Люба Кулик
Программа дополнительного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 47 х. Прикубанского
Славянского района Краснодарского края
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Кружка «Мой край родной»
Разработчик:
воспитатель Кулик Любовь Владимировна.
2021год
Содержание:
1. Целевой раздел…. 3
1.1. Пояснительная записка…. 3
1.2. Цели и задачи Программы…. 3
1.3. Срок реализации Программы….3
2. Содержательный раздел…4
Публикация «Программа дополнительного образования» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
2.1. Принципы и подходы к формированию Программы…. 4
2.2. Планируемые результаты освоения Программы….5
2.3. Взаимодействие с семьями воспитанников …5
2.4. Формы, способы, методы и средства реализации Программы. 5
2.5. Календарно-тематический план…5
3. Организационный раздел…7
3.1. Условия реализации программы…7
3.2. Материально – техническое обеспечение программы…7
3.3. Список используемой литературы….7
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Актуальность, новизна, оригинальность программы
В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к культуре и традициям русского народа, к традициям своей семьи, родной стране, воспитания основ гражданственности. Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной составляющей опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека - дошкольного образования.
Дошкольный возраст - благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно - патриотических чувств. ФГОС рассматривает учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве. И, прежде всего, необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того место, где ты родился и живешь.
Наравне с другими компонентами правомерно включить в содержание воспитания патриота гражданина такие составляющие, как любовь к родине, к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины, проявление познавательного интереса к знаниям о ней. При этом географические и природные особенности, местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество являются для дошкольников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей малой родине, развитие интереса к разным сторонам жизни родного края. Все это делает актуальным краеведческую работу в дошкольном образовательном учреждении.
1.2. Цели и задачи программы :
Цель:
- воспитание в детях чувства патриотизма через ознакомление с историей и традициями родного края;
- развитие интереса к изучению окружающего мира.
Задачи:
В области образования :
- расширение и углубление знаний воспитанников по краеведению, достопримечательностях города, социальным навыкам;
- развитие интеллекта ребенка, формирование наглядно-образного мышления, повышение качеств духовно-нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения;
- знакомство с проблемами экологии и охраны природы, охраны памятников истории, культуры.
В области воспитания:
- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу;
- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
- формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;
- воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.)
1.3. Срок реализации программы
Программа составлена по возрастной группы. Срок реализации программы 1 года. Она охватывает один возраст детей: средняя группа (4-5 лет).
Продолжительность занятия в средней группе – 20 минут;
Форма проведения занятия: групповое.
2. Содержательный отдел
2.1. Принципы и подходы к формированию программы
Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:
-“позитивный центризм” (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
-непрерывность и преемственность педагогического процесса;
-дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
-рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
-деятельностный подход, развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Представление о малой родине является содержательной основой для осуществления разнообразной детской деятельности. Поэтому данное содержание может успешно интегрироваться практически со всеми образовательными областями и состоять в следующем:
«Социально-коммуникативное развитие» (региональный компонент) :
– Знакомство с хозяйственно-бытовыми традициями русского народа, обустройство дома.
– Знакомство с символами России, традициями и обычаями, рассказы о воинах-защитниках Отечества, героях России
– Рассказы, беседы о земледелии, скотоводстве, промыслах (охота, рыболовство, знакомство с предметами обихода.
Развивать у дошкольников:
представления о родном крае как части России; об улицах, районах своего города (села); о достопримечательностях родного города (села) : культурных учреждениях, памятниках зодчества, архитектуре, истории;
• символике своего города (герб, гимн); о знаменитых людях своего края;
• представления о традициях
«Познавательное развитие» (региональный компонент) :
• представления о родном крае как части России; об улицах, районах своего города; о достопримечательностях родного города: культурных учреждениях, памятниках зодчества, архитектуре, истории; о символике своего города (герб, гимн); о знаменитых людях своего края;
• представления о традициях;
• представления о продукции, выпускаемой на предприятиях родного города;
«Речевое развитие» (Региональный компонент) :
• Формировать речевое общение у дошкольников посредством знакомства с произведениями детских писателей.
• Познакомить с региональным литературным наследием: сказки, стихи и рассказы
• Воспитывать у детей интерес к истории создания легенд, сказок, фольклора.
«Художественно-эстетическое развитие» (Региональный компонент)
– Знакомство с русскими узорами, орнаментами, знакомство с творчеством художников России.
– Знакомство с российскими праздниками, беседы о русских композиторах, слушание русской народной музыки, песен, колыбельных, русские музыкальные инструменты, танцы русского народа.
«Физическое развитие» (Региональный компонент) :
Развивать интерес к физической культуре и спорту.
Продолжать знакомить с традиционными спортивными играми ( подвижные казачьи игры: «Чижик», «Вкруг», «Ящерица», «Коршун и наседка» (казачьи). Креативные игры; игры с элементами театрализации, инсценирования: «Казачье подворье», «Казачья свадьба», «Ой, где ж ты была», «Казачьему роду – нет переводу»).
Воспитывать интерес к народным играм России, мира, современным подвижным игра
2.2. Планируемые результаты освоения программы
Результаты освоения программы сформулированы в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения освоения программы.
2.3. Работа с семьей
Важным условием эффективной реализации краеведческого образования дошкольников является тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним. Семья – это источник, дающий силу для духовного развития ребенка, помогающий ему адаптироваться в обществе, найти себя в жизни. Для успешного вхождения ребенка в мир социальных отношений необходимо интегрировать усилия детского сада и семьи в этом направлении и значительно повысить роль семьи как проводника социализации.
В детском саду реализуются разнообразные формы сотрудничества с семьей: анкетирование, родительские собрания, консультации, оформление стендовой информации, совместные праздники, выпуск буклетов, листовок, выставки народно-прикладного творчества, совместные акции и т. д. Родители в свою очередь помогают собирать экспонаты для уголков, предоставляют фотоматериалы, оформляют развивающую среду являются активными участниками конкурсов и выставок, проводимых в детском саду.
2.4. Формы, способы, методы и средства реализации программы
День недели Форма работы
Четверг Объяснение.
Наблюдение.
Развивающие. Игры.
Проблемные ситуации.
Наблюдение.
Беседа.
Игры (дидактические, подвижные).
Тематическая прогулка.
Экскурсии.
Опыты.
Продуктивная деятельность.
Чтение литературы.
Игры-экспериментирования.
Совместная театрализованная деятельность.
2.5. Календарно-тематический план
Месяц Содержание Задачи
Сентябрь Блок «Родной край. Родной хуторок» -формировать представление о Краснодарском крае, о городах края, о станице, как о своей малой Родине;
-познакомить с символикой края, района, хутора, с гимном Краснодарского края, Славянского района;
Праздники и традиции: 1 сентября- «День знаний»,
27 сентября- «День воспитателя»
Октябрь Блок «Моя семья» -обогащать первоначальные представления о себе, членах семьи
Праздники и традиции: 4 октября – «День города Славянск – на Кубани»
23 октября- Осенены
Ноябрь Блок «Труд людей на Кубани» -формировать знания и представления детей о труде взрослых: работников почты, поликлиники, труде хлеборобов, полеводов, садоводов;
- формировать знания детей о профессиях сотрудников детского сада.
Праздники и традиции: 3 ноября «День независимости» (4ноября)
26 ноября «День Матери»
Декабрь Блок «Кубанские подвижные игры» -формировать знания о казачьих подвижных играх;
-формировать интерес к казачьим играм;
-развивать внимание и двигательную активность;
-воспитывать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.
Праздники и традиции: 11 декабря «День Конституции» (12декабря)
25 декабря «Новогодние утренники»
Январь Блок «Быт кубанских казаков» -познакомить детей с историческим прошлым Кубани посредством развития представлений об жилище казаков, кубанской одежде, посуде в быту казаков;
- познакомить с первыми средствами передвижения жителей Кубани.
Праздники и традиции: 7 января «Рождество»,
С 7 по 19 января «Святочные колядки»
Февраль Блок «Домашние и дикие птицы, животные Кубани» -продолжать знакомить детей с домашними, дикими животными и птицами, обитающими на Кубани;
-учить детей логически мыслить, разделять птиц, животных на диких и домашних;
-воспитывать бережное отношение к птицам и животным.
Праздники и традиции: 23 февраля «День защитников отечества»
Март Блок «В мире лекарственных растений» -учить детей узнавать и называть лекарственные растения, растущие на участке детского сада;
-формировать знания детей о пользе и применении лекарственных растений края;
-развивать любознательность, логическое мышление;
-воспитывать бережное отношение к природе родного края.
Праздники и традиции: 8 марта «Международный женский день»
8 марта-14 марта «Масленица»
Апрель Блок «Кубанская поэзия» Выставка книг В. Нестеренко (сотрудничество с родителями)
-приобщать детей к творчеству кубанских поэтов через включение произведений в совместную деятельность с детьми.
Праздники и традиции: 1 апреля «Международный день смеха»
12 апреля – «День космонавтики»
Май Блок «Кубань - моя Родина!» -закрепить представления о Краснодарском крае, своей станице, о названиях улиц, о диких и домашних животных Кубани, о лекарственных растениях, о жилище кубанских казаков, о труде людей, живущих на Кубани;
-повторить стихотворения кубанских поэтов.
Праздники и традиции: 1 мая «Праздник мира и труда»
2 мая «Пасха»
9 мая «День победы»
3. Организационный раздел
3.1. Условия реализации программы
- Создание специальной обстановки для успешной социализации ребенка;
- учет уровня развития и воспитанности ребенка, организация воспитательного пространства в соответствии с этим уровнем;
- обогащение содержательной деятельности путем включения культурно-исторического, духовно-нравственного, социально- психологического и других компонентов; - динамичность работы;
- учет возрастных и психолого-физиологических особенностей ребенка; - объединение усилий и координация деятельности семьи, социальных институтов воспитания; совершенствование знаний, умений и навыков речевой культуры;
- становление высоконравственных, этических норм поведения. Реализация Программы в соответствии с ФГОС ДО осуществляется в ходе НОД, в совместной деятельности педагога с детьми, в самостоятельной деятельности детей и предполагает последовательное, систематическое и разностороннее взаимодействие дошкольников с окружающим миром на базе деятельностного подхода и эмоционального восприятия. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, помогают разнообразные формы работы с дошкольниками.
3.2. Материально – техническое обеспечение программы
Материально-технические условия реализации Программы соответствуют требованиям:
- определяемым в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;
- определяемым в соответствии с правилами пожарной безопасности;
- к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
- оснащённости помещений развивающей предметно-пространственной средой;
- к материально-техническому обеспечению программы : учебно-методический комплект, оборудование, оснащение.
3.3. Список используемой литературы
1. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
2. Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф. «Родной край», М. Просвещение, 1990г.
3. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью, -М. 2003.
4. Козлова С. А., «Я – человек». Программа приобщения ребенка к социальному миру. - М. 2012.
5. Рапушняк В. Н. «Родная Кубань», Краснодар ОИПЦ Перспективы Образования 2004г.
6. Маханёва М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие». Издательство: Сфера, 2009г.
7. Шорыгина Т. А. «Наша Родина - Россия», М. Творческий Центр СФЕРА 2013г.