Варвара Акимова
Программа духовно-нравственного воспитания «Лествица»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №47
Номинация: «Лучшая авторская программа по духовно-нравственному развитию.
ПРОГРАММА «Лествица».
Срок реализации: 1 год
Возраст детей: 5 – 6 лет
Разработала:
Акимова В. В. воспитатель
Программа разработана
В 2020 году и реализуется
На базе МБДОУ д\с47 «Журавлик»
Г. Арзамас
г. Арзамас
2020г.
Пояснительная записка.
Темочки:
В современном мире технический прогресс развивается очень стремительно, захватывая все сферы жизни человека в достижениях своих целей, мы порой забываем о главном. СМИ интернет и телевидение все больше и больше меняют сознания людей. Ценностные ориентиры стираются, оставляя после себя только пустоту не заменяя ничем. Особенно остро стоит проблема патриотизма, любви к своей родине.
Весь мир демонстрирует отказ от своего прошлого, разрушение памятников героев, уничтожение связей братских народов создаваемых веками. Всё более заметна постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта ещё сохранили качества нравственных идеалов, что создаёт реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач общеобразовательной сферы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под нравственно - духовным воспитанием понимается процесс формирования у детей любви добру, любви к себе, своим близким и всем окружающим его людям, а также к родной земле.
Занятия по программе духовно-нравственного воспитания рассчитаны на 1 год (для детей 5- 6лет). Они будут знакомить малышей с миром главных ценностей своего народа через игры, сказки, песни, рукоделие, рисунки. Поэтапно, в соответствие с возрастом, ребята знакомятся с православием через истории, фильмы, иконографию, праздники. Занятия должны проводиться во вторую половину дня, не нарушая режим жизнедеятельности дошкольников, в интересной для детей форме, с включением предметно-практической деятельности и игр детей. Содержание занятий Перспективного плана может изменять, дополнять различными видами деятельности, которые на его взгляд будут более способствовать реализации программного содержания.
Цель программы : приобщение детей к культурно – историческим ценностям, духовно-нравственным традициям русского народа; способствовать формированию ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей.
Задачи:
1. Формировать нравственные потребности, стремления, чувства:
активное проявление чувства любви и уважения к родным и близким (желание сделать им что-то приятное, порадовать старших своих).
2. Познакомить детей с основными понятиями Православия.
3. Формировать умение различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро. Пресекать (в разных формах) безнравственные проявления других людей.
4. Формировать понимание о ценности культурно-исторического опыта нашего народа.
5. На примерах героев нашей истории раскрыть нравственные понятия добра, благодарности, милосердия, честности, трудолюбия, благочестия.
6. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
7. Продолжать знакомить детей с бытом русского народа.
8. Развивать творческие способности детей.
Актуальность: В связи активной пропагандой разрушения ценностных идеалов сейчас как никогда важно сохранить свою культуру, вернуться к истокам. Россия не только огромная страна, но и страна с огромной историей в которой множество жизненных примеров высоконравственных людей. Обратившись к религии нашей страны, мы также найдем огромное количество высоконравственных примеров из жизни святых. Изучив, далеко не все примеры мы сделали вывод, что именно сейчас на перекрестке двух путей нравственности и потери себя мы должны с новой силой возродить духовно-нравственное нравственное воспитание в нашей стране.
Связь программы с основной общеобразовательной программой дошкольного образования.
Педагоги с горечью замечают, что воспитание малыша родители часто превращается в подготовку к учебе в школе и реализации удачной профессиональной карьеры. А педагогический процесс, ориентированный на обучение в ущерб воспитанию, вытесняет из жизни дошкольника игру, доброе и живое общение со сверстниками и взрослыми. Поскольку родители, в силу своей занятости, предпочитают общественное воспитание и с 1,6 лет отдают детей в детские сады, то именно мы, работники дошкольных учреждений, должны сыграть ведущую роль в формировании основ духовной ориентации и нравственного поведения детей. Задача воспитателя – подготовить ребенка к жизни среди людей, "сделать" его социально адаптированным.
В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. Однако в новых комплексных программах проблема духовно-нравственно-патриотического воспитания детей с позиции кардинальных изменений в общественном сознании практически не затрагивается.
К тому же не все педагоги знают, что такое духовно-нравственное воспитание. Некоторые путаются в понятиях «духовность» и «нравственность», и поэтому многие формы и методы не соответствуют принципам духовно-нравственного воспитания. Духовно-нравственное воспитание - это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью. Нравственность зависит от духовности. Что такое духовность? Многие думают, что духовность – это культура. «Духовность»- это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных, интеллектуальных интересов над материальными». (Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова).
Связь содержания программы с традиционными ценностями православной культуры.
Данная программа нацелена на формирование гармонично развитой личности глубоко укоренной в семье и с родной землей. Самая прочная связь строится на вере и любви к близким, поэтому реализация данной программы не возможна без усвоения основных догматов христианства, так как православие с незапамятных времен хранило и обьеденяло жителей нашей страны.
Особенности реализации программы, формы проведения занятий, виды деятельности.
Огромная роль в нравственном становлении личности дошкольника принадлежит воспитателю, который, являясь образцом для детей, должен «нести на себе» нравственные нормы отношения к своему педагогическому труду, к детям, коллегам. Педагог должен уметь организовывать учебные ситуации для решения проблем духовно-нравственного характера и связывать их с реальными жизненными и социальными ситуациями; уметь проектировать дела и мероприятия, в которых будет происходить присвоение культурных образцов и самоопределение обучающихся.
Часть занятий по духовно- нравственному развитию должны проводиться с участием священнослужителя, что позволит:
• сформировать истинную систему ценностей посредством сопровождения священником;
• дать полную, но доступную детскому пониманию информацию;
• сформировать определенную компетентность детей в поведении в Храме.
Для реализации этих направлений деятельности педагог заранее обсуждает намеченную деятельность со священнослужителем, определяет роли в проведении занятия, подготовляет необходимый материал.
Условия реализации программы
Для организации оптимальной деятельности в Детском саду необходимы следующие условия:
1. Создать условия для стимуляции познавательной активности ребенка,
4. Наличие специально отведенного для занятий места, оформление
и оборудование уголка в группе.
5. Согласие родителей.
Формы работы
- Чтение художественных произведений духовно-нравственного содержания;
- Беседы, беседы-обсуждения;
- Занятия по формированию коммуникативных навыков;
- Моделирование жизненных ситуаций, требующих нравственного выбора;
- Продуктивная деятельность (открытки к празднику);
- Организация выставок, акций ;
- Игры и тренинги духовно-нравственного содержания
- Разучивание стихов, песен к празднику;
- Занятия-экскурсии
- Встречи с интересными людьми ( например: преподаватели школы искусств, участники церковного хора.);
- Детская благотворительность (подарки именинникам);
- Рассматривание иллюстраций, картин к праздникам, икон;
- Оформление фотоальбома «Наши праздники»;
- Выставки рисунков, открыток, поделок, выполненными детьми и детьми вместе с взрослыми;
Данная программа разработана в полном объеме и находится на этапе внедрения в образовательный процесс.
Методологическая основа программы.
Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности. Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Программа по духовно-нравственному воспитанию разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Направления работы:
1. Духовно-образовательное.
2. Воспитательно-оздоровительное (занятия-утренники, игры: подвижные и малоподвижные, ролевые и строительные, прогулки).
3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии).
4. Нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, например: изготовление подарков, открыток к праздникам).
Для реализации программы предлагаю следующие методы:
-наглядно-действенный, - словесно-образный, - практический.
Наглядно-действенный метод:
• показ сказок (педагогами, детьми);
• рассматривания икон, книжных иллюстраций, репродукций;
• проведения дидактических и музыкально-дидактических игр;
• наблюдений;
• экскурсий;
• воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях.
• Использование мультимедиа технологий
Словесно-образный метод :
• чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;
• чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией:
• беседы с элементами диалога, обобщающих рассказы воспитателя;
• ответов на вопросы педагога, детей;
• проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации, игры с музыкальным сопровождением и др.);
• сообщение дополнительного материала воспитателем;
• загадывание и отгадывания загадок;
• рассматривание наглядного материала;
• рассказы детей о своих впечатлениях;
• разбор жизненных ситуаций;
Практический метод :
• организация продуктивной деятельности: ИЗО, лепка, аппликация
• проведение игр: со строительным материалом
Основные принципы программы
• Гуманистическая направленность (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе, к другим субъектам и объектам (любовь к ближним, природе, бережное отношение к материальным ценностям, святыням нашего народа).
• Природосообразность (воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу, возрасту, здоровью).
• Культуросообразность (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры.
• Коррекционная направленность
• Светский характер образования и законности (соответствие действующему законодательству РФ и Декларации ООН о правах ребенка).
• Непрерывность и преемственность воспитательных воздействий (семьи, дошкольного учреждения).
Принципы отбора содержания образования.
• Научность (сочетание современных достижений дошкольной педагогики и коррекционной педагогики, дошкольной психологии и специальной психологии).
• Многоуровневый подход (учет возрастных, индивидуальных возможностей, состояния психофизического здоровья детей)
«Планируемые результаты освоения воспитанниками программы духовно-нравственного воспитания»
Программа духовно-нравственного воспитания ставит своей целью достичь следующих результатов:
По усвоению программы у воспитанников формируются такие знания умения и навыки как:
• Понимание ответственности за каждый свой выбор
• Логическое рассуждение
• Четкое понимания добра и зла, а также их проявления в ежедневной жизни.
• Сформировать понимание принадлежности к семье, роду, городу и стране
• Понимание ценности жизни
• Уважение и почитание православия, а также терпимое отношение к другим религиям.
• Умения найти прекрасное в окружающем мире.
Качества личности, развивающиеся по ходу усвоения программы.
• Сформировать гармоничную духовно-здоровую личность ребенка.
• Сформировать навыки межличностного общения детей с позиции равенства, уважения, взаимопонимания.
• Сформировать уважительное отношение к старшему поколению
• Воспитать средствами театрально-музыкального искусства чувства патриотизма, милосердия, правдолюбия, стремления к добру и неприятию зла.
• Сформировать потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование.
• Создать субъективное психо-эмоциональное благополучие каждого ребенка.
Программа может быть использована как целиком (самостоятельный курс, в комплексе с другими программами, так и отдельными блоками.
Для уточнения уровня усвоенных знаний в процессе реализации программы можно использовать викторины посвященные темам блоков и отдельных занятий, а также не менее интересной и полезной формой контроля уровня знаний является конкурс рисунков по заданной тематике с последующей защитой. В работе с семьей по данной программе также можно использовать такую форму контроля как оформление выставки поделок согласно теме сделанных дома в соавторстве с родителями.
Формы подведения итогов.
Итоги усвоения программы можно также разделить на несколько не мало важных этапов, в частности это промежуточные итоги и финальный срез знаний. К промежуточному подведению итогов также можно отнести обязательное проведение рефлексии после каждого занятия, его можно проводить и по итогу изучения отдельных блоков путем проведения итогового мероприятия которое выявит уровень знаний приобретенные в процессе изучения данного блока.
Итоговый контроль знаний приобретенных по завершению реализации духовно-нравственной программы «Лествица» может, проведен несколькими способами в соответствии с задачами программы
1. Уровень сформированости нравственных черт характера обозначенных в задачах программы «Лествица» мы, узнаем по средствам музыкально-театральной деятельности, обыгрывая ситуации, требующие нравственного выбора от ребенка.
2. Беседы о церкви и вере также помогут в ежедневном выборе пути ребенка.
3. Проведение утренников посвященных не только светских праздников, но и православных, тем самым закрепляя знания о православии и веру детей.
4. Продолжать активно сотрудничать с социальными институтами и проводить экскурсии по городу, а также с выездом.
5. Оформить уголок в группе «Жизнь замечательных людей» как пример высокой нравственной культуры.
6. Оформить в садике мини-музей посвященный истории родного края
Этапы реализации программы : Таблица №1
№
п/п Содержание работы срок Ответственные
Информационно-мотивационное обеспечение.
1 Ознакомление педагогов с научно-методической информацией по проблеме духовно- нравственного воспитания. Сентябрь 2020 Администрация детского сада
2 Создание базы данных по данному направлению деятельности.
3 Обеспечение психологической готовности педагогов к переводу цели в личные цели деятельности. Психолог, зам. заведующего по ВР
Таблица №2
Методическое обеспечение программы.
1 Выставка и обзор новинок литературы по данной проблеме. Сентябрь–октябрь 2020г
2 Анализ методической литературы, статей и публикаций.
3 Оформление методической копилки по данной теме.
Таблица №3
Работа с родителями
1 Организация привлечения родителей к сотрудничеству с детским садом Воспитатели групп
2 Разработка форм и методов работы с родителями
• кружки
• круглые столы
• мастер класс
• экскурсии и другие
3. Привлечение родителей не благополучных семей • участие в конкурсах
• в продуктивной деятельности
• участие в утренниках
Таблица№4
План работы
1 «Мой край родной»,
«Я и семья»
«Родная природа» Сентябрь – Декабрь 2020 г. Организация изучения достопримечательностей родного города.
Экскурсии
«Парк»
«Вечный огонь»
Дом музей А. П. Гайдара
Музей М. Горького
Историковедческий музей
Оформление уголка символики государства, герб города и история родного города. Ознакомление с основными канонами религии нашей страны.
Краеведческий поиск «Живая летопись родного города»
Конкурс рисунков «Родные просторы»
Проведение общего конкурса рисунков и поделок с участием воспитанников всех групп
«Доброта спасет мир» посвященному дню матери, дню пожилого человека.
Конкурс аппликации «Мое семейное древо»
Спортивный досуг для воспитанников старших групп «Папа мама я – спортивная семья»
Экскурсии в Храм.
Утренники «День Матери», «Осень золотая» «Новый год»
2 «Я верю или православие в каждом из нас»
«Традиции наших предков»
«Связь поколений» Январь -Март 2020 Конкурс поделок и рисунков «Рождественское чудо», «Традиции нового года».
Акция памяти блокадного Ленинграда.
Круглый стол для родителей воспитанников старших групп «Как передать детям память предков», «Нравственность и духовность как основной компонент личности».
«Масленица»
Реализация проекта «Культура на Руси»
Утренник «День защитника Отечества»
Конкурс рисунков «Русский воин»
Утренник «8 Марта», Конкурс поделок «Для любимой мамы»
Экскурсия в Православную гимназию.
Экскурсия в Храм
3 «Никто не забыт, ничто не забыто» Апрель-Май 2020 Конкурс рисунков «Космос мир фантазий»
«Время первых! Юрий Гагарин»
Акция, посвященная памяти космонавта. (Конкурс рисунков)
Участие в шествии «Бессмертный полк России»
Создание фотовыставки в детском саду.
Благотворительная организация раздачи георгиевских лент воспитанниками старших и подготовительных групп.
Круглый стол для родителей «Как объяснить ребенку ценность праздника «День победы»».
Изготовление открыток для акции «Герои живут рядом»
«Живой ветеран»
Список литературы
1. Орлова Н. “Азбука для православных детей”.
2. Костюнина Т. “Рождественские встречи” м. : “Дошкольное воспитание”, 2005 г. (12).
3. Гладких Л. “Отечественная педагогическая литература как фактор укрепления духовно-нравственного здоровья семьи и детей” – м. ” Дошкольное воспитание”, 2006 г. (1).
4. Алексеева А. “О православном дошкольном воспитании в России”. – м. “Дошкольное воспитание “,2004 г. (1).
5. Султанова Н. “Духовно – нравственное воспитание дошкольников”. – м. “Дошкольное воспитание”,2004 г. (5).
6. “С рождеством Христовым” ж. “Божий мир” 1, 2005 г.
7. “Троица” ж. “Божий мир” 3, 2005 г.
8. “Празднование Рождества русскими крестьянами “- м. : “Дошкольное воспитание”, 1995 г. (12).
9. “Рождественский праздник и Святки” – м. : “Дошкольное воспитание”, 1994 г. (12).
10. Зеленова Н. Г. ОсиповаЛ. Е. «Мы живём в России. Гражданско - патриотическое воспитание дошкольников. Старшая группа». Издательство «Скрипторий» 2003г.
11. Маханёва М. Д. «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников». Методическое пособие. Издательство «Сфера», 2009г.
12. ФесюковаЛ. Б. «Комплексные занятия по воспитанию нравственности у детей 4-7 лет» серия «Профессиональное обучение». Издательство «Феникс»,2008г.
13. Православный журнал «Фома», статья: «Наследие Сергия Радонежского» (архивные материалы, автор Моисеенко А. ,8 -10-2013Г.
14. Сайт «Википедия»