Татьяна Попова
Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста «Волшебный мир театра»
▼ Скачать + Заказать документы
Направленность: художественно- эстетическая.
Уровень программы : ознакомительный.
Возраст детей 5-7 лет.
Автор: педагог дополнительного образования
Попова Татьяна Михайловна.
Пояснительная записка.
Законодательная база, регламентирующая работу по организации дополнительного образования по программе дополнительного образования «Волшебный мир театра».
Темочки:
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Театр. Кружковая работа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театральные студии и кружки для детей. Планы, программы
- Темочки
• Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (Ст. 9. Закона «Об образовании» констатирует, что программы ДОО делятся на основные и дополнительные;
Ст. 14. п. 6 Закона «Об образовании» разрешает реализацию дополнительной программы); Конвенция о правах ребёнка от 15.09.1990г.
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2 013г № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»
• Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан ПиН 2.4.1. 3049-13
• Инструктивно – методическое письмо МО РФ «О гигиенических требованиях и максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организационных формах обучения» №65/23 – 16 от 14.03.2000г.
Программа имеет художественно-эстетическую направленность.
В работах психологов и педагогов, посвященных выявлению возможностей развития творческих способностей детей дошкольного возраста, выделяется особая роль театрализованной деятельности. Это обусловлено ее родством с театром - синтетическим видом искусства, соединяющий в себе слово, образ, музыку, танец, изобразительную деятельность (Л. С. Выготский, Б. М. Теплов, Д. В. Менджерицкая, Л. В. Артемова, Е. Л. Трусова, Р. И. Жуковская, Н. С. Карпинская и др.)
Значение и специфика театрального искусства заключаются в одномоментности сопереживания, познавательности, эмоциональности, коммуникативности, живом воздействии художественного образа на личность. Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:
• художественным образованием и воспитанием детей;
• формированием эстетического вкуса;
• нравственным воспитанием;
• развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения);
• воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);
• созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.
Театрализованная деятельность дошкольников базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка, при этом учитывается психологическая комфортность, которая предполагает:
1) снятие, по возможности, всех стрессообразуюших факторов;
2) раскрепощенность, стимулирующую развитие духовного потенциала и
творческой активности;
3) развитие реальных мотивов:
а) игра и обучение не должны быть из-под палки;
б) внутренние, личностные мотивы должны преобладать над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого;
в) внутренние мотивы должны обязательно включать мотивацию успешности, продвижения вперед («У тебя обязательно получится»).
Театральная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.
Актуальность программы.
Театр - коллективное искусство. Дети приобретают опыт взаимодействия с большими и малыми социальными группами, учатся согласовывать свои действия с действиями других членов группы, т. е. приобретают навыки коллективного творчества.
Новизна данной программы :
Новизна данной программы заключается в том, что созданы условия, обеспечивающие полноценное художественно-творческое и творческо-эстетическое развитие дошкольников, а также в развитии речи и умении владеть собой перед аудиторией (публикой, что очень ценно в будущей школьной жизни ребенка.
Сценарии для драматизаций сказок, игры, этюды, соответствуют единой теме и нацелены на развитие свободного общения с детьми и взрослыми, а также на развитие устной речи детей.
Театрализованные игры включают в себя беседы по тематике, знакомство детей с культурным наследием и приобщают детей к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Педагогическая целесообразность.
Почти все программы по театральному искусству направлены на начальные этапы освоения актерской профессии. Уроки актерского мастерства используются как наиболее эффективная форма общего эстетического развития ребенка, без учёта развития и воспитания его нравственных качеств.. Данная программа основной акцент делает именно на развитие и формирование средствами театрального искусства определенных духовно-нравственных качеств в воспитании детей.
Все упражнения, этюды, выбор тем для практических занятий, беседы, экскурсии, творческие поездки, просмотр спектаклей – все перечисленное подчинено одному: полезно ли это ребенку, не навредит ли ему. Задача театральных занятий – подготовить почву, сделать ее достаточно восприимчивой, чтобы упавшее зернышко добра в будущем дало свои плоды - чем раньше, тем лучше.
Структура программы.
В программе выделено два типа задач.
Первый тип –это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей ребенка средствами детского театра.
Второй тип – это образовательные задачи, которые связаны
непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений,
необходимых для участия в детском театре. 70% содержания планирования
направлено на активную двигательную деятельность учащихся. Это: репетиции,
показ спектаклей, подготовка костюмов, посещение театров. Остальное время
распределено на проведение тематических бесед, заучивание текстов, репетиции.
Программа строится на следующих концептуальных принципах:
Принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой либо
сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я концепции» и
признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.
Принцип динамики. Предоставить ребёнку возможность активного поиска и
освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности,
заниматься тем, что нравиться.
Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.
Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей дошкольника без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.
Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные
иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи.
Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и
Последовательность осуществляется как в проведении занятий, так и в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.
Формы и режим занятий.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятий определена на основе требований СанПиН:
с детьми старшего дошкольного возраста - не более 25- 30 минут.
Перспективное планирование на учебный год.
Тема: "Что такое театр?"
1. Формировать у детей чувство уверенности в новой обстановке.
2. Выявить знания детей театральной терминологии ("театр", "занавес", "реквизит", "режиссер", "мизансцена").
3. Способствовать возникновению дружеских взаимоотношений.
Содержание.
1. Беседа – диалог о существующих видах театра.
2. Игра «Что означает слово?»
3. Артикуляционная гимнастика (сб. «тетр. д/ть в д/с стр. 21)
Тема: "Попробуем измениться"
1. Создать эмоционально благоприятную атмосферу для дружеских взаимоотношений.
2. Развивать способность понимать собеседника.
3. Закрепить знания детей о понятиях «мимика», «жест».
4. Упр/ть детей в изображении героев с помощью мимики, жестов.
Содержание.
1. Игра «Назови ласково соседа»
2. Вопросы к детям.
3. Творческое задание.
4. Пантомимические загадки и упражнения
Тема: "Ритмопластика"
1. Развивать память, воображение детей.
2. Разучивание упражнения для контролирования и правильного выполнения движений, для координирования речи и движений.
Содержание.
1. Беседа о театрализованной игре.
2. Игра "Угадай, что я делаю?"
3. Танец «Мы пойдём налево».
Тема: "Театральные игры".
Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции, память.
Уточнять сведения об основных средствах выразительности.
Содержание.
1. Игра "Веселые обезьянки".
2. Игра "Поварята".
Игра "Веселые обезьянки".
Тема: "Действия с воображаемыми предметами".
1. Способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел; учить действовать на сцене согласованно.
Содержание.
1. Беседа на тему "Действия с воображаемыми предметами".
2. Игра "Что мы делаем, не скажем, но зато покажем".
Тема: "Игра на действие с воображаемыми предметами"
Способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел.
Учить действовать на сцене согласованно.
Содержание.
1. Упражнение со штангой.
2. Игра "День рождения".
Тема: "Разыгрывание этюдов"
1. Познакомить детей с понятием "этюд"; развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.
1. Беседа на тему "Что такое этюд?"
2. Работа над этюдами "Покупка театрального билета", "Утешение".
3. Работа над скороговорками.
«Расскажите про покупки».
Тема: "Разыгрывание этюдов"
1. Учить детей действовать в условиях вымысла, общаться и реагировать на поведение друг друга. 1. Разыгрывание этюдов на основные эмоции: радость, гнев, грусть, удивление, страх, отвращение.
Тема: " Раз, два, три, четыре, пять- вы хотите поиграть?"
1. Развивать фантазию, творчество в процессе придумывания диалога к сказке.
2. Учить проявлять свою индивидуальность и неповторимость.
3. Активизировать использование в речи детей понятий «мимика», «жест».
Содержание.
1. Игра «Театральная разминка»
2. Конкурс на лучшую драматизацию сказки «Репка».
3. Чтение сказки «Заяц портной», распределение ролей, прослушивание муз. примеров к сказке.
Тема: "Игровой урок".
1. Развиватьу детей выразительность жестов, мимики, голоса.
2. Активизировать словарь детей, закрепляя умение пользоваться понятиями «жест», «мимика».
3. Поддерживать стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя движение, позу, мимику, жест, речевую интонацию.
1. Сюрпризный момент.
2. Игры на выразительность жестов, мимики, голоса.
3. Разучивание диалогов персонажей из сказки «Заяц портной».
Играем пальчиками
1. Учить характерной передаче образов движениями рук, пальцев.
2. Закреплять в речи детей понятие «пантомима».
3. Совершенствовать память, внимание, мышление, воображение, восприятие детей. Формировать у детей чувства сотрудничества и взаимопомощи
1. Повторение и закрепление понятия «пантомима»
2. Игровые упражнения с помощью пальчиков.
3. Игра-инсценировка с помощью пальчиков.
4. Продолжать учить текст сказки «Заяц портной» с использованием муз. сопровождения.
Тема: " Репетиция сказки «Заяц портной»".
Развивать умение детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию.
Развивать у детей интонационную выразительность, общение детей.
1. Упражнение на ритмопластику "Медведи в клетке".
2. Репетиция сказки «Заяц портной»
Тема: "Театральная игра"
1. Развивать зрительную и слуховую память, внимание, координацию движений, чувство ритма.
1. Беседа о спектакле «Заяц портной».
2. Работа по технике речи: упражнения на дыхание и дикцию, игра "Японская машинка".
Тема: " Репетиция сказки"
1. Продолжать работу над эпизодами сказки. 2. Совершенствовать внимание, память, фантазию, воображение детей. 1. Упражнения на дыхание, артикуляционная гимнастика, работа над голосом.
Упражнение на речевое дыхание "Свеча".
Упражнение "Прыгуны".
Тема: " Ритмопластика".
1. Учить детей произвольно реагировать на музыкальный сигнал.
2. Развивать умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение музыки.
1. Беседа о театре.
2. Игры на развитие двигательных способностей "Снеговик", "Баба Яга".
3. Танец «Мы пойдём налево».
Тема: " Репетиция спектакля"
1. Работа над техникой речи. Скороговорки.
2. Репетиция спектакля
3. Довести до детей исполнителей ролей их актёрские задачи.
1. Работа над техникой речи. Скороговорки.
2. Репетиция эпизодов спектакля.
Тема: "Репетиция сказки «Заяц портной»".
Репетировать спектакль с использованием музыки, света, костюмов, реквизита, декорации. Обращать внимание детей на правильное произношение слов в диалогах.
Театральная игра "Одно и то же по-разному"
Развивать воображение, фантазию детей.
1. Игра «Одно и то же по-разному».
2. Игра «Превращение предмета».
Тема: " Генеральная репетиция спектакля. "
Провести генеральную репетицию: отработать слаженную работу всех персонажей спектакля (расстановка детей на сцене, порядок движения, дикция, работа с залом, использование музыкального сопровождения спектакля). Продолжать учить создавать выразительный образ персонажа.
1. Развивать умение взаимодействовать в коллективе.
2. Развивать умение импровизировать в возникающих нестандартных ситуациях.
3. Воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.
Тема: " Спектакль"
«Заяц портной» Творческий отчет по театральной деятельности : показ спектакля «Заяц портной» своим сверстникам и родителям.
1. Переодевание детей в костюмы героев.
2. Встреча зрителей (детей младшей группы).
3. Показ спектакля «Заяц портной».
4. Фотографирование зрителей с исполнителями ролей героев сказки.
5. Подведение итога спектакля.
Тема: "Культура и техника речи"
Развивать воображение, пополнять словарный запас, активизировать ассоциативное мышление детей.
1. Творческие игры со словом "Сочини сказку", "Ручной мяч".
2. Игры со скороговорками.
Игра "Сочини сказку".
Ритмопластика
Развивать чувство ритма, координацию движений; умение согласовывать действия друг с другом.
1. Упражнение "Ритмический этюд".
2. Игра "Считалочка".
Тема: "Театральная игра"
Учить детей свободно перемещаться в пространстве, координировать свои действия с товарищами.
1. Упражнение с предметами.
2. Упражнение со стульями.
3. Игра "Руки-ноги".
Тема: "Чтение пьесы «Теремок»".
Прочитать и обсудить пьесу "Теремок".
1. Беседа о творчестве С. Я. Маршака.
2. Чтение пьесы С. Я. Маршака «Теремок».
Тема: "Обсуждение пьесы «Теремок»"
Учить детей высказывать свое мнение о прочитанной пьесе (книге, увиденном спектакле.
1. Беседа о прочитанной пьесе С. Я. Маршака «Теремок».
2. Деление пьесы на эпизоды.
3. Импровизация сказки «Теремок».
Тема: "Работа над эпизодами пьесы «Теремок»".
Работать с импровизированным текстом эпизодов пьесы "Теремок"; развивать воображение, память, фантазию.
1. Упражнения на артикуляцию гласных и согласных.
2. Работа над скороговорками.
3. Репетиция эпизодов пьесы "Теремок" с импровизированным текстом.
Дети в творческом полукруге. Проводится артикуляционная гимнастика.
Работа над четким произношением слов с использованием вопросительной и утвердительной интонаций.
Тема: "Репетиция эпизода пьесы"
«Теремок» Работать с импровизированным текстом эпизода пьесы "Теремок". Развивать воображение, память, фантазию, внимание детей.
1. Работа над техникой речи (дыхание, дикция).
2. Репетиция I эпизода "Это что за теремок?".
Дети в творческом полукруге. Упражнение на дыхание "Насос". Упражнения на дикцию
Тема: " Театральная игра"
Учить детей свободно перемещаться в пространстве, координировать свои действия с товарищами
1. Упражнение с предметами.
2. Упражнение со стульями.
3. Игра "Руки-ноги".
Тема: "Культура и техника речи"
Совершенствовать четкость произношения (дыхание, артикуляция, дикция, интонация).
1. Упражнение на опору дыхания "Эхо".
2. Игра "Птичий двор".
3. Упражнение "Гудок".
Упражнение "Эхо".
Тема: " Ритмопластика"
Развивать чувство ритма, координацию движений; умение согласовывать действия друг с другом.
1. Упражнение "Ритмический этюд".
2. Игра "Считалочка".
Тема: "Репетиция эпизодов пьесы "Теремок"."
Продолжать работу над сценическим воплощением пьесы "Теремок"; развивать воображение, фантазию, память детей. Продолжать работу над сценическим воплощением пьесы "Теремок"; развивать воображение, фантазию, память детей.
Репетиция пьесы "Теремок"
Продолжать работу над сценическим воплощением пьесы "Теремок"; развивать воображение, фантазию, память детей.
1. Репетиция III эпизода "Веселее жить втроем".
2. Репетиция II эпизода "Веселее жить вдвоем".
3. Репетиция I эпизода "Это что за теремок?"
Тема: " Театральная игра "Метелица"
Учить детей ориентироваться в окружающей обстановке, развивать внимание и наблюдательность, музыкальную память, умение верно интонировать мелодию и действовать с воображаемыми предметами.
1. Игра "Метелица".
Культура и техника речи
Продолжать совершенствовать речевой аппарат; учить детей пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, удивленно, сердито.
1. Упражнение на дыхание "Спать хочется".
2. Упражнение на гласные и согласные "Шутка".
3. Работа над пословицами и поговорками.
Тема: " Ритмопластика"
Развивать чувство ритма, координацию движений, пластическую выразительность и музыкальность. 1. Разминочные упражнения.
2. Упражнения на внимание и координацию.
3. Речедвигательная координация.
Тема: "Репетиция пьесы "Теремок""
Развивать внимание, воображение, память, совершенствовать общение. 1. Беседа по предстоящей репетиции эпизода IV "Жить мы будем вчетвером".
2. Репетиция IV и V эпизодов.
3. Упражнения на дыхание "Насос", "Свеча".
Культура и техника речи
Пополнять словарный запас, развивать образное мышление детей.
1. Игра "Ворона", работа над звуками рис. Упражнение на дыхание.
2. Работа над стихотворением "Веселые чижи".
Тема: "Ритмопластика"
Развивать чувство ритма, координацию движений, пластическую выразительность и музыкальность.
1. Разминочные упражнения.
2. Упражнение на внимание и координацию.
3. Речедвигательная координация.
4. Игра на двигательные способности "Зернышко".
Тема: "Репетиция пьесы "Теремок""
Совершенствовать элементы актерской игры, память, внимание, фантазию, общение ("если бы") в предлагаемых обстоятельствах.
1. Беседа об VI эпизоде "Может, как-нибудь вдвоем мы ворота отопрем".
2. Репетиция на импровизированном тексте эпизода.
Ритмопластика
Развивать гибкость, подвижность кистей, пальцев и рук.
1. Беседа на тему "Руки – главный орган движения с точки зрения физической выразительности актера в роли".
2. Упражнения для рук "Волна", "Плавники".
Репетиция пьесы "Теремок"
Разучивать поэтический текст пьесы; добиваться общения героев.
1. Разучивание VII эпизода "Где ворота? Подавайте их сюда!" и его репетиция.
2. Беседа о VIII эпизоде "Петуха я утащу".
Тема: "Репетиция пьесы "Теремок""
Совершенствовать память, внимание детей.
1. Разучивание поэтического текста VII эпизода "Где ворота? Подавайте их сюда!"
2. Беседа о VIII эпизоде "Петуха я утащу!"
Сводная репетиция пьесы "Теремок"
Дать всем детям возможность поиграть в сказку "Теремок". Репетиция спектакля с VI эпизода "Это что за Теремок?" до IX эпизода.
Репетиция пьесы "Теремок"
Продолжать работу над эпизодами сказки. Совершенствовать чувство правды и веры в предлагаемые обстоятельства.
1. Разучивание текста IX эпизода "Погоня за Лисой!"
2. Репетиция X эпизода "Оттого, что простоват!" с импровизированным текстом.
3. Похвалить ребят и отметить наиболее удачные и интересные моменты в эпизодах спектакля.
Тема: "Репетиция пьесы "Теремок"
Совершенствовать интонацию, развивать память детей. 1. Разучивание текста IX эпизода "Погоня за Лисой!"
2. Репетиция X эпизода "Оттого, что простоват!" с импровизированным текстом.
Тема: "Репетиция финала пьесы "Теремок"
Провести репетицию, используя все выразительные средства спектакля (декорация, музыка, костюмы, свет, реквизит, бутафория).
Отрабатывать коллективный танец.
1. Репетиция финала спектакля "Теремок".
2. Отработка танцевальных движений номера "Пляска друзей".
Тема: "Премьера спектакля "Теремок"
Дать детям понятие, что театральное искусство коллективно, что от внимания и ответственности каждого исполнителя зависит успех спектакля.
Показ спектакля – заключительный этап работы над спектаклем.
Тема: " Знакомство с перчаточной куклой. "
Познакомить детей с ширмой, перчаточными куклами и некоторыми приёмами руководства куклой (движение по ширме, манипуляции руками, головой, уход с ширмы). 1. Разминка – пальчиковая игра.
2. Показ кукол бн-ба-бо и основных приёмов руководства.
3. Работа каждого ребёнка с куклой на местах и за ширмой.
Тема: "Беседа о дружбе".
Познакомить детей с текстом сказки «Как собака себе друга искала».
Рассмотреть героев спектакля. Чтение сценария кукольного спектакля «Как собака себе друга искала».
Тема: "Распределение ролей по пьесе «Как собака себе друга искала».
Вызвать желание участвовать в представлении.
1. Упражнения на изменение голоса, распределение ролей.
2. Вспомнить героев сказки в порядке их появления.
3. Дать детям поводить куклу по ширме.
Тема: " Репетиция пьесы «Как собака себе друга искала».
Разбить пьесу на картины.
Работать над каждой картиной отдельно.
Разучивание слов, изображая животное в характерной интонацией.
Учить изображать куклой походку героев.
Тема: "Показ спектакля".
«Как собака себе друга искала». Показать спектакль игрушкам, затем детям младших групп.
Творческий отчет по театральной деятельности.
Тема: " Театральная игра "Цирковое представление"
Создать условия для организации цирковых номеров.
Дать понятие о том, что такое «цирковой номер».
1. Цирковой номер "Штангисты-тяжеловесы".
2. Цирковой номер "Гири".
Для работы над номерами "Штангисты-тяжеловесы" и "Гиревик" педагог изготавливает бутафорские большие гирю и штангу.
3.»Цирковые собачки».
Тема: "Театрализованная игра «Цирк зверей»
Пополнять словарный запас детей; воспитывать умение вежливо общаться, действовать с воображаемыми предметами. Совершенствовать память, воображение.
1. Упражнение «Вкусные слова».
2. Театрализованная игра «Цирк зверей».
Тема: "Театрализованная игра «Цирк зверей»
Продолжать работу над дыханием, артикуляцией и голосом. Закреплять в игре элементы актерского мастерства, память, воображение.
1. Упражнение на дыхание, артикуляцию и голос.
2. Игра «Дрессированные обезьяны».
Тема: "Театрализованная игра «Цирк зверей»
Совершенствовать пластическую выразительность, закреплять элементы актерского мастерства.
1. Игра на развитие актерского мастерства «Пальма».
2. Театрализованная игра «Дрессированные медведи и зайчики».
Тема: "Театрализованная игра «Цирк зверей»
Знакомить детей с основами театральной культуры; прививать любовь к животным.
1. Беседа о номерах театрализованной игры «Цирк зверей».
2. Работа над номерами «Дрессированные собачки», «Дрессированные обезьянки», «Дрессированные медведи».
Тема: " Театрализованная игра «Цирк зверей".
Прививать детям любовь к животным.
Учить средствами театральной деятельности рассказывать о жизни и возможностях животных.
1. Повторение значений слов «номер», «трюк».
2. Работа над номерами «Дрессированные зайчики», «Дрессированные кошки», «Дрессированный попугай».
Тема: " Концерт «Цирк зверей»".
1. Прививать детям любовь к животным.
2. Учить средствами театральной деятельности рассказывать о жизни и возможностях животных
3. Дать детям возможность выступить на сцене перед ребятами других групп. Выступление перед зрителями: родителями и детьми других групп.
Список литературы.
1. Куцокова Л. В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка-дошкольника : развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. М., 2003.
2. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. М., 2001.
3. Мерзлякова С. И. Волшебный мир театра. М., 2002.
4. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. М., 1999.
5. Петрова Т. И., Сергеева Е. А., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.
6. Хрестоматия по детской литературе. М., 1996.
7. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М., 2004.
8. Эмоциональное развитие дошкольника. М., 1985.
9. "Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-6 лет" Щеткин Анатолий Васильевич, Издательство: Мозаика-Синтез, 2007 год.
10. Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г.
Куклы и дети: кукольный театр и театрализованные игры
для детей от 3 до 5 лет. Год издания: 2012