оксана галактионова
Программа кружка по пластилинографии в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программа кружка по Пластилинография
В подготовительной группе
Воспитатель Галактионова О. В.
2019 – 2020г
Программа кружка по Пластилинография
Возраст обучающихся: 6 – 7 лет
Срок реализации программы : 1 год
Пояснительная записка
Направленность
Программа кружка для детей 6-7 лет имеет художественную направленность и обеспечивает развитие мелкой моторики пальцев рук во время работы с пластилином детей старшего дошкольного возраста с учетом возрастных физиологических, психологических, познавательных особенностей.
Публикация «Программа кружка по пластилинографии в подготовительной группе» размещена в разделах
- Бросовый материал. Лепка
- Изостудия, кружок ИЗО
- Лепка. Методические разработки
- Лепка. Техники работы с пластилином
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Новизна.
Новизна данной программы подтверждается отсутствием каких-либо научных исследований по технологии пластилинографии, а также особенностей влияния пластилинографии на развитие творческих процессов у детей.
Изучение психолого-педагогической литературы по данной теме позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что использование нетрадиционной техники работы с пластилином - пластилинографии будет способствовать развитию творческих способностей детей среднего дошкольного возраста.
Актуальность.
Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по пластилинографии весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментом (стека). Главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. Поэтому использование пластилинографии в качестве дополнительной образовательной услуги является актуальной.
Цель программы :
Обучение детей нетрадиционным принципам лепки из пластилина и применение их при изготовлении поделок в технике: пластилинографии.
Задачи:
- Создавать условия для формирования у детей мотивации к овладению техническими навыками изображения, вызывая чувство удовлетворения от работы.
- Способствовать развитию памяти, внимания, речевого слуха, наглядно-действенного воображения, мышления.
- Учить передавать образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
- Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
- Способствовать развитию сенсорных способностей, композиционных навыков, координации рук, мелкой моторики, сформировать изобразительные умения и навыки, развить творческие способности.
- Использовать в работе техники: прямой, контурной, мозаичной пластилинографии.
- Отрабатывать и совершенствовать приемы работы в технике пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание, скатывание).
- Учить смешивать различные цвета пластилина, создавать нужные оттенки, выполнять задания самостоятельно, без помощи педагога.
Отличительные особенности
Пластилинография относится к нетрадиционным художественным техникам, она заключается в рисовании пластилином на картоне или любой другой плотной основе. Фон и персонажи изображаются не с помощью рисования, а с помощью вылепливания, при этом объекты могут быть более или менее выпуклыми, рельефными. Допускается включение дополнительных материалов – бисера, бусинок, природного и бросового материалов.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Занятия пластилинографией способствуют интеллектуальному развитию детей. Полученные результаты и сам процесс работы раскрывают творческие способности ребенка.
Одним из достоинств занятий пластилинографией с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественно-эстетическая». Такое построение занятий кружка способствует более успешному освоению образовательной программы. Реализуется познавательная активность детей. У детей закрепляются математические представления о счете, размере, величине.
Работа с детьми в изобразительной деятельности, основанная на использовании технологий пластилинографии, развивает мелкую моторику пальцев рук, их мускулатуру, координацию движений, благоприятно влияет на развитие речи.
В состав группы входит не более десяти человек. Дети в возрасте 6-7 лет, посещающие детский сад. Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей.
Программа составлена для подготовительной группы и рассчитана на один год.
Периодичность встреч – два раза в неделю во вторую половину дня. Длительность: подготовительной группы - 25 минут. Начинаются с сентября и заканчиваются в мае.
Форма организации детей на встречах: групповая.
Форма проведения встреч: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).
Ожидаемый результат:
- Разовьётся память, внимание, речевой слух, наглядно-действенное воображение, мышление.
- Дети научатся передавать образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
- Приобретут навыки аккуратной работы с пластилином.
- У детей разовьются сенсорные способности, композиционные навыки, координация рук, мелкая моторика, сформируются изобразительные умения и навыки, разовьются творческие способности.
- Научаться использовать в работе техники: прямой, контурной, мозаичной пластилинографии.
- Смогут использовать приемы работы в технике пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание, скатывание).
- Дети свободно смогут экспериментировать со смешиванием различных цветов пластилина, создавая нужные оттенки, выполнять задания самостоятельно, без помощи педагога (сумеют планировать свою работу, выбирают выразительные средства изображения, доводят начатое дело до конца)
Формы подведения итогов.
Механизм отслеживания качества дополнительной общеразвивающей
программы
В программе разработан механизм диагностики качества образовательного процесса.
Цель проведения диагностики:
- Выявить уровень художественного развития детей.
- Выявить возможности свободного выбора ребёнком вида и характера деятельности, материалов, замысла, способов изображения.
Способы проверки знаний:
- Самоанализ достижений: чему новому научились.
- Выставки работ (для родителей и сотрудников д/с).
Авторская диагностика составлена на основе приёмов работы в технике «Пластилинографии».
Таблица оценки результативности работ детей
Программа предполагает необходимый учёт техники выполнения работ, сравнительное диагностирование детей по учебным полугодиям.
ФИО
ребёнка Технические навыки Проявление творчества в декоре Развитие мелкой моторики Проявление аккуратности и
трудолюбия
Раскатывание Сплющивание Размазывание
Н К Н К Н К Н К Н К Н К
Ульяна Б
Кира Б
Слава В
Родион Г
Юля К
Макар Д
Дима М
Даша С
Варвара Г
Василиса Д 5
5
4
5
5
4
4
5
5
5 5
5
5
5
5
5
5
5
5
5 5
5
4
5
5
4
4
5
5
5 5
5
5
5
5
5
5
5
5
5 5
5
4
5
5
4
4
5
5
5 5
5
5
5
5
5
5
5
5
5 5
5
4
5
5
4
4
5
5
5 5
5
5
5
5
5
5
5
5
5 5
5
4
5
5
4
4
5
5
5 5
5
5
5
5
5
5
5
5
5 5
5
4
5
5
4
4
5
5
5 5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
2. Учебно-тематический план
Схема и методика проведения дополнительной общеразвивающей программы
Педагогические принципы, на которых основана программа :
принцип доступности, подразумевающий построение системы обучения и воспитания с учетом возможностей дошкольников (возраст, уровень подготовленности, заинтересованность в работе и д. р.)
принцип наглядности, предполагающий использование зрительных и иных ощущений, восприятий, образов для достижения наибольшей эффективности занятий; позволяет учитывать наглядно - образное и наглядно действенное мышление дошкольника;
принцип системности, заключается в одновременном получении знаний о происходящих в природе процессах и формировании таких нравственных качеств, как сострадание, доброта, милосердие;
Методы и приё мы:
Наглядные - наблюдение, показ, образец;
Словесные – беседы, объяснение, вопросы, художественное слово, пояснение, поощрение, знакомство с новыми словами (пластилинография, стека, шаблон и т. д);
Практические – показ способов изображения и способов действия (общий и индивидуальный);
Игровой- каждое занятие проходит в виде игры, используются игры (пальчиковые, игры с пластилином и т. д.)
Виды пластилинографии :
Прямая пластилинография- изображение лепной картины на горизонтальной поверхности. В данной технике могут работать все дети, начиная с младшего возраста. Для этого возраста можно подготовить простые, несложные изображения без мелких деталей. Такой рисунок лучше заполнять более мягким пластилином, таким как восковой. Аппликацию в данной технике надо выполнять на плотном картоне. Размазывать пластилин лучше всего пальцами, так получается эффект мазка масляными красками.
Контурная пластилинография - изображение объекта по контуру, с использованием «жгутиков». Пространство рисунка заполняем жгутиками, которые были предварительно подготовлены ребенком или воспитателем. Воспитатель может подготовить такие жгуты при помощи шприца. Пластилин помещаем в шприц, а шприц в горячую воду. Через 2-3 минуты можно выдавливать пластилин, получаются одинаковые жгутики.
Мозаичная пластилинография - изображение лепной картины с помощью шариков из пластилина. Данная техника является самой простой в пластилинографии, так как все элементы скатываются в шарик. Самое главное подбирать красивые цвета и аккуратно заполнить рисунок, не выходя за контуры.
Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Процесс обучения делится на 3 этапа:
1 этап – Подготовительный. Освоить приемы надавливания, придавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца; выработать правильную постановку пальца; овладеть приемом отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальцами; научиться работать на ограниченном пространстве.
2 этап – Основной. Научиться не выходить за контур рисунка, размазывать пальцем пластилин по всему рисунку, использовать несколько цветов пластилина, использовать вспомогательные предметы (семечки, перышки, горошки и т. д.) для придания большей выразительности работам; освоить умение пользоваться специальной -печаткой, доводить дело до конца, работать аккуратно, восстанавливать последовательность выполняемых действий, действовать по образцу и по словесному указанию воспитателя.
3 этап – Итоговый. Научиться самостоятельно решать творческие задачи, выбирать рисунок для работы; сформировать личностное отношение к результатам своей деятельности.
Техника безопасности работы с пластилином и особенности используемого материала.
Пластилин - мягкий, податливый материал, позволяющий выполнять над собой различные операции, способный принимать заданную ему форму. Но при этом имеет ряд отрицательных моментов:
-несвежий пластилин становится твердым, его трудно размять, подготовить к работе.
-в своем составе пластилин имеет жировые компоненты и при наложении на бумажную основу со временем образует жирные пятна.
Всех этих неприятностей можно избежать, если следовать следующим рекомендациям:
Твёрдый пластилин разогреть перед занятием в горячей воде (но не заливать кипятком).
Для работы использовать плотный картон.
Основу покрывать скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин.
На рабочем столе ребёнка должна обязательно присутствовать доска или клеёнка, салфетка для рук.
После выполненной работы первоначально вытереть руки сухой салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.
В процессе занятия требуется выполнять минутные разминки и физкультурные минутки.
Первые успехи в работе вызовут у детей желание создавать тематические картинки сначала под руководством взрослого, а затем в собственном творчестве, что будет способствовать развитию воображения и фантазии.
Содержание занятий с детьми 6-7 лет.
Месяц Тематика занятия Задачи
Октябрь
1 нед. «Дары осени» Развивать умение находить связи между формами настоящих и изображаемых фруктов и овощей, передавать их природные особенности, цвет.
Октябрь
2 нед. «Осеннее дерево» Учить передавать образ осеннего дерева посредством пластилинографии; Формировать умение детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев, напомнить детям о свойствах пластилина.
Октябрь
3 нед. «На грибной полянке» Осваивать рисование вертикальных и горизонтальных линий; вносить в картину дополнительные изображения: травы, солнца или тучки с дождём по желанию детей.
Развивать творчество, фантазию, мелкую моторику.
Октябрь
4 нед. «Дождь-проказник» Учить рисовать капли дождя путём отщипывания и размазывания маленьких комочков пластилина; отрабатывать приём «скатывания».
Развивать чувство ритма, цвета.
Воспитывать творческое восприятие окружающего мира.
Ноябрь
1 нед. «Медуза» Закреплять умение отщипывать пластилин, катать шарики, колбаски; Учить детей выкладывать изображение по контуру; Воспитывать у детей навыки аккуратной
работы с пластилином.
Развивать у детей творческие способности, мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
Ноябрь
2 нед. «Удивительный подводный мир» Уточнить и расширить знания детей о подводном мире, о многообразии его обитателей.
Учить создавать выразительный и интересный сюжет в полу объёме, используя нетрадиционную технику исполнения работы – рисование пластилином.
Совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения. Использовать в работе различный по содержанию и структуре бросовый материал.
Ноябрь
3 нед. Мимозы для любимых мам» Учить детей лепить цветок мимозы из пластилина. Создавать точный образ мимозы путем использования разнообразных способов лепки (раскатывание, сплющивание, скатывание, отщипывание, сворачивание в трубочку). Использовать стеку для придания пышности цветку, делать надрезы на листочках. Развивать творческие способности, усидчивость, аккуратность, доводить начатое до конца.
Ноябрь
4 нед.
Декабрь
1 нед. «Снеговик» Продолжать знакомство с нетрадиционной техникой изображения – пластилинографией. Учить детей передавать образ снеговика посредством художественной техники - пластилинографии. Побуждать к самостоятельному выбору дополнительных деталей для своего снеговика. Развивать умение и навыки в работе с пластилином – отщипывание, скатывание колбасок пальцами, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей, развивать мелкую моторику пальцев рук.
Декабрь
2 нед. «Зимняя ночь» Уточнить знания детей о понятии «пейзаж».
Учить создавать лепную картину с выпуклыми изображениями. Побуждать детей вносить объекты для изображения в соответствии с темой и замыслом, продолжать учить дополнять работу рисунком с помощью палочки или стеки. Воспитывать у детей навыки аккуратной работы с пластилином.
Развивать у детей мелкую моторику, творческие способности, фантазию.
Декабрь
3 нед. «Ёлочный шар» Учить детей изображать елочные игрушки, закреплять
известные приемы лепки – раскатывание, сплющивание,
размазывание, соединение частей.
Учить детей дополнять работу бисером, природным материалом (крупа, манка).
Учить детей работать на заданном пространстве.
Воспитывать у детей навыки аккуратной работы с пластилином.
Декабрь
4 нед. «Здравствуй, ёлочка-зелёные иголочки!» Формировать умение детей передавать в характерные особенности внешнего вида ели
посредством пластилинографии; Упражнять в раскатывании комочков пластилина между ладонями прямыми движениями рук и сплющивании их при изготовлении веток ёлочки; Развивать умение наносить стекой штрихи (иголочки) на концах веток для более выразительной передачи образа.
Январь
2 нед. «Вишня» Учить освоению способа рисования волнистых линий, размещённых горизонтально.
Развивать чувство формы и композиции.
Воспитывать любознательность.
Январь
3 нед. «Снегирь» Закреплять умение рисовать пластилином, используя приём прикрепления небольших шариков к основе, преобразования их в овальную форму. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к наблюдениям в природе, желание отражать имеющиеся впечатления в доступной изобразительной деятельности.
Январь
4 нед. «Ваза с цветами» Учить освоению техники рисования пластилином : скатывание шарика, примазывание, нанесение мазка.
Вовлекать детей в сотворчество с воспитателем через создание коллективной композиции. Воспитывать любовь к природе, развивать мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
Февраль
1 нед. «Самолет летит» Закрепить умение детей делить брусок пластилина на
глаз на две равные части, раскатывать его прямыми
движениями ладоней.
Учить детей составлять на плоскости
предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точной передачи формы предмета, его строения, частей.
Дополнять изображение характерными деталями (окошками-иллюминаторами, используя знакомые приемы работы: раскатывание, сплющивание.
Продолжать формировать
интерес детей к работе пластилином на горизонтальной
плоскости — пластилинографии.
Февраль
2 нед. Валентинка
«Сердечко» Познакомить детей почему дарят открытки в виде сердечка (валентинки). Развивать творческое мышление; Поощрять инициативу и самостоятельность детей в построении композиции; Развивать мелкую моторику рук; Развивать цветовосприятие, умение видеть красоту в композиции.
Февраль
3 нед. «Подарок папе» Побуждать детей к изготовлению подарков для близких.
Формировать у детей навыки самостоятельной деятельности. Воспитывать у детей навыки аккуратной работы с пластилином. Развивать у детей мелкую
моторику, воображение, творческие способности.
Февраль
4 нед. «Разноцветный светофор» Закреплять знания детей о светофоре, назначении его цветов; упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней; продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы; развивать аккуратность в работе с пластилином.
Март
1 нед. «У солнышка в гостях» Учить создавать образ солнышка путём размазывания небольших шариков прямым движением в направлении вперёд к себе. Развивать пространственное мышление, восприятие, интерес к рисованию пластилином, мелкую моторику.
Март
2 нед. «Подарок маме» Побуждать детей к изготовлению подарков для близких.
Формировать у детей навыки самостоятельной деятельности. Воспитывать у детей навыки аккуратной работы с пластилином. Развивать у детей мелкую моторику, координацию движения
рук, глазомер.
Продолжать учить детей работать на заданном
пространстве.
Март
3 нед. «Одуванчики – цветы, словно солнышки желты» Расширять кругозор и знания детей о природе.
Учить детей отражать в изобразительной деятельности природные особенности растения.
Развивать композиционные навыки, творческие способности.
Воспитывать у детей навыки аккуратной работы с пластилином. Продолжать учить детей работать на
заданном пространстве.
Учить детей создавать коллективную композицию.
Март
4 нед. «Стрекоза» Учить детей изображать стрекозу с помощью жгутиков,
выкладывать их для получения нужной формы.
Продолжать воспитывать у детей навыки аккуратной работы с пластилином,
Развивать у детей мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
Апрель
1 нед. «Пасхальное яйцо» Развивать у детей эмоциональное восприятие
окружающего мира.
Совершенствовать умения в работе с
пластилином.
Учить детей самостоятельно продумывать замысел и
подбирать необходимый материал.
Развивать у детей творческие способности, воображение, мелкую моторику.
Воспитывать у детей аккуратность при работе с пластилином.
Апрель
2 нед «Верба» Уточнить знания детей о натюрморте.
Учить детей изображать объемную веточку вербы в вазе. Совершенствовать у детей приемы рисование пластилином – размазывание, катание, вдавливание,
Развивать у детей творческие способности, мелкую
моторику.
Апрель
3 нед. «Звездное небо» Побуждать интерес детей к созданию картины со звёздами, кометами. Развивать у детей чувство формы и композиции. Поощрять самостоятельную деятельность.
Учить детей самостоятельно подбирать приёмы воплощения замысла, совершенствовать навыки лепки «колбаски» и округлых форм. Продолжать воспитывать у детей навыки аккуратной работы с пластилином.
Развивать у детей мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
Апрель
4 нед. «Ракета» Формировать умение детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей; Развивать мелкую моторику пальцев рук при размазывании пластилина по поверхности деталей;
Побуждать дополнять свою работу звёздами, планетами, кометами и т. д. по выбору детей; Воспитывать у детей проявление индивидуальности, оригинальности, фантазии.
Май
1 нед. «Гусеница» Учить детей изображать гусеницу с помощью жгутиков
(колбасок, выкладывать из них округлые формы,
совершенствовать умение катать шарики, дополнять ими
композицию. Продолжать воспитывать у детей навыки аккуратной работы с пластилином.
Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
Май
2 нед. «Салют» Побуждать детей передавать в пластилинографии впечатления от окружающего;
Развивать мелкую моторику рук; Развивать креативное мышление детей, творческое воображение, фантазию;
Развивать цветовосприятие; Развивать интерес к работе, поддерживать радостное настроение детей от предстоящего праздника «День Победы»
Май
3 нед. «На лугу» Учить детей продумывать рисунок на заданную тему,
используя технику – «рисование жгутами», для выразительности работы использовать стеку.
Воспитывать у детей навыки аккуратной работы с пластилином. Развивать у детей творческие способности, внимание, воображение, мелкую моторику.
Продолжать учить детей работать на заданном пространстве. Учить детей создавать коллективную композицию.
Май
4 нед. «Ёжик наш колючий друг» Учить изображать на плоскости «ежа», моделируя его образ с помощью пластилина и нетрадиционного материала – семечек. Развивать умение и навыки в работе с пластилином – отщипывание, скатывание колбасок пальцами, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей, развивать общую и мелкую моторику пальцев рук.
При разработке данной программы отбирались наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться. К каждому занятию подобраны соответствующие игры с движением, пальчиковая гимнастика, разминка для рук.
Для решения поставленных задач на занятиях максимально использовались все анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный и т. д.
Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.).
Использование игр в обучении детей пластилинографии помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.
Задачи кружка по взаимодействию с родителями:
- Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника;
- Объединить усилия для развития у детей художественного творчества.
- Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
- Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Мероприятия, проводимые руководителем кружка, для родителей в течение года:
«День открытых дверей»
(Посещение родителями занятий кружка).
Темы консультаций для родителей:
«Пластилинография – средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста», «Как воспитать творческую личность» и т. д.
Материально техническое оснащение
Столы, стулья, магнитная доска, магнитофон, диски с музыкой (детский репертуар).
Комплект материалов инструментов и оборудования: - наборы пластилина;
- стеки, доски, влажные салфетки;
- наборы плотного картона разного по форме, цвету;
- фото или иллюстрации с изображением различных композиций и предметов;
- различный бросовый материал (бусинки, бисер, зубочистка и т. д.).
Список литературы
Г. Н. Давыдова «Пластилинография».
Г. Н. Давыдова «Детский дизайн» - пластилинография.
С. И. Гудилина “Чудеса своими руками».
Т. Г. Казакова «Развивайте у дошкольников творчество».
И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду».