Анна Чепухина
Программа дополнительного образования по аппликации для детей 3–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
«КРАСНОДАРСКИЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ
ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»
Принята на педагогическом совете
Протокол
от ___ 2020 года № 1
УТВЕРЖДЕНА
приказом
ГКУ СО КК «Краснодарский СРЦН»
от ___ года № ___
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«НАКЛЕЙ - КА»
Возраст обучающихся: 3 - 7 лет
Срок реализации: 3 месяца
Автор-составитель:
Публикация «Программа дополнительного образования по аппликации для детей 3–7 лет» размещена в разделах
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Изостудия, кружок ИЗО
- Подготовительная группа
- Поделки. Мастерим с детьми
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Чепухина Анна Анатольевна,
воспитатель отделения
диагностики и социальной
реабилитации
Краснодар - 2020
Пояснительная записка
В настоящее время процесс трансформации современной семьи как со-циального института сопровождается тревожными проявлениями ее дезорга-низации –послаблением воспитательного потенциала семьи. Эти проявления дают повод утверждать, что положение современной семьи переживает тяже-лый кризис.
Программа направлена на развитие художественно-творческих спо-собностей детей через овладение очень древним видом искусства – аппликацией. Дети, поступающие в СРЦН, часто не умеют видеть и пони-мать красоту окружающего мира, у них слабо развита трудовая и творче-ская активность. Многие дети не могут выразить свои мысли и эмоции. Они чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к твор-честву. Занятия аппликацией развивают у них художественно-эстетический вкус, воображение, фантазию, снимают нервное напряжение. Дети радуются созданным ими аппликациям, у них возникают новые идеи, стремление экс-периментировать, творить.
Практические занятия по вырезанию, выполнение аппликаций приносит большую пользу детям, так как обладают большими возможностя-ми. Аппликационные работы способствуют развитию глазомера, чувства формы, ритма, соотношения частей и целого, пониманию цвета и его преобразования, помогают выражению собственной фантазии. Работа над аппликацией способствует приобретению умений действовать каранда-шом, ножницами, наносить клей кисточкой, воспитывая аккуратность, терпе-ливость.
Составляя, конструируя из квадратов, прямоугольников, треугольни-ков и кружков различные предметы и элементы растительного и животного мира, дети знакомятся с основами творческой деятельности.
В творческой группе разновозрастной состав, что имеет много пре-имуществ. Старшие воспитанники оказывают помощь млад-шим воспитанникам и являются для них примером для совершенствования своей работы. Отсутствие оценок, свобода выбора практической деятельно-сти привлекает на занятия всех детей.
Ранее усвоенные изобразительные приемы трансформируются в сред-ства выражения субъективно-оценочного отношения ребенка к содержанию занятия. Выполнение работы протекает на фоне яркого эмоционального пе-реживания, активности умственных и практических умений.
Актуальность программы
В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмо-ционально-практическим путём. Каждый дошкольник - маленький исследо-ватель, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремиться к активной деятельности, и важно не дать этому стремле-нию не угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенци-альные возможности и первые творческие проявления.
Декоративное творчество способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность.
Одним из самых доступных и удивительных материалов является бу-мага.
Практические занятия по вырезанию, выполнение аппликаций приносит большую пользу детям, так как обладают большими учебными возможно-стями. Аппликационные работы способствуют развитию глазомера, чувства формы, ритма, соотношения частей и целого, пониманию цвета и его преоб-разования, помогают выражению собственной фантазии. Работа над аппли-кацией способствует приобретению умений действовать карандашом, ножни-цами, наносить клей кисточкой, воспитывая аккуратность, терпеливость.
Актуальность программы определяется также основными нормативно-правовыми документами:
Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации» (приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам (приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008);
Типовое положение «Об учреждении дополнительного образования де-тей»; СанПиН в учреждении дополнительного образования детей 2.4.4.3172-14 от 04.07.2014 № 41.
Педагогическая целесообразность: Данная дополнительная образова-тельная программа решает основную идею комплексного гармоничного раз-вития детей дошкольного возраста. Применяемые на занятиях методы обу-чения и содержательный компонент программы в полной мере отвечают возрастным особенностям детей. Индивидуальный подход позволяет даже в рамках групповой формы занятий раскрыть и развить творческие способно-сти дошкольников, раскрыть для них новый чудесный мир, почувствовать себя художником, творцом. Непременное развитие мелкой моторики рук, ко-торое происходит во время занятий, оказывает свое благотворное влияние и на интеллектуальное развитие ребенка.
Отличительные особенности программы: использование различных техник аппликации.
Цель программы: всестороннее развитие внутреннего потенциала обучающихся; развитие мелкой моторики рук; создание условий для саморе-ализации ребенка в творчестве.
Задачи:
обучающие: научить действиям с бумагой (отрывать, сминать, скаты-вать, отрезать); познакомить детей, с разными свойствами бумаги и каче-ствами бумаги.
развивающие: развивать эмоциональную отзывчивость; интерес, эмо-ционально положительное отношение к элементарным действиям с бумагой, стремление самостоятельно их выполнять.
воспитательные: воспитывать усидчивость, целеустремленность, спо-собность к взаимопомощи и сотрудничеству; формировать творческую ак-тивность, художественный вкус; развивать мелкую моторику рук; воспиты-вать аккуратность при работе с материалами и инструментами.
Адресаты программы: обучающиеся в возрасте от 3 до 7 лет.
Комплекс организационно-педагогических условий.
1. Регламент образовательного процесса.
Срок реализации программы: 3 месяца.
Режим занятий. Продолжительность учебной недели – 7 дней. Занятия проводятся 1 раз в неделю, в любой день недели (согласно графику работы педагога, включая воскресные и каникулярные дни.
Для всех видов занятий устанавливается академический час продолжительностью 20-30 минут.
Наполняемость групп - 5–6 человек (разновозрастные группы).
Занятия проводятся по расписанию, утвержденному директором учреждения. Занятия организованы во 2 смену.
Учебный план сбалансирован относительно нагрузки обучающихся: учитывается режим образовательного процесса и то, что занятия по дополнительному образованию являются дополнительной нагрузкой к учебным занятиям детей и подростков в общеобразовательных учреждениях.
Форма обучения: очная форма.
Объём программы: 15 часов.
Форма организации образовательного процесса: групповая.
Форма организации занятия: основной формой организации занятия является аудиторное учебное занятие: теоретическое, практическое или комбинированное.
Методы обучения.
При реализации программы используются как традиционные методы обучения, так и инновационные технологии:
1) репродуктивный метод (педагог сам объясняет материал);
2) объяснительно-иллюстративный метод (иллюстрации, демонстрации, ма-стер-классы, презентации);
3) проблемный (педагог помогает в решении проблемы);
4) поисковый (воспитанники сами решают проблему, а педагог делает вы-вод);
5) эвристический (изложение педагога и творческий поиск обучаемых);
6) методы развивающего обучения;
7) метод взаимообучения;
8) метод игрового содержания.
Использование разнообразных форм обучения повышает продуктивность занятий, повышает интерес воспитанников к учебному процессу.
Педагогические технологии:
1. Здоровьесберегающая образовательная технология - система, созда-ющая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и разви-тия духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физиче-ского здоровья обучающихся.
2. Коррекционные образовательные технология - комплекс методов, форм и приемов обучения, применяемых в работе с детьми, направленный на исправление отклонений или нарушений в их развитии.
3. Информационно-коммуникационная технология - комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности, развития, обучающихся.
Алгоритм занятия:
1. Рассмотреть детали будущего изображения, сравнивая их с образцом, выделяя части.
2. Выложить поочередно детали на основу, создав изображение по образцу.
3. Поочередно, начиная с самой крупной, наклеить детали на основу, создав образ предмета.
4. Дополнить изображение деталями, придав ему индивидуальный образ.
Алгоритм наклеивания.
1. Взять двумя руками первую деталь.
2. Выложить деталь, перевернув обратной стороной на клеенку.
3. Набрать на кисть клей, одной рукой придерживать деталь, смазать контур детали клеем, затем ближе к середине.
4. Положить кисть на подставку.
5. Взять деталь двумя руками, приложить намазанной стороной к основе, вытереть руки о салфетку.
6. Приложить салфетку к детали, надавить, удалить излишки клея салфеткой.
Дидактические материалы: (Приложение 3)
2. Кадровое обеспечение.
В непосредственной реализации дополнительной общеобразовательной программы задействован 1 воспитатель.
Помимо воспитателей, программу могут использовать в работе социальные педагоги, педагоги дополнительного образования социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, имеющие высшее, среднее профессиональное образование, образовательный ценз указанных лиц подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.
3. Материально-техническое обеспечение: помещение для занятий в соответствии с действующими нормами СаНПина, оборудование, мебель, аппаратура: ноутбук, проектор, для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, карандаши, кисточки, гуашь, краски акварельные, предметные и сюжетные картины, карточки с заданиями, репродукции художников.
4. Календарный учебный график
Календарный учебный график составляется ежегодно, утверждается директором и определяет количество учебных часов, даты начала и окончания периодов реализации программы, сроки проведения аттестационных процедур.
Начало периодов реализации программы в течение учебного года:
1 сентября 2020 года;
1 декабря 2020 года;
1 марта 2021 года;
1 июня 2021 года.
Окончание периодов реализации программы в течение учебного года:
30 ноября 2020 года;
28 февраля 2021 года;
31 мая 2021 года;
31 августа 2021 года.
Учреждение организует работу с детьми в течение всего календарного года – 52 недели.
Первичная (вводная) аттестация проводится в начале каждого периода реализации программы, итоговая - в конце каждого периода реализации программы. Промежуточная аттестация не проводится.
Планируемые результаты: у обучающихся должен повыситься уро-вень знаний об основных видах аппликации; умение создавать изображения по инструкции воспитателя. Обучающиеся должны научиться использовать для создания изображений в аппликации разнообразные приемы и техники, ориентироваться в таких понятиях, как форма, цвет, величина, количество; работать коллективно, согласовывать свои действия с действиями своих то-варищей, давать оценку своему труду и своих друзей.
Формы аттестации и оценочные материалы: мониторинг эффектив-ности освоения программы осуществляется на всех этапах ее реализации в диагностических картах обучающихся. (Приложение №1,2).
Порядок проведения аттестации обучающихся
В течение недели со дня зачисления несовершеннолетнего в отделении проводится первичная аттестация с целью установления уровня знаний име-ющегося у обучающегося на начало обучения. Для выявления достижений обучающимися целей и задач, поставленных в дополнительной общеобразо-вательной программе, за неделю до завершения реализации учебного плана объединения проводится итоговая аттестация. Знания обучающихся опреде-ляется по трёхбалльной системе, с помощью вопросов и проверки практиче-ских умений и навыков, состоящее из 20 заданий (за каждый правильный от-вет – 3 балла, результат аттестации заносится в диагностическую карту и высчитывается средний балл, который показывает уровень знаний обучаю-щегося на начало и конец реализации программы. (от 3-2,5 балла – высокий уровень, от 2,4-1,5 – средний уровень, от 1,4 и ниже – низкий уровень).
Содержание програ
ммы[/b]
1. «МОЗАИЧНАЯ АППЛИКАЦИЯ»
1.1. Практическое занятие: «Яблочко»
История появления бумаги. Возникновение аппликации. Способы и приемы и работы с цветной бумагой. Знакомство с техникой мозаичной аппликации. Загадки. Физкультминутка «В саду». Чтение стихотворений. Пальчиковая гимнастика «Виноград и апельсины». Практическая часть. Диагностика.
1.2. Практическое занятие: «Листик»
Чтение стихотворений. Сюрпризный момент. Дидактическая игра «С какого дерева листок». Физкультминутка «Осенний листопад». Практическая часть. Подведение итогов.
1.3. Практическое занятие: «Бабочка»
Загадки. Физкультминутка «Бабочка». Рассматривание иллюстраций «Насекомые». Сюрпризный момент. Практическая часть. Чтение стихотворе-ния. Подведение итогов занятия.
1.4. Практическое занятие: «Ягодка»
Дидактические игры «Мой сад», «По ягоды». Игра малой подвижности «Собери цветы». Беседа «Цветы нашего края». Физкультминутка «Мы клуб-нику собирали». Практическая часть. Подведение итогов занятия.
1.5. Практическое занятие: «Грибок»
Беседа о грибах. Рассматривание изображений грибов. Уточнение представления о строении грибов. Дидактическая игра «Найди похожее». Практическая часть. Подведение итогов занятия.
1.6. Практическое занятие: «Гусеничка»
Загадки. Физкультминутка «Гусеничка». Практическая часть. Подведе-ние итогов занятия.
2. «НАКЛАДНАЯ АППЛИКАЦИЯ»
2.1. Практическое занятие: «Солнышко»
Сказка «Солнышко». Презентация «Наше солнышко». Пальчиковая гимнастика «Вот мои пальчики». Практическая часть. Подведение итогов за-нятия.
2.2. Практическое занятие: «Цветочки»
Игровая ситуация «Угадай цветок». Пальчиковая гимнастика «Дом и ворота». Гимнастика для глаз. Практическая часть. Подведение итогов заня-тия.
2.3. Практическое занятие: «Совушка»
Загадка. Игра «День-Ночь». Рассматривание иллюстраций «Ночные птицы». Пальчиковая гимнастика «Совушка-сова». Практическая часть. Подведение итогов занятия.
2.4. Практическое занятие: «Лев»
Чтение художественной литературы. Загадки. Проблемная ситуация «Звери из Африки прислали письмо». Практическая часть. Подведение итогов заня-тия.
3. ОБРЫВНАЯ АППЛИКАЦИЯ
3.1. Практическое занятие: «Осень в гости к нам пришла»
Наблюдение за осенними деревьями. Рассматривание листьев. Беседа на тему «Осень». Физкультминутка «Мы листики осенние». Чтение художественной литературы. Дидактическая игра «Какое время года». Практическая часть. Подведение итогов занятия.
3.2. Практическое занятие: «Кудрявое облачко»
Зарядка. Физкультминутка «Облака». Чтение художественной литературы. Практическая часть. Подведение итогов занятия.
3.3. Практическое занятие: «Птичка - синичка»
Презентация «Птицы». Физкультминутка «Птички полетели». Практическая часть. Подведение итогов занятия.
3.4. Практическое занятие: «Цветы»
Рассматривание открыток, календарей с изображением цветов. Сюр-призный момент. Физкультминутка «Цветочная полянка». Пальчиковая гим-настика «Тюльпан». Практическая часть. Чтение стихотворения. Подведение итогов занятия.
3.5. Практическое занятие: «Кошка»
Рассматривание изображений домашних и диких животных. Конструирова-ние образов домашних животных из геометрической мозаики. Физкультми-нутка
«Вот окошко распахнулось». Беседа по содержанию картины «Ферма». Коллективная работа «Кошка». Подведение итогов, выставка детских работ. Диагностика.
Рекомендуемая литература
Основная литература
1. Колдина, Д. Н. Аппликация с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий / Д. Н. Колдина. - М. : Мозаика-Синтез,2016. -410c
2. Гусакова, М. А. Аппликация / М. А. Гусакова. - М. : Просвещение, 2011. - 176 c.2.
3. Доронова, Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольника / Т. Н. Доронова. - М. : Просвещение, 2009г. - 192с.
4. Янушко Е. А. «Аппликация без ножниц. Маленький художник». Мозаика-синтез 2009г.
5. Зайцев В. Б. – М. «Модели для аппликации: Рипол классик, 2012. – 16 с. : ил. - (Детское творчество).
6. Лыкова И. А. «Программа «Цветные ладошки»», М., изд. «Цветной мир», 2014г.
7. Майорова Ю. А. «Мастерим вместе с детьми». Нижний Новгород ЗАО «Издательство «Доброе слово», 2010г.
8. Хоменко В., Никитюк г. «Аппликации, картины и панно из природных материалов»: Книжный Клуб «Клуб семейного досуга»: Белгорол: ООО «Клуб семейного досуга», 2010г -112с : ил.
Дополнительная литература
1. Колдина, Д. Н. Аппликация с детьми 4-5 лет / Д. Н. Колдина. - М. : Мозаика-Синтез, 2010г. - 64с.
2. Земцова, Мария Аппликация из бумаги. Орнаменты, фигурки и сю-жеты. Творческое, логическое и речевое развитие / Мария Земцова. - М. : Фе-никс, 2014. - 443c.
Интернет источники
http://www.wikipedia.ru
www.maam.ru
www.Infourok.ru
www/nsportal/ru
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«НАКЛЕЙ - КА»
№
пП\п Название разделов
Всего
Теория
Практика
Форма аттеста-ции/контроля
1 «Мозаичная апплика-ция» 6 - 6 Диагностическая карта
3 «Накладная апплика-ция» 4 - 4
4 «Обрывная апплика-ция» 5 - 5 Диагностическая карта
Всего: 15 - 15
«ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ УЧЕБНОГО ПЛАНА ДОПОЛНИТЕЛЬ-НОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ» «Наклей – ка»
№
П\п Дата внесения изменений Содержание внесенных из-менений Обоснование внесения кор-ректировки Результат вне-сенных измене-ний
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
обучающихся по дополнительной общеобразовательной программе «Наклей - ка»
Приложение 1
№
№№
ПП\п
Ф. И обучаю-щегося Теоретические знания Практические умения
Виды
аппликации Форма цвет
Величина количество
Свойства бумаги Работа с клеем
бумагой Работа с ножницами Выкладывание целого из частей Действия согласно речевой инструкции техники аппликации
Обрывная ап-пликация Накладная ап-пликация Объёмная ап-пликация
11
22
33
Приложение 2
Оценка уровня усвоения программы
Уровни высокий средний низкий
Количество детей
показатели
3 балла - ребенок правильно отвечает, на вопросы, дает развернутый ответ
2 балла - отвечает на вопросы с помощью педагога
0 баллов - не правильно отвечает на вопросы
3 балла - высокий уровень владения ножницами, бумагой, клеем
2 балла - пользование ножницами, клеем, бумагой с помощью педагога
0 баллов - низкий уровень пользования клеем, ножницами, бумагой.
3 балла - высокий уровень составления композиций
2 балла - составление композиции с помощью педагога
0 баллов - ребенок не может составить композицию
3 балла - владение техниками аппликации
0 баллов - ребенок не владеет техникой аппликации
Календарно – тематический план
дополнительной общеразвивающей образовательной программы
«Наклей - ка»
№
П\п Тема занятия Всего Теоретиче-ские
занятия Практические
Занятия
1 Мозаичная аппликация 6 - 6
1.1 «Яблочко» 1 - 1
1.2 «Листик» 1 - 1
1.3 «Бабочка» 1 - 1
1.4 «Ягодка» 1 - 1
1.5 «Грибок» 1 - 1
1.6 «Гусеничка» 1 - 1
2 Накладная аппликация 4 - 4
2.1 «Солнышко» 1 - 1
2.2 «Цветочки» 1 - 1
2.3 «Совушка» 1 - 1
2.4 «Лев» 1 - 1
3 Обрывная аппликация 5 - 5
3.1 «Осень в гости к нам пришла» 1 - 1
3.2 «Кудрявое облачко» 1 - 1
3.3 «Птичка - синичка» 1 - 1
3.4 «Цветы» 1 - 1
3.5 «Кошка» 1 1
ИТОГО 15 - 15