Наталья Бушуева
Программа индивидуальной работы на тему «Агрессия»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа индивидуальной работы с ребёнком дошкольного возраста
«Агрессивность».
Актуальность.
Одной из актуальных проблем на сегодняшний день является проблема детской агрессии, а именно агрессивности дошкольников. Это связано с тем, что исследования и многочисленные наблюдения показывают: агрессивность, сложившаяся в детстве, остаётся устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Именно в дошкольный период закладываются основы этики, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и окружающим. Уже в дошкольном возрасте складываются определённые внутренние предпосылки, способствующие её преодолению. Таким образом, необходима программа индивидуальной работы с ребёнком, чтобы решить проблему проявления у него агрессивности, так как к концу дошкольного возраста все эмоциональные процессы становятся более уравновешенными, ребёнок может управлять своими эмоциями и внешним их проявлением. В этом возрасте уже существует механизм эмоционального предвосхищения. А проявление чрезмерной агрессивности свидетельствует о некотором нарушении, которое может закрепиться при отсутствии работы с таким ребёнком.
Публикация «Программа индивидуальной работы на тему „Агрессия“» размещена в разделах
Причины агрессии:
- особенности личности самого ребёнка;
- нет единого требования у родителей в воспитании ребёнка;
- частый просмотр мультипликационных фильмов и игры в компьютере агрессивного содержания
Рекомендации:
-ежедневно играть с ребёнком в ролевые игры;
-ограждать ребёнка от просмотров мультфильмов агрессивного содержания;
-не проявлять на глазах у ребёнка повышенной эмоциональности, аффективности;
-стараться перемещать агрессию на другой объект;
-обеспечить условия для выплеска агрессивных стремлений в социально приемлемой форме;
Цель программы: создать условия для правильных норм конструктивного поведения и преодоления агрессивности у дошкольника.
Задачи:
-сформировать способность видеть сверстника, обращать на него внимание.
-усвоение ребёнком моральных норм и правил.
-обеспечить ребёнку возможность в приемлемой форме выразить свою агрессию.
Содержание деятельности.
1 этап - диагностический.
Цель: выявить признаки агрессивного поведения у ребёнка
2 этап – установочный.
Цель: просвещение родителей о проблеме детской агрессивности и необходимости проведения коррекционной работы с их ребёнком; установление контакта с ним, заинтересовать ребёнка.
3 этап – коррекционный.
Цель: преодоление агрессивного поведения дошкольника.
4 этап – оценочный.
Цель: диагностика развития и общая оценка проделанной работы на
преодоление агрессивного поведения дошкольника.
Месяц Мероприятие Задачи Участники
сентябрь Экспериментальная игра «Секрет»
Диагностика Выявить систему существующих между детьми избирательных отношений.
Выявить признаки агрессивного поведения у ребёнка.
Воспитатель
дети
Воспитатель ребёнок
октябрь Родительское собрание «Агрессия у детей»
Анкетирование Просветить родителей о проблеме детской агрессивности Воспитатель родители
Ноябрь
Сказка о волшебных зеркалах
Развитие коммуникативных навыков, поддержание мотивации ребёнка на познание самого себя
Воспитатель дети
Декабрь Копилка добрых дел
Мульттренинг «Дружба» Сформировать установку на миролюбие и сохранение душевного равновесия в отношениях с детьми на сопереживание и сочувствие.
Развивать навыки дружеских отношений между детьми. Дети воспитатель
Воспитатель дети
Январь Что посеешь, то и пожнёшь
Игра «Ладошки»
В стране гномиков
-графическая работа «Гном»
-упражнение «Мы идём в лес»
-игра «Ниточка-иголочка» Развивать чувство эмпатии; воспитывать внимание и терпимость к товарищам.
Формировать в игровой деятельности эффективное общение с воспитателем и со сверстниками Воспитатель дети
Воспитатель дети
Февраль Уходи злость-уходи
-игра «Два барана»
-Упражнение «Обзывалки»
Проектное рисование «Нарисуй обидчика» Предоставить ребёнку возможность выплеснуть гнев преемлемым способом; снизить эмоциональное и мышечное напряжение
Помочь ребёнку снять агрессию переключить свою агрессию на другой объект
Воспитатель ребёнок
Воспитатель ребёнок
Март
Я и мои друзья
- игра «Кенгуру»
- релаксация «Апельсин»
Снижение уровня агрессивности в процессе межличностных взаимодействий; развитие коммуникативных умений и эмоционально-выразительных движений.
Воспитатель дети
Апрель
Давайте жить дружно.
-упражнение «Гусеница»
-релаксация «Путешествие на облаке»
Развитие и совершенствование коммуникативных навыков; снятие мышечного и эмоционального напряжения.
Воспитатель ребёнок
Май
Диагностика
Оценить проделанную работу на преодоление агрессивного поведения у дошкольника, дать родителям рекомендации по осуществлению дальнейшей работы с агрессивным ребёнком.
Воспитатель ребёнок
Диагностика агрессивности у дошкольников.
Признаки про явления агрессивности у ребенка Как проявляется агрессивность Как часто наблюдается
Вегетативные признаки • краснеет (бледнеет) в состоянии раздражения, гнева
• облизывает губы в состоянии раздражения, гнева 01234
01234
Длительность агрессии • после агрессивной реакции не успокаивается в течение 15 мин.
• после агрессивной реакции не успокаивается в течение 30 мин 01234
01234
Чувствительность к помощи взрослого • помощь взрослого не помогает ребенку овладевать собственной агрессией
• помощь взрослого не помогает ребенку успокоиться
• замечания в словесной форме не тормозят проявления вербальной агрессии 01234
01234
01234
• замечания в словесной форме не тормозят проявления физической агрессии
• чувство неприязни к другим не корректируется извне 01234
01234
Реакция на новизну • новизна (непривычность обстановки) не тормозит проявления агрессивности
• в новой, незнакомой обстановке проявляет агрессивные реакции 01234
01234
Реакция на ограничение • при попытке удержать в состоянии гнева яростно сопротивляется 01234
Реактивность (чувствительность к агрессии других) • проявляет агрессивные реакции первым
• первым отнимает игровой предмет, игрушку у другого ребенка
• проявляет агрессивные реакции на агрессивные действия других
• толкается, когда обижают
• бьет других детей, если ребенка случайно толкнули 01234
01234
01234
01234
01234
Физическая агрессия,
направленная на предмет. • ломает постройку на глазах у всех
• ребенок стремится разорвать игровую предметную карточку, книжку
• ребенок бросает предмет об стенку
• ребенок стремится бросить мяч в другого человека сильнее, чем это требуется по правилам игры
• отрывает кукле руки, ноги 01234
01234
01234
01234
01234
Агрессия, направленная на сверстников. • толкает других детей в состоянии раздражения
• походя, мимоходом ударяет встречных
• бьет других детей в состоянии раздражения
• ударяет детей и внезапно успокаивается
• стремится ткнуть в глаз (пальцем, предметом)
• кусает других детей в состоянии раздражения 01234
01234
01234
01234
01234
01234
Агрессия, направленная на себя • просит себя стукнуть еще раз
• берет на себя вину за других
• рвет на себе волосы
• щиплет себя в состоянии раздражения
• кусает себя в состоянии раздражения 01234
01234
01234
01234
01234
Агрессия, направленная на взрослого (в раннем и до школьном возрасте) • бьет родителей по руке за то, что они не дают разбрасывать игрушки
• бьет чужого взрослого по руке за то, что он не дает разбрасывать игрушки и т. п.
• тянет взрослого за волосы только при нарастании утомления или пресыщения
• в состоянии пониженного настроения бьет чужого взрослого кулачком
• в состоянии пониженного настроения бьет родителя кулачком
• царапает взрослого
• беспричинное недоброжелательное отношение к члену семьи
• больно бьет ногой бабушку 01234
01234
01234
01234
01234
01234
01234
01234
Вербальная (словесная) агрессия • говорит обидные, грубые слова детям
• говорит обидные слова взрослым
• говорит нецензурные слова детям
• говорит нецензурные слова взрослым 01234
01234
01234
01234
Агрессивность в виде угрозы • замахивается, но не ударяет другого
• пугает другого 01234
01234
Агрессия разных видов и направленности. • агрессия (физическая, словесная, скрытая, в виде угроз, направлен наяна все окружающее (предметы, близких людей, животных и пр.) 01234
Чтобы определить уровень агрессивности у ребенка сложите полученные баллы.
Уровень I - от 0 до 67 баллов. Вероятнее всего, что у ребенка нет опасности закрепления ситуационно-личностных реакций агрессии; ребенок самостоятельно овладевает собственной агрессивностью.
Уровень II - от 67 до 134 баллов. Есть опасность закрепления агрессивных реакций; ребенку требуется помощь в овладении собственным поведением.
Уровень III - от 134 до 201 балл. Ребенку требуется значительная психолого-педагогическая и медикаментозная помощь в овладении агрессивностью как расстройством поведения и эмоций.
Уровень IV - от 201 до 268 баллов. Психолого-педагогическая помощь взрослого почти не оказывает влияние на агрессивное поведение, требуется медикаментозная помощь ребенку.
Помните, что если ситуационно-личностные реакции агрессии проявляются устойчиво не менее 6 месяцев, то это требует особого внимания со стороны взрослого.