Лучший педагог года

Программа кружка «Разноцветные ладошки»

Злобина Виктория
Программа кружка «Разноцветные ладошки»

Разноцветные ладошки

смоленское областное государственное бюджетное учреждение

«Ново-Никольский детский дом-интернат для умственно отсталых детей»

Рабочая программа кружка

«Разноцветные ладошки»

Составитель: Злобина В. В., учитель

Пояснительная записка

….Это правда! Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать!

На бумаге, на асфальте, на стене

И в трамвае на окне….

Э. Успенский.

Публикация «Программа кружка „Разноцветные ладошки“» размещена в разделах

Способность к изобразительной деятельности зарождается в раннем возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном. Каждый ребенок на определенном отрезке жизни увлеченно рисует. В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире.

Существует множество техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Нетрадиционные техники рисования помогают развивать у ребенка оригинальные идеи, воображение, творчество, мелкую моторику пальцев рук, самостоятельность. Обучать нетрадиционным техникам рисования можно начинать уже в младшем возрасте, постепенно усложняя их. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, а наоборот вызывает стремление заниматься таким интересным делом. Им интересен сам процесс выполнения работы.

С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Малыши рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, мелом на асфальте. При этом дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а еще и знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами, предметами. Становясь постарше, дошкольники приобретают вначале простейшие умения и навыки рисования традиционными способами и средствами. А со временем уже осмысленно изыскивают новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. В тот момент педагог может сделать эту работу целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции, позволяет раскрыть и обогатить свои творческие способности, а родителям порадоваться успехам своих детей.

ИЗО деятельность проводится в форме игр, цель которых – научить детей рисовать при помощи одного пальчика, затем несколькими; познакомить с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве, показать нетрадиционные техники рисования и научить применять их на практике. Проведение такой деятельности способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.

Творческие способности пронизывают все этапы развития ребенка, пробуждают инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Дети с нарушением интеллекта — наиболее многочисленная категория аномальных детей. Главной задачей обучения и воспитания таких детей является развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений, изобразительная деятельность является одной из форм усвоения ребенком социального опыта. У детей развивается наблюдательность, смекалка, воспитывается творческая личность.

Среди различных видов деятельности умственно отсталые дети выделяют изобразительную деятельность и отдают ей предпочтение, как наиболее интересной и занимательной. Особенно любимым является рисование. Благодаря своей доступности, наглядности и конкретности выражения оно приближается к игре. Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир детей. Говоря об изобразительных техниках и материалах, необходимо уточнить, что их делят на традиционные и нетрадиционные, В первом случае мы знаем почти все от красок до различных мелков, а во втором затрудняемся ответить, А ведь можно рисовать и зубной щеткой, и ватой, пальцами, ладонью, тампоном, мятой бумагой, свечой, трубочкой, гоняя краску (каплю) по листу бумаги. Нетрадиционная техника рисования помогает детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами и материалами сделать трудно. Мотивация успешности при использовании нетрадиционных техник сохраняется благодаря особенностям их использования: быстрота и относительная простота получения силуэтов или деталей нужной формы, их приближенность к реально существующим формам и фактурам и, наконец, новизна способа как фактор удержания внимания.

Отсутствие необходимых изобразительных умений у детей часто приводит к обедненности и невыразительности детских работ, так как, не владея определенными способами изображения, дети исключают из своего рисунка те образы, нарисовать которые затрудняются. Чтобы ребенок рисовал с удовольствием и совершенствовался в своем творчестве, взрослые своевременно должны помогать ему.

Процесс овладения навыками и умениями изобразительной деятельности детьми с нарушением интеллекта отличается от нормы и имеет ряд особенностей. Последние связаны с неточностью восприятия, недостаточным развитием произвольных форм внимания и запоминания, а также с трудностями самостоятельного обследования образца, планирования последовательности действий и осуществления контроля. Специфика нашей работы еще важна, потому что у этих детей не развита или нарушена мелкая моторика, координация движений, не сформированы реальные представления о предметах и явлениях окружающей жизни.

По сей день организация продуктивной деятельности с детьми с нарушением интеллекта остается актуальной, так как, нет парциальных или авторских программ.

Поэтому передо мной встала цель: создание условий для развития художественно – творческих способностей детей с отклонениями в развитий средствами нетрадиционного рисования.

Основные задачи:

Развивающие:

- развивать творческое воображение, зрительно-двигательную координацию, мелкую моторику рук, тактильную чувствительность, психические процессы: восприятие, память, внимание, мышление, связную устную речь;

- развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.

- развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

Образовательные:

-закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.

- знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

Воспитательные:

- воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.

- воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую

самореализацию.

-способствовать возникновению ощущения, что продукт их деятельности интересен другим и необходим им самим (для игры и в качестве подарка).

Предполагаемый результат: эффективная система работы, включающая нетрадиционные способы рисования, стимулирующая художественно-творческое развитие детей с отклонениями в развитии.

Актуальность программы «Разноцветные ладошки» заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.

Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.

Концептуальной основой данной программы является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного образовательного процесса.

Педагогическая целесообразность программы : предназначена для:

-развития творческих задатков детей с помощью нетрадиционного способа рисования;

-развития мотивации к познанию творчества т. к. художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес,

-формирования ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладения основами творческой деятельности, что дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир искусства

Методы проведения занятия:

- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

- наглядные

-практические

-игровые

Используемые методы позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы :

-Проведение выставок детских работ

-проведение открытого мероприятия

-проведение мастер-класса среди педагогов

Для реализации данной программы необходимы следующие материалы:

гуашь, ватные палочки, поролоновые печатки, печатки из пенопласта, манная крупа, пластмассовые ложки или трубочки для коктейля, стаканы для воды, подставки под кисти, кисти, мисочки под краску, салфетки.

Нетрадиционные художественные техники:

-Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.

-Рисование ладошкой : ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её с помощью кисточки (с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.

-Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

-Оттиск печатками из поролона: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

-Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

-Рисование манкой: ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку) - Кляксография: ребенок пластмассовой ложкой или трубочкой для коктейля, делает на листе кляксы. Затем при помощи пальцев или кисточки дорисовывает необходимые детали.

Особенность возрастной группы

Воспитанники детского дома, имеющие тяжелые и выраженные нарушения интеллекта в возрасте 8-9 лет.

Основные способы и формы работы с детьми

Программа предполагает проведение двух занятий в неделю, после уроков в рамках работы кружка изобразительной деятельности продолжительностью 30 минут. Нормативный срок освоения рабочей программы 1 год. Количество занятий в год 68.

Система отслеживания и оценивания результатов работы по Программе

Ожидаемые результаты

Показатели успехов и достижений

На уровне ребенка:

- умения детей использовать в изобразительной продуктивной деятельности разнообразные графические средства и нетрадиционные способы рисования;

развитие у детей мелкой моторики рук, творческого воображения, цветовосприятия и зрительно-двигательной координации;

- умение пользоваться инструментами и материалами для нетрадиционного рисования;

-создавать разнообразные изображения предметов с помощью нетрадиционных приемов рисования;

- проявление желания участвовать в выставках детских работ;

- развитие чувства прекрасного;

- приобретение важных социальных навыков: умеют действовать вместе, дожидаться своей очереди, радоваться общему результату

Ребенок овладевает умениями и навыками:

- мелкая моторика рук и тактильное восприятие;

- пространственное ориентирование на листе бумаги;

- внимание и усидчивость;

- изобразительные навыки и умения: наблюдательность, эстетическое восприятие, эмоциональная отзывчивость;

- формируются навыки контроля и самоконтроля.

-повышается уровень эмоционального благополучия;

-дети проявляют больше самостоятельности, инициативы, творчества;

- -дают оценку результатам своей деятельности;

-дети с желанием участвуют в выставках и конкурса.

На уровне педагога

- создание системы работы с детьми по изобразительной деятельности с использованием разнообразного художественного материала;

- повышение профессионального мастерства педагогов, самообразование, саморазвитие;

На уровне педагогических технологий:

- обогащение методов, приемов и форм работы по развитию творческого воображения у детей с умственной отсталостью.

Календарно-тематическое планирование

№ Тема Кол-во часов Дата

1 Окраска воды (освоение цветовой гаммы) 1

2 Паучок

Техника: оттиск пробкой 1

3 Мышка

Техника: аппликация из крупы 1

4 Яблоня с золотыми яблоками

Техника: рисование поролоновыми тычками 1

5 Яблоки на тарелочке

Техника: оттиск печатками из яблок 1

6 «Горошинки на зонтике»

Техника: рисование пальчиками. 1

7 Весёлые мухоморы.

Техника: рисование пальчиками. 1

8 «Подсолнухи»

Техника: тычок ватной палочкой 1

9 Полет Алисы

Техника: рисование пальчиками. 1

10 Хвост павлина

Техника: оттиск сухими листьями 1

11 «Ваза с цветами»

Техника: набрызг 1

12 «Букет из осенних листьев»

Техника: оттиск сухими листьями 1

13 Осеннее дерево.

Техника: рисование пальчиками. 1

14 «Желтые листья летят»

Техника: рисование ладошками 1

15 «Дары осени»

Техника: рисование мятой бумагой 1

16

Осеннее дерево.

Техника: рисование ладошками. 1

18 Кленовый лист

Техника: рисование с помощью губки 1

18 «Осенняя прогулка»

Техника: раздувание капли 1

19 «Мой веселый дождик»

Техника: рисование пальчиками. 1

20 Горошины для петушка»

Техника: рисование пальчиками. 1

21 «Знакомство с клюквой»

Техника: рисование пальчиком 1

22 Теремок 1

23 «Мышка».

Техника: аппликация из резаных ниток. 1

24 Разноцветные мячи»

Техника: рисование пальчиками. 1

25 «Зайчики»

Техника: печатание свернутым в рулон картоном 1

26 Морковка для зайчика. 1

27 Нарисуем воду в аквариуме с рыбками. 1

28 Солнышко лучистое, почему ты стало часто прятаться?

Техника: рисование ладошками 1

29 Зайчишка.

Техника: тычок жесткой полусухой кистью. 1

30 Морозко

Техника: Рисование ладошкой. 1

31 .Маленькой ёлочке холодно зимой.

Техника: тычок жесткой полусухой кистью. 1

32 «Снежинки»

Техника: свеча, акварель 1

33 «Зажигаем огоньки».

Техника: рисование пальчиками. 1

34 Шарики.

Техника: Рисование мятой бумагой. 1

35 Веселая птичка – снегирь.

Техника:Рисование пальчиками. 1

36 Вьюга

Техника: ниткография 1

37 «Снеговик»

Техника: рисование скомканной бумагой 1

38 Снежинка

Техника: рисование манной крупой 1

39 Ёлочка пушистая, нарядная.

Техника: тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками. 1

40 Зимние узоры

Техника: ниткография 1

41 Медвежонок

Техника: тычок жёсткой полусухой кистью 1

42 «Зимние напевы»

Техника: набрызг 1

43 Румяный колобок.

Техника: оттиск пенопластом, рисование пальчиками. 1

44 «Букет для мамы»

Техника: печатание гофрокартоном, свернутым в рулон 1

45 «Мимозы для мамы»

Техника: рисование пальчиками, скатывание шариков из салфеток 1

46 Тюльпаны в подарок.

Техника: Рисование ладошкой. 1

47 Пасхальное яйцо

Техника: рисование ватными палочками, оттиск пробкой 1

48 «Бусы для Танюши»

Техника: Рисование пальчиками 1

49 Облака.

Техника: Рисование поролоном. 1

50 «Космос»

Техника: рисование по-мокрому 1

51 «Самолет летит»

Техника: пластинография 1

52 Салют.

Техника: Рисование тычком кисти. 1

53 «Кот – Матроскин»

Техника: рисование пальчиком 1

54 «В гостях у жирафа»

Техника: рисование пальчиком 1

55 Осьминожки

Техника: печать ладошек 1

56 Черёмуха

Техника: тычок ватными палочками 1

57 «Гусеница»

Техника: печать пробкой 1

58 Астры.

Техника: Рисование пластиковой вилкой 1

59 Букет сирени.

Техника: Рисование мятой бумагой 1

60 Улей для пчёлок

Техника: Отпечаток 1

61 «Рисование кругами»

Техника: отпечатки предметами 1

62 Улитка

Техника: «Ниткография» 1

63 Мороженое

Техника: рисование мыльными пузырями 1

64 «Радуга-дуга»

Техника: рисование кисточкой 1

65 «Разноцветный коврик»

Техника: рисование пальцами от кляксы 1

66 «Красная смородина»

Техника: тычок ватной палочкой 1

67 Носит одуванчик желтый сарафанчик

Техника: тычок жесткой полусухой кистью 1

68 «Чистая планета» (коллективная работа)

Техника: рисование ладошками 1

Список используемой литературы.

1. Крошки-горошки Е. А. Янушко, Москва «Мозаика-синтез»2004.

2. Н. Н. Кайдошко., И. А. Малышева, О. И. Ратникова. Занятия по рисованию и художественному труду для дошкольников. - М. 2008.

3. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий : методическое пособие. Под ред. Р. Г. Казаковой. - М. : ТЦ Сфера, 2007. (Серия «Вместе с детьми»).

4. Т. А. Хвиюзова, Продуктивная деятельность, как средство развития творчества у детей дошкольного возраста. Методическое пособие. 2010.

5. И. А. Лыкова, программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки», -М. 2007, изд. «Карапуз-дидактика».

6. О. Никологорская «Волшебные краски»

7. Р. Г. Казакова «Занятия по рисованию»

8. Л. Б. Фесюкова «От трёх до семи»

9. «Необычное рисование» Серия журналов

10 «Весёлый художник». Серия журналов

11.«Рисование с детьми дошкольного возраста» под редакцией Р. Г. Казаковой Москва 2005

12.«Ознакомление с окружающим миром» Г. В. Морозова Москва 2010

13.«Рисуем без кисточки» А. А. Фатеева Академия развития 2006

14.«Яркие ладошки» Н. В. Дубровская «детство-пресс» 2004

15.«Рисунки, спрятанные в пальчиках» Н. В. Дубровская «детство-пресс» 2003

Публикации по теме:

Фотоотчет на тему «Разноцветные ладошки моих малышей»Фотоотчет на тему «Разноцветные ладошки моих малышей» Самый доступный способ развить у малыша творческое начало - это заинтересовать его рисованием. В процессе творчества у малыша развивается.

Мастер-класс «Подарок любимой мамочке» в рамках кружка «Весёлые ладошки» (дети раннего возраста)Мастер-класс «Подарок любимой мамочке» в рамках кружка «Весёлые ладошки» (дети раннего возраста) Описание работы:мастер-класс для детей раннего возраста, воспитателей, творческих родителей. Назначение:подарок маме, бабушке, сестре. Цель:Учить.

Отчёт о проделанной работе кружка «Цветные ладошки» с использованием нетрадиционных техник в изобразительной деятельности Отчёт о проделанной работе кружка «Цветные ладошки» Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности Цель: развитие творческих.

План-программа фольклорного кружка «Сударушка» План – программа Фольклорного кружка «Сударушка» Сентябрь 1 неделя: «Пришел Тит и Варфоломей, значит осень у дверей» - встреча осени 2.

Проект по развитию творческих способностей детей раннего возраста «Разноцветные ладошки» (фотоотчет)Проект по развитию творческих способностей детей раннего возраста «Разноцветные ладошки» (фотоотчет) В последнее время я очень активно работаю по проектной деятельности. Мне кажется,что этот метод работы является очень эффективным в работе.

Проект «Разноцветные ладошки»Проект «Разноцветные ладошки» Дорогие коллеги, предлагаю вашему вниманию проект "Разноцветные ладошки" (паспорт педагогического проекта + презентация)Паспорт педагогического.

Программа кружка «Танцевальный калейдоскоп»Программа кружка «Танцевальный калейдоскоп» Программа кружка "Танцевальный калейдоскоп" Основные характеристики программы Пояснительная записка. Детский танцевальный коллектив.

Программа кружка «Волшебная тестопластика»Программа кружка «Волшебная тестопластика» Пояснительная записка Ученые, которые изучают развитие детской речи, утверждают, что движение пальчиков рук очень тесно связано с речевой.

Рабочая программа кружка «Я — пешеход» Рабочая программа кружка «Я - пешеход» Пояснительная записка Программа кружка «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста. Направленность.

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности Пояснительная записка Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа кружка «Разноцветные ладошки»
Опубликовано: 13 января 2020 в 19:28
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа кружка «Разноцветные ладошки»» (включая файлы) размещена пользователем Злобина Виктория в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

8 ноября. День детского меню. Папка передвижка «Правильное питание»

Правильноепитание — залог здоровья, а культура питания закладывается в семье. Важная задача — привить ребенку привычку к здоровому питанию.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД