Марина Кошкина
Программа по формированию здорового образа жизни в 4 семейной группе
▼ Скачать + Заказать документы
ГБСУСО МО " Дмитровский детский дом - интернат для детей с физическими недостатками и для умственно отсталых детей"
Программа
" Формирование здорового образа жизни в 4 семейной группе
Воспитатель: Кошкина М, А,
2019 - 2020 год
На современном этапе развития российского общества проблема сохранения и укрепления здоровья, формирования особого отношения к нему как к самостоятельной ценности остаётся весьма значимой. Ценность здоровья в жизни человека выступает как ключевая категория, поскольку здоровье является условием для развития и роста и прежде всего, касается детей с ограниченными возможностями здоровья.
Публикация «Программа по формированию здорового образа жизни в 4 семейной группе» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
При обучении и воспитании таких детей требуется систематическая работа по сохранению и укреплению здоровья. Сегодня не вызывает ни у кого сомнения необходимость комплексного подхода к организации здоровьесберегающего пространства в образовании для детей с ОВЗ
По данным психолого-педагогических и медицинских исследований, в школах - интернатах практически нет здоровых детей. Такие дети, как правило, уже с рождения имеют низкие показатели здоровья.
Но нужно учитывать, что образ жизни человека не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.
Поэтому в моей группе ведется большая работа, направлена на формирование навыков сохранения здоровья через полученные знания об особенностях своего организма, о закономерностях его функционирования и принципах здорового образа жизни. Она разработана с целью оптимального использования здоровьесберегающих технологий в процессе образования воспитанников и ориентирована на охрану и укрепление их здоровья.
У детей с ОВЗ воспитывающихся в детском доме, необходимо закладывать и формулировать осознанную, добровольную мотивацию к получению знаний и сохранению собственного здоровья, а так же воспитывать привычку к здоровому образу жизни. Обязательным условием успешного формирования ЗОЖ является тесный, здоровый, эмоциональный контакт воспитателя и ребенка. Формирование ЗОЖ у детей с УО – сложный и многоаспектный процесс, который охватывает все сферы жизнедеятельности, интегрирует усилия педагогов, медицинских работников и психологов, построенный на знаниях из разных и многолетних приобретений человечества.
Цель этого процесса – сформировать мотивацию воспитанников к здоровому образу жизни, воспитать личность, способную на протяжении жизни сохранять и поддерживать своё здоровье.
Этот процесс осуществляется в трех направлениях :
1. Оздоровительная работа, создания благоприятного для здоровья социальной, психологической и социально – гигиенической сферы;
2. Формирование позитивной мотивации, потребности в здоровой жизни;
3. Привитие знаний, умений и навыков, необходимых для сохранения, укрепления, восстановления здоровья.
Основные принципы программы :
Гуманизации и демократизации — определение конкретных целей и задач образования, воспитания и развития личности, создание комфортной среды и условий для ее самореализации;
Соответствия целей, задач содержания программы национальной стратегии, интересам государственной и региональной политике;
Научности — внедрять передовой научный опыт педагогов по созданию здоровьесберегающих технологий;
Участия — привлечение воспитанников к непосредственному и сознательному участию в целенаправленной деятельности по оздоровлению своего организма, рациональному использованию времени, осуществление санитарно-просветительской работы;
Механизм осуществления работы:
1. Внедрение научно-методических подходов к созданию условий, способствующих формированию, сохранению и укреплению здоровья воспитанников.
2. Организация и внедрение в практику работы мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья детей с ограниченными возможностями.
Обеспечение непрерывного здоровьесберегающего образования воспитанников программы по вопросам культуры здоровья и здорового образа жизни.
Задачи :
1. Формирование у детей мотивации к здоровому образу жизни.
2. Формирование навыков ответственного, бережного отношения к своему здоровью.
3. Профилактика и преодоление вредных привычек у детей.
4. Развитие у детей лидерских качеств и умений самостоятельно работать со сверстниками по продвижению ЗОЖ.
Под ЗОЖ мы понимаем формы и способы жизнедеятельности воспитанников, которые в максимальной мере сохраняют, восстанавливают и укрепляют их физическое, психическое, духовное и социальное здоровье, обеспечивают адаптацию организма к условиям внешней среды, способствуют достижению внутреннего равновесия.
Показателями многих факторов, которые существуют для характеристики и оценки сформированности здорового образа жизни и наиболее ярко и полноценно проявляются в поведении и поступках детей и подростков являются:
В сфере физического здоровья – физическое развитие соответственно возраста;
Общая трудоспособность;
Двигательная активность;
Закаливание;
Соблюдение рационального труда и отдыха;
Осмысление требований личной гигиены;
Правильное питание.
В сфере психического здоровья – соответствие умственной деятельности календарному возрасту;
Развитие произвольных психических процессов и наличие саморегуляции;
Наличие адекватных положительных эмоций;
Отсутствие вредных привычек.
В сфере духовного здоровья – приоритетные моральные ценности;
Трудолюбие;
Наличие положительного идеала в соответствии с национальными духовными традициями;
Ощущение прекрасного в жизни, природе, искусстве.
В сфере социального здоровья – положительно направленная коммуникативность;
Отзывчивость в отношении к взрослым, сверстникам и младшим;
Ответственность за собственные действия и поступки.
В работе с нашей категории детей, которые уже имеют психический диагноз –я стараюсь акцентировать внимание на то, что здоровье сочетает в себе духовное и физическое состояние человека.
Хотелось бы уточнить, что умственная отсталость это стойкое нарушение познавательной деятельности, возникающее вследствие органического поражения головного мозга. На вопрос, какое здоровье надо оберегать в первую очередь – духовное или физическое, ведущие специалисты в области медицины отвечают - духовное. Наблюдения показывают, что если человек живет в страхе, тревоге, он саморазрушается. Духовное здоровье, есть главная основа, здорового тела. Недостаточно научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Очень важно, чтобы с раннего возраста он учился любви к себе, людям, жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров, будет стремиться к здоровому образу жизни.
В процессе деятельности по формированию здорового образа жизни мною проводится большая работа, чтобы увлечь, научить и дать знания в соответствии с возрастом детей. Используется множество разнообразных форм и методов работы : беседы, деловые и сюжетно-ролевые игры, игры - путешествия, игры – соревнования, ведение дневников.
Такие большие воспитательные мероприятия, как «Мы за ЗОЖ», «Вредным привычкам - нет», семейные беседы «В здоровом теле здоровый дух» проходят на высоком уровне. Дети относятся к ним со всей серьёзностью, ощущая себя обличителями пагубных пристрастий. Воспитанники глубже чувствуют вред, наносимый употреблением табака и алкоголя, задумываются о своём здоровье.
Все своё время воспитанники находятся в коллективе. От постоянных контактов они устают, не могут справиться со своими эмоциями и управлять своим поведением, а ведь жизнь в положительной эмоциональной атмосфере - это здоровье. Эмоции играют важную роль в жизни детей : помогают адекватно воспринимать действительность и реагировать на неё. Проводимые игры, беседы, занятия («Зеркало настроений», «Культура здорового образа жизни») учат детей руководить своими эмоциями, помогают обогатить внутренний мир, расширить знания о самом себе и окружающих его людях, происходит развитие эмоциональной сферы.
У многих воспитанников есть проблемы с, осанкой, поэтому необходимость выработки хорошей осанки - одна из составляющих здорового образа жизни.
Воспитанники посещают ФОК, где проходят различные соревнования, играют в спортивные игры - бадминтон, футбол, настольный теннис, зимой катаются на ледянках, санках. Благодаря этому у детей вырабатывается дисциплинированность, ответственность, внимательность, целеустремленность и многое другое.
В детском доме разработаны оздоровительные мероприятия, которые направлены на решение задач для укрепления физического здоровья, на повышение потенциала здоровья - это зарядка, закаливающие процедуры, правильная организация питания.
Также организуются различные спортивные соревнования и игры, «Веслые старты»," Сильные, ловкие, смелые", конкурсы плакатов и рисунков «Мы за ЗОЖ», а так же спортивно - развлекательные конкурсы, праздники «Нет вредным привычкам». Популярностью среди воспитанников пользуются личные соревнования: подтягивание, отжимание, приседание,прыжки со скакалкой, а также различные эстафеты: бег, метание мяча, кроссы. В Дни здоровья устраиваются различные спортивные состязания: бег, прыжки в длину.
Воспитанники постоянно принимают участие в соревнованиях, спартакиадах, результатом этих выступлений являются грамоты, ценные подарки.
Таким образом, в нашей семейной группе ведется интересная и разнообразная работа по формированию здорового образа жизни. Есть много положительных результатов, наблюдается хорошая динамика в плане здоровья.
Воспитывая у детей потребность, ежедневно двигаться, выполнять физические упражнения, быть в гармонии с собой и людьми у них закладываются прочные основы хорошего здоровья.
Целеустремленная, терпеливая и последовательная работа позволяет решать задачи укрепления здоровья воспитанников, формирования у них устойчивых навыков здорового образа жизни.
Критерии эффективности и способы проверки
Задачи Критерии Показатели Способы проверки
1. Формирование у детей мотивации к здоровому образу жизни. Знание, понимание основных видов спортивной деятельности, ведущие к здоровому образу жизни.
Взаимодействие ученика с педагогом. Приобретение воспитанником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности в повседневной жизни. Умение применять различные формы зож в повседневной жизни, умение выделять компоненты здоровья и устанавливать связь между ними. Опросники
Анкеты
Игры-рассуждения
2. Формирование навыков ответственного, бережного отношения к своему здоровью. Сформированные умения и навыки личной гигиены.
Понятие гигиены, функции гигиены в жизни человека. Правила гигиены. Значение гигиены для человека. Личная и общественная гигиена. Умение применять различные навыки, знания личной гигиены в повседневной жизни. Наблюдение, поручения, индивидуальные задания,
тесты
3. Профилактика и преодоление вредных привычек у детей. Знание, понимание понятий "здоровый образ жизни", "вредные привычки", их влияние на качество жизни, источники здоровья.
Познакомить с влиянием "вредных привычек" на органы человека, на основные системы жизнеобеспечения организма человека. Умение различать, определять вредные привычки от полезных, умение передавать отрицательное воздействие вредных привычек. Индивидуа
льные и групповые беседы, практические задания, анализ творческих работ.
Перспективный план работы по формированию ЗОЖ
у воспитанников 4 группы
на 2019- 2020 учебный год
№
п/п Наименование
мероприятия Срок выполнения
1 Изучение данных о состоянии здоровья воспитанников В течении года
2 Распределение между детьми обязанностей за санитарное состояние группы Сентябрь
3 Организация генеральных уборок и дежурств по группе и спальням В течении года
4 Контроль за внешним видом воспитанников В течении года
5 Привитие навыков личной гигиены и самообслуживания В течении года
6 Инструктаж воспитанников по правилам безопасного поведении во время воспитательного процесса В течении года
7 Контроль за соблюдением режима воспитанниками В течении года
8 Организация ежедневных прогулок на свежем воздухе, закаливание. В течении года
9 Спортивно- оздоровительная деятельность (зарядка, физкультминутки, спортивные часы, веселые старты) В течении года
10 Участие в днях здоровья, соревнованиях В течении года
11 Работа с родителями и опекунами (индивидуальные консультации, советы, беседы) В течении года
12 Работа с дневниками индивидуального сопровождения В течении года
13 Профилактика травматизм (культура поведения в общественных местах, изучение ПДД) В течении года
14 Индивидуальные и групповые беседы по правилам личной гигиены (группа мальчиков и группа девочек) В течении года