Оксана Кравченко
Программа дополнительного образования «Природа — наш дом»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Рабочая программа «Природа- наш дом» составлена на основе парциальной программы Рыжовой Н. А «Наш дом-природа», допущенной Министерством образования Российской Федерации.
Основная цель экологической программы «Природа- наш дом» — воспитание гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.
Публикация «Программа дополнительного образования „Природа — наш дом“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Экологический кружок для дошкольников. Планы, программы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2020
Необходимая предпосылка для реализации настоящей программы — организация в детском саду специальной работы по ознакомлению детей с окружающим миром и природой. Данная программа, обеспечивает преемственность в экологическом образовании дошкольников с начальной школой по предметам «Окружающий мир», «Природоведение». Особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе — начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.
Поскольку экология — это, прежде всего' наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и окружающей средой, акцент делается на развитии у детей элементарных и вполне научных представлений о существующих в природе взаимосвязях. Дети учатся понимать, насколько тесно природные компоненты связаны между собой и как живые организмы зависят от среды обитания. Человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. Такой подход позволяет подвести детей к элементарному пониманию проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой и последствий деятельности людей.
Важное значение придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоциональному положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту. Дети приобретают также первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.
Настоящая программа предназначена для работы с детьми от четырех до шести лет (средняя, старшая и подготовительная группы) и, соответственно, рассчитана на три года обучения. Экологическое образование рассматривается в ней как неотъемлемая часть общего образования. Программа ориентирует педагога дополнительного образования на системный подход в экологическом образовании дошкольников. Все ее разделы связаны друг с другом, а завершающие темы являются обобщением предыдущих. Так, блок занятий «Лес» (сообщество) изучается после блоков «Растения», «Животные», «Почва», которые дают дошкольникам отдельные представления о живых организмах и связях с окружающей средой.
Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка в целом: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира; на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.
Программа содержит базовый компонент, который конкретизируется с учетом местных условий: эколого-географических, национально-культурных. Она состоит из ряда блоков, каждый из которых, в свою очередь, включает комплекс тем. В первом блоке «Я и природа» дети знакомятся с различными, доступными их пониманию, компонентами окружающей среды. Последующие блоки дают дополнительную информацию о каждом компоненте («Воздух», «Вода» и др.). Затем они рассматриваются во взаимосвязи. Завершающий блок «Человек и природа» является обобщающим по отношению к предшествующим.
В каждом блоке выделены две части: обучающий (первоначальные сведения о природе) и воспитывающий компонент (понимание значения природы, ее эстетическая оценка, бережное к ней отношение). Реализация программы предполагает конструирование педагогом развивающей среды, интегрирующий подход в обучении. Экологические знания и навыки дети получают не только на специально организованных занятиях по ознакомлению с окружающим миром, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, изобразительных и музыкальных занятий и др. Большое внимание уделяется совместной со взрослыми практической деятельности детей: проведению наблюдений, опытов, игр и т. д.
Предполагается творческое использование программы педагогом : он может сам, с учетом времени, выделенного для занятий, а также уровня развития детей и своей подготовки, выбрать определенный объем информации. Кроме того, отдельные блоки могут включаться в уже существующие программы экологического образования дошкольников в качестве дополнения. Однако наибольший эффект достигается при систематической работе с детьми по всем блокам.
Программа может быть использована дошкольными учреждениями как общеразвивающего типа, присмотра и оздоровления, так и коррекционного. Принципы отбора содержания программы
Содержание экологического образования дошкольников необходимо рассматривать, прежде всего, в рамках системы непрерывного экологического образования. Следовательно, принципы отбора содержания, разработанные для других уровней, должны быть адаптированы, конкретизированы и дополнены новыми, специфическими для дошкольного звена. Только в этом случае будет соблюден основной принцип системы непрерывного экологического образования — преемственность.
В концепции общего экологического образования отмечаются две группы принципов: общепедагогические (гуманизм, научность, систематичность и др., содержание которых углублено и расширено экологической темой, и специфические для этой отрасли образования (прогностичность, интеграция, взаимосвязанное раскрытие глобальных, национальных и краеведческих экопроблем и путей их решения и др.). В целом можно отметить довольно хорошо разработанную систему принципов экологического образования школьников и студентов. В то же время в отношении дошкольного возраста этот вопрос разработан в меньшей степени. Одна из задач экологического воспитания — сформировать положительное отношение к экологии, к окружающему миру.
При отборе содержания программы учитывались все принципы. Научность и доступность — дошкольники получают научно обоснованные, современные знания из области основных направлений экологии: классической, социальной и прикладной, а также географии, биологии, истории. Обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, наблюдения, чтение литературы, рисование, лепка, театрализованная деятельность и т. д. Отбор содержания и методик обучения проведен с учетом необходимости смены старой парадигмы на новую, экологическую. Системность — ядро знаний, которое включает указанные выше взаимосвязанные содержательные линии. Системность отражена также в структуре программы, которая состоит из нескольких блоков. Весь материал дается с позиции повторения и усложнения. Системность проявляется и в структуре самого блока: он состоит из комплекса взаимосвязанных тем биологической, социальной и прикладной экологии. Принцип системности реализуется и в организации работы в дошкольном учреждении, и в выборе методик (интегрированный подход). Конструктивизм — дошкольникам прежде всего предлагается положительно окрашенная информация, отрицательные примеры обязательно уравновешиваются вариантами возможного решения проблем. Конструктивизм — специфический для дошкольного образования принцип, отражающий целостное восприятие дошкольником окружающего мира, учитывается при последовательности подачи материала (уровнях программы, в акцентировании внимания ребенка на взаимосвязи всего окружающего и его самого как части природы. Целостность — отражена как в комплексном содержании, так и в методике обучения (каждый блок занятий реализуется через комплекс различных видов деятельности ребенка) и в организации работы (координация всех педагогов, воспитателей).
Содержание программы
1. Блок занятий «Я и природа» («Мой дом природа»)
Обучающий компонент. Что такое «природа». Живая и неживая природа. Сравнение «дома-природы» и обычного дома (солнце — лампа, трава в природе — ковер в нашем доме и т. д.). Солнце (источник света и тепла, вода, воздух (ветер, растения, животные, почва как компоненты природы. Человек (ребенок) как часть природы. Взаимосвязь различных компонентов природы (почвы, воды, растений, животных).
Воспитывающий компонент. Понимание значения природы в жизни человека и формирование бережного отношения к окружающему миру, умение видеть красоту природы, чувствовать себя ее частью, желание как можно чаще общаться с природой.
2. Блок занятий «Вода» («Волшебница-вода»)
Обучающий компонент. Вода в природе : водоемы, осадки (дождь, снег, роса, град, туман и другие). Как образуются реки. Путешествие капельки (знакомство с элементами круговорота воды
в природе). Основные свойства воды: прозрачная, без цвета, запаха и вкуса, растворяет некоторые вещества (на опытах). Различные состояния воды (твердая, жидкая, пар). Вода в жизни наземных растений, животных (в том числе комнатных растений и животных уголка природы). Водные растения, животные, их приспособленность к жизни в воде и связь между собой. Вода в жизни наземных растений, животных (в том числе комнатных растений и животных уголка природы). Использование воды человеком. Вода в нашем доме. Почему воду нужно беречь. Загрязнение водоемов и его влияние на жизнь животных, растений, человека. Вода и наше здоровье.
Воспитывающий компонент. Осознанное, бережное отношение к воде как к важному природному ресурсу. Экономное использование воды в быту. Экологически грамотное поведение во время отдыха на берегу водоемов. Понимание роли животных, растений в поддержании чистоты водоемов и необходимости их охраны. Эстетическая оценка воды в природе (красота реки, капель росы, сверкающего снега). Формирование интереса к объектам неживой природы и навыков проведения наблюдений за ними.
3. Блок занятий «Воздух» («Воздух-невидимка»)
Обучающий компонент. Воздух вокруг нас. Значение воздуха в жизни человека и других живых организмов. Как дышат человек и животные. Свойства воздуха. Ветер — движение воздуха. Роль ветра в природе и жизни человека. Волны, ураганы, бури. Воздух как среда обитания живых организмов. Летающие животные (птицы, насекомые, звери). Распространение семян растений ветром. Особенности строения таких семян (на примере отдельных растений). Воздух, ветер, человек. Чистый и загрязненный воздух. Растения — «зеленые пылесосы», их роль
в поддержании чистоты воздуха. Источники загрязнения: автомобили, заводы, фабрики. Чистый воздух и наше здоровье.
Воспитывающий компонент. Знание источников загрязнения воздуха на своей территории, понимание опасности загрязненного воздуха для здоровья, формирование привычки избегать загрязненных мест (не играть в местах скопления машин, возле гаражей, вблизи заводов и т. п.). Посадка растений на улицах и в помещении, уход за ними, понимание роли растений в очистке воздуха. Бережное отношение к насекомым, птицам и другим летающим животным. Формирование отрицательного отношения к факторам, загрязняющим воздух.
4. Блок занятий «Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко»
Обучающий компонент. Солнце — большая звезда. Планеты Солнечной системы. Земля —планета жизни. Солнце — источник света. Солнечный лучик. Радуга. Смена дня и ночи. Роль света в жизни растений и животных (на примере комнатных растений и животных уголка природы). Солнце- «художник» (почему листья зеленые). Светолюбивые и теневыносливые растения (на примере растений детского сада). Животные, обитающие в условиях отсутствия или недостатка света (ночные, подземные). Солнце — источник тепла. Температура, термометр. Животные, обитающие в условиях холода и жары, их особенности. Сезонные изменения в природе
и в жизни человека. Знакомство с некоторыми особенностями природных зон : тундровой, лесной, пустынной. Роль Солнца в жизни человека. Легенды и сказки о Солнце. Солнце и наше здоровье.
Воспитывающий компонент. Уход за животными уголка природы и комнатными растениями с учетом их обеспеченности светом и теплом. Эмоциональное отношение к солнцу. Красота закатов и восходов солнца, радуги, умение определять «настроение» природы в солнечную и пасмурную погоду. Формирование бережного отношения к растениям и животным. Формирование навыков безопасного для здоровья поведения во время отдыха.
5. Блок занятий «Что у нас под ногами»
Обучающий компонент. Свойства песка (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать
воду) и глины (пластичность, вязкость, неспособность пропускать воду). Песок и глина вокруг нас. Песчаные пустыни и их обитатели. Как человек использует песок (строительство, песочные часы и т. п.) и глину (производство посуды, кирпича, дымковская игрушка). Разнообразие камней в природе. Знакомство с коллекцией камней, их отличительные признаки, почему они разные. Камни — орудие труда древних людей. Как человек использует камни (строительство, памятники, укрепления, альпинарии и т. п.) Драгоценные камни и украшения. Как образуются горы. Отчего дымят вулканы. Подземные кладовые (уголь, нефть, руды и т. п.).
Воспитывающий компонент. Развитие эстетического вкуса детей (знакомство с образцами народных глиняных игрушек, посуды, изделий из камня, некоторыми памятниками архитектуры). Умение использовать природные материалы в жизни, в быту. Воспитание бережного отношения к объектам неживой природы и сделанным из них предметам. Формирование интереса к объектам неживой природы и навыков наблюдений за ними.
6. Блок занятий «Почва» («Почва — живая земля»)
Обучающий компонент. Почва как верхний слой земли: «живая земля». Знакомство с
«подземным царством» : обитатели почвы (на примерах дождевого червя и крота, их особенности
и роль в формировании почвы. Чем дышат почвенные обитатели (воздух в почве). Куда исчезают опавшие листья («волшебные превращения»). Кто помогает «волшебным превращениям» : грибы, улитки, жуки и другие. Куда девается мусор. Значение почвы для жизни растений, в том числе выращиваемых человеком. Вытаптывание, загрязнение почвы, их влияние на жизнь обитателей «подземного царства». Необходимость охраны почвы.
Воспитывающий компонент. Выработка навыков ухода за растениями (копка, рыхление почвы на грядках, внесение удобрений, выращивание комнатных растений). Формирование понимания необходимости бережного отношения к почве и ее жителям и значения почвенных животных в природе. Правила поведения во время отдыха в лесу. Правила поведения при обработке растений и почвы ядохимикатами.
7. Блок занятий «Растения» («Что в доме-природе растет»)
Обучающий компонент. Разнообразие видов растений в природе. Деревья, кустарники,
травы, их характерные признаки. Части растений (корень, ствол, листья и пр.). Цветки и плоды.
Почему деревья «не ходят». Как растения питаются и защищаются. Связь растений с животными Как бабочки дружат с цветками. Растения — «столовая» и «дом» для животных. Развитие растений (на примере 1—2 растений ближайшего окружения). Растения-долгожители. Летопись жизни дерева (годичные кольца на пнях). Влияние света, тепла, воды, чистого воздуха, почвы на жизнь растений. Растение и окружающая среда (на примере одуванчика). «Дома» растений: луговые, лесные, болотные. Растения- «хищники». Растения- «барометры», растения- «часы». Дикорастущие, культурные, комнатные, лекарственные, ядовитые растения. Растения — пища человека. Почему они исчезают.
Воспитывающий компонент. Воспитание эмоционального, бережного отношения к растениям, умения сопереживать им как живым существам, наблюдать за их жизнью и желания защищать их. Понимание неповторимости каждого вида растений, их роли в природе и в жизни человека, необходимости защищать не только их самих, но и места обитания. Формирование навыков ухода за растениями. Умение прогнозировать последствия своих действий по отношению
к растениям. Правила обращения с незнакомыми растениями и умение различать ядовитые. Правила поведения по отношению к растениям во время отдыха на природе.
8. Блок занятий «Животные» («Кто в доме-природе живет»)
Обучающий компонент. Основные отличительные признаки животных. Разнообразие
животного мира. Знакомство с некоторыми представителями птиц, зверей, насекомых, рыб, земноводных, рептилий, моллюсков. Их отличительные признаки. Значение внешних особенностей в жизни животных. Как животные питаются, передвигаются, защищаются (ноги, клювы и хвосты). Хищники, травоядные. Друзья и враги. Место обитания («дом», «жилище» (дупло, гнездо, нора) животных. Для чего жирафу пятна (роль окраски). Сезонные изменения в жизни животных. Животные и окружающая среда (на примере лягушки). «Родители» и «детеныши».
Животные луга, леса, водоемов. Ядовитые животные. Домашние животные, их предки.
Обитатели живого уголка.
Воспитывающий компонент. Воспитание бережного отношения к животным, понимания необходимости существования всех видов, неправомочности их деления на «вредных» и «полезных», красивых и некрасивых. Формирование навыков ухода за домашними животными, обитателями уголка природы. Понимание необходимости охраны не только самих животных, но и их «домов», местообитаний. Формирование представлений о том, что каждое животное должно жить в собственном природном доме. Правила поведения по отношению к животным во время пребывания на природе. Умение наблюдать за животными, прогнозировать последствия своих действий по отношению к ним. Помощь животным, обитающим рядом с нами.
9. Блок занятий «Лес» («Лесной дом»)
Обучающий компонент. Связь животных и растений (на примере сказки В. Бианки «Сова», элементарные пищевые цепочки. Лес как пример сообщества. Взаимосвязь лесных обитателей друг с другом (растений и животных, растений и растений, животных и животных). Взаимосвязь живой природы с неживой («невидимые ниточки природы», «Дома» лесных растений и животных. Этажи лесного дома. Последствия уничтожения деревьев (исчезновение животных, растений, муравейников, грибов). Еловый, сосновый, широколиственный леса, их обитатели (животные, растения, грибы). Лес и человек. Значение леса как части природы.
Воспитывающий компонент. Бережное, эмоциональное отношение ко всем лесным жителям, соблюдение правил поведения в лесу, понимание последствий экологически неграмотного поведения (разведения костров, уничтожения деревьев, разорения муравейников, сбора растений для букетов, отлова животных). Умение видеть красоту леса и слушать звуки природы.
Реализация программы :
Занятия ведутся с сентября по май включительно, во второй половине дня, в свободной игровой форме. Продолжительность занятий, их количество определено в соответствии с санитарными требованиями (СанПиН 2.4.4.3172-14, 8) Форма занятий - групповая. Весь материал дается в доступной и привлекательной для детей форме. Группа формируется в соответствии с возрастом воспитанников. Срок реализации программы - 3 года.
Предполагаемые результаты:
- повышение общей культуры ребенка;
- формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия;
- формирование у ребенка духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей природной среде;
- развитие в ребенке внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности;
- расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.
Продукт деятельности детей:
- Рисунки детей на экологическую тематику, по полученным впечатлениям;
- Модели и схемы,
- Творческие работы
Работа с родителями
Участие в акциях
«Вот так чудо урожай», выставка поделок из природного материала сентябрь
«Накорми птиц» Октябрь-ноябрь
«Спаси елку» Декабрь
«Озеленение группы» Январь
фотовыставка «Дети и природа» февраль
«Огород на окне» март
презентация «Мой домашний питомец» апрель
Конкурс рисунков для родителей и детей на тему «Мой красивый, чистый поселок май
Комплексно- перспективное планирование дополнительной деятельности с детьми
Сентябрь
Мой дом природа
Дом -природа Календарь природы и
погоды
Через добрые дела помогаем беречь природу
Станем защитниками природы Рисование «Береги свою Землю» Просмотр мультфильма и беседа «Планета Земля в опасности!»
Образовательная ситуация «Лес это дом многих жильцов» Человек часть природы Взаимосвязь человека и природы
Экскурсия в парк Викторина : «Мы друзья природы»
Октябрь
«Волшебница вода»
Мультфильм «Путешествие капельки» Эксперимент «Круговорот воды в природе» Экспериментальная деятельность «Свойства воды»
Берегите воду Растения и вода Жизнь насекомых, животных без воды
Вода в нашем доме Водные растения
Водные животные и рыбы
Нетрадиционное рисование по мокрому листу «Волшебный цветок» Выставка рисунков «Волшебница вода»
Ноябрь
Воздух- невидимка
Воздух вокруг нас Значение воздуха в жизни человека и других живых организмов Как дышат человек и животные
Эксперимент «Свойства воздуха» Ветер — движение воздуха
Знакомство с флюгером Роль ветра в природе и жизни человека.
Игра «Летает не летает» Летающие животные (птицы, насекомые, звери). Распространение семян растений ветром.
Чистый воздух и наше здоровье Создание метеостанции на территории ДОУ
Декабрь
«Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко»
Солнечный лучик Солнце — большая звезда, беседа Солнце, Земля и другие планеты
Сюжетно-ролевая игра
Аппликация «Радуга» Смена дня и ночи Роль солнечного света в жизни растений (на примере комнатных растений)
Солнце — источник тепла Животные, обитающие в условиях холода и жары, их особенности Температура, термометр отработка навыка измерять температуру
Музыкальная игра «Солнышко и дождик» Квест «Сезонные изменения в природе»
Январь
«Что у нас под ногами»
Свойства песка Песок и глина вокруг нас Как человек использует песок
Рассматривание коллекции камней Разнообразие камней в природе. Как человек использует камни
Как образуются горы Что такое вулкан? Подземные кладовые (уголь, нефть, руды и т. п.).
Февраль
«Почва — живая земля»
Обитатели почвы и их роль Экспериментальная деятельность: «Какая она земля?» определение цвета и состава почвы
Разнообразие семян Огород на подоконнике Огород на подоконнике
Конкурс- выставка «Лучший огород на подоконнике»
Март
«Что в доме-природе растет»
Деревья, кустарники, травы- чем отличаются Части растений Цветки и плоды
Растения лугов, лесов Растения -Дом для животных Летопись жизни дерева (кольца на пнях)
Оригами «Цветок» Красная книга растений Почему растения исчезают?
Апрель
«Кто в доме-природе живет»
Животные и их детеныши Дикие животные, где живут Дикие животные и человек
Как животные питаются, передвигаются, защищаются Для чего жирафу пятна?
Защитная функция окраски Сезонные изменения животных
Поделки из природных материалов Красная книга животных Летбук «Животные Кузбасса»
Май
«Лесной дом»
Чтение сказки В. Бианки «Сова» Связь животных и растений Цепочка питания в лесу
Обитатели леса Этажи лесного дома Разновидности лесов (хвойные, смешанные)
Лес и человек Значение леса в жизни человека Лес и наше здоровье
Работа на лето: огород и цветник на территории ДОУ