Алия Аймухамбетова
«Академия досуга». Программа досугового клуба дневного пребывания
▼ Скачать + Заказать документы
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Летний отдых - самые продолжительные детские каникулы. Отдых должен быть активным, творческим, познавательным и, конечно же, интересным. В это время ребенку необходимо реализовать свою двигательную активность, недостаток которой накапливается за время учебного года.
На территории г. п. Федоровский в 2015 году работали следующие лагеря:
1. пришкольный летний оздоровительно-образовательный лагерь «Островок безопасности» на базе МБОУ ФСОШ №1 (июнь) – 55 человек;
2. пришкольный летний оздоровительный лагерь «Солнышко» на базе МБОУ ФНСОШ №4 (июнь, июль) – 250 человек;
Публикация «„Академия досуга“, Программа досугового клуба дневного пребывания» размещена в разделах
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
3. оздоровительный лагерь «Ахтиурье» на базе МБОУ ДОД «Федоровский центр дополнительного образования» (июнь, июль, август) – 150 человек;
4. оздоровительный лагерь «Сталкер» на базе МБОУ ДОД «ФДШИ» (июнь) – 30 человек;
5. летняя площадка кратковременного пребывания «Золотой ключик» на базе центра социальной помощи семье и детям «Апрель» - 174.
За пределами Сургутского района отдохнуло 85 детей.
В 2012 году в летний период из 2694 детей, обучающихся в средних общеобразовательных учреждениях г. п. Федоровский, в летние каникулы на территории поселения осталось:
- июнь – 1365 человек,
- июль – 1083 человек,
- август – 1409 человек.
Практика показывает, что летними организованными формами отдыха охвачено недостаточное количество подростков.
Причины:
1. Не все родители имеют возможность оплатить предлагаемые лагеря с выездом за территорию округа.
2. Многие лагеря имеют целевую группу «одаренные дети» и возрастной ценз
до 14 лет.
3. Пришкольные лагеря работают только июнь (с 9.00 до 15.00) и охватывают возрастную категорию до 11 лет.
Следовательно, многие подростки охвачены летними формами отдыха и оздоровления в неполном объеме.
С 2008 года в МКУ «КМЦ «Резерв» работает досуговый клуб дневного пребывания «Звезда». Ежегодно в процессе работы менялся подход к организации и проведению досугового клуба : формы работы, режим работы, возраст участников, виды деятельности, которые могли бы удовлетворить желания и запросы подростков.
Разработка и написание программы «Академия досуга» основана на систематизации предыдущего опыта проведения клуба дневного пребывания «Звезда» для детей и подростков в период летних каникул, учитывая их психологические и возрастные особенности, давая им возможность выбора разнообразных форм отдыха и занятости.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: создание условий для полноценного отдыха, реализации творческих и спортивных возможностей подростков.
Задачи:
1. увеличение охвата детей организованными формами отдыха;
2. развитие чувства коллективизма, дружбы, ответственности, самостоятельности, взаимовыручки у детей и подростков;
3. привитие навыков здорового образа жизни через игровые, познавательные и состязательные формы деятельности;
4. развитие интеллектуально-творческих способностей;
5. формирование игровой базы (напольные, настольные игры);
6. подготовка, переподготовка и повышение квалификации исполнителей программы;
7. распространение опыта, эффективных форм и методов в СМИ о реализации программы.
СРОКИ И МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ
Место проведения: помещение здания МКУ «КМЦ «Резерв» (актовый зал, спортивный зал, музей, спортивные, игровые площадки и природная зона г. п. Фёдоровский Сургутского района.
Время проведения: июнь-август.
Количество смен: 3.
Наши мотивации
(или почему мы этим занимаемся)
• Мы чувствуем благодарность.
• У нас есть возможности для роста.
• Мы видим собственную способность что-то изменить.
• У нас появляются новые друзья и интересы.
• Мы чувствуем себя частью большого целого.
• Мы решаем проблемы, которые считаем актуальными.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа «Академия досуга» позволит каждому ребенку испытать себя в чем-то новом, попробовать силы в раннее совершенно неизвестной деятельности, сделать открытие в самом себе. А мы призваны ему в этом помочь, создать условия для проявления этих возможностей, способностей и талантов, удовлетворения запросов и потребностей. Пусть лето станет для него порой открытий. Ведь лето – это маленькая жизнь! Выбор деятельности детей основан на принципах: добровольности, интереса, удовольствия, творчества, психологического комфорта, выбора разнообразных видов досуговой деятельности, что является залогом формирования позитивного отношения к жизни. И эта программа поможет организовать интересно и содержательно досуг детей и подростков.
Программа предусматривает организацию досуга, пропаганду здорового образа жизни, развитие творческих, познавательных и коммуникативных способностей детей и подростков, формирование умений и навыков по первичной туристической и военно-спортивной подготовке.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I этап - подготовительный (апрель-май) :
- корректировка программы,
- определение кадрового состава,
- проведение пиар – компании по набору участников,
- проведение консультационного семинара для педагогического состава,
- подготовка материально-технической базы.
II этап – организационный этап (май) :
- подготовка и оформление помещения,
- подготовка методического материала, рекомендаций по работе с детьми и подростками.
III этап – обеспечение безопасности участников (май-август) :
- подготовка инструктажей по ТБ для педагогического состава и участников;
- предоставление информации родителям о месте проведения и режиме работы клуба с контактными телефонами;
- предоставление родителями заявления о согласии пребывания ребенка в клубе с контактными телефонами;
- проведение инструктажей по ТБ для участников в зависимости от рода деятельности.
IV этап – основной (июнь-август) :
- реализация программы.
V этап – аналитический (сентябрь) :
- анализ эффективности работы клуба дневного пребывания.
Направления деятельности программы
Спортивное Творческое Гражданско-патриотическое Нравственно-эстетическое
• утренняя зарядка,
• соревнования,
• подвижные игры на свежем воздухе,
• командные игры,
• конкурс рисунков на спортивную тематику. • конкурсы,
• викторины,
• театрализованные представления,
• праздники,
• конкурсно-игровые программы,
• танцевальные шоу-программы • экскурсии в музей,
• викторины,
• просмотр фильмов, роликов,
• первоначальная военная подготовка (разборка-сборка АК, стрельба из пневматической винтовки);
• первоначальная туристическая подготовка (укладка рюкзака, установка палатки, Школа выживания, ориентирование на местности) • игры на сплочение,
• праздник «Давайте жить дружно!»,
• справочное бюро «Добро пожаловать»,
• Школа общения
ИГРОВАЯ МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Всем живущим звезды эти
светят миллионы лет.
Где истоки радостей, печали
этой невозможной красоты?
Тайны жизни скрыты за печатью
самой щедрой на добро звезды…
Легенда клуба
Далеко-далеко на Небе жила одинокая Звезда. Ей было холодно и грустно одной, и она много путешествовала в надежде найти друзей. Однажды, двигаясь в ночном безмолвии Космоса, далеко внизу, на Земле, она увидела задорных и беспокойных людей. Эти люди обустраивали в учреждении Резерва досуговый клуб. По вечерам их вдохновляли мечты о том, как сюда придут дети, и как их веселый звонкий смех будет будоражить стены.
Позже, среди людской суеты и гула машин, Звезда услышала звонкие голоса детей. В уютном, просторном досуговом клубе играли дети. О, как захотелось Звезде спуститься на Землю и стать свидетельницей этого земного чуда, родившегося на базе молодёжного центра Резерв! Но суров закон Космоса! Звездам нельзя опускаться на Землю, иначе они погибнут, непременно погибнут! Однако желание было сильней, и Звезда устремилась к Земле.
С тех пор прошло много лет. Досуговый клуб «Звезда» каждую смену наполняется веселыми детскими голосами, и каждый раз отправляется в удивительное путешествие, а Звезда.
Нет, она не погибла. Достигнув детской страны, Звезда разлетелась на тысячи мелких искорок. Дети г. п. Фёдоровский до сих пор находят искорки той Звезды, которые дарят им Счастье.
Система роста
Создается карта индивидуального роста – «зачетная книжка», которая находится в деканате и заполняется на каждого ребенка ежедневно.
Ежедневно на сборе участников клуба подводятся итоги дня. Отмечается позиция участия детей в делах клуба в течение дня : проспавший, наблюдатель, исполнитель, организатор, активный участник и др. позиции. Дети получают стикеры. Педагоги в конце дня подсчитывают стикеры и выставляют «звезды» в «зачетную книжку».
И так каждый день зажигаются путеводные звезды:
Красная звезда – все любуются вами, вы постарались
по полной программе;
Розовая – чуть-чуть не хватило до ликования, но вы сегодня достойны
внимания;
Желтая - что-то сегодня не получилось, дыханье второе вам не
открылось.
По итогам смены дети получают ученые звания «Академии досуга» : бакалавр, магистр, академик I степени, академик II степени, академик III степени, академик досуга. А также дети получают поощрительные призы.
*Финансирование программы предполагается за счё т различных многоканальных источников: бюджета Сургутского района, грантовых поддержек УКМПТиС, спонсорская помощь.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Главный прогнозируемый результат программы видится в осуществлении максимальной увеличения охвата подростков и занятости детей на период летнего отдыха.
Условия успешной реализации программы :
• Своевременная адаптация участников программы.
• Создание атмосферы психологического комфорта.
• Доверие и сотрудничество в отношениях между детьми и взрослыми. Обеспечение разумной дисциплины и порядка как условий защищенности каждого участника и взрослого.
• Ежедневный анализ происходящего.
• Органическое сочетание различных видов деятельности.
• Материально-техническое и информационно-методическое обеспечение программы.
По реализации проекта предполагаются следующие результаты:
Организационные:
• увеличение охвата подростков в летнее время (до 150 подростков);
• удовлетворение потребности детей и подростков в ярком, полноценном насыщенном отдыхе (мониторинг «Карман впечатлений»);
• снижение темпа роста негативных социальных явлений среди подростков, укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов и национальностей (ежедневное проведение психологических тренингов);
• формирование временного коллектива с благоприятным микроклиматом.
Развивающие:
• приобщение подростков к различным видам творческой деятельности;
• развитие мотивации к здоровому образу жизни;
• активный отдых подростков, приобретение ими положительных эмоций;
• привитие полезных качеств личности, коммуникабельности.
Образовательные:
• приобретение умений и навыков на основе выбора деятельности по интересам;
• расширение информационного поля в области ЗОЖ;
• приобретение новых знаний, умений и навыков в туристической и военно-спортивной деятельности.
Воспитательные:
• получение умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой деятельности;
• формирование ответственного подхода к собственному здоровью;
• формирование эстетически-нравственных качеств через социально-значимую деятельность.
Методические:
• наработка новых методических материалов, сценариев для организации досуга детей и подростков;
• обобщение опыта работы по организации досуга подростков.
МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ
Для выявления эффективности проекта создается рабочая группа, которая после окончания каждой смены проводит мониторинг результативности программы. Эффективность деятельности оценивается по степени решения конкретных задач.
Основные критерии:
• увеличение количества участников;
• наличие постоянного состава участников;
• по письменным отзывами благодарностям родителей, подростков;
Эффективность оценивается на основе различных способов (механизмов) оценки: устных опросов, анкетирования, социометрии, а также в процессе наблюдения и экспертных оценок.
ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ
• Актуальность.
• Массовость.
• Востребованность у подростков.
• Наличие кадрового потенциала.
• Системность.
• Поддержка на муниципальном и окружном уровнях.
• Наличие материально-технической базы.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ В ДОЛГОСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ
Осуществление программы способствует :
• увеличению охвата детей и подростков в летний период;
• освоению подростками различных видов творческой деятельности, новых умений и навыков по первичной туристической и военно-спортивной подготовке;
• увеличению количества детей и подростков, ведущих здоровый образ жизни;
• снижению темпа роста негативных социальных явлений среди подростков;
• увеличение количества участников клубов, кружков, секций военно-спортивной и туристической направленности из числа участников клуба дневного пребывания.