаш, клеенка, салфетка. Лист белой бумаги с изображением ветки рябины без ягод. Картинка – ветка рябины.
«Солнышко» - лепка на плоскости. Создание условий для развития умений раскатывать шарики и колбаски приплющивать их и прикреплять на плоскость Пластилин желтого цвета, картон голубого цвета, дощечки для лепки, салфетки.
Картинка солнца.
2. Ноябрь «Осень на тарелочке» - рисование Учить детей рисовать осенний пейзаж на бумажной одноразовой тарелочке. Использовать в рисовании нетрадиционные методы. Одноразовые тарелочки, гуашь (желтая, красная, оранжевая, зеленая, коричневая. голубая)
Ватные палочки, кисточки, баночки под воду, салфетки. Готовый образец.
«Мебель для куклы» - аппликация из геометрических фигур Учить детей работать по схеме, закрепить названия геометрических фигур, умение вырезать по контуру, располагать работу по листу, развитие творческих способностей Ножницы на каждого ребенка, клей -карандаш, распечатанные геометрические фигуры разных цветов для вырезания, белого листа. Картинки с изображением мебели, образец готовой работы.
«Грузовик» - лепка на плоскости Закрепить навыки раскатывания пластилина между ладонями и на досточке, умение прикреплять на плоскость. Картон с контуром грузовика, пластилин, досточки для лепки, салфетки. Образец готовой работы.
«Снежинка» - рисование Учить детей передавать в рисовании образ снежинки; рисовать предметы состоящие из линий (вертикальных, горизонтальных и наклонных). Продолжать учить пользоваться краской и кистью. Шестиугольник голубого цвета, гуашь белая, баночки-непроливайки, кисточки, клеенка, салфетки.
3. Декабрь «Сугробы, снег на деревьях» - аппликация из бросового материала. Учить детей отрывать маленькие кусочки ваты от большого куска и аккуратно приклеивать на основу (на крону деревьев, разрезать ватные диски пополам и наклеивать на землю.
пространственное освоение листа, развитие воображения. Вата, ватные диски, клей-карандаш, лист голубого цвета с изображением дерева, ножницы на каждого ребенка.
«Я слепил снеговика» - рисование Учить передавать в рисунке строение предмета, состоящего из нескольких частей. Упражнять в технике тычка полусухой жёсткой кистью
познакомить и закрепить технику рисования «тычком»;
листа А4 голубого цвета, гуашь белая, жёсткая кисть, баночки- неразливайки, салфетки. Образец готовой работы.
«Новогодние украшения» - конструирование из бросового материала Учить детей делать простые новогодние украшения из бросового материала, развивать воображение. Баночки из-под йогурта, клей, мишура, шерстяные нитки.
«Елочка-сувенир»- конструирование из бросового материала Продолжать учить детей изготавливать небольшие сувениры из бросового материала, развивать воображение. Сосновые шишки, акриловая краска белого и зеленого цвета, бусины разного цвета, клей, кисточки для клея.
4. Январь «Лепим снеговика» - аппликация Ватные диски Закреплять знание детей о круглой форме, о различии предметов по величине, учить детей работать с ватными дисками различной величины, составлять изображение, из частей правильно располагая их по величине. Картинка с изображением снеговика, картина с предыдущего занятия, ватные диски разной величины, кусочки цветного картона, фломастеры, клей, кисти, салфетки.
«Новогодняя елочка» - лепка на плоскости. Закрепить навыки раскатывания пластилина между ладонями и на досточке, умение прикреплять на плоскость. голубого картона, пластилин разных цветов.
«Снег кружится» - рисование Учить совмещать несколько приемом рисования, самостоятельности при выборе техники рисования тычковым способом и примакиванием.
Закрепить знания о времени года "Зима", о явлении природы "Снег", набирать краску, обмакивая только ворс в краску, оставлять отпечаток кисти по ворсу кисть, оставляя следы снегопада, развивать умения правильно держать кисть. листа А4 голубого цвета, гуашь белая, кисть, ватные палочки, салфетки, баночки для воды.
5. Февраль «Зайчишка» - лепка Учить детей лепить животных. Закрепить приемы лепки: раскатывание, сплющивание, прищипывание. Пластилин белого цвета, картинка с изображением зайца зимой, загадка про зайца, образец готовой работы.
«Зайка беленький сидит» - аппликация. Упражнять в умении скатывать бумажную салфетку в комки, составлять предмет, дополнять образ недостающими деталями. Аккуратно пользоваться клеем. Развивать желание работать вместе с другими детьми, воспитывать дружеские отношения Игрушка зайчика, тонированного листа ватмана, белые бумажные салфетки, ватные диски, разрезанные на части, клей, кисти, салфетки.
«Зайчишка» - рисование Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить наиболее выразительно отображать в рисунке облик животных. Развивать чувство композиции. Листы тонированные (светло-голубые) с контурным изображением зайчика, гуашь белая, жесткие кисти, салфетки.
6. Март «Цветы в подарок маме» - объемная аппликация Учить детей создавать красивую композицию из цветов (букет) в смешанной технике: бумажная пластика + рваная бумага, развивать эстетическое восприятие, формировать образное представление. Воспитывать заботливое отношение к маме, желание ее порадовать. Лист голубого цвета, цветная бумага для цветов, зеленая цветная бумага, ножницы,
клей, кисти, салфетки.
«Птицы» - нетрадиционное рисование. Учить детей рисовать птиц с помощью ладошки. Дополнять рисунок недостающими деталями (клюв, лапки, глаза и тд.)
Гуашь, тарелочки для обмакивания ладошки, влажные салфетки, кисти.
«Фрукты» - объемная аппликация. Познакомить детей с объемной аппликацией. Учить складывать детали фруктов пополам, правильно наклеивать детали одну на другую, а потом на основу. Круги красного цвета, овалы желтого цвета, клей, салфетки, белый лист А4.
«Грачи прилетели» - лепка Учить детей лепить птиц, передавая в лепке особенности строения. Закреплять приемы лепки. Картинки с изображением птиц, пластилин, досточки для лепки, салфетки, стеки.
7. Апрель «Цыпленок» - конструирование из бумаги. Учить детей изготавливать цыпленка из двух цилиндров, дополнять работу недостающими деталями (клюв, хвост, крылья) Бумажные полоски желтого цвета разной длины и ширины, клей,
Кусочки цветной бумаги, картон зеленого цвета, ножницы.
«Подснежники» - пластинография Учить детей рисовать пластилином- размазывать пальцем внутри контура. картона голубого цвета с контуром подснежника, пластилин, салфетка, стека.
«Тюльпаны» - рисование ладошками Закрепить навык рисования при помощи ладошки, учить создавать композицию, дорисовывая недостающие детали кистью. Гуашь разного цвета, тарелочки для обмакивания ладошки, тазик с водой, полотенце, кисть.
«Облака – белогривые лошадки» - обрывная аппликация. Познакомить детей с обрывной аппликацией. Учить детей аккуратно разрывать бумагу разной жесткости на кусочки разного размера и формы, закреплять навык наклеивания; (внутри контура). 1/4тонированного листа ватмана с изображением реки, белые бумажные салфетки и бумага, клей, кисти, салфетки.
8. Май «Праздничный салют» - Бумажные комочки
Упражнять в технике бумагопластики. Наклеивание бумажных шариков на подготовленный тёмный фон (разноцветные огоньки салюта в небе). Развивать чувство ритма Картон синего цвета, бумажные салфетки ярких цветов, клей ПВА
«Божья коровка-
лети на небо» - лепка с бросового материала. Учить детей использовать в лепке различный бросовый материал, сочетать лепку с рисованием, развивать воображение, творчество. Скорлупа грецкого ореха, гуашь красного цвета, пластилин черного цвета, кисть, салфетка.
Заключительное итоговое занятие – выставка детских работ. Предложить детям самостоятельно выбрать тему для творчества с использованием различных форм работы (лепка, аппликация или рисование) Пластилин, краски, клей, цветная бумага и картон, ножницы, листы белой бумаги, кисти, салфетки, клей, шаблоны для рисования.
Используемая литература:
«Азбука цвета. Развитие творческих способностей у малышей», М. В. Голубева, 2015 г.
«Аппликация в детском саду», А. Н. Малышева, Н. В. Ермолаева, 2000 г.
«Изобразительное творчество дошкольников в детском саду»Т. С. Комарова, 1984 г.
«Большая книга развития творческих способностей для детей 3-6 лет. Развиваем восприятие, воображение, внимание, фантазию», С. Е. Гаврина, 2009 г.