Юлия Замахина
Программа кружка для первой младшей группы по лепке из солёного теста «Волшебное тесто»
▼ Скачать + Заказать документы
Руководитель:
Воспитатель группы «Теремок»
Замахина Юлия Владимировна
Кружок проводится 1 раз в неделю по 10 минут.
В кружке занимаются 10 человек. Возраст 2-3 года (первая младшая группа).
Целевые ориентиры:развитие творческой активности детей в процессе лепки из соленого теста.
Задачи:
1. Освоить разные способы работы с соленым тестом, развивать мелкую моторику рук, стимулирующей развитие речи;
Публикация «Программа кружка для первой младшей группы по лепке из солёного теста „Волшебное тесто“» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Лепка с использованием бросового материала
- Лепка. Конспекты
- Лепка. Методические разработки
- Лепка. Программы
- Поделки. Мастерим с детьми
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Тестопластика. Поделки из теста
- Темочки
2. Способствовать развитию творческих способностей детей, воспитанию художественно-эстетического вкуса через занятия лепкой из соленого теста;
3. Воспитание общекультурного уровня среди детей и родителей.
Основные принципы программы кружка :
1. Учитывать интересы, возможности ребенка при организации занятий.
2. Организовать коллективную, групповую, индивидуальную формы работы с детьми.
3. Создавать комфортный психологический климат, стимулировать успех детей.
Принципы построения работы:
1. От простого к сложному;
2. Доступность;
3. Воспитывающая и развивающая направленность;
4. Активность и самостоятельность;
5. Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Методические приемы:
1. Показ технологических приемов.
2. Рассматривание игрушек.
3. Рассматривание иллюстраций из книг, фотографий, картин.
4. Игровые приемы (приход героя).
5. Упражнение детей навыкам использования инструментов для лепки (стеки, печатки и т. д.).
Формы работы с детьми:
1. Совместная деятельность с педагогом.
2. Самостоятельная деятельность.
Формы подведения итогов реализации программы :
1. Организация выставок детских работ в группе и в холле детского сада.
2. Участие детей в творческих конкурсах.
Ожидаемые результаты:
1. Дети освоят элементарные действия с тестом.
2. Овладеют умением лепить предметы простейшей формы: шары, столбики, жгутики.
3. Разовьется мелкая моторика.
4. Разовьется интерес к изодеятельности.
Пояснительная записка
Развитие детского творчества является актуальной проблемой. Творчество – это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека. Творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания
Дошкольный возраст - период наиболее интенсивного развития воображения и наглядно-образного мышления, которые являются здесь основными формами познания. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.
Возраст от 2 до 5 лет - время наиболее бурного развития ребенка. Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче всего раскрываются творческие способности детей. Занятия с детьми творчеством любого вида способствуют разностороннему развитию ребёнка, раскрывается его личность, творческий потенциал, способность применять освоенные знания и умения для решения нестандартных задач, появляется уверенность в правильности принятия обоснованного решения и их реализации. Развивать творческие способности ребёнка лучше начинать с дошкольного детства, именно этот возраст имеет непреходящее значение в становлении первооснов личности. Весь путь формирования личности пролегает между задатками и способностями.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.
Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений.
Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения с взрослыми и сверстниками.
Занятия по лепке тесно связаны с занятиями по ознакомлению с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.
Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс.
Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Этому виду творчества придумали современное название - “Тестопластика”.
Перспективное планирование работы кружка по лепке из соленого теста в первой младшей группе
Месяц Тема Литература Работа с родителями
Сентябрь 1. «Знакомство с соленым тестом» Знакомство со свойствами теста (мнется, скатывается, расплющивается, рвется). Воспитание отзывчивости, доброты. Вызвать у детей интерес к лепке.
2.«Зернышки для курочки».
Создавать у детей интерес к процессу лепки, развивать умение отщипывать маленькие кусочки теста от большого куска. Учить выполнять движения вслед за воспитателем.
3.«Зёрнышки для мышат»
Упражнять детей в отрывании маленького кусочка от большого, учить аккуратности; продолжать учить выполнять движения вслед за воспитателем.
4.«Картинки на тесте»
Создание изображений на пласте теста : отпечатки ладошек и различных предметов, рисование пальчиком. О. В. Павлова стр. 73
О. В. Павлова стр. 75
О. В. Павлова стр. 77
И. А. Лыкова стр. 21
Октябрь 5. Лепка «Витамины».Продолжать учить отщипывать маленькие кусочки теста от куска.
6. «Подсолнух». Выставка работ. Продолжать учить детей отрывать маленькие кусочки теста, скатывать их между ладоней и расплющивать пальцем сверху; учить сопровождать слова стихотворения соответствующими движениями. Воспитывать отзывчивость и доброту.
7. «Яблочки»
Учить детей скатывать маленькие шарики из теста и расплющивать их пальцем сверху.
8. «Яблоня»
Продолжать учить отщипывать маленькие кусочки теста от куска и скатывать из них шарики диаметром 7-10 мм, надавливать указательным пальцем на шарик из теста, прикрепляя его к основе, развивать мелкую моторику.
9. «Ягодная поляна»
Продолжать учить отщипывать маленькие кусочки теста от куска и скатывать из них шарики диаметром 5—7 мм, надавливать указательным пальцем на шарик из теста, прикрепляя его к основе, развивать мелкую моторику.
Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. - М., 1992. -143с., стр. 63-65.
Д. Н. Колдина стр. 9
Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. - М., 1992. -143с., стр. 59-61.
Интернет – ресурсыhttps://nsportal.ru
Интернет - ресурсыhttps://nsportal.ru
1. Анкетирование родителей «Продуктивная деятельность ребенка (лепка)»
Ноябрь 10. Лепка «Гусеница».Учить скатывать из теста маленькие шарики круговыми движениями между ладоней.
11. «Маленькие змейки». Выставка работ. Учить детей раскатывать валик («колбаску») из теста на дощечке прямыми движениями руки.
12. «Вот такие ножки у сороконожки»Продолжать учить детей раскатывать «колбаску» прямыми движениями ладоней. Создание выразительного образа сороконожки в сотворчестве с педагогом; прикрепление «ножек» к туловищу, вылепленного воспитателем.
13. «Бабочка»
Учить детей отрывать маленькие кусочки теста, раскатывать их и вырезать из теста форму. Д. Н. Колдина. Лепка с детьми. – М, Мозаика – Синтез, 2016. – 48с., стр. 36-37
Д. Н. Колдина. Лепка с детьми. – М, Мозаика – Синтез, 2016. – 48с., стр. 13-14
И. А. Лыкова стр. 36
Ъ
Интернет – ресурсы
https://nsportal.ru
2. Консультация «Что такое тестопластика?»
Декабрь 14. «Снеговик»
Учить детей скатывать шар круговыми движениями ладоней.
15. Лепка «Нос для снеговика».Учить детей скатывать шар круговыми движениями ладоней. Раскатывать толстый столбик, а затем с одного конца заузить столбик в ко-нус, передавая удлиненную форму морковки. Развивать внимание и восприятие.
16. «Новогодняя елка».
Создание образа ёлочки в сотворчестве с воспитателем. Раскатывание жгутиков из теста зелёного цвета и прикрепление к стволу. Развитие мелкой моторики рук.
17.«Нарядим нашу ёлочку»
Вызвать у детей желание нарядить ёлку к празднику. Учить раскатывать из цветного теста и делать колечки, составлять из них гирлянду.
Интернет – ресурсы
https://nsportal.ru
Д. Н. Колдина. Лепка с детьми. – М, Мозаика – Синтез, 2016. – 48с., стр. 21-22
И. А. Лыкова. Развитие ребенка в изобразительной деятельности. – М., 2011. – 128с., стр. 43
А. А. Парамонова стр. 207 Выступление на родительском собрании «Тестоплатика – это полезное и занимательное занятие для детей дошкольного возраста».
Январь 18. «Наши четвероногие друзья» (поросенок)
Воспитывать у детей заботливое отношение к животным. Развивать сюжетно-ролевой замысел. Привлекать к самостоятельной лепке фигурок животных из шариков, плотно соединяя их между собой, дополняя их отличительными признаками (хвост, ушки).
19.«Орешки для белочки»
Развивать у детей интерес к процессу лепки, продолжать учить отщипывать маленькие кусочки от большого куска теста, раскатывать комочки в ладошках круговыми движениями, лепить на доске, развивать мелкую моторику рук.
20.«Вот ёжик – ни головы, ни ножек»
Моделирование образа ё жика: дополнение «туловища» - формы, вылепленной воспитателем, иголками – спичками, зубочистками. А. А. Парамонова стр. 277
А. А. Парамонова стр. 30
И. А. Лыкова стр38
Февраль 21.«Бублики – баранки»
Лепка баранок : раскатывание колбасок и замыкание их в кольцо, обыгрывание лепных изделий после просушки– «нанизывание» бубликов на связку-верёвочку.
22. «Угостим кукол конфетами»
Учить раскатывать комочки, аккуратно пользоваться тестом. Воспитывать положительное, заботливое отношение к окружающим.
23.«Вкусный пирог». Учить детей сплющивать шар из соленого теста между ладоней, придавая ему форму лепешки. Учить украшать изделие с помощью дополнительного материала. Воспитывать отзывчивость и доброту.
24. «Подарок Папе»
Побуждение детей выражать благодарность своим папам за заботу через продуктивную деятельность (лепку)
И. А. Лыкова стр. 54
Т. М. Бондаренко стр. 86
Д. Н. Колдина. Лепка с детьми. – М, Мозаика – Синтез, 2016. – 48с., стр. 22-24
Интернет - ресурсыhttps://nsportal.ru
Март 25.«Подарок маме»
Побуждение детей выражать благодарность своим мамам за заботу через продуктивную деятельность (лепку)
26.«Сосульки».Выставка работ. Освоение способа лепки предметов в форме цилиндра, легкое сдавливание (заострение) кончиками пальцев. Моделирование сосулек разной длины и толщины.
27.«Солнышко».
Создание рельефного образа солнышка из диска (сплющенного шара) и нескольких жгутиков.
Интернет – ресурсы
https://nsportal.ru
И. А. Лыкова. Развитие ребенка в изобразительной деятельности. – М., 2011. – 128с., стр. 62
И. А. Лыкова. Развитие ребенка в изобразительной деятельности. – М., 2011. – 128с., стр. 66
Апрель 28. «В лесу расцвёл подснежник!»
Продолжать развивать сюжетно-ролевой замысел, продолжать учить детей наносить тесто на картон пальчиками рук. Развивать мелкую моторику рук.
29 «Весна-красна пришла!».
Побуждать детей лепить «травку» путём раскатывания «колбасок». Развивать сюжетно-ролевой замысел. Воспитывать интерес к процессу лепки.
30. «Пасхальное яичко»
Продолжить учить скатывать из теста маленькие шарики круговыми движениями между ладоней. Украшать их.
31. «Божья коровка»
Продолжать учить детей скатывать из соленого теста шарики круговыми движениями ладоней, продолжать учить детей наносить тесто на картон пальчиками рук. Развивать мелкую моторику рук.
А. А. Парамонова,
стр. 368
О. В. Павлова стр. 134
Интернет – ресурсы
https://nsportal.ru
Интернет – ресурсы
https://nsportal.ru
Май 32. «Улитки»
Учить лепить улитку путём сворачивания столбика и оттягивания головы и рожек.
33. «Светофор»
Продолжать учить детей скатывать из соленого теста шарики круговыми движениями ладоней,продолжать учить детей наносить тесто на картон пальчиками рук. Развивать мелкую моторику рук.
34. «Мухомор»
Научить отщипывать маленькие кусочки теста от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм, надавливать указательным пальцем на шарик, прикрепляя его к основе, развивать мелкую моторику.
35.«Колечки для клоуна»
закрепление умения детей соединять концы столбика, в виде кольца; продолжать учить детей использовать в своей работе несколько цветов.
36.«Цветные карандаши». Выставка работ. Продолжать учить детей скатывать из соленого теста шарики круговыми движениями ладоней, раскатывать столбики на картоне движениями вперед — назад; с помощью пальцев сплющивать один конец столбика, придавая ему форму карандаша. За-креплять умение различать и называть цвета. Т. М. Бондаренко стр. 216
Интернет – ресурсы
https://nsportal.ru
Интернет – ресурсы
https://nsportal.ru
Интернет – ресурсы
https://nsportal.ru
Д. Н. Колдина. Лепка с детьми. – М, Мозаика – Синтез, 2016. – 48с., стр. 32-33
Используемая литература:
1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст. – М., 2009. – 144с.
2. Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. - М., 1992. -143с.
3. И. А. Лыкова. Развитие ребенка в изобразительной деятельности. – М., 2011. – 128с.
4. Д. Н. Колдина. Лепка с детьми. – М, Мозаика – Синтез, 2016. – 48с.
5. Галина Чаянова. Соленое тесто для начинающих. М. - Дрофа – Плюс 2005 – 144с.
6. О. В. Павлова. Художественное творчество. Комплексные занятия. Первая младшая группа. Волгоград. Издательство «Учитель», 2011.
7. Д. Н. Колдина. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. Москва. «Мозайка-синтез», 2009.
8. И. А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст. Методическое пособие для специалистов дошкольных общеобразовательных учреждений. Издательский дом «Цветной мир», Москва, 2010.
9. Т. М. Бондаренко. Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж, 2010.
10. А. А. Парамонова. Развивающие занятия с детьми 2-3 лет. Москва, ОЛМА Медиа Групп, 2011