Гузалия Асадуллина
Программа кружка «Волшебный пластилин» для второй младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Публикация «Программа кружка „Волшебный пластилин“ для второй младшей группы» размещена в разделах
- Бросовый материал. Лепка
- Изостудия, кружок ИЗО
- Лепка. Методические разработки
- Поделки. Мастерим с детьми
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании – карандаш и кисть, в аппликации – ножницы и кисть, в лепке – стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими).
Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет его кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных представлений. Занятия лепкой воспитывают умение наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть. Лепка вырабатывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребенка, мышцы пальцев и ловкость рук. Так, средствами искусства, обращаясь к чувствам ребенка, мы можем с раннего детства формировать его нравственное отношение к окружающему, закладывая тем самым моральные основы его будущей человеческой личности.
Когда малыш лепит, развивается его мелкая моторика, совершенствуются мелкие движения пальчиков, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления, к тому же, лепка благотворно влияет на нервную систему в целом.
Актуальность проблемы.
Когда человек рождается, он начинает познавать мир, причём делает это самым эффективным и безотказным
способом - всё нужно увидеть, услышать, пощупать руками и попробовать на зуб. Ребёнок узнаёт мир с помощью
манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства,
при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников
ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является пластилин.
Прежде чем говорить непосредственно о пластилине, о рисовании этим материалом, надо сказать о том, на
какие стороны формирующейся личности ребёнка он оказывает своё благотворное влияние. Тактильная активность,
особенно ярко проявляемая детьми именно при играх с пластилином. напрямую влияет на формирование фантазии.
Психологи указывают на прямую взаимосвязь между степенью развития у малыша фантазии и его
складывающимися интеллектуальными способностями. Таким образом, стимулируя с помощью поделок из
пластилина развитие фантазии ребёнка, его способность представлять перед собой образы предметов, которых в
действительности нет перед его глазами в данный момент, мы закладываем базу для развития интеллекта ребёнка.
Учёными выявлена связь между активным движением пальцев ребёнка и формированием его речевого аппарата.
Фактически руки в данный период жизни являются для малыша дополнительным речевым органом. Функции
двигательной активности и речи формируются параллельно. В случае, если развитие двигательной активности рук
отстаёт от нормального течения, то задерживается и речевое развитие, хотя общая физическая активность при этом
может быть нормальной и даже выше нормы. Поэтому рисование пластилином благотворно скажется и на
развивающемся вербальном аппарате ребёнка.
В процессе занятий с пластилином малыш начинает проявлять творческие способности, значение которых для
формирования здоровой и гармонично развитой личности трудно переоценить. Помимо этого, не стоит забывать и о
таком аспекте, как подготовка кистей рук к занятию письмом. Которое в наше время нередко начинается ещё до
того, как ребёнок отправится учиться в школу.
Итак, стало окончательно ясно, что занятия с пластилином играют чрезвычайно важную роль в полноценном
творческом развитии малыша.
В воспитании ребёнка нет, и не может быть мелочей, и такая забавная и не серьёзная, на первый взгляд, вещь,
как пластилин, может при грамотном подходе сыграть немалую роль в том, чтобы малыши выросли всесторонне
развитыми.
ПРИНЦИПЫ:
наглядности;
доступности;
последовательности от простого к сложному;
научности и достоверности.
Цель данной программы :
развитие индивидуальных творческих способностей и интереса к искусству в целом в процессе занятий пластилинографией.
формирование и развитие художественно-творческих способностей детей посредством изобразительной деятельности, создание необходимых условий для самоопределения и самореализации личности ребенка.
Задачи:
Обучающие:
Формировать устойчивый интерес к художественной лепке.
Обучать специальным технологиям работы с пластилином, закреплять приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения.
Дать теоретические знания и формировать у воспитанников,практические приемы и навыки работы с пластилином.
Развивающие:
Способствовать развитию познавательной активности, развитию творческого мышления, воображения, фантазии.
Способствовать развитию пространственного представления и цветового восприятия.
Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность.
Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Воспитывающие:
Содействовать воспитанию интереса к художественно-творческой деятельности, стремлению к овладению знаниями и навыками в работе с пластилином.
Воспитывать трудолюбие, аккуратность.
Воспитывать эстетический вкус, любовь к прекрасному.
МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ :
Словесные (беседа, рассказ, инструктаж);
наглядные (демонстрация, показ образцов, схем, иллюстраций);
практические (конкретные трудовые задания и упражнения);
Репродуктивные (получение детьми знаний и способов деятельности по аналогии (образцу);
Проблемно-поисковые (самостоятельный творческий подход к делу);
методы работы под руководством педагога;
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ:
Тематические занятия;
дидактические игры;
творческие занятия;
игровые занятия;
выставки детских работ;
воспитательные мероприятия, праздники, тематические беседы;
экскурсии в природу (цель наблюдение за сезонными изменениями, сбор природного материала);
Занятия проводятся 1 раз в неделю:
15 минут во 2 младшей группе.
Занятия проходят как фронтально, так и коллективно. В вечернее время в блоке совместной деятельности с детьми
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Овладеют теоретическими знаниями и навыками по курсу обучения.
2. Будут свободно пользоваться инструментами и материалами необходимыми для работы с пластилином.
3. Будут владеть различными техническими приемами и способами лепки.
4. Научатся самостоятельно изготавливать из пластилина игрушки и картины.
5. Научатся украшать изделия из пластилина различными природными и декоративными материалами.
6. Разовьют познавательные, творческие и художественные способности, творческую активность, самостоятельность.
7 Выработают усидчивость, терпение, трудолюбие, научатся ценить ручной труд.
8. Получат навыки совместной работы.
Список литературы
1. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. –М. : АСТ:Астрель, 2006
2. Давыдова Г. Н. Пластилинография для малышей. –М. :Детский дизайн, 2008
3. Новикова О. А. Ум на кончиках пальцев. –М. : АСТ:Сова, 2006
Перспективный план кружка «Волшебный пластилин» на 2019-20 уч. г.
Форма работы. Тема
Цель
Материалы
Дата
План
Факт
Сентябрь
Воздушные шары
Закрепить умения раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями. Воспитывать умение преобразовывать шарообразную форму в овальную прямыми движениями ладоней, прикреплять готовую форму на плоскости путём равномерного расплющивания по поверхности основы
Картон с нарисованными контурами разноцветных ниточек для шариков, пластилин красного, синего, зелёного цветов; воздушный шар красного цвета для организации игровой ситуации
1 нед
Жёлтые листочки на деревьях
закреплять умения детей в работе с пластилином на плоскости
Картон с нарисованными контурами деревьев, пластилин красного, жёлтого, оранжевого цветов
2 нед
Созрели яблочки в саду
Развивать умения отщипывать не большие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев. Закрепить умения расплющивать шарики
Плотный картон цветной с контурным рисунком ветки, пластилин красного или жёлтого цвета; яблоки для рассматривания и угощения детей, стека, салфетка для рук.
3 нед
Цветы в траве
Учить лепить отдельные детали – придавливать, примазывать, разглаживать.
Плотный картон зелёного цвета, пластилин жёлтого, красного цветов;
4 нед
Октябрь
Звёздное небо
Учить раскатыванию комочка прямым движением, сгибание в дугу, сплющивание концов предмета. Воспитывать умения делить готовую форму на мелкие части при помощи стеки и скатывать из них шарики кругообразным движением
Плотный картон чёрного (темно синего или фиолетового) цвета, пластилин жёлтого, белого цветов;
1 нед
Бусы для Люси
закрепить умение лепить шарики малого размера, скатывая их кругообразным движением пальцев руки. Закреплять знание о цвете, развивать чувства о ритме.
Плотный картон с контуром нитки для бус, пластилин жёлтого и красного цветов
2 нед
«Овощи для засолки»
Продолжать формировать умение, раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней.
Закреплять умение, расплющивать шарики-помидоры, произвольно располагать их по поверхности.
Плотный картон пластилин жёлтого, красного цветов
3 нед
Консервируем фрукты
Развивать мелкую моторику рук при выполнении разных приёмов работы с пластилином : раскатывания, сплющивания
Силуэт банки из белого картона полоска фольги, набор фруктов или муляжей, нарезанные кусочки разных фруктов на блюдечке.
4 нед
Ноябрь
Солнышко проснулось, деткам улыбнулось
Упражнять в раскатывании комочков пластилина между ладоней прямыми движениями обеих рук
Плотный картон голубого (синего) цвета силуэтами пчелы, птички, зайца, петуха ; пластилин жёлтого, красного, оранжевого цветов
1 нед
Мы делили апельсин
Закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями прямыми и округлыми движениями, оттягивать пальцами нужные части предметов.
Плотный картон с силуэтом вазы, пластилин жёлтого и оранжевого цвета; стержень отработанной шариковой ручки; коробка-посылка с фруктами: апельсином, бананами
2 нед
Змейка
Формировать умение украшать объект декоративным узором, используя скатывание, расплющивание.
пластилин коричневого, зелёного, красного, жёлтого цветов;
3 нед
зайчик
Формировать умение украшать объект декоративным узором, используя скатывание, расплющивание.
Развивать эстетический вкус, цветовосприятие.
Плотный картон с силуэтом зайчика, серый пластилин, семечки,
4 нед
Декабрь
Вырастала ёлка на горе
Формировать умение детей, передавать в характерные особенности внешнего строения ели
Плотный картон,пластилин зеленого и коричневого цвета
1 нед
Снеговик
Совершенствовать умение, скатывать комочки пластилина между ладонями, придавая им шарообразную форму.
Картон темного цвета,белый пластилин
2 нед
Украсим ёлочку новогодними игрушками.
Упражнять в раскатывании комочков пластилина круговыми движениями рук и расплющивании по поверхности основы.
Заготовка елочки,пластилин разного цвета
3 нед
Пингвины на льдине
Учить передавать характерное строение птицы.
Развивать творческое воображение, цветовосприятие
Силуэт пингвина,пластилин черног и белого цвета
4 нед
Январь
Улитка, улитка, покажи свои рога
Упражнять детей в раскатывании кусочков пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук. Учить лепить улитку путём сворачивания колбаски по спирали.
Плотный картон силуэтом листочка, размер А4; пластилина чёрного и коричневого цветов;
2 нед
Самолет летит
Закрепить умение детей делить брусок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней
Плотный картон синего цвета с силуэтами облаков, солнца, размер А4; пластилин серого и желтого цветов;
3 нед
Украсим Кате чашку
Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму.
Силуэт чашки,пластилин разного цвета
4 нед
Февраль
Кактус в горшочке
Учить использовать возможности бросового материала для придания объекту завершенности и
картона с приклеенным горшочком Кусочки пластилина зелного цвета на тарелочке, в тарелочке еловые иголки для колючек
1 нед
Неваляшка
Закреплять умение делить кусок на части при помощи стека. Упражнять в умении скатывать круг, прижимать к листу, отщипывать небольшие кусочки.
Силуэт неваляшки из картона белого цвета. Пластилин зеленого, желтого и красного цвета. Бросовый материал: бусины, пуговички, семечки
2 нед
открытка для папы
Учить оформлять пластилином заготовок рисунка.
Картон с изображением военной техники,пластидин разного цвета
3 нед
Бублики- баранки
Формировать умение раскатывать столбики (цилиндры) разной длины и толщины и замыкать кольцо. Показать варианты оформления лепных изделий (посыпание манкой, маком, протыкание дырочек зубочисткой).
пластилин, стеки, цветной картон. Манка, мак, зубочистки
4 нед
Март
Вышла курочка гулять
Закрепить приёмы раскатывания пластилина между ладонями круговыми и прямыми движениями.
Закрепить умение детей равномерно расплющивать готовые формы на основе для получения плоского изображения.
1 нед
Веточка мимозы в подарок маме
Развивать эстетическое восприятие, умение красиво, аккуратно, в определенной последовательности располагать шарики около листочков для передачи образа веточки мимозы.
2 нед
Украсим платье Кате
Продолжать формировать умение, прикреплять готовую форму на поверхность
Силуэт платья,пластилин разного цвета
3 нед
Рыбки в аквариуме
Формировать умение передаче характерных особенностей рыбок, правильно передавая их форму, хвост, плавники, обозначая стекой чешуйки.
Заготовка аквариума,пластилин разного цвета
4 нед
Апрель
Ёжик
Закрепить навыки работы с пластилином
Плотный картон зелёного цвета
Набор пластилина,
1 нед
Мишка косолапый
Научить использовать стеку для придания шерсти необходимой структуры
силуэт мишки, пластилин коричневого, черного, оранжевого, красного цветов
2 нед
Мышка-норушка и золотое яичко
Закреплять умения передавать характер формы, используя знакомые способы лепки: раскатыванием оттягиванием деталей предмета сплющивание.
иллюстрация с изображением мышки и яичка по сказке «Курочка ряба». Пластилин серого желтого цвета
3 нед
Клубочки для котёнка
Упражнять в раскатывании пластилина между ладонями прямыми движениями, раскатывать пальцами обеих рук на поверхности стола для придания предмету необходимой длины. Учить детей приёму сворачивания длиной колбаски по спирали
картон с силуэтом котёнка, пластилин ярких цветов
4 нед
Май
Радуга -дуга
Упражнять в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями обеих рук. Изображать дугообразную форму радуги и порядок цветов в ней. Использовать стеку для отрезания лишних концов при укладывании радужных полос
картон синего цвета с изображением солнышка, облако с дождем, с контуром дуги
2 нед
Бабочка
учить передавать в работе характерные особенности внешнего строения бабочки (крылья, усики, туловище) посредством пластилинографи
картон синего цвета, голубого, с силуэтом бабочки,
набор пластилина
3 нед
Одуванчики
Учить создавать образы растений в нетрадиционной технике исполнения пластилинографии, используя имеющиеся навыки и уменя работы с пластилином.
Картон голубого цвета, пластилин зеленого, желтого цвета
4 нед