Самарцева Наталья Алексеевна
Программа дополнительного образования «Послушные пальчики» для детей 5–6 лет
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ОО «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
КРУЖОК «ПОСЛУШНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»
(старшая группа 5 – 6 лет)
Срок реализации программы (1 год)
Воспитатели:
Коршакова А. В.
Самарцева Н. А.
Смоленск 2021 - 2022
СОДЕРЖАНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Актуальность и новизна программа …. 4
1.2. Цели и задачи программы…. 4
1.3. Принципы и подходы к формированию программы…. 5
Публикация «Программа дополнительного образования „Послушные пальчики“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
1.4. Формы организации педагогического процесса…. 6
1.5. Планируемые результаты…. 8
1.6. Критерии для определения усвоения программы…. 8
II. КОМПЛЕКСНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2.1. Календарно – тематическое планирование …. 10
III. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
3.1. Описание материально – технической базы (оборудование, материалы…. 13
3.2. Описание предметно – развивающей среды…. 13
IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16
V. ПРИЛОЖЕНИЕ
5.1. Диагностическая карта результатов обследований усвоения программы. ….
16
5.2. Таблица мониторинга на начало года…. 17
5.3. Таблица мониторинга на конец года…. 18
5.4. Сводная таблица мониторинга… 19
5.5. Пальчиковые гимнастики…. 21
5.6. Штриховка…. 24
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа дополнительного образования «Рисуем по клеточкам» (для детей старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет) разработана:
1. в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
3. на основе Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Программа дополнительного образования по познавательному развитию детей «Послушные пальчики» МБДОУ «Детский сад № 8 «Салют» разработана в соответствии с особенностями и возможностями детей старшего дошкольного возраста.
Необходимость развития мелкой моторики у детей подчеркивают все отечественные ученые. Исследователи, занимающиеся проблемами, связанными с началом обучения в школе: В. М. Лыков, Ю. Ф. Змановский, Н. Т. Терехова, А. В. Кенеман, М. Ю. Кистяковская, Т. И. Осокина, М. В. Антропова, М. М. Кольцова, С. О. Филиппова,- отмечают, что многие трудности, с которыми сталкиваются ученики, в значительной мере обусловлены недостаточностью работы на предыдущем, дошкольном этапе. По статистическим данным, в нашей стране с каждым годом увеличивается число детей, у которых при поступлении в школу наблюдается несформированность физиологических предпосылок к овладению письмом, слуховых и зрительно-моторных координаций.
Актуальность программы «Послушные пальчики» заключается в том, что дети старшего дошкольного возраста испытывают отрицательное отношение к учебе и письму, которое связано с недостаточным развитием мелкой моторики, зрительного восприятия, произвольного внимания. Выработать у детей четкое, красивое и скорое письмо невозможно в короткий срок. Для этого потребуется ряд лет, так как навык письма формируется медленно. Поэтому работа по подготовке ребенка к обучению письму должна начинаться задолго до поступления в школу. В дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Новизна программы состоит в применении специальных игр, упражнений и заданий из различных областей знаний. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания.
1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы : развитие мелкой моторики ребенка и формирование интереса к выполнению графических упражнений.
Задачи:
Образовательные :
1. учить ориентироваться на листе бумаги, отличать углы страницы, начало и конец строки;
2. учить правильно держать карандаш в руке с учетом наклона;
3. учить разбивать фигуры на части, воссоздавать фигуру из частей, преобразовывать форму фигур;
4. способствовать развитию познавательных способностей, творческого воображения и пространственных представлений.
Развивающие:
1. развивать мелкую моторику пальцев рук путем работы с карандашом, выполнения графических заданий, пальчиковых игр, штриховок;
2. развивать индивидуальные способности, креативность, самостоятельность у детей дошкольного возраста посредством организации кружковой работы;
3. развивать зрительно - моторную координацию;
4. развивать познавательные процессы: зрительное и слуховое восприятие, пространственное восприятие, память, внимание, логику, аналитическое мышление, творческие способности;
5. развивать пространственную ориентировку;
6. прививать положительное отношение к письму.
Воспитательные:
1. воспитывать интерес к творческой деятельности;
2. вырабатывать организованность, усидчивость и аккуратность в работе;
3. воспитывать самостоятельность, стремление действовать согласованно;
4. прививать чувства коллективизма, сотрудничества.
1.3. ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ
В основе программы лежат основные принципы обучения:
1. Принцип систематичности – преподавание материала последовательно расположено в соответствии с возрастными возможностями развития детей.
2. Принцип доступности – обучение идет по пути: «от известного к неизвестному, от простого к сложному» на оптимальном уровне трудности с учетом интересов и жизненного опыта обучаемых.
3. Принцип наглядности – используется для повышения эффективности обучения средствами наглядности, опираясь на органы зрения.
4. Принцип активности обучаемых – педагог осуществляет образовательную деятельность путем формирования мотивов обучения, использования познавательных интересов.
1.4. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
На занятиях используются формы обучения детей :
• фронтальная (со всей группой воспитанников)
• подгрупповая
• индивидуальная
Методы обучения детей
• Наглядные методы: демонстрация образца, показ способа действия, самостоятельная работа детей в тетрадях, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, работа с трафаретами, шаблонами и карточками.
• Словесные методы: беседы, объяснения чтение художественной литературы, стихов и загадок.
• Игровые методы: создание воображаемой ситуации, дидактические методы и игровые упражнения, занимательные задания и игры-соревнования.
• Практические методы: работа по образцу (штриховка, зрительный диктант.
Программа реализуется в группе дошкольного учреждения.
Для выполнения продуктивной деятельности детей используются :
мебель: детский стол и стул
оборудование: магнитная доска, фломастер или мел.
материал: рабочая тетрадь в крупную клетку, цветные карандаши, простой карандаш, ластик, трафареты, картинки для штриховки.
Для показа и объяснения используются: дидактические пособия, методический и демонстрационный материал, иллюстрации, художественная и вспомогательная литература для полноценного обучения воспитанников.
Программа по дополнительным образовательным услугам в форме кружковой деятельности «Послушные пальчики» составлена для детей старшего дошкольного возраста и рассчитана на 1 год обучения.
Занятия проводятся во вторую половину дня.
Количество детей : от 10 до 26 человек
Занятия проводятся 2 раз в неделю по 25 минут/50 мин.
В групповом помещении соблюдаются правила СанПиН: дневное и световое освещение, проветривание, соблюдение техники безопасности при письме.
В группе созданы благоприятные условия для проявления детской инициативы и интереса, которые способствуют развитию личностных качеств ребенка – уголок будущего школьника, который повышает инициативу, способствует повышению уровня самостоятельности, а также добавляет привычку к самовыражению и уверенности в себе.
1.5 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Мониторинг результативности определяется через индивидуальное выполнение заданий, беседы и наблюдения.
К концу ребенок должен знать:
1. правила и различные виды штриховки (вертикальная, горизонтальная, наклонная, по уменьшающемуся и увеличивающемуся контуру);
2. гигиенические правила письма (посадка, положение рук при письме, положение ручки, тетради);
3. правила работы с тетрадью.
К концу ребенок должен уметь:
1. правильно сидеть за столом во время письма;
2. правильно располагать рабочую тетрадь;
3. правильно держать карандаш и ручку;
4. проводить различные линии (прямые, ломаные, изогнутые);
5. проводить линии в разных направлениях;
6. обводить рисунки по контуру, стараясь не отрывать карандаш от бумаги;
7. ориентироваться на листе бумаги в клетку;
8. ориентироваться на плоскости и решать логические задачи.
1.6. КРИТЕРИИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
В начале и конце учебного года проводится мониторинг. Сравнительные результаты на начало и на конец учебного года вносятся в сводную таблицу и делается вывод о уровне усвоения программного материала на каждом этапе реализации программы.
№ п/п Ф. И. ребенка гигиенические правила письма ориентировка в пространстве диктанты по раскраскам ориентировка на листе бумаги в клетку диктант по клеточкам линейные графические диктанты
9.
10.
Оценка мониторинга ведется по 3-х бальной системе:
3 – высокий уровень развития;
2 – средний уровень развития;
1 – ниже - среднего уровня развития;
Уровни развития:
1 балл - задание не выполнено;
2 балла – задание выполнено с помощью взрослого или не полностью;
3 балла – задание выполнено правильно и самостоятельно.
Общий уровень усвоения программы :
2,5 – 3 балла – высокий уровень;
21,5 – 2 – средний уровень;
II. КОМПЛЕКСНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Подготовка к обучению письму — процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление.
При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно. При обучении ребенок чаще всего испытывают затруднении: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, нередко встречается зеркальное письмо, он не различает понятие «лево», «право», «лист», «строка», «страница», не укладывается в общий темп работы.
Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета, так что складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер. Это отражается на воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно зрительно опознать предмет, но испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение предметов различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки. Поэтому программа предлагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки руки к письму.
Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер.