Светлана Тызыхова
Программа клуба для родителей раннего возраста «Растем и развиваемся вместе»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа клуба для родителей раннего возраста
«Растем и развиваемся вместе»
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» одной из основных задач детского сада является взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка. В настоящее время проблема взаимодействия с семьёй обозначена федеральными государственными требованиями. Родители являются полноправными участниками
Публикация «Программа клуба для родителей раннего возраста „Растем и развиваемся вместе“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
Многие родители не понимают важности работы с маленькими детьми. А ведь ранний возраст - это время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. Именно этот период детства очень важен, так как дефицит воспитания в раннем возрасте оборачивается невосполнимыми потерями.
Как привлечь внимание родителей к проблеме воспитания детей раннего возраста? Как выстроить доверительные отношения с родителями, которые впервые пришли ДОУ и волнуются за своих детей? К сожалению, в традиционной работе с родителями используются недостаточно эффективные методы. На наш взгляд, данную проблему можно решить путём освоения новых инновационных форм взаимодействия с родителями, внедрения программ по просвещению и обучению семей.
Исходя из вышеизложенного, мы пришли к выводу о необходимости создания инновационной программы сотрудничества и взаимодействия дошкольного учреждения и родителей детей раннего возраста путем создания родительского клуба.
Программа родительского клуба «Растем и развиваемся вместе» направлена на обогащение психолого-педагогическими знаниями и практическими умениями родителей в воспитании детей через их привлечение к сотрудничеству с педагогами, развитие дружеских отношений с другими семьями для успешного освоения детьми основной общеобразовательной программы.
Таким образом, актуальность данной программы состоит в том, что её содержание отвечает требования обновления дошкольной образовательной стратегии, в рамках которой, специалисты ДОУ создают оптимальные условия для повышения культуры психолого-педагогических знаний родителей, тем самым ориентируя их на повышение активности их участия в воспитательно - образовательном процессе с целью развития личности ребёнка.
Новизна и практическая значимость программы родительского клуба выражается в том, что её реализация способствует:
- созданию единой образовательно-воспитательной среды в дошкольном учреждении и семье;
- развитию психолого-педагогической компетентности родителей;
- повышается ответственность и заинтересованное отношение родителей за воспитание детей в условиях семьи на основе использования инновационных форм взаимодействия;
- родители являются активными участниками реализации основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения, и возрастает степень доверия и уважения к работникам ДОУ, которая ведёт к повышению имиджа детского сада.
Практическая ценность программы определяется тем, что она может быть использована в освоении разными группами родителей, с учетом возраста их детей, планирование работы родительского клуба его заседаний и мероприятий с родителями может быть использовано педагогами в практической деятельности. Программа родительского клуба дает возможность перестроить недостаточно эффективные методы взаимодействия и сотрудничества, а также психолого-педагогического просвещения современной семьи и предать ей инновационное направление, необходимое для удовлетворения запросов нового современного родителя.
Целью программы является всестороннее психолого-педагогическое сопровождение родителей в воспитании и развитии детей раннего возраста посещающих учреждение.
Основными задачами родительского клуба являются :
- оказание всесторонней психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) и детям дошкольного возраста, посещающим ДОУ в обеспечении всестороннего гармоничного развития;
- психолого-педагогическое просвещение родителей воспитанников с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей семей;
- вовлечение в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышения авторитета;
- создание комфортной обстановки для детей, членов их семей, атмосферы доброжелательности, сотрудничества, ситуации успеха;
- пропаганда опыта успешного семейного воспитания.
Программа клуба предусматривает 9 мероприятий в год (одна встреча в месяц). Группа формируется на свободной основе (по желанию родителей). Каждая встреча для родителей рассчитана на 40-60 минут.
Работа клуба организована по нескольким этапам:
Подготовительный: определение потребностей родителей через собеседование и анкетирование. Дифференцирование обозначенных проблемных ситуаций соответственно возрасту детей.
Организационный: составление перспективного плана работы клуба, утверждение графика проведения занятий. Данный этап оснащается методическим сопровождением: составляются конспекты занятий.
Непосредственная работа “Родительского клуба”.
Аналитический:
- презентация деятельности клуба, обратная связь участников.
Средства оценки результатов работы клуба :
- беседы;
- анкеты;
- отзывы;
- фото.
Краткое описание работы родительского клуба «Растем и развиваемся вместе»
Основным содержанием работы являются мероприятия, направленные на вовлечение семей в образовательный процесс, формирование партнёрских отношений семьи и ДОУ ПГО "Детский сад № 51", как равноправных участников. В ходе встреч участники клуба делятся опытом развития и воспитания детей, родители стараются передать свои традиции. В свою очередь, педагоги и специалисты ДОУ оказывают методическую и практическую помощь родителям, как и чем можно заняться с ребёнком дома, насколько важна совместная детско - родительская деятельность. Способности и умения детей развиваются только в процессе интересной для них игровой деятельности, но не все родители знают, как её организовать. Встречи проходят в игровой форме каждый месяц в соответствии с перспективным планом. Встреча продолжается не более40 минут. Планирование работы клуба происходит на основе анализа запросов родителей. В ходе взаимодействия с родителями содержание работы клуба может варьироваться. Участие в заседаниях клуба помогает родителям ощутить причастность к воспитанию ребёнка, проникнуться его интересам, окунуться в профессиональную среду, побуждающую к получению дополнительных знаний, устанавливаются дружеские отношения с другими родителями.
План работы клуба.
Первое заседание. Тема: «Давайте знакомиться!».
Цель: вызвать заинтересованность родителей в работе с воспитателями, ДОУ. Настроить родителей на активное взаимодействие с воспитателями, ДОУ.
Первая встреча родительского клуба, на которой проводилось анкетирование родителей. Родители знакомились друг с другом и с воспитателями.
Второе заседание. Тема: «Играем вместе».
Цель: способствовать созданию атмосферы единства и сплоченности семьи. Формирование навыков конструктивного взаимодействия родителей, детей и воспитателей.
Проводилась семейная игра «Папа, мама, я – спортивная семья».
Третье заседание. Тема: «Общение без проблем».
Цель: помочь родителям понять характер общения с ребенком, расширение навыков конструктивного общения в контексте детско-родительских отношений. Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 2-3 лет».
Четвертое заседание. Тема: «Новогодний фейерверк»
Цель: познакомить родителей с разными формами работы по развитию творческих способностей детей. Формировать умения распределять игровые действия между взрослым и ребенком.
Проведение совместного новогоднего утренника.
Пятое заседание. Тема: «Как помочь ребенку справиться с эмоциями».
Цель: помочь родителям понять характер взаимодействия с ребенком, обучение эффективным способам взаимодействия с ним.
Проведение совместных игр и упражнений в группе.
Шестое заседание. Тема: «Играя, обучаем вместе».
Цель: показать необходимость совместной обучающей деятельности родителей и детей, обучение практическим приемам формирования навыков сотрудничества с детьми. Совместная спортивная игра к 23 февраля.
Седьмое заседание. Тема: «Дружная семейка».
Цель: способствовать сплоченности семьи, развивать творческие способности детей, формировать навыки сотрудничества. Проведение семейного праздника к 8 Марта.
Седьмое заседание. Тема: «Внутренний мир детей».
Цель: повышение родительской компетентности в понимании природы внутренних переживаний и потребностей ребенка. Обучение эффективным способам взаимодействия с ним. Проведение консультаций и бесед.
Девятое заседание. Тема: «Вы спрашивали? Мы отвечаем!».
Цель: удовлетворить потребность родителей в психолого-педагогической поддержке. Планирование работы клуба на следующий учебный год. Проведение анкетирования среди родителей по итогам работы клуба за учебный год.
Результаты сотрудничества в родительском клубе :
Для родителей :
• родители чувствуют себя «успешными родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение детей и приобретают все новые умения;
• формируется более высокая оценка достижений своих детей и гордость за них;
• развивается более глубокое понимание процесса обучения детей раннего возраста, возможностей обучения и сложностей, которые с этим связаны;
• возникает доверие и уважение к воспитателям и другим сотрудникам детского сада;
• родители обучаются видам деятельности, которыми можно с удовольствием заниматься с детьми дома;
устанавливаются дружеские связи с другими родителями, сплачивается коллектив группы (детский и родительский).
Результаты сотрудничества в родительском клубе :
Для детей:
• присутствие и участие родителей на занятиях, в совместной деятельности в клубе доставляет детям удовольствие, гармонизирует детско-родительские отношения;
• знакомство с другими взрослыми на встречах в клубе расширяет социальный опыт детей и дает положительные модели для подражания;
• дети начинают признавать полномочия других взрослых (помимо воспитателей и родителей) и относится к ним как к источнику знаний и опыта.
• Результаты сотрудничества в родительском клубе :
Для педагогов:
• педагоги получают практическую возможность увидеть, как мамы и папы влияют на своих детей, как их мотивируют, помогают детям решать разного рода задачи, что дает почву для корректировки дальнейшей работы с детьми в едином русле с родителями;
• происходит более тесное общение между родителями, сплачивается родительский коллектив группы;
• возможность использования увлечений, талантов и интересов родителей в жизни группы и ДОУ.