Виктория Злобина
Программа кружка «Разноцветные ладошки»
▼ Скачать
Разноцветные ладошки
смоленское областное государственное бюджетное учреждение
«Ново-Никольский детский дом-интернат для умственно отсталых детей»
Рабочая программа кружка
«Разноцветные ладошки»
Составитель: Злобина В. В., учитель
Пояснительная записка
….Это правда! Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне….
Э. Успенский.
Публикация «Программа кружка „Разноцветные ладошки“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
Способность к изобразительной деятельности зарождается в раннем возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном. Каждый ребенок на определенном отрезке жизни увлеченно рисует. В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире.
Существует множество техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Нетрадиционные техники рисования помогают развивать у ребенка оригинальные идеи, воображение, творчество, мелкую моторику пальцев рук, самостоятельность. Обучать нетрадиционным техникам рисования можно начинать уже в младшем возрасте, постепенно усложняя их. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, а наоборот вызывает стремление заниматься таким интересным делом. Им интересен сам процесс выполнения работы.
С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Малыши рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, мелом на асфальте. При этом дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а еще и знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами, предметами. Становясь постарше, дошкольники приобретают вначале простейшие умения и навыки рисования традиционными способами и средствами. А со временем уже осмысленно изыскивают новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. В тот момент педагог может сделать эту работу целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции, позволяет раскрыть и обогатить свои творческие способности, а родителям порадоваться успехам своих детей.
ИЗО деятельность проводится в форме игр, цель которых – научить детей рисовать при помощи одного пальчика, затем несколькими; познакомить с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве, показать нетрадиционные техники рисования и научить применять их на практике. Проведение такой деятельности способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.
Творческие способности пронизывают все этапы развития ребенка, пробуждают инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Дети с нарушением интеллекта — наиболее многочисленная категория аномальных детей. Главной задачей обучения и воспитания таких детей является развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений, изобразительная деятельность является одной из форм усвоения ребенком социального опыта. У детей развивается наблюдательность, смекалка, воспитывается творческая личность.
Среди различных видов деятельности умственно отсталые дети выделяют изобразительную деятельность и отдают ей предпочтение, как наиболее интересной и занимательной. Особенно любимым является рисование. Благодаря своей доступности, наглядности и конкретности выражения оно приближается к игре. Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир детей. Говоря об изобразительных техниках и материалах, необходимо уточнить, что их делят на традиционные и нетрадиционные, В первом случае мы знаем почти все от красок до различных мелков, а во втором затрудняемся ответить, А ведь можно рисовать и зубной щеткой, и ватой, пальцами, ладонью, тампоном, мятой бумагой, свечой, трубочкой, гоняя краску (каплю) по листу бумаги. Нетрадиционная техника рисования помогает детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами и материалами сделать трудно. Мотивация успешности при использовании нетрадиционных техник сохраняется благодаря особенностям их использования: быстрота и относительная простота получения силуэтов или деталей нужной формы, их приближенность к реально существующим формам и фактурам и, наконец, новизна способа как фактор удержания внимания.
Отсутствие необходимых изобразительных умений у детей часто приводит к обедненности и невыразительности детских работ, так как, не владея определенными способами изображения, дети исключают из своего рисунка те образы, нарисовать которые затрудняются. Чтобы ребенок рисовал с удовольствием и совершенствовался в своем творчестве, взрослые своевременно должны помогать ему.
Процесс овладения навыками и умениями изобразительной деятельности детьми с нарушением интеллекта отличается от нормы и имеет ряд особенностей. Последние связаны с неточностью восприятия, недостаточным развитием произвольных форм внимания и запоминания, а также с трудностями самостоятельного обследования образца, планирования последовательности действий и осуществления контроля. Специфика нашей работы еще важна, потому что у этих детей не развита или нарушена мелкая моторика, координация движений, не сформированы реальные представления о предметах и явлениях окружающей жизни.
По сей день организация продуктивной деятельности с детьми с нарушением интеллекта остается актуальной, так как, нет парциальных или авторских программ.
Поэтому передо мной встала цель: создание условий для развития художественно – творческих способностей детей с отклонениями в развитий средствами нетрадиционного рисования.
Основные задачи:
Развивающие:
- развивать творческое воображение, зрительно-двигательную координацию, мелкую моторику рук, тактильную чувствительность, психические процессы: восприятие, память, внимание, мышление, связную устную речь;
- развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
- развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Образовательные:
-закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
- знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
- воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую
самореализацию.
-способствовать возникновению ощущения, что продукт их деятельности интересен другим и необходим им самим (для игры и в качестве подарка).
Предполагаемый результат: эффективная система работы, включающая нетрадиционные способы рисования, стимулирующая художественно-творческое развитие детей с отклонениями в развитии.
Актуальность программы «Разноцветные ладошки» заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.
Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.
Концептуальной основой данной программы является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного образовательного процесса.
Педагогическая целесообразность программы : предназначена для:
-развития творческих задатков детей с помощью нетрадиционного способа рисования;
-развития мотивации к познанию творчества т. к. художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес,
-формирования ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладения основами творческой деятельности, что дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир искусства
Методы проведения занятия:
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные
-практические
-игровые
Используемые методы позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы :
-Проведение выставок детских работ
-проведение открытого мероприятия
-проведение мастер-класса среди педагогов
Для реализации данной программы необходимы следующие материалы:
гуашь, ватные палочки, поролоновые печатки, печатки из пенопласта, манная крупа, пластмассовые ложки или трубочки для коктейля, стаканы для воды, подставки под кисти, кисти, мисочки под краску, салфетки.
Нетрадиционные художественные техники:
-Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.
-Рисование ладошкой : ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её с помощью кисточки (с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.
-Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
-Оттиск печатками из поролона: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
-Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
-Рисование манкой: ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку) - Кляксография: ребенок пластмассовой ложкой или трубочкой для коктейля, делает на листе кляксы. Затем при помощи пальцев или кисточки дорисовывает необходимые детали.
Особенность возрастной группы
Воспитанники детского дома, имеющие тяжелые и выраженные нарушения интеллекта в возрасте 8-9 лет.
Основные способы и формы работы с детьми
Программа предполагает проведение двух занятий в неделю, после уроков в рамках работы кружка изобразительной деятельности продолжительностью 30 минут. Нормативный срок освоения рабочей программы 1 год. Количество занятий в год 68.
Система отслеживания и оценивания результатов работы по Программе
Ожидаемые результаты
Показатели успехов и достижений
На уровне ребенка:
- умения детей использовать в изобразительной продуктивной деятельности разнообразные графические средства и нетрадиционные способы рисования;
развитие у детей мелкой моторики рук, творческого воображения, цветовосприятия и зрительно-двигательной координации;
- умение пользоваться инструментами и материалами для нетрадиционного рисования;
-создавать разнообразные изображения предметов с помощью нетрадиционных приемов рисования;
- проявление желания участвовать в выставках детских работ;
- развитие чувства прекрасного;
- приобретение важных социальных навыков: умеют действовать вместе, дожидаться своей очереди, радоваться общему результату
Ребенок овладевает умениями и навыками:
- мелкая моторика рук и тактильное восприятие;
- пространственное ориентирование на листе бумаги;
- внимание и усидчивость;
- изобразительные навыки и умения: наблюдательность, эстетическое восприятие, эмоциональная отзывчивость;
- формируются навыки контроля и самоконтроля.
-повышается уровень эмоционального благополучия;
-дети проявляют больше самостоятельности, инициативы, творчества;
- -дают оценку результатам своей деятельности;
-дети с желанием участвуют в выставках и конкурса.
На уровне педагога
- создание системы работы с детьми по изобразительной деятельности с использованием разнообразного художественного материала;
- повышение профессионального мастерства педагогов, самообразование, саморазвитие;
На уровне педагогических технологий:
- обогащение методов, приемов и форм работы по развитию творческого воображения у детей с умственной отсталостью.
Календарно-тематическое планирование
№ Тема Кол-во часов Дата
1 Окраска воды (освоение цветовой гаммы) 1
2 Паучок
Техника: оттиск пробкой 1
3 Мышка
Техника: аппликация из крупы 1
4 Яблоня с золотыми яблоками
Техника: рисование поролоновыми тычками 1
5 Яблоки на тарелочке
Техника: оттиск печатками из яблок 1
6 «Горошинки на зонтике»
Техника: рисование пальчиками. 1
7 Весёлые мухоморы.
Техника: рисование пальчиками. 1
8 «Подсолнухи»
Техника: тычок ватной палочкой 1
9 Полет Алисы
Техника: рисование пальчиками. 1
10 Хвост павлина
Техника: оттиск сухими листьями 1
11 «Ваза с цветами»
Техника: набрызг 1
12 «Букет из осенних листьев»
Техника: оттиск сухими листьями 1
13 Осеннее дерево.
Техника: рисование пальчиками. 1
14 «Желтые листья летят»
Техника: рисование ладошками 1
15 «Дары осени»
Техника: рисование мятой бумагой 1
16
Осеннее дерево.
Техника: рисование ладошками. 1
18 Кленовый лист
Техника: рисование с помощью губки 1
18 «Осенняя прогулка»
Техника: раздувание капли 1
19 «Мой веселый дождик»
Техника: рисование пальчиками. 1
20 Горошины для петушка»
Техника: рисование пальчиками. 1
21 «Знакомство с клюквой»
Техника: рисование пальчиком 1
22 Теремок 1
23 «Мышка».
Техника: аппликация из резаных ниток. 1
24 Разноцветные мячи»
Техника: рисование пальчиками. 1
25 «Зайчики»
Техника: печатание свернутым в рулон картоном 1
26 Морковка для зайчика. 1
27 Нарисуем воду в аквариуме с рыбками. 1
28 Солнышко лучистое, почему ты стало часто прятаться?
Техника: рисование ладошками 1
29 Зайчишка.
Техника: тычок жесткой полусухой кистью. 1
30 Морозко
Техника: Рисование ладошкой. 1
31 .Маленькой ёлочке холодно зимой.
Техника: тычок жесткой полусухой кистью. 1
32 «Снежинки»
Техника: свеча, акварель 1
33 «Зажигаем огоньки».
Техника: рисование пальчиками. 1
34 Шарики.
Техника: Рисование мятой бумагой. 1
35 Веселая птичка – снегирь.
Техника:Рисование пальчиками. 1
36 Вьюга
Техника: ниткография 1
37 «Снеговик»
Техника: рисование скомканной бумагой 1
38 Снежинка
Техника: рисование манной крупой 1
39 Ёлочка пушистая, нарядная.
Техника: тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками. 1
40 Зимние узоры
Техника: ниткография 1
41 Медвежонок
Техника: тычок жёсткой полусухой кистью 1
42 «Зимние напевы»
Техника: набрызг 1
43 Румяный колобок.
Техника: оттиск пенопластом, рисование пальчиками. 1
44 «Букет для мамы»
Техника: печатание гофрокартоном, свернутым в рулон 1
45 «Мимозы для мамы»
Техника: рисование пальчиками, скатывание шариков из салфеток 1
46 Тюльпаны в подарок.
Техника: Рисование ладошкой. 1
47 Пасхальное яйцо
Техника: рисование ватными палочками, оттиск пробкой 1
48 «Бусы для Танюши»
Техника: Рисование пальчиками 1
49 Облака.
Техника: Рисование поролоном. 1
50 «Космос»
Техника: рисование по-мокрому 1
51 «Самолет летит»
Техника: пластинография 1
52 Салют.
Техника: Рисование тычком кисти. 1
53 «Кот – Матроскин»
Техника: рисование пальчиком 1
54 «В гостях у жирафа»
Техника: рисование пальчиком 1
55 Осьминожки
Техника: печать ладошек 1
56 Черёмуха
Техника: тычок ватными палочками 1
57 «Гусеница»
Техника: печать пробкой 1
58 Астры.
Техника: Рисование пластиковой вилкой 1
59 Букет сирени.
Техника: Рисование мятой бумагой 1
60 Улей для пчёлок
Техника: Отпечаток 1
61 «Рисование кругами»
Техника: отпечатки предметами 1
62 Улитка
Техника: «Ниткография» 1
63 Мороженое
Техника: рисование мыльными пузырями 1
64 «Радуга-дуга»
Техника: рисование кисточкой 1
65 «Разноцветный коврик»
Техника: рисование пальцами от кляксы 1
66 «Красная смородина»
Техника: тычок ватной палочкой 1
67 Носит одуванчик желтый сарафанчик
Техника: тычок жесткой полусухой кистью 1
68 «Чистая планета» (коллективная работа)
Техника: рисование ладошками 1
Список используемой литературы.
1. Крошки-горошки Е. А. Янушко, Москва «Мозаика-синтез»2004.
2. Н. Н. Кайдошко., И. А. Малышева, О. И. Ратникова. Занятия по рисованию и художественному труду для дошкольников. - М. 2008.
3. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий : методическое пособие. Под ред. Р. Г. Казаковой. - М. : ТЦ Сфера, 2007. (Серия «Вместе с детьми»).
4. Т. А. Хвиюзова, Продуктивная деятельность, как средство развития творчества у детей дошкольного возраста. Методическое пособие. 2010.
5. И. А. Лыкова, программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки», -М. 2007, изд. «Карапуз-дидактика».
6. О. Никологорская «Волшебные краски»
7. Р. Г. Казакова «Занятия по рисованию»
8. Л. Б. Фесюкова «От трёх до семи»
9. «Необычное рисование» Серия журналов
10 «Весёлый художник». Серия журналов
11.«Рисование с детьми дошкольного возраста» под редакцией Р. Г. Казаковой Москва 2005
12.«Ознакомление с окружающим миром» Г. В. Морозова Москва 2010
13.«Рисуем без кисточки» А. А. Фатеева Академия развития 2006
14.«Яркие ладошки» Н. В. Дубровская «детство-пресс» 2004
15.«Рисунки, спрятанные в пальчиках» Н. В. Дубровская «детство-пресс» 2003