Ольга Мальцева
Программа дополнительного образования «Улыбка»
▼ Скачать + Заказать документы
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«УЛЫБКА»
возрастной состав учащихся – 7-14 лет
продолжительность образовательного процесса 5 лет
Составитель:
педагог дополнительного образования
Мальцева Ольга Васильевна
Нижний Пальник
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа ставит перед собой цель – через активную музыкально-творческую деятельность сформировать у учащихся устойчивый интерес к пению и танцу и приобщить их к вокально-песенной и танцевальной культуре.
Задачи:
Публикация «Программа дополнительного образования „Улыбка“» размещена в разделах
• Обучать навыкам правильного певческого дыхания, звукообразования, артикуляции;
• Развивать музыкальный слух и, как частное его проявление, вокальный слух;
• Воспитывать музыкальный вкус, культуру учащихся через знакомство с творчеством различных композиторов и профессиональных исполнителей.
• Развивать чувство раскрепощенности личности в коллективной деятельности;
• Развивать естественные двигательные реакции на музыку; умение соотносить движения с музыкой;
• Осваивать основные виды движений;
• Развивать мышцы ребёнка, пластичность, хореографическую память, выносливость;
• Развивать актёрские способности ребёнка, активизировать творческие способности;
• Развивать метроритмическое чувство, ладовый, звуковысотный слух, музыкальную память;
• Приобщать детей к лучшим классическим образцам мировой музыкальной культуры, воспитывать любовь и интерес к вокальному искусству и искусству хореографии.
.
Программа базируется на теоретических идеях Г. Струве, Г. Окуловой
(автора учебного пособия по теории и практике обучения детей пению). Помимо этого, в программе используются методические приемы педагога Г. Облиндер, использованы идеи и методические приемы программы по музыке авторов Т. С. Критской, Г, Сергеевой авторская программа О. В. Пряхиной «Пластика движений» ;программа Н. Базаровой «Азбука классического танца»; программа «Ритмика и танец» Е. А. Пинаевой.
Методики, которые используются при реализации программы, позволяют научить обучающихся слышать и слушать себя, осознавать и контролировать свою природу, владеть методами и приемами, снимающими мышечные и психологические зажимы.
Отличительными особенностями данной программы, а так же ее актуальностью является неослабевающий интерес у учащихся к музыкальному творчеству как вокальному, так и танцевальному, выявленный в ходе опроса как самих учащихся, а так же в беседах с родителями. Отсутствие на территории поселения специальных образовательных учреждений, кружков при доме культуры, так же послужили толчком для составления данной программы.
Программа рассчитана на пять лет обучения, включает в себя как занятия вокала, так и музыкально – ритмической деятельности учащихся. При формировании групп учитывается разновозрастной состав. Это необходимо потому, что школа является малокомплектной. Набор в группу происходит в начале учебного года, но предусматривается прием в группу в течение учебного года, так как у детей, не посещающих занятия, может появится интерес к занятиям в кружке втечение учебного года, например, после выступления детей или по другой причине. При этом учитываются психологические и физиологические особенности и возможности учащихся, гибкий подход к индивидуальным возможностям детей, доступный программный репертуар, соответствующий возрасту, что позволит учащимся осваивать Программу на разных этапах ее реализации.
Ведущей идеей программы является формирование у ребёнка определённого мироощущения, отношения к себе как части этого мира. Педагог донесёт до детей, что музыка, и виды музыкальной деятельности - это выражение чувств и эмоций человека.
Программа предусматривает связь с другими предметами и дисциплинами:
• литературой (использование поэтического материала и художественных произведений о музыке и композиторах)
• изобразительным искусством, (знакомство с костюмами и изготовление элементов танцевальных костюмов, оформление сцены);
• а так же истории- в ходе бесед о родине, исторических событий, прослушивание и разучивании музыкального материала, посвященного различным историческим датам и событиям.
• Краеведением (беседы о календарных праздниках).
В процессе работы по данной программе предполагается знакомство детей со специальной терминологией (словарь используемых терминов будет дан в приложении к программе)
Ведущими принципами построения программы являются :
• принцип единства художественного и технического развития способностей учащихся;
• принцип гармонического воспитания личности;
• принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения и движения, от простого к сложному;
• принцип успешности;
• принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;
• принцип творческого развития;
• принцип доступности;
• принцип ориентации на особенности и способности - природосообразности ребенка;
• принцип индивидуального подхода;
• принцип практической направленности.
В концептуальной основе программы важно особо подчеркнуть главное отличие эстрадного пения - многообразие индивидуальных исполнительских манер и жанровой многоплановости.
В основу разработки программы «УЛЫБКА» положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:
- технология развивающего обучения;
- технология индивидуализации обучения;
- личностно-ориентированная технология;
- технология компетентностного и деятельностного подхода.
Формы работы:
Программа определяет следующие направления обучения детей: вокально-хоровая работа, блок «Танцевальная мозаика», музыкальная грамота (элементы музыкальной грамоты и беседы о музыке, музыкальные игры и концертно-исполнительская деятельность, объединяющих несколько вопросов теоретического и практического характера, которые реализуются на разных этапах обучения. Содержание обучения усложняется каждый учебный год: усложняется репертуар для исполнения, постепенно (по мере усвоения навыков) усложняются приемы и методы работы. Основное содержание программы позволяет формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности - это обеспечивает целостный и комплексный подход в решении поставленных задач. Теоретические знания ориентированы на каждого обучающегося. Внимание уделяется как постановке голоса, движения и сценическому искусству, так и развитию импровизации, творческого воображения учащихся через обыгрывание поэтических и пластических, пантомимических этюдов и упражнений.
По способу организации педагогического процесса программа является интегрированной, т. к. предусматривает тесное взаимодействие музыки, литературы, живописи, элементов танца. Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, то есть формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности.
При разучивании репертуара я обращаюсь к знаниям и умениям детей, полученным на уроках предметов гуманитарного цикла: на уроках русского языка – умение правильно произносить слова, выразительно читать текст, и соблюдать правильную интонацию при их произношении; на уроках литературы – формируется начальное понятие художественного языка, умение анализировать образы, средства и приемы художественной выразительности; на уроках изобразительного искусства – представление о специфике решения образа в различных видах и жанрах. Даже урок физкультуры хороший помощник в работе, так как позволяет упростить работу на занятиях по ориентированию в окружающем пространстве.
Программа предусматривает сочетание практической методики вокального и хореографического воспитания детей на групповых и индивидуальных занятиях.
Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов.
Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников в школьных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах, журнал контроля занятий, опросы и беседы, участие в различных конкурсах на всех возможных уровнях.
Занятия будут проводиться два раза в неделю по два часа.
Основные методы работы:
• наглядный – практический качественный показ;
• наглядно – слуховой –исполнение взрослым;
• словесный – объяснение, желательно образное;
• творческий – самостоятельное создание учащимися музыкально – двигательных образов.
Местом проведения занятий будет музыкальный зал.
Музыкальное оформление занятия является основой музыкального воспитания и влияет на развитие музыкальной культуры учащихся. Музыкальное оформление разнообразное, качественное с использованием фонограмм.
В оформлении занятий будут использоваться фрагменты классических произведений русских и зарубежных авторов, народная музыка, музыка современных ритмов.
Музыкальный материал характеризуется доступностью, выразительностью, четкостью фразировок, близостью по содержанию детским интересам.
Поскольку программа курса рассчитана на широкий диапазон сообщаемых детям знаний и получаемых умений, предполагается и обширная материально-техническая база. Для эффективной деятельности по программе необходимы :
1. Музыкальное оборудование (фортепиано, аудиозаписи, медиан проектор и т. д.).
2. Танцевальные костюмы.
3. Детские музыкальные инструменты.
4. Демонстрационный материал.
5. Помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям. 6. Предполагается привлечение средств родителей для приобретения танцевальных костюмов, косметических средств.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ Раздел, тема, подзема Количество часов
Теоретич
практич всего
Вводное занятие
1 - 1
1 Вокально – хоровая работа
Работа над голосообразованием
2 25 27
Разучивание песенного репертуара 14 14
2 Музыкальная грамота
Беседы о музыке
3 3
Элементы музыкальной грамоты 3 3
3 Танцевальная мозаика -
Элементы танцевальной грамоты, разминка 1 14 15
Разучивание движений, танцев 1 30 31
4 Музыкальные игры
- 16 16
5 Концертная деятельность
- 10 10
Всего
10 110 120
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
Включает в себя беседу о том, чем предстоит заниматься на занятиях кружка, рассказ о пользе и правилах пения и ритмических движений, просмотр фото и видеоматериала (фрагментарно) с концертов, конкурсов и занятий предыдущих групп с целью заинтересовать, смотивировать. Во вводном занятии предусмотрен инструктаж по технике безопасности.
1. ВОКАЛЬНО – ХОРОВАЯ РАБОТА
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Разбор содержания песен, сообщение сведений об авторах разучиваемых произведений. Идет постоянное закрепление правил пения с целью вырабатывания стойкого навыка; включает в себя беседу о соблюдении правил певческой установки, главные из которых могут быть сформулированы так:
• При пении нельзя ни сидеть, ни стоять расслабленно. Необходимо сохранять ощущение постоянной внутренней и внешней подтянутости;
• Голову держать прямо, свободно, не опуская и не запрокидывая;
• Стоять твердо, на обеих ногах, равномерно распределяя тяжесть тела;
• Руки свободно лежат на коленях.
• Правильно брать дыхание.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Работа над освоением вокально – хоровых навыков:
• Звукообразование;
• Артикуляция;
• Навыки певческого дыхания;
• Навык выразительного исполнения
включает в себя индивидуальные и групповые занятия по формированию голосообразования у детей.
1 этап – овладение натуральным регистром голоса, начиная с того регистрового режима, к которому склонность у ребенка от природы (микстового)
2 этап – научить пользоваться фальцетным и грудным регистрами
3 этап - научить переходу от фальцетного регистра к грудному через микстовый
4 этап – совершенствовать способности учащихся целенаправленно использовать различные типы регистрового режима.
Настраивая голоса на фальцетное звучание. Нужно выбирать следующие условия
• Диапазон- высокий и средний,
• Динамика от рр до мп
• Тип гласного – у, о, а
• Способ артикуляции - губы в полуулыбке, рот равномерно открыт, ноздри слегка раздуты, гортань сохраняет настрой, полученный при произнесении гласного у;
• Способ звуковедения - легкое стаккато, переходящее в легато;
• Основное эмоциональное содержание – ласково, нежно, весело.
Настрой голоса на правильное звукообразование в грудном режиме :
• Диапазон – низкий и средний, близкий к низкому (соль1-соль2)
• Динамика мФ - ф;
• Тип гласного- а, и, э.
• Способ артикуляции – широко вертикально открытый рот, губы округлые, ноздри раздуты, мягкое небо приподнято довольно значительно.
• Атака звука - мягкая, но более активная;
• Основное эмоциональное содержание – строго, торжественно, воодушевленно.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА
Данный раздел на первый год обучения предполагает дать детям основные знания о средствах музыкальной выразительности: ритм, темп, динамика. а так же учить детей различать форму музыкального произведения: песня- куплет, припев (две части, одночастная, учить определять вступление и проигрыш. В танцевальной музыке учить различать двух и трехчастную форму. Раздел предусматривает пополнение словаря учащихся специальными музыкальными терминами: тихо – пиано, громко – форте, ритм танца (вальс,полька, марша, песни.
Раздел предусматривает беседы о творчестве композиторов- классиков: «Детский альбом» Чайковского, детские пьесы Прокофьева, Шумана. Слушание произведений классической музыки, беседы о их характере,
современных композиторов - песенников с использованием литературных произведений, произведений живописи, Детские хоры, современные исполнители эстрадных произведений.
ТАНЦЕВАЛЬНАЯ МОЗАИКА
Элементы танцевальной грамоты, разминка:
На первом году обучения включены упражнения на развитие навыков ориентировки в пространстве:
• зал;
• сцена;
• линия танца;
• центр зала, сцены;
• кулисы;
• диагональ и др;
• разучивание основных позиций рук и ног: 1,3,6;
• поклоны;
• приветствия;
• повороты.
Включает образную ритмическую разминку которая способствует развитию и укреплению мышц, исправлению физических недостатков в осанке, вырабатывает умение владеть своим телом, совершенствует двигательные навыки, благотворно воздействует на работу органов дыхания, кровообращения.
Танцевальные движения
используются не только в танцах, но и во многих упражнениях и играх. Очень важно обогатить детей запасом этих движений, научить их двигаться технически грамотно, легко, естественно, выразительно. Овладев танцевальными элементами, дети смогут составлять комбинации, придумывать несложные танцы.
• Шаг легкий, упругий, шаг с притопом, хороводный.
• Поскок высокий и лекгий.
• Бег легкий, стремительный.
• Пружинка, пружинка с поворотом.
• Приставной шаг.
• Движения в стиле «диско».
• Движения народного танца: ковырялочка, гармошечка.
Танцевальный репертуар эстрадные и народные танцы, выбор репертуара зависит от вокального репертуара, как танцевальное сопровождение песни. При работе над танцевальным репертуаром важным моментом является развитии танцевальной выразительности.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ
В первый год обучения на занятиях предполагается использовать больше игрового материала в силу возрастных психологических особенностей детей.
Использование на занятиях дидактических музыкальных игр, подвижных народных игр позволяет закрепить полученные навыки, оживить и
разнообразить учебный процесс, способствует раскрепощению детей, свободному общению, психологической разгрузке.
КОНЦЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Предполагается организовать несколько выступлений перед родителями, детьми детского сада, принять участие в школьных мероприятиях: концерт, посвященный Дню Учителя, Дню матери, Новогодний бал, Мамин праздник, День Победы, организовать отчетный концерт в конце учебного года. Планируется принять участие в районном конкурсе «Ступени», других конкурсах.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Форма проведения контроля Сроки контроля Объект контроля Форма подведения результатов контроля
Концерт «день матери»
Новогодний бал
Викторина «я люблю и знаю музыку»
Конкурс «стань звездой»
Концерт «День победы»
Творческий отчет
Участие в конкурсах Ноябрь
Декабрь
Октябрь, апрель
Март- апрель
Май
Май
По плану Все учащиеся
Все учащиеся
Все учащиеся
По желанию
Все учащиеся
Все учащиеся
по итогам конкурса «Стань звездой» Выступление
Выступление
Отчет по итогам викторины
В свободной творческой форме
Концерт
Отчетный концерт
Итоги конкурсов
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
1. Направление деятельности – художественно-эстетическое.
2. Форма и название объединения – кружок, включающий вокальную и танцевально – ритмическую деятельность.
3. Название программы – «Улыбка».
4. Вид программы – общеразвивающая программа.
5. Образовательная область – эстетическая.
6. Продолжительность образовательного процесса – 5 лет.
7. Возраст обучающихся – 7-14 лет.
8. Форма организации образовательного процесса – групповые занятия.
9. Форма организации содержания педагогической деятельности – однопредметная программа.
10. Достижения обучающихся.
ИНФРОМАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
ПРИМЕРНЫЙ ПРОГРАММНЫЙ РЕПЕРТУАР
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
• Г. Струве «Пестрый Колпачок»;
• Г. Струве «Облако пушистое»;
• Г. Струве «Новогодний хоровод»
• Р. Паулс «кашалот»
• Р. Паулс «Колыбельная»;
• Р. Паулс «Выйди, солнышко»;
• О. Юдахина «Мамонтенок».
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
• Г. Струве «С нами друг»
• Г. Струве «Про колобка»;
• Г. Струве «Грустная песенка»;
• Г. Струве «Веселая песенка»;
• Е. Крылатов «Кабы не было зимы»;
• Е. Крылатов «Колыбельная медведицы».
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
• Д. Кабалевский «Самое трудное»;
• О. Юдахина «Дарите музыку друг другу»;
• М. Леонидов «Последний час декабря»;
• Г. Струве «Что мы Родиной зовем»;
• Р, н. песея «Земляниченька».
ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
• М. Заруба. «Учителям»;
• Ю. Шевчук «Что такое осень»
• С. Есенин «Отговорила роща золотая»
• Е. Крылатов «Снежинка»
• В. Шаинский «Песня о сказке»
• В. Шаинский «Рассвет – чародей»
• Д. Тухманов «Песенка про сапожника»
• А. Зацепин «Песенка о медведях»
ПЯТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
«Старый рояль» М, Минков
«В горнице»
«А закаты алые»
«Обелиск»
«Мама и дочка»
«Карнавал»
«Новогодняя»
Колядки
«Зима»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для учащихся:
• Медушевский В. В., ОчаковаО. О. «Энциклопедический словарь юного музыканта», Москва, «Педагогика»1985;
• Гульянц Е. И. «Детям о музыке», Москва, «Аквариум», 1996;
• Григорович В. Б., Андреева З. М. «Слово о музыке» Москва, «Просвешение»,1990.
• «Крылатые качели» Ю. Энтин
• «Русские народные песни» сборник песен.
Список литературы для педагога:
• Беспятова Н. К. «Программа педагога дополнительного образования. От разработки до реализации». Москва, «Айрис пресс», 2003.
• Вершинина Г. Б. «Вольна о музыке глоголить» Москва, «Новая школа», 1996.
• Самарин В. А. «Хороведение», Москва, «Академия»,1998.
• Стулова Г. П. «Теория и практика работы с детским хором», Москва, «Владос»,2002;
• Школяр Л. В., Школяр В. А., Усачева В. О. «Теория и методика Музыкального образования детей» Москва, «Наука»,1999.
• Детский фитнес. М., 2006.
• Ткаченко Т. С. «Народные танцы» Москва 1975 год
• Руднева С. Д. «Ритмика. Музыкальное движение». Москва просвещение 1972 год
• Барышникова Т. Азбука хореографии. Москва, 2000 год.
• «Новые диско танцы» Е. Пинаева.
• Бекина СИ. Ломова Т. П. Музыка и движение, 2001г.
• Ваганова А. Я. Основы классического танца. С. -Пб, 2002.
• Примерные программы начального общего образования. Официальный сайт Министерства образования РФ
• Проекты примерных (базисных) учебных программ по предметам начальной школы. Официальный сайт Министерства образования РФ
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
1. www.dance-city. narod.ru
2. www.danceon.ru
3. www. mon. gov. ru
3. www.tangodance.by
4. www.youtube.com
5.www.maam.ru
6.www. muzofon.net.