Cветлана Cулакина
Программа кружка «Приобщение детей дошкольного возраста посредством сказки к культуре народов Поволжья»
▼ Скачать + Заказать документы
Возраст детей 5 – 7 лет.
Актуальность программы.
В своей предвыборной программе в статье «Образование и культура» президент России В. В. Путин затронул вопросы развития культуры:
«Надо признать, - в прошедшее десятилетие внимание к развитию культуры было недостаточным… Культурные практики должны вернуть себе ключевое место в организации досуга людей. Мы будем развивать систему самодеятельного художественного творчества - начиная со школы, где необходимо предусмотреть позицию организатора детского творчества (которым в каждом данном случае может быть режиссер, художник, хореограф или музыкант) и выделить другие необходимые ресурсы. Важно, чтобы дети уже в школе приобщались к национальной культуре народов России».
Публикация «Программа кружка „Приобщение детей дошкольного возраста посредством сказки к культуре народов Поволжья“» размещена в разделах
- Поволжье. Народы Поволжья, родной край
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Сценарии по сказкам
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
Условия современной жизни, ее темп и информационная насыщенность предъявляют высокие требования к человеку. Люди нового тысячелетия более интегрированы в мировой культурный процесс, полнее ощущают себя частью единой цивилизации. Когда становятся доступны страны и континенты, возникает необходимость ориентироваться в исторических и культурных процессах, иметь исчерпывающие знания о мире, понимать языки.
Поэтому чтобы облегчить этот процесс, с детства необходимо формировать потребность ребенка в духовном развитии, культурном досуге, а значит, интерес к истории своего города, к его музеям, произведениям искусства.
Полученный в детстве познавательный и эмоциональный опыт общения с культурным наследием благотворно сказывается на духовном формировании личности ребенка, позволяет значительно расширить его интеллектуальный и эмоциональный опыт, развить познавательные способности, создать нравственные основы его отношения к окружающему миру.
К сожалению, практика показывает, что никто не знает, во что превращается большой объем информации из разных источников в голове маленьких детей. Обрывки фактов, даты, странные имена типа Мефодий перемешиваются с потоком информации из телевизора, книжек и компьютерных игр и порой превращаются в настоящую альтернативную историю древнего и настоящего мира.
Очень важно, что первостепенными принципами обучения и воспитания детей в детском саду являются: целостность, системность, последовательность, связь с базовой информацией, имеющейся у ребенка, учет возрастных особенностей, опережение (создание зоны опережающего развития, при этом используется технология "погружения" в историю как среду познания, развития и жизнедеятельности ребенка.
В начале работы были выявлены противоречия:
*исторические и культурологические сведения подаются детям недостаточно разнообразно, часто без учета имеющегося исторического опыта;
не в полной мере используются педагогами возможности музейной педагогики при ознакомлении дошкольников с историей и культурой народов Поволжья;
в методических пособиях часто описание культуры и быта древнего народа не находит продолжения в описании современного мира, что создает отрывочное представление о данной культуре у детей;
отсутствуют наглядные пособия и рекомендации по их созданию для оформления развивающей среды в детском саду.
Таким образом, можно предположить, что для малыша приобщение к культуре разных народов - это мир неизвестных ему вещей и ярких впечатлений. Если мир этот станет близким и понятным с детства, то у ребенка сформируется необходимость познания исторических сведений, потребность бывать в музее, ценить достоинства культур других народов,
что, бесспорно, будет являться неотъемлемой чертой его духовного становления, социального развития.
Поиск решения проблем привел к необходимости вывести гипотезу, которая стала ведущей идеей опыта: "Приобщение детей дошкольного возраста через сказку к культуре народов Поволжья".
Новизна программы.
Программа создана в целях удовлетворения общественных потребностей в сохранении и развитии народной традиционной культуры Мордовского края.
Новизна программы, её отличительные особенности заключаются в том, что:
1) в программе соединены воедино народное творчество, народные промыслы, национальные подвижные игры, восприятие природы родного края;
2) программа предполагает проведение не только большого количества практических занятий, которые позволят воспитанникам лучше познакомиться с традициями, обычаями и культурой своего региона, но и этнографическую, исследовательскую деятельность;
3) методологическим основанием программы являются духовно-нравственные и культурологические основы традиций, обычаев и ценностей народов Поволжья, создание методической базы и условий для методической и практической работы по сохранению и развитию традиционных форм материальной и духовной культуры; внедрение современных информационных и коммуникационных технологий в работу учреждения;
4) результатом комплексного подхода программы через синтез вышеназванных направлений деятельности будет являться ежегодное массовое заключительное мероприятие «Фестиваль народов Поволжья».
Цель Программы
Целью программы является формирование у старших дошкольников представления о богатой народной культуре данного региона, знакомство с этнографией и фольклором народов, населяющих Поволжье. Эта программа призвана сформировать одну из ключевых компетенций - толерантность, которая означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего края, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Главная цель программы - пробуждение и углубление чувства любви к своей малой родине, чувства своего кровного родства с её прошлым и настоящим.
Для достижения этой цели ставлю конкретные задачи:
• Просветительская (приобщение к истории культуры и устному народному творчеству народов Поволжья).
• Эстетическая (раскрыть старшим дошкольникам богатство мира идей и образов сказаний и легенд народов Поволжья).
• Лингво-коммуникативная (обогатить устную речь дошкольников).
• Обучающая (Овладение начальными навыками музейно-экскурсионной работы, библиографического описания, классификации печатных и рукописных материалов).
Ожидаемый результат.
1. Дети должны научиться этическим нормам общения и поведения.
2. Развить познавательную и речевую активность детей, речевое общение между сверстниками, взрослыми.
3. Ребенок должен быть активным, легко вступать в контакт.
4. Ребёнок имеет представление о красоте и разнообразии растительного и животного мира Поволжья.
5. Ребенок должен знать об особенностях жизни человека в данных природных условиях, иметь представления о внешнем виде, жилище, одежде и быте представителей изучаемой эпохи, о религии и культуре данного народа.
6. Активно использовать полученные знания в разнообразных видах деятельности.
7. Проявляет интерес к экспериментированию. Способен наметить последовательные шаги развития ситуации, следует цели, выбирает средства.
8. Иметь навыки доброжелательного отношения к окружающим, активно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками.
9. Стараются соблюдать правила культуры поведения в детском саду, дома, на улице, в музее.
Пояснительная записка
Необходимость введения программы кружка для старших дошкольников (5-7 лет) «Приобщение детей дошкольного возраста через сказку к культуре народов Поволжья" продиктована следующими факторами. В нашей республике живут представители разных национальностей: русские, татары, мордва, чуваши. Эти народы издавна проживают рядом друг с другом, их культуры постоянно взаимодействуют, сохраняя при этом неповторимый национальный колорит.
Данная программа включает в себя фольклорные и литературные произведения разных народов Поволжья, а также этнографические сведения о национальных костюмах, особенностях жилища, некоторых интересных обычаях.
В центре занятий находится работа над бытом, обычаями и произведениями фольклора какого-либо поволжского народа, отрабатываю теоретические понятия, раскрываемые на материале изучаемых произведений. Использую в работе также и термины, характеризующие краеведческую сторону курса.
В работе сочетаю различные виды деятельности дошкольников:
1) провожу литературно-краеведческие викторины, элементы фольклорного и литературно-краеведческого театра, заочные путешествия по Поволжью с использованием литературной карты;
2) чтение и изучение легенд и сказаний, отыскивание справок в словарях и справочной литературе, энциклопедиях, использую Интернет ресурсы;
3) развитие устной речи, формирование богатой, интонационно и лексически насыщенной речи, в которой отражается история и бытие народа, отдельного человека.
Формы работы: устное рассказывание о своих впечатлениях, изложение текстов легенд и сказаний, сочинения разных жанров и форм. инсценирование сказок и легенд, проведение литературно-краеведческих вечеров, работа над проектами.