Надежда Бурченкова
Программа кружка «Волшебные краски» с использованием нетрадиционных художественных техник рисования
▼ Скачать + Заказать документы
Программа кружка «ВОЛШЕБНЫЕ КРАСКИ»
(с использованием нетрадиционных художественных техник рисования)
Возраст детей: 3- 4 года
Срок реализации:1 год
воспитатель:
Бурченкова Н. В.
2019- 2020 учебный год
Пояснительная записка
Публикация «Программа кружка „Волшебные краски“ с использованием нетрадиционных художественных техник рисования» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Нетрадиционные техники рисования
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Рисование. Все материалы
- Темочки
С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения.
Рисование – интересный и полезный вид творчества, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов, создаются живописные и графические изображения. Рисование приобщает малышей к миру прекрасного, развивает творческие способности, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Дети воспринимают художественные занятия, как новый, необычный и интересный опыт. Их, по началу, мало интересует результат, а интересен сам процесс. Тем не менее, даже совсем крошки способны понять по-своему оценить прекрасное и готовы создать собственное произведение искусства. Детский рисунок привлекает своей непосредственностью, своеобразной выразительностью, неожиданностью образов.
Л. С. Выготкий говорит о том, что «ребёнок рисует не то, что видит, а то, что знает». «Ребёнок может всё, пока не знает, что чего-то не может». Процесс рисования несёт в себе, также, психотерапевтические элементы. Присутствие рядом взрослого, делает процесс рисования успокаивающим; на лист выплёскиваются переживания и малыш освобождается от них. Происходит «графическое реагирование». В этот момент рисунок может стать средством зрительной связи между взрослым и ребёнком.
При умелой организации занятий с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. Рисование может стать одним из любимых занятий, может стать, а чаще всего и является устойчивым увлечением не только одарённых, но и почти всех детей. Для успешного обучения детей рисованию, можно использовать нетрадиционные техники. Ведь для работы во многих из них не требуется владение привычными инструментами – не требуется владение привычными инструментами – не нужны кисти и карандаши, когда есть собственные пальчики и ладошки, которые слушаются малыша гораздо лучше, чем инструменты художника.
Пальчики и ладошки - первые и самые удобные инструменты, которыми ребенок может начать свое художественное творчество. Существует очень увлекательное занятие, которое подарит ребенку новые ощущения, разовьет мелкую моторику рук, даст возможность открыть для себя новый и волшебный мир художественного творчества – это рисование ладошками. Рисуя своими ладошками, маленькие художники развивают свою фантазию и абстрактное мышление. В рисовании ладошками есть что-то интригующее, манящее. Все фигурки из ладошек получаются не только яркими, но и очень личными, ведь каждый ребенок рисует свой рисунок. Осознанные движения пальцами стимулируют у детей развитие речи. Обводя ладошку и пальчики, ребенок действует обеими руками, что отлично развивает координацию. У леворуких же детишек такое рисование способствует полноценному развитию правой руки.
Создание рисунка ладошками является очень забавной и увлекательной игрой для детей. В процессе творения, ребенок совершенствуется, запоминая детали, особенности, развивает свою фантазию, моторику пальцев, а главное у него формируется представление об окружающем его мире. Рисуя маленькими ручками, юный художник помимо фантазии, развивает еще и абстрактное мышление. Все это положительно влияет на дальнейшее развитие ребенка. А как интересно делать отпечатки из листьев, картофеля получаются такие красивые фигуры, что обычной кисточкой и не нарисуешь. А рисование ватной палочкой и поролоном. Все это нужно попробовать.
В рамках кружковых занятий дети могут выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. На занятиях они не изучают, а осваивают приемы и средства рисования нетрадиционными методами. Становясь постарше, дошкольники приобретают вначале простейшие умения и навыки рисования традиционными способами и средствами.
Кружок «Волшебные краски» направлен на ознакомление детей с новыми и интересными техниками рисования, способами получения той или иной поделки. Ребенок испытывает огромную радость, видя, как обыкновенные краски преображают белый лист бумаги и получается красивый, необычный рисунок.
В работу кружка включены незнакомые детям нетрадиционные виды техник рисования.
Кружок помогает развивать детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции.
Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования разных материалов.
Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, дарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.
Цель программы : развитие у детей мелкой моторики, художественно - творческих способностей, через различные виды изобразительной деятельности, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.
Ведущая идея данной программы : создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Задачи:
развивающие:
• Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.
• Развивать творческие способности детей, через различные техники изобразительной деятельности.
• Развитие творчества дошкольников в процессе создания образов, используя различные изобразительные материалы и техники.
• Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
обучающие:
• Знакомить с приемами нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
• Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.
• Учить детей видеть и понимать красоту природы, произведений классического искусства, окружающих предметов.
• Формировать умение оценивать созданные изображения.
воспитательные:
• Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
• Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
Принципы построения кружковой работы :
- от простого к сложному;
- наглядность;
- доступность с учетом возрастных особенностей;
- системность и последовательность;
Форма проведения кружковой работы : теоретические, практические, групповые.
В процессе совместного рисования используются различные методы и приемы:
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные
- практические
- игровые
Используемые методы позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Форма проведения занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.
Подходы и методы их реализации: систематические занятия, игры, игровые приемы, индивидуальная работа.
Учитывать в работе на занятиях:
Индивидуальные возможности детей:
- Умение использовать изобразительные материалы;
- Умение работать только правой рукой;
- Быстрое выполнение задания;
- Страх плохого результата рисования;
- Уровень развития детей;
Создание необходимых условий для экспериментирования с изобразительными материалами и техниками рисования.
Психологические особенности:
- Заинтересованность;
- Неуверенность при выполнении задания;
- Скованность;
- Нетерпение;
- Внимательность;
- Брезгливость и т. п.
Сложности некоторых техник нестандартного рисования :
- Поэтапное объяснение и показ техники педагогом;
В зависимости от сложности техники рисования проводить процесс работы индивидуально, по подгруппам или со всем коллективом детей;
- Следить за мерами безопасности детей при работе с необычными изобразительными материалами;
- Не ограничивать желания детей дополнять рисунок своими элементами, деталями декора и т. п.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня в рамках работы кружка изобразительной деятельности.
Работа кружка рассчитана на 36 часов.
Продолжительность занятий до 15 минут.
Программа ориентирована на работу с детьми второй младшей группы.
Занятия проводятся по подгруппам - один раз в неделю.
Срок реализации программы один год. Состав до 9 детей.
Работа с родителями:
- Пополнять знания родителей о способах нетрадиционного рисования через индивидуальные беседы;
- Проводить анкетирования на интересующие темы и последующими разъяснительными беседами;
- Организовывать различные выставки завершённых работ детей.
Ожидаемые результаты:
1. Создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники.
2. Сформировать у детей изобразительные навыки и умения в соответствии с возрастом.
3. Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.
4. Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе и своих возможностях;
К концу учебного года дети должны:
- Освоить разные техники и уметь рисовать разными нетрадиционными техниками;
- Иметь интерес к рисованию разными способами и материалами;
- Знать, называть цвета и уметь правильно подбирать их;
- Научиться эстетически воспринимать окружающий мир, мыслить и выражать свои мысли и чувства в образной форме.
Нетрадиционные художественные техники
-Рисование пальчиками : ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.
-Рисование ладошкой : ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её с помощью кисточки (с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.
-Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
-Оттиск печатками из картофеля: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
-Рисование манкой : ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку).
- Техника «Прижми и отпечатай» - привлекает детей процессом печатания, угадывания того, что получится в результате оттиска разнообразных материалов (пробки, поролон, пуговицы, банки с дном разного размера, крышки и т. д.)
Очень интересны и такие приёмы как рисование «Тычком» (жёсткая кисть, ватная палочка или рисование от пятна и т. д.)
Виды нетрадиционных техник рисования достаточно разнообразны, и в каждой технике ребёнок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. Например, если мы возьмём рисование пальчиком или ладошкой - этот метод рисования помогает ребёнку почувствовать свободу творчества, даёт взаимодействие с изобразительным материалом (с краской) без кисточки. Рисуя пальцами или ладошкой, ребёнок получает необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой.
Материалы и инструменты, необходимые для работы:
1. Бумага разного формата и цвета.
2. Гуашь.
3. Акварельные краски.
4. Ватман.
5. Картофель.
6. Ватные палочки
7. Поролон, штампики
7. Воздушные шары.
8. восковые мелки.
9. Листья деревьев.
10. Кисточки.
11. Чашечки для гуаши.
12. Баночки для воды.
13. Заготовки рисунков.
14. Салфетки влажные.
Список используемой литературы :
1. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М. ,2012 г.
2. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2.- М. : «Издательство Скрипторий 2003»,2010.- 72с.
3. Комарова Т. С. “Детское художественное творчество”, М. : Мозаика-Синтез, 2005 г.
4. Комарова Т. С. “Изобразительная деятельность в детском саду”, М. : Мозаика-Синтез, 2006 г.
5. “Необыкновенное рисование”, учебное издание из серии “Искусство — детям”, М. : Мозаика-Синтез, 2007 г., № 2.
6. Кихтева Е. Ю. «Рисуют малыши» - М-С 2008 г.
7. Лыкова И. А. Цветные ладошки - авторская программа М. : «Карапуз-Дидактика», 2007. – 144с., 16л. вкл.
8. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет»
9. Фатеева А. А. «Рисуем без кисточки» - Академия развития 2006г
10. Шайдурова Н. В. Учимся делать открытки: Учебно-методическое пособие для педагогов. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.-96 с., илл. + цв. вкл.
11. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р. Г. Казаковой – М. : ТЦ Сфера, 2006.-128с. (Серия «Вместе с детьми».)
12. «Рисунки, спрятанные в пальчиках» Н. В. Дубровская «Детство-пресс» 2003
13. «Яркие ладошки» Н. В. Дубровская «Детство-пресс» 2004г
14. Медиоресурсы интернета «МААМ. ru», «Почемучка. ru» и т. д. Никологорская О. А. “Волшебные краски”, М. : АСТ-Пресс, 1997 г.