Папки-передвижки

Программа кружка «Росток»

Анастасия Герасимова
Программа кружка «Росток»

1. Направленность программы

Программа «Росток» является программой познавательной направленности, построена на основе программы С. Н. Николаевой «Юный эколог».

Данная программа строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, а также на самостоятельной экспериментальной деятельности воспитанников.

Публикация «Программа кружка „Росток“» размещена в разделах

Программа «Росток» - это теоретический и практический курс, который направлен на знакомство дошкольников с природой, окружающим миром, в том числе с природой родного края, а также на всестороннее воспитание детей дошкольного возраста, решение задач охраны природы, формирование основ экологической культуры и развитие опытно-экспериментальной деятельности.

2. Новизна программы.

Новизна программы состоит в том, что в ней познание экологии непосредственно связано с экспериментальной деятельностью. Существенно расширена практическая составляющая программы, что позволяет повысить интерес обучающихся к предметам и явлениям природы, которые подлежат исследованию, постановке эксперимента и решению исследовательских задач. Происходит не только развитие любознательности, как основы познавательной деятельности обучающихся, но и расширяется круг личностно-значимых проблем и вопросов. Программа рассчитана на реализацию принципов обучения:

• обеспечение ситуации успеха каждому участнику кружка через учет его индивидуальных особенностей;

• многообразие видов активной познавательной деятельности обучающихся;

• индивидуализация учебного процесса и возможность работать при желании в паре, в группе;

• создание условий для проявления особенностей, выявление поисковой и творческой активности;

• использование всевозможных ресурсов группы, начиная со специальной литературы и презентаций, коллекций, картотек, заканчивая детским микроскопом и телескопом;

• организация атмосферы эмоционального благополучия, комфорта, сотрудничества, стимуляция активной коммуникации;

• организация экскурсий по территории детского сада и за его пределами, оптимизация процесса обучения, обучающиеся отдыхают душой, раскрепощаются при общении с природой и ее объектами.

3. Актуальность программы.

Проблема экологического развития детей дошкольного возраста, одна из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования и развития личности ребенка дошкольника.

Необходимость создания данной программы обусловлена воспитанием и развитием детей, владеющих не только простейшими правилами поведения в природе, но и знающих азы экологического воспитания.

В наше время, когда планета находится на грани экологической катастрофы, исправить ситуацию можно лишь при условии развития экологической культуры. Поэтому так важно делать это уже в дошкольном возрасте.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности, его всестороннего развития. Важно именно в этот период заложить основы чуткого отношения к природе, бережное отношение к объектам живой и неживой природы. Ребенок находится в постоянной взаимосвязи с природой. Его привлекают, казалось бы, простейшие вещи : божья коровка, яркие цветы на лугу, смена времен года и другое, но именно они позволяют развиваться любознательности, развивают фантазию, учат ценить все то, что его окружает.

Полученные еще в детстве впечатления о взаимосвязи с природой, могут в дальнейшем повлиять на его отношение к объектам живой и неживой природы, к природе родного края. Важно привить любовь к природе в период дошкольного становления личности ребенка.

Данная программа направлена на поиск более интересных, познавательных, увлекательных для детей способов и методов усвоения, понимания и использования экологических знаний в повседневной жизни, которые помогут им выразить себя, проявить творчество, научат думать. Особое место в данной программе отводится проектной деятельности по привитию экологических знаний. Программа имеет теоретическое и экспериментальное обоснование, сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие.

4. Отличительные особенности программы.

Учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы, которые переплетаются, дополняют друг друга, что способствует формированию нравственных качеств у дошкольников.

Реализация данной программы помогает так организовать деятельность дошкольников, чтобы они лучше изучили свой край, глубже поняли особенности природы, культуры, истории, способствует формированию у детей интереса и привязанности к родному краю, развитию патриотических чувств.

В данной программе предпринята попытка, по-новому подойти к организации, содержанию и методам работы. Особое внимание уделено взаимодействию ДОУ с семьей.

5. Педагогическая целесообразность программы.

Основные принципы, заложенные в основу программы :

• Принцип поэтапности «погружения» в программу. Это самый важный принцип. Программа составлена с учетом возрастных особенностей ребенка. Если приступать к освоению этапа, минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата.

• Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка – от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.

• Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению.

• Принцип выбора в творческом взаимодействии взрослого и ребенка при решении данной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений поощрять объяснение ребенком выбора изобразительного материала для изображения.

6. Цель программы : воспитание основ экологической культуры у детей 5-6 лет и формирование у них безопасного поведения в природе.

7. Задачи программы.

Обучающие задачи:

- способствовать накоплению ребенком ярких впечатлений о природе;

- обогащать представления детей о многообразии признаков растений, животных, обитающих в разных климатических условиях (жаркого климата юга и холодного севера, а также об объектах неживой природы, встречающихся в ближайшем окружении;

- способствовать познанию свойств природных материалов (воды, глины, почвы и др.);

- обогащать опыт исследовательских действий. Расширять и обогащать знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе;

- обогащать представление детей о природе родного края и различных природных зон.

Развивающие задачи:

- развивать эмоциональную отзывчивость и разнообразие переживаний детей в процессе общения с природой;

- в процессе познавательно-исследовательской деятельности развивать интерес и активность дошкольников, удовлетворять детскую пытливость;

- развивать самостоятельность в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.

- развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно-следственные связи.

- формировать у детей диалектическое мышление, т. е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

- развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир.

Воспитательные задачи:

- воспитывать желание к посильной деятельности по уходу за растениями.

- стимулировать и поощрять добрые, трогательные поступки детей, радостные переживания от положительного поступка, разделять размышления ребенка над проявлениями разного отношения людей к природе.

- воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира.

- воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.

8. Возраст детей.

Данная программа рассчитана на 1 год (старшая группа). При распределении занятий учитывается подготовленность детей, существующие навыки и умения. На занятиях детям предоставляется возможность удовлетворить свои интересы путем активного включения в познавательно-исследовательскую деятельность.

Возраст обучающихся – 5-6 лет, количество детей составляет 20-2 человек. Занятия кружка проходят 1 раз в неделю, всего 36 занятий.

9. Срок реализации программы.

Программа предусматривает проведение одного занятия в неделю во второй половине дня. Общее количество занятий – 36 занятий в год (с сентября по май).

10. Форма детского образовательного объединения: кружок.

Режим организации занятий: 1 занятие в неделю, длительность занятия – 25 мин.

11. Ожидаемые результаты и способы их проверки.

По окончанию учебного года ребенок:

• Проявляет интерес к ярким явлениям природы;

• Имеет обобщенные представления о животных (кошки, собаки, жуки, бабочки и т. д., о растениях (кустарники, деревья, цветы и др., о сезонных изменениях и явлениях;

• Умеет устанавливать простейшие причинно-следственные связи (деревянная палочка в воде плавает – она легкая, гвоздь тонет – он тяжелый ит. д.);

• Бережно относится к природе, владеет основными нормами поведения в ней (любоваться цветами, но не рвать, наблюдать за насекомыми, но не причинять зла и т. д.);

• Умеет самостоятельно ухаживать за растениями и животными, проявляет ответственность и заботу о них;

• Стремится к исследованию объектов живой и неживой природы, делает выводы, устанавливает причинно-следственные связи;

• Задает взрослым вопросы о непонятном или интересном из области природных объектов и явлений;

• Обращает свое внимание и внимание других на «непорядки» и непредвиденные явления в природном окружении, стремится их устранить, умеет это делать грамотно и ответственно.

Уровень экологических знаний у детей можно проверить различными способами: наблюдение за детьми на прогулке, в группе, беседы с родителями, вечера загадок, КВН, викторины и т. д. Разработаны диагностические таблицы на начало и конец года, тесты, задания, самостоятельное экспериментирование по алгоритму, тест для нахождения одаренных детей по экологическому развитию, анкеты для родителей.

12. Форма подведения итогов.

• Проведение выставок детских работ из природного материала;

• Участие в экологических и творческих конкурсах;

• Составление альбома выполненных работ;

• Проведение открытого мероприятия;

• Проведение мастер-класса для педагогов;

• Подготовка и проведение праздников и развлечений по экологии.

Публикации по теме:

Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт»Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт» Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт»Автор: воспитатель А. А. Голудина Руководитель: старший воспитатель Е. А. Земляк.

План-программа фольклорного кружка «Сударушка» План – программа Фольклорного кружка «Сударушка» Сентябрь 1 неделя: «Пришел Тит и Варфоломей, значит осень у дверей» - встреча осени 2.

Программа кружка «Хлебосол» по лепке из соленого теста Пояснительная записка: Культура, быт, искусство являются могучим источником умственного развития ребенка, средством гуманного, нравственного.

Программа кружка по вышиванию «Волшебная иголочка» .

Программа кружка «Танцевальный калейдоскоп»Программа кружка «Танцевальный калейдоскоп» Программа кружка "Танцевальный калейдоскоп" Основные характеристики программы Пояснительная записка. Детский танцевальный коллектив.

Программа кружка «Волшебная тестопластика»Программа кружка «Волшебная тестопластика» Пояснительная записка Ученые, которые изучают развитие детской речи, утверждают, что движение пальчиков рук очень тесно связано с речевой.

Рабочая программа кружка «Я — пешеход» Рабочая программа кружка «Я - пешеход» Пояснительная записка Программа кружка «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста. Направленность.

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности Пояснительная записка Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего,.

Рабочая программа кружка «Расту культурным!» Программа кружка «Расту культурным!» Пояснительная записка Культура поведения предполагает различные аспекты поведения человека в обществе:.

Рабочая программа кружка «Юный Эколог» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРУЖКУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3 – 5 ЛЕТСоставитель:Зозина Е. А., воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа кружка «Росток»
Опубликовано: 23 июля 2022 в 10:56
+37Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД