Елена Кожаева
Программа кружка «Мастерская Самоделкина»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЧИНКОВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАРУКСОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
ПРИНЯТА
на
педагогическом совете МБ ОУ Наруксовской СШ
Протокол от 31.08.2021 № 22
УТВЕРЖДЕНА приказом директора
МБ ОУ Наруксовской СШ от 31.08.2021 № 81/18
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественной направленности
«Самоделкин»
Возраст детей: 6,6-10 лет
срок реализации: 1 год
Составитель: Кожаева Е. Ю.
с. Наруксово
2021г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Публикация «Программа кружка „Мастерская Самоделкина“» размещена в разделах
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Изучением творческих способностей занимались многие психологи, философы, педагоги. Достаточно назвать таких деятелей науки, как Л. Н. Коган, Л. С. Выготский, Н. А. Бердяев, Д. С. Лихачёв, А. С. Каргин, В. А. Разумный, О. И. Мотков и другие.
В результате многолетних экспериментальных исследований психологов Э. Фромма, И. П. Волкова, Р. Бернса, О. И. Моткова и других установлено, что свойства психики человека, основа интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Занятия кружка позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению: ребята знакомятся с культурой и историей родного края, с разными видами декоративно - прикладного искусства (вышивка, шитьё, работа с мехом и т. д.) народа, проживающего в родной местности, с изобразительными материалами и техникой рисования (гуашь, акварель, пастель, аппликация, монотипия).
Процессы обучения и воспитания не сами по себе развивают человека, а лишь тогда, когда они имеют деятельностью формы и способствуют формированию тех или иных типов деятельности.
Деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.
Такую стратегию обучения легко реализовать в образовательной среде LEGO (ЛЕГО, которая объединяет в себе специально скомпонованные для занятий в группе комплекты ЛЕГО, тщательно продуманную систему заданий для детей и четко сформулированную образовательную концепцию.
Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных деталей
Работа с образовательными конструкторами LEGO позволяет школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знания – от теории механики до психологии, – что является вполне естественным.
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
На основе изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.
Кружок «Мастерская Самоделкина» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Целью программы является создание условий для:
• саморазвития и развития личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность;
• расширения знаний и приобретения практических навыков в области декоративного искусства
Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».
Девизом внеурочной деятельности по трудовому обучению является:
Я слышу – и забываю,
Я вижу - и запоминаю,
Я делаю – и понимаю.
Программа ставит следующие задачи:
Обучающие:
• научить ребёнка самостоятельно анализировать предлагаемое изделие;
• обучить строить композиции, выбирать рисунок, делать эскизы для будущего изделия;
• обучить правилам и приёмам рациональной разметки (аккуратность, точность, экономное расходование материалов);
• научить правильно, обращаться с инструментами в соответствии с правилами техники безопасности.
Развивающие:
• развить познавательные процессы: память, внимание, мышление, воображение, восприятие;
• способствовать развитию уверенности в себе и самостоятельности;
• развить чувство цвета, пропорции, глазомера;
• развить координацию движений, моторику рук, сенсомоторику – согласованность в работе глаз и рук;
• развить трудовую и творческую активность;
Воспитательные:
• сформировать умение общаться со сверстниками;
• воспитать усидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело до конца;
• приучить к аккуратности в работе;
• сформировать умение работать в коллективе;
• предоставить возможность социализации каждому ребёнку.
• сформировать чувство взаимопомощи;
сформировать творческий подход к выполнению учебно-трудовых заданий, стремление применять полученные знания и умения в повседневной жизни с пользой.
Содержание программы.
Вводная беседа (1 час).
- Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке.
- Требования к поведению учащихся во время занятия.
- Соблюдение порядка на рабочем месте.
- Соблюдение правил по технике безопасности.
- Из истории происхождения ножниц. Беседа.
Работа с природным материалом(4 часа)
- Экскурсия в лес.
- Беседа о растительном мире и лесных дарах местности, в которой живут обучающиеся. Рисование с элементами аппликации деревьев, цветов, грибов, ягод родного края.
- Рассказ о флористике.
- Изготовление композиций из засушенных листьев.
- Изготовление животных из шишек.
- Мозаика (с использованием семян, камешек, листьев). Работа в парах.
Работа с бумагой и картоном (6 часа).
- Рассказ «Из истории бумаги». Оригами. Художественное моделирование из бумаги путем складывания.
- Панно из оригами «Летнее настроение»
- Виды бумаги и картона. Знакомство с техникой «мозаика».
- Мозаика «Осенний пейзаж»
- Продолжение работы над мозаикой «Осенний пейзаж»
Работа с тканью (6 часа).
- Знакомство с профессией швеи. Знакомство со швами «потайной шов». Повторение ранее изученных способов и приемов шитья.
- Знакомство со швами «козлик», «узелок».
- Знакомство с соединительными швами «простой соединительный шов», «соединительный шов на основе петельного шва», «соединительный шов на основе шва «козлик»»
- Мягкая игрушка «Котята». Составление плана работы. Изготовление выкроек. Раскрой ткани. Сшивание деталей. Набивка деталей ватой. Выставка игрушек.
- Лоскутная аппликация. Сова. Коллективная работа.
Конструирование (17 часов).
- Знакомство с основами программирования
- Знание основных принципов механики. Механизмы конструктора LEGO WE DO
- Конструирование игрушек из коробков.
- Конструирование игрушек из прямоугольных коробок. Машина
- Конструирование модели «Гоночный автомобиль»
- Улица полна неожиданностей. Моделирование дорожной ситуации. Закрепление ППД
- Проект «Детская площадка»
- Общее представление о мире техники (транспорт, машины и механизмы). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей.
- Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия). Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или
эскизу и по заданным условиям. Конструирование изделия «Собачка»
- Конструирование и моделирование изделия из различных материалов по образцу «Медвежонок»
Подведение итогов (1 час).
• для себя и окружающих.
Ожидаемые результаты данной программы - формирование универсальных учебных действий (УУД).
Личностные
• оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события, в предложенных ситуациях;
• отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых предметов материальной среды, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
• самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
• в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные
регулятивные:
• определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;
• проговаривать последовательность действий на занятиях;
• учиться высказывать своё предположение (версию) на основе коллективного обсуждения заданий, образцов;
• с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
• учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану;
• выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
• учиться совместно с учителем и другими детьми давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.
познавательные:
• ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
• делать предварительный отбор источников информации;
• добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную ранее;
• перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
• перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
• преобразовывать информацию из одной формы в другую – в изделия.
коммуникативные:
• донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделий;
• слушать и понимать речь других.
Предметные
Научится:
• иметь представление о видах материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей, их свойствах и названиях;
• знать названия и назначение ручных инструментов и приспособлений, шаблонов, правила работы и владеть ими;
• иметь представление о конструкции однодетальных и многодетальных, неподвижном соединении деталей;
• иметь представление о технологической последовательности изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
• владеть способами разметки: сгибанием, по шаблону;
• владеть способами соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
• владеть видами отделки: раскрашиванием, аппликационно;
• под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами;
• с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
• самостоятельно определять количество деталей в конструкции изготавливаемых изделий, выполнять экономную разметку деталей по шаблону, аккуратно выполнять клеевое соединение деталей (мелких и средних по размеру, использовать пресс для сушки изделий;
• с помощью учителя реализовывать творческий замысел.
Программа занятий рассчитана на 1год года, 34 часа; в неделю проводится одно занятие по 1 часу. Занятия в группе предусмотрены для учащихся в возрасте с 1по 4 класс.
Формы занятий: беседы, практические занятия, игры, работа в парах, коллективная работа, экскурсия.
Текущий контроль осуществляется с помощью практикума в форме практических работ и практических заданий, фронтального опроса, опроса в парах, выставок творческих (индивидуальных и коллективных) работ. Тематический контроль осуществляется по завершению изучения темы в форме викторины, беседы, отчетной выставки.
Формы работы: групповая, индивидуальная.
Возраст детей
Дети в кружок набираются по желанию с 1 по 4 класс
Количество учащихся: 12 человек
Срок реализации: программа рассчитана на 1 год.
Режим занятий: занятие проводится 1 раз в неделю по 1 часу.
Тематическое планирование содержания программы по темам и объему.
1 год обучения.
№ Тема Всего часов Теоретических Практических
1 Вводная
беседа 1 1 -
2 Работа с природным материалом 4 1 3
3 Работа с бумагой и картоном.
6 1 5
4 Работа с тканью
6 1 5
5 Конструирование
17 3 14
Итого 34 7 27
Методическое обеспечение программы.
Методы обучения:
- словесные (объяснение, беседа, сравнение, обобщение)
- наглядные (объяснительно- иллюстрированный)
- проблемные (исследовательский, поисковый)
- практические (самостоятельная работа)
Дидактический материал:
образцы узоров деталей к изделиям, таблицы для упражнений, готовые изделия, методические рекомендации для выполнения определённых изделий, инструкционные карты
Материально – техническое обеспечение
Кабинет для занятий светлый и просторный.
Для посещения занятий и выполнения работ каждый ребенок должен иметь: ножницы, иголки, линейки, нитки, ткань, пяльца, тетради, карандаши, ручки.
Календарно-тематическое планирование 34 часа – 1 раз в неделю.
№ тема Количество часов Дата проведения
1 Вводное занятие
Беседа П. т. б. 1 08.09
2 Экскурсия в лес. Беседа о растительном мире и лесных дарах местности, в которой живут обучающиеся. Рисование с элементами аппликации деревьев, цветов, грибов, ягод родного края. 1 15.09
3 Рассказ о флористике.
Изготовление композиций из засушенных листьев. 1 22.09
4 Изготовление животных из шишек. 1 29.09
5 Мозаика (с использованием семян, камешек, листьев). Работа в парах. 1 06.10
6 Рассказ «Из истории бумаги». Оригами. Художественное моделирование из бумаги путем складывания. 1 13.10
7 Панно из оригами «Летнее настроение» 1 20.10
8 Виды бумаги и картона. Знакомство с техникой «мозаика». 1 27.10
9 Мозаика «Осенний пейзаж» 1 10.11
10 Продолжение работы над мозаикой «Осенний пейзаж» 1 17.11
11 Аппликация. Изготовление аппликации “Грибная поляна”. 1 24.11
12 Знакомство с профессией швеи. Знакомство со швами «потайной шов». Повторение ранее изученных способов и приемов шитья. 1 01.12
13 Котята. Изготовление выкроек. 1 08.12
14 Мягкая игрушка «Котята». Составление плана работы. 1 15.12
15 Котята. Сшивание деталей. Набивка деталей ватой. 1 22.12
16 Заключительная работа. Выставка игрушек. 1 12.01
17 Лоскутная аппликация. Сова. Коллективная работа. 1 19.01
18 Знакомство с основами программирования 1 26.01
19 Механизмы конструктора LEGO WE DO. 1 02.02
20 Конструирование модели «Разводной мост» 1 09.02
21 Конструирование модели «Разводной мост» 1 16.02
22 Конструирование модели «Гоночный автомобиль» 1 02.03
23 Конструирование модели «Гоночный автомобиль» 1 09.03
24 Улица полна неожиданностей.
Моделирование дорожной ситуации. Закрепление ППД 1 16.03
25 Проект «Мельница» 1 06.04
26 Проект «Мельница» 1 13.04
27 Конструирование игрушек из коробков.
1 20.04
28 Конструирование игрушек из прямоугольных коробок. Машина 1 27.04
29 Общее представление о мире техники (транспорт, машины и механизмы). Виды и способы соединения деталей. 1 04.05
30 Основные требования к изделию. Конструирование изделия «Собачка» 1 11.05
31 Конструирование и моделирование изделия из различных материалов по образцу «Медвежонок» 1 18.05
32 Продолжение работы над изделием «Медвежонок» 1 25.05
33 Конструирование замка 1
34 Выставка детских работ в рамках промежуточной аттестации 1
Методические рекомендации по проведению занятия.
Инструктаж по технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии.
Быстрая, интересная вступительная часть занятия, включающая анализ конструкции изделия и разработку технологического плана должна являться базой для самостоятельной практической работы без помощи учителя.
Желательно около половины учебного времени отводить на так называемые комплексные работы — изготовление изделий, включающих несколько разнородных материалов, поскольку именно в этих случаях наиболее ярко проявляются изменения их свойств, а сформированные ранее трудовые умения по обработке отдельных материалов ученик вынужден применять в новых условиях.
Выбирая изделие для изготовления, желательно спланировать объем работы на одно занятие, если времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второе занятие. Трудные операции, требующие значительного умственного напряжения и мышечной ловкости, обязательно должны быть осознаны детьми как необходимые.
Учителю необходимо как можно меньше объяснять самому, стараться вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать, торопить детей и сразу стремиться на помощь. Ребенок должен попробовать преодолеть себя, в этом он учится быть взрослым, мастером.
На занятии кружка должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие; причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия.
В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе.
В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие политехнический кругозор детей.
Результатом реализации данной учебной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе школы, города, так и районные, областные. Поделки-сувениры используются в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей, родителей и т. д. ; оформления зала для проведения праздничных утренников.
Методическая литература для учителя:
1. А. Бахметьев, Т. Кизяков “Оч. умелые ручки”
2. Е. Виноградова “Браслеты из бисера”
3. Н. С. Ворончихин “Сделай сам из бумаги”
4. Н. Гусева “365 фенечек из бисера”
5. С. И. Гудилина “Чудеса своими руками”
6. А. М. Гукасова “Рукоделие в начальных классах”
7. М. А. Гусакова “Аппликация”
8. М. А. Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”
9. Н. Докучаева “Сказки из даров природы”
10. .Т. Еременко, Л. Лебедева “Стежок за стежком”
11Т. И. Еременко “Рукоделие”, “Искусство бисероплетения”, “Игрушка”
12. М. М. Калинич, Л. М. Павловская, В. П. Савиных “Рукоделие для детей”
13. Т. А. Канурская, Л. А. Маркман “Бисер”
14. Н. М. Конышева “Чудесная мастерская”
15. Н. М. Конышева “Наш рукотворный мир”
16. Н. М. Конышева “Умелые руки”
17. С. В. Кочетова “Игрушки для всех” (Мягкая игрушка).
18. О. С. Молотобарова “Кружок изготовления игрушек-сувениров”
19. М. И. Нагибина “Природные дары для поделок и игры”