Валентина Колчегошева
Программа кружка по патриотическому воспитанию «Родничок» (национальный компонент)
▼ Скачать + Заказать документы
В программе представлена система работы по ознакомлению детей 5-7 лет с прошлым и настоящим в истории родного края, основами народной культуры телеутов, которая позволит приобщать детей к основам народной культуры телеутов и повысить уровень социализации. Идея сохранения исконно телеутских обычаев и традиций поддерживается давно. Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках обогащает наших детей, формирует у них чувство гордости за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.
Публикация «Программа кружка по патриотическому воспитанию „Родничок“ (национальный компонент)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2013
В основу программы положена система знаний по ознакомлению детей с прошлым и настоящим села Беково.
Цель программы : приобщение детей дошкольного возраста к национальной телеутской культуре.
Задачи:
1. Реализовать идею активного воспитания гражданина России, патриотизма малой родины.
2. Познакомить с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами.
3. Прививать интерес к культуре телеутского народа через знакомство с обычаями, обрядами, праздниками, традициями, народным творчеством.
4. Способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине.
Программа основывается на важнейшем дидактическом принципе—развивающем обучении и научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов). Таким образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей.
Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд). Главный критерий отбора программного материала — его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений народной культуры, возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.
В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:
• Раздел 1. «Знакомьтесь, это я!»
• Раздел 2. Телеуты –кто мы?
• Раздел 3. Народное творчество телеутов
• Раздел 4. Национальная кухня телеутов
• Раздел 5. Телеутские народные игры
Программа предусматривает проведение интегрированных занятий, проведение
экскурсий, практических занятий, обобщающих итоговых занятий в виде фольклорных праздников. В основе занятий лежит подлинный местный, региональный материал. При изучении курса для воспитанников предусмотрены большие возможности для самостоятельной деятельности практически в каждом изучаемом разделе.
В результате изучения курса программы воспитанник :
1. Проявляет интерес к культуре телеутского народа, его обычаям и традициям
2. Углубляет представления о себе в прошлом, настоящем и будущем.
3. Применяет в повседневной жизни знания об истории и быте телеутов.
4. Активно участвует в создании развивающей среды дошкольного учреждения (мини-музеев, выставок народного творчества, народных телеутских праздниках)
5. Свободно вступает в контакт со взрослыми и сверстниками независимо от национальной принадлежности
Курс завершается проведением фольклорного праздника. Курс рассчитан на 34 часа лекционно-практических занятий в МАДОУ, занятия кружка проводятся 1 раз в неделю.
Тематический план
№ Название темы Всего Вид контроля
Теор. Практ.
1. Раздел 1. «Знакомьтесь, это я!» 4 2
1.1. Я и моя семья 1 -
1.2. Древо семьи - 1
1.3. Мои увлечения и интересы - 1
1.4. Моё село 1 - Экскурсия в музей
2. Раздел 2. Телеуты –кто мы? 7 5
2.1. Обычаи и традиции телеутов:
Октябрь - Соом (дерево желаний)
Январь - Пельменек – 18.01.14г.
Март – Тилгаяк (Масленница)
Апрель – Бешпармак – 07.04.14г. 5 4 Праздники в МАДОУ
2.2. Фольклор 2 1
3. Раздел 3. Народное творчество телеутов 12 7
3.1. Знакомство с национальным костюмом 1 - Встреча с ветеранами
3.2. Изготовление тяка (воротник) - аппликация - 1
3.3. Изготовление тошток (нагрудник) -конструирование - 1
3.4. Изготовление телеутской топчи (пуговицы) – работа с тканью и подручными материалами - 1
3.5. Кур (пояс) – декоративное рисование - 1
3.6. Порук (шапка) - рисование - 1
3.7. Знакомство с народным музыкальным творчеством 1 - Встреча с творческими коллективами СДК
3.8. Телеутские музыкальные инструменты 2 1
3.9. Колыбельные песни телеутов - 1 Встреча-концерт
3.10. Национальные сказки 3 -
4. Раздел 4. Национальная кухня телеутов 3 3
4.1. Изготовление катама (хворост) - 1
4.2. Кайнаткан (калачик) и кайнаткан порок (пирожки) - 1
4.3. Пелмен (пельмени) - 1
5. Раздел 5. Телеутские народные игры 8 3
5.1. Куклы наших бабушек 1 Выставка
5.2. Тебек (набивание ногой волана) 2 1
5.3. Малакай (сбивание палкой косточек) 2 1
5.4. Стрельба из лука и метание аркана 2 1
5.5. Фольклорный праздник 1 Итоговое занятие
Итого: 34 17
Содержание программы
Раздел 1. «Знакомьтесь, это я!» 4ч
Тема: Я и моя семья 1ч
История семьи в контексте истории родного села. Имена и отчества родителей, их профессии. Воинские и трудовые награды дедушек, бабушек, родителей.
Тема: Древо семьи (практическое)1ч
Роль каждого поколения в разные периоды истории семьи. Родственные связи: мама, папа, братья, сестры, бабушки, дедушки, дяди, тети и т. д.
Тема: Мои увлечения и интересы (практическое) 1ч
Тема: Моё село. Экскурсия в музей 1ч
Раздел 2. Телеуты –кто мы? 5ч
Тема: Обычаи и традиции телеутов 4ч
Октябрь - Соом (дерево желаний) (практическое) 1ч
Январь - Пельменек – 18.01.14г. (практическое) 1ч
Март – Тилгаяк (Масленница) (практическое) 1ч
Апрель – Бешпармак – 07.04.14г. (практическое) 1ч
Тема: Фольклор1ч
(практическое) 1ч
Раздел 3. Народное творчество телеутов 12ч
Тема: Знакомство с национальным костюмом 1ч
Тема: Изготовление тяка (воротник) – аппликация (практическое) 1ч
Тема: Изготовление тошток (нагрудник) –конструирование (практическое) 1ч
Тема: Изготовление телеутской топчи (пуговицы) – работа с тканью и подручными материалами (практическое) 1ч
Тема: Кур (пояс) – декоративное рисование (практическое) 1ч
Тема: Порук (шапка) – рисование (практическое) 1ч
Тема: Знакомство с народным музыкальным творчеством 1ч
Тема: Телеутские музыкальные инструменты 1ч
(практическое) 1ч
Тема: Колыбельные песни телеутов. Встреча-концерт (практическое) 1ч
Тема: Национальные сказки 3ч
Выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения) при чтении сказки «Золотые шарики»
Красота и выразительность телеутского языка – слушание стихов и песен народных авторов
Раздел 4. Национальная кухня телеутов 3ч
Тема: Изготовление катама (хворост) (практическое) 1ч
Тема: Кайнаткан калачик и кайнаткан порок (пирожки) (практическое) 1ч
Тема: Пелмендер (пельмени) (практическое) 1ч
Раздел 5. Телеутские народные игры 8ч
Тема: Куклы наших бабушек 1ч
Тема: Тебек (набивание ногой волана) 1ч
(практическое) 1ч
Тема: Малакай (сбивание палкой косточек)1ч
(практическое) 1ч
Тема: Стрельба из лука и метание аркана 1ч
(практическое) 1ч
Тема: Фольклорный праздник 1ч
Ключевые слова
Эзендер – здравствуйте
Аба – папа
Эне – мама
Энеш – бабушка (мама отца)
Тайнеш – бабушка (мама матери)
Абаш – дедушка (отец папы)
Тайбаш – дедушка (отец матери)
Эе – старшая сестра
Синым – младшая сестра
Карындаш – младший брат
Ача – старший брат
Кинек – платье
Плат – платок
Тон – шуба
Сырмал – осеннее пальто
Телен – легкая верхняя одежда
Чарык – обувь
Кур – традиционный телеутский пояс
Тёштёк – нагрудник, украшение к женскому платью
Чимек – праздничная верхняя женская одежда
Пуш – украшения для волос
Тана – украшения, вплетённые в косы
Сырга – серьги
Тяка – воротник к женскому платью
Катама – хворост
Калачиктер – калачи
Пёрёкторь – пироги
Пельмендер – пельмени
Калине – калина
Саламат – каша
Кёчё – суп с кониной
Малакай – сбивание косточек палкой
Куреш – борьба
Тебек – набивание ногой волана
Список литературы
1. Зайцева, Е. П. Алтайский национальный костюм/ Е. П. Зайцева. - Горно-Алтайск: Горно-Алтайское отделение Алтайского книжного издательства, 1990.- 96с.
2. Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа. [Текст] Учебно-методическое пособие/ О. Л. Князева, М. Д. Маханева. - СПб: Детство-Пресс, 1998.- 304с.
3. Курпешко-Таннагашева, Н. Н. Телеут тилинин буквари [Текст] : [на телеутском языке]/ Н. Н. Курпешко-Таннагашева, Н. А. Кучигашева. - Кемерово: «Кузбасс», 2004.-125с.
4. Народная культура и традиции : занятия с детьми 3-7 лет[Текст] / авт. -сост. В. Н. Косарева. - Волгоград: Учитель, 2013.- 166с.
5. Народные сказки [Текст] : сказки: для детей ст. дошк. возраста/ под ред. Т. А. Акимова. - Кемерово: «Примула», 2008.- 32с.
6. Песни села Челухоево [Текст]/ авт. -сост. В. И. Челухоев. - Белово: Отдел культуры, 1993.- 23с.
7. Рюмина, Л. Т. Телеутский язык в картинках. [Текст] Учебное пособие/ Л. Т. Рюмина, Е. Н. Тушманакова, М. Ф. Кочубеева. - Кемерово: «СКИФ», 2005.- 98с.
8. Тууган сос. Родное слово : книга для чтения на телеутском языке [Текст]/ М. Г. Токмашев, Л. Т. Рюмина-Сыркашева. - Кемерово: «СКИФ», 2007.- 156с.