АНАСТАСИЯ ЕФИМОВА
Консультация для воспитателей «Преодоление агрессивного поведения у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект консультации для воспитателей на тему :
«Преодоление агрессивного поведения у детей дошкольного возраста».
Агрессия (от латинского «аgгеssiо» — нападение, приступ) — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным, приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т. д.) (Психологический словарь, 1997).
Публикация «Консультация для воспитателей „Преодоление агрессивного поведения у дошкольников“» размещена в разделах
- Агрессивный ребенок. Консультации
- Агрессия, детская агрессивность
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Следует разделить понятия «агрессия» и «агрессивность». Российский психолог Артур Реан. давая определение этим терминам, обращает внимание на то, что «агрессия — это намеренные действия, направленные, на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному» (Реан А. А., 1999, с. 218).
Агрессивность — это свойство личности, «выражающееся в готовности к агрессии».
Таким образом, можно сделать вывод: если агрессия — это действие, то агрессивность—готовность к совершению таких действий.
Признаки агрессивности :
- по темпераменту ребё нок: вспыльчив, непокорен, непредсказуем.
- по характеру: самоуверен, недостаточно внимателен к чувствам окружающих, дерзок, проявляет негативизм.
Причины:
1. Нарушение эмоционально-волевой сферы, к которой относится
- неумение ребёнка управлять своим поведением ;
- недостаточное усвоение ребёнком общественных норм поведения, общения.
2. Неблагополучная семейная обстановка.
3. Трудности обучения.
4. Психологический климат в дошкольном учреждении.
Стратегия преодоления агрессивного поведения у ребёнка.
Первый шаг – стимуляция гуманных чувств:
- необходимо стимулировать у ребёнка умение признавать собственные ошибки, переживание чувства неловкости и вины за агрессивное поведение.
- необходимо развивать у ребёнка чувство эмпатии, сочувствия к другим: сверстникам, взрослым, ко всему живому.
2 шаг- ориентация на эмоциональное состояние другого.
- необходимо стремиться обратить, привлечь внимание к состоянию другого, не выражая оценочного отношения к случившемуся.
Например, «Кому сейчас плохо, как ты думаешь?»
3 шаг – осознание агрессивного и неуверенного поведения или состояния :
- необходимо постараться понять характер агрессивности - защитный или более похожий на жестокость без сочувствия к обиженным.
- стимулировать осознание особенностей вспыльчивого и неуверенного поведения детей.
- стремитесь поставить агрессивного ребёнка на место ребёнка-жертвы.
- необходимо чаще разговаривать с ребёнком о палитре его эмоциональных состояний;
- необходимо часто спрашивать ребёнка о вариантах выхода из конфликтной ситуации;
- необходимо объяснить какими другими неагрессивными способами он может самоутвердиться;
- спрашивайте у ребёнка (чтобы он осознавал) в каких случаях он чаще становится сердитым, теряет над собой контроль.
- объясните ребёнку, что означает «контролировать» собственную агрессию и почему это необходимо.
Помните: что бороться с агрессивностью нужно терпением, объяснением, поощрением.
Игры для преодоления агрессивного поведения у детей.
В преодолении агрессивного поведения детей помогают игры, которые направлены на снятие физической и вербальной агрессии, преодоление упрямства, негативизма и психологическую разгрузку дошкольников.
1. Игра «Добрые и злые кошки». Дети изображают сначала злых кошек, затем под спокойную музыку добрых и ласковых кошек.
2. Игра «Два барана». Выполняется в парах. Дети, широко расставив ноги и наклонившись вперёд, дети упираются в ладони друг друга. Они должны противостоять друг другу, не сдвигаясь с места. Кто сдвинется - проиграл. После этого проводится релаксация.
3. Игра «Каратист». В центре круга, который образуют дети, лежит обруч. Это «волшебный круг», в нём происходит превращение ребёнка в каратиста (энергичные движения ногами). Дети, стоящие вокруг обруча, вместе с ведущим произносят: «Сильнее, сильнее, сильнее…»
Это помогает игроку выплеснуть агрессивную энергию энергичными движениями. За границы «круга» выходить нельзя.
4. Игра «Боксёр». Проводится аналогично игре «Каратист», но энергичные, быстрые движения можно производить только руками.
5. Игра «Жужа». Ведущий выбирает «Жужу», она садится на стул (в домик). Остальные дети начинают дразнить Жужу:
«Жужа, жужа,выходи,
Жужа, Жужа, догони!»
Жужа, показывает кулаки, топает ногами, а когда дети заходят за волшебную черту, выбегает и ловит детей. Кого она поймала, тот выбывает из игры.
6. Игра «Маленькое приведение». Ведущий: «Будем играть в маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного попугать друг друга.
По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (взрослый поднимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только пошутить».
В конце игры «привидения» превращаются в детей.
7. Упражнение «Брыкание».
Дети ложатся на ковёр на спину, ноги свободно раскинуты. Затем они медленно начинают брыкаться, касаясь пола всей ступнёй. В ходе выполнения упражнения дети чередуют ноги и высоко поднимают их, постепенно увеличивая скорость и силу брыкания. На каждый удар ребёнок говорит «Нет!», увеличивая интенсивность удара.
Затем дети слушают спокойную музыку.
8. Игра «Минута шалости».
Ведущий по определённому сигналу (удар в бубен и т. п.) предлагает детям шалить: каждый делает то, что ему хочется: прыгает, бегает, кувыркается. Повторный сигнал ведущего завершает детские шалости.
9. Игра «Упрямый капризный ребёнок».
Дети, входящие в круг, по очереди изображают капризного ребёнка.
Затем дети разбиваются на пары «родитель и ребёнок» : «ребёнок» капризничает, «родитель» уговаривает его успокоиться. Каждый играющий должен побывать в роли капризного ребёнка и уговаривающего родителя.
10. Игра «Уходи, злость, уходи!»
Играющие ложатся на ковёр по кругу. Между ними- подушки.
Закрыв глаза, они начинают изо всей силы бить ногами по полу, а руками по подушкам с криком: «Уходи, злость, уходи!»
Это продолжается 3 минуты, затем участники по команде взрослого ложатся в позу «звезды», широко раскинув руки и ноги, спокойно лежат, слушая расслабляющую музыку.
Конспект консультации для воспитателей на тему :
«Преодоление агрессивного поведения у детей дошкольного возраста».
Агрессия (от латинского «аgгеssiо» — нападение, приступ) — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным, приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т. д.) (Психологический словарь, 1997).
Следует разделить понятия «агрессия» и «агрессивность». Российский психолог Артур Реан. давая определение этим терминам, обращает внимание на то, что «агрессия — это намеренные действия, направленные, на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному» (Реан А. А., 1999, с. 218).
Агрессивность — это свойство личности, «выражающееся в готовности к агрессии».
Таким образом, можно сделать вывод: если агрессия — это действие, то агрессивность—готовность к совершению таких действий.
Признаки агрессивности :
- по темпераменту ребё нок: вспыльчив, непокорен, непредсказуем.
- по характеру: самоуверен, недостаточно внимателен к чувствам окружающих, дерзок, проявляет негативизм.
Причины:
1. Нарушение эмоционально-волевой сферы, к которой относится
- неумение ребёнка управлять своим поведением ;
- недостаточное усвоение ребёнком общественных норм поведения, общения.
2. Неблагополучная семейная обстановка.
3. Трудности обучения.
4. Психологический климат в дошкольном учреждении.
Стратегия преодоления агрессивного поведения у ребёнка.
Первый шаг – стимуляция гуманных чувств:
- необходимо стимулировать у ребёнка умение признавать собственные ошибки, переживание чувства неловкости и вины за агрессивное поведение.
- необходимо развивать у ребёнка чувство эмпатии, сочувствия к другим: сверстникам, взрослым, ко всему живому.
2 шаг- ориентация на эмоциональное состояние другого.
- необходимо стремиться обратить, привлечь внимание к состоянию другого, не выражая оценочного отношения к случившемуся.
Например, «Кому сейчас плохо, как ты думаешь?»
3 шаг – осознание агрессивного и неуверенного поведения или состояния :
- необходимо постараться понять характер агрессивности - защитный или более похожий на жестокость без сочувствия к обиженным.
- стимулировать осознание особенностей вспыльчивого и неуверенного поведения детей.
- стремитесь поставить агрессивного ребёнка на место ребёнка-жертвы.
- необходимо чаще разговаривать с ребёнком о палитре его эмоциональных состояний;
- необходимо часто спрашивать ребёнка о вариантах выхода из конфликтной ситуации;
- необходимо объяснить какими другими неагрессивными способами он может самоутвердиться;
- спрашивайте у ребёнка (чтобы он осознавал) в каких случаях он чаще становится сердитым, теряет над собой контроль.
- объясните ребёнку, что означает «контролировать» собственную агрессию и почему это необходимо.
Помните: что бороться с агрессивностью нужно терпением, объяснением, поощрением.
Игры для преодоления агрессивного поведения у детей.
В преодолении агрессивного поведения детей помогают игры, которые направлены на снятие физической и вербальной агрессии, преодоление упрямства, негативизма и психологическую разгрузку дошкольников.
1. Игра «Добрые и злые кошки». Дети изображают сначала злых кошек, затем под спокойную музыку добрых и ласковых кошек.
2. Игра «Два барана». Выполняется в парах. Дети, широко расставив ноги и наклонившись вперёд, дети упираются в ладони друг друга. Они должны противостоять друг другу, не сдвигаясь с места. Кто сдвинется - проиграл. После этого проводится релаксация.
3. Игра «Каратист». В центре круга, который образуют дети, лежит обруч. Это «волшебный круг», в нём происходит превращение ребёнка в каратиста (энергичные движения ногами). Дети, стоящие вокруг обруча, вместе с ведущим произносят: «Сильнее, сильнее, сильнее…»
Это помогает игроку выплеснуть агрессивную энергию энергичными движениями. За границы «круга» выходить нельзя.
4. Игра «Боксёр». Проводится аналогично игре «Каратист», но энергичные, быстрые движения можно производить только руками.
5. Игра «Жужа». Ведущий выбирает «Жужу», она садится на стул (в домик). Остальные дети начинают дразнить Жужу:
«Жужа, жужа,выходи,
Жужа, Жужа, догони!»
Жужа, показывает кулаки, топает ногами, а когда дети заходят за волшебную черту, выбегает и ловит детей. Кого она поймала, тот выбывает из игры.
6. Игра «Маленькое приведение». Ведущий: «Будем играть в маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного попугать друг друга.
По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (взрослый поднимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только пошутить».
В конце игры «привидения» превращаются в детей.
7. Упражнение «Брыкание».
Дети ложатся на ковёр на спину, ноги свободно раскинуты. Затем они медленно начинают брыкаться, касаясь пола всей ступнёй. В ходе выполнения упражнения дети чередуют ноги и высоко поднимают их, постепенно увеличивая скорость и силу брыкания. На каждый удар ребёнок говорит «Нет!», увеличивая интенсивность удара.
Затем дети слушают спокойную музыку.
8. Игра «Минута шалости».
Ведущий по определённому сигналу (удар в бубен и т. п.) предлагает детям шалить: каждый делает то, что ему хочется: прыгает, бегает, кувыркается. Повторный сигнал ведущего завершает детские шалости.
9. Игра «Упрямый капризный ребёнок».
Дети, входящие в круг, по очереди изображают капризного ребёнка.
Затем дети разбиваются на пары «родитель и ребёнок» : «ребёнок» капризничает, «родитель» уговаривает его успокоиться. Каждый играющий должен побывать в роли капризного ребёнка и уговаривающего родителя.
10. Игра «Уходи, злость, уходи!»
Играющие ложатся на ковёр по кругу. Между ними- подушки.
Закрыв глаза, они начинают изо всей силы бить ногами по полу, а руками по подушкам с криком: «Уходи, злость, уходи!»
Это продолжается 3 минуты, затем участники по команде взрослого ложатся в позу «звезды», широко раскинув руки и ноги, спокойно лежат, слушая расслабляющую музыку.