Наталья Плотникова
Программа дополнительного образования по экспериментированию для детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Программа дополнительного образования детей 5-7 лет «В мире поиска»
Пояснительная записка
Актуальность
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Публикация «Программа дополнительного образования по экспериментированию для детей 5–7 лет» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребенок – дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Дети с удовольствием «превращаются» в ученых и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Знания, полученные во время проведения опытов, запомнятся надолго.
Старший дошкольный возраст – самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно с взрослым под его тактичным руководством.
Усвоение системы научных понятий, приобретение экспериментальных способов познания окружающей действительности позволит ребенку стать субъектом учения, научиться учиться, что является одним из аспектов подготовки к школе, позволяет развить интеллектуальную активность, познавательную культуру и ценностное отношение к реальному миру.
Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накоплением фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).
Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.
Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Всё это придаёт математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию.
Цель: Познание окружающего мира посредством поисково-познавательной деятельности.
Задачи:
- формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
-развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, моделей);
-расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
-поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
Особенности программы:
• Возраст детей: 5-7 лет
• Срок реализации: 1 год
• Форма занятий: подгрупповая
• Режим занятий: 2раза в месяц
• Продолжительность: 30 мин.
Перспективный план работы
Сентябрь
1 «Зачем человеку глаза»; «Есть ли у глаз помощники»; «Что я вижу одним глазом» Цель: Определить, зачем человеку глаза; определить помощников глаз; определить качество зрения при использовании обоих глаз
2 «Черное и белое»; «Радуга» Цель: Дать представление о том, как цветовая гамма реагирует на солнечные лучи; научить создавать иллюзию природного явления - радуги
3 «Что в пакете?»; «Надувание мыльных пузырей»; «Пузыри-спасатели» Цель: Дать представление о том, что воздух имеет вес; сформировать понимание того, как образуются мыльные пузыри; дать представление, что вода содержит воздух
4 «Подводная лодка»; «Сухой из воды» Цель: Сформировать представление о том, что воздух занимает место; развивать смекалку
Октябрь
1 «Воздух»; «Взвешиваем воздух»; Цель: Закрепить представление детей о том, что воздух имеет вес и занимает место в пространстве.
2 «Притягивание одних предметов через другие»; «Воздушный шар»; «Волшебная тарелка» Цель: Сформировать представление детей о действии магнита и влиянии на него некоторых веществ; сформировать представление об электризации; познаковить с влиянием магнита друг на друга
3 «Радуга»; «Опыты с пресной и соленой водой»; «Яйцо утонет или всплывет?» Цель: Познакомить детей с новым способом получения радуги в помещении;
дать представление о свойствах пресной и соленой воды
4 «Вулкан»;«Самонадувающиеся шарики» Цель: Познакомить с веществами: содой и уксусом; систематтизировать знания детей о вулкане
Ноябрь
1 «Огнеупорный шарик»; «Зажженная спичка» Цель: Показать воздействие огня на некоторые предметы; закрепить правила обращения с огнем
2 «Карандаши»; «Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него» Цель: Формировать любознательность; научить видеть обратные стороны привычных вещей
3 «Как достать монету из воды, не замочив рук»; «Чудесные спички»; «Секретное письмо»; Цель: Показать влияние огня на некоторые вещества;
развивать мышление, мекалку; показать влияние воды на сухую древесину
4 «Куда делись чернила?»; «Очищаем воду»; «Разбегающиеся зубочистки» Цель: Познакомить со способами очистки воды; показать влияние на воду некоторых веществ
Декабрь
1 «В почве есть воздух»; «Песок хорошо пропускает воду, глина плохо пропускает воду»; «Что легче песок или глина» Цель: Познакомить детей со свойствами песка и глины; показать, что в почве есть воздух.
2 «Яйцеглотатель»; «Холодная вода тяжелее, чем теплая»; «Разноцветная радуга из воды» Цель: Показать влияние на огонь недостатка кислорода;
показать детям, что вода имеет разную плотность
3 «Притягиваются – не притягиваются»; «Как достать скрепку из воды, не замочив рук»; «Железные шарики» Цель: Закрепить знания детей о свойствах магнита; объяснить что не все материалы «взаимодействуют с магнитом»
4 «Носарий»; «Вкус и запах»; «Вкусовые зоны языка» Цель: Познакомить детей с органами обоняние и вкуса; сформировать представление о том, как они связаны между собой
Январь
1 «Помощница вода»; «Умная галка»; Цель: Развивать умение логически мыслить; показать влияние воды на положение вещей в емкости
2 «Серебристое яйцо»; «Лавовая лампа» Цель: Показать влияние воды на продукты горения; сформировать представление о том, что разные жидкости имеют разную плотность
3 «Твердые - жидкие»; «Вкусный опыт» Цель: Дать представление о том, что некоторые твердые вещества при воздействии тепла принимают жидкое состояние.
Февраль
1 «Наживка для льда»; "Соломинка - пипетка» Цель: Показать воздействие соли на лед; показать способ переноса воды из одной емкости в другую
2 «Мир бумаги»; «Мир ткани» Цель: Познакомить со свойствами бумаги; познакомить со свойствами различных тканей
3 «Мир пластмасс»; «Мир стекла» Цель: Познакомить со свойствами пластмассы; познакомить со свойствами стекла
4 «Лизун»; «Танец капли» Цель: Закрепить знания детей о том, что разные жидкости имеют разную плотность; дать представление о том, что игрушку можно сделать своими руками
Март
1 «Разноцветные шарики»; «Три цвета» Цель: Развивать творческую сторону личности ребенка; формировать стремление к любознательности
2 «Какая бывает вода»; «Звенящая вода» Цель: Закрепить знания детей о свойствах воды; показать влияние воды на звук емкости, в которую она налита
3 «Рукам своим не верю»; «Кто взял конфеты» Цель: Сформировать представление об осязании; сформировать представление о том, что каждый человек имеет неповторимый узор пальцев рук
4 «Свеча в банке»; «Как задуть свечу из воронки» Цель: Развивать смекалку детей; формировать стремление к новым знаниям
Апрель
1 «Упрямый воздух»; «Есть у воздуха сила?» Цель: Дать представление о свойствах воздуха;
2 «Рисуем солью»; «Утопи и съешь» Цель: Развивать творческие способности детей; показать детям, что кожура фруктов содержит воздух Апрель
3 «Живые дрожжи»; «Рисуем солью 2» Цель: Продолжать формировать творческие способности детей; познакомить детей с продуктом - дрожжи
4 «Вода- растворитель»; «Цветное молоко» Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами воды; формировать умение творить с разными материалами
Май
1 «Солнечные зайчики»; Цель: Познакомить детей со свойствами солнечного света и способностям некоторых предметов его отражать
2 «Фонтан из кока-колы»; «Фонтанчики» Цель: Показать детям, что не все вкусное – полезно! Научить детей из подручных средств делать фонтанчики
3 «Можно ли склеить бумагу водой?»; «Цветы Лотоса» Цель: Закрепить знания детей о влиянии вода на бумагу