вероника георгиева
Программа дополнительного музыкального образования с детьми старшего дошкольного возраста. Кружок «Музыкальный серпантин«
▼ Скачать + Заказать документы
Программа дополнительного музыкального образования с детьми старшего дошкольного возраста.
Кружок «Музыкальный серпантин"
Музыка объединяет моральную, эмоциональную и эстетическую сферы человека. Музыка - это язык чувств.
(Василий Александрович Сухомлинский)
Публикация «Программа дополнительного музыкального образования с детьми старшего дошкольного возраста, Кружок „Музыкальный серпантин„» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
Музыкальная культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом. Она является, с одной стороны, частью общей культуры, с другой – показателем уровня этой общей культуры. Музыкальную же культуру детей можно рассматривать как специфическую субкультуру определенной социальной группы (дети дошкольного возраста). Соответствующий дошкольному возрасту объём музыкальной культуры общества ребёнок перенимает в детском саду (в большей мере, через средства массовой информации, музыкально-культурные учреждения, в семье (частично).
Давно уже известно, что красивая музыка положительно влияет на ребенка еще в утробе матери. Хорошая музыка помогает психическому, умственному и физическому развитию, успокаивает малыша. Еще Платон и Аристотель проводили исследования о влиянии музыки на ребенка. Великие философы пришли к выводу, что звучание красивой мелодии проявляет в человеке скрытые способности и помогает развитию скрытых талантов. Издавна матери пели детям ласковые колыбельные песни, рассказывали ритмичные потешки.
Результаты исследований современных ученых говорят о том, что прослушивание классической музыки в течение хотя бы 15 минут способствует быстрому развитию речи малыша, координации движения, улучшает память, развивает способности к математике и чтению, активизирует абстрактное мышление.
При общении с искусством у ребенка начинает формироваться художественный вкус, развивается музыкальный слух и творческая активность. Кроме того, у маленького человека уже формируется своя система эстетических ценностей, которая развивает его как личность.
В век компьютерных технологий, когда человечество шагнуло далеко вперед в познании процессов, которые происходят в организме людей под воздействием внешних факторов, многие исследователи задались целью выяснить, как же влияет классическая музыка на создание, подсознание и здоровье детей.
В частности, узбекский ученый Мизакарим Норбеков, известный во всем мире как разработчик нетрадиционных методов лечения различных заболеваний, провел комплексное исследование влияния классической музыки на самочувствие детей, страдающих различными недугами, и пришел к выводу, что звукотерапия во многих случаях может давать гораздо более эффективные результаты, нежели медикаментозное лечение. Свою теорию ученый основывает на исследованиях психики и физиологических особенностей детей, утверждая, что большинство болезней связано с эмоциональным состоянием ребенка. Постоянно испытываемое чувство неудовлетворенности, страх и стрессы, невозможность реализовать свой творческий потенциал приводят к тому, что малыши дошкольного возраста обзаводятся целым букетом «взрослых» болезней.
Музыка влияет на развитие эмоциональной сферы ребенка, помогает привить ему хороший вкус и чувство прекрасного. Особая роль в музыкальном воспитании ребенка отведена классической музыке. Классические мелодии отличаются гармонией, благородством интонации и богатством оттенков.
Классическую музыку нужно учиться слушать, учиться понимать. И начинать это нужно делать с самого маленького возраста.
Анкетирование родителей старшей и подготовительной группы в нашем детском саду показало, что классическая музыка и классика в современной обработке дома не звучит, дети с удовольствием слушают музыку, но музыкальный репертуар специально для них не подбирается. При ответе на вопрос «Хотели бы вы приобщить ребёнка к детской классике», мнение родителей разделилось следующим образом : 59% положительно относятся к данному направлению дополнительного образования детей; 27% не смогли дать уверенный ответ и ответили «не знаю», и лишь один родитель ответил «мне всё равно».
Цель кружковой работы : создать условия для приобщения детей к классической музыке.
Задачи:
1. Формировать музыкальный вкус детей, обогащать музыкальные впечатления, развивать интерес к классической музыке.
2. Развивать творческую активность, закреплять навыки создания выразительных образов с помощью движений, жестов, мимики.
3. Учить детей высказываться об эмоционально-образном содержании музыкального произведения, расширять словарный запас.
4. Формировать умение слушать произведение от начала до конца.
5. Развивать воображение, творческие способности в процессе восприятия музыки через активное слушание.
6. Развивать воображение, умение передавать впечатления о музыке в художественной деятельности.
7. Дать простейшие сведения о великих композиторах-классиках, познакомить с их сочинениями, доступными для понимания детей старшего дошкольного возраста.
Программа кружка разработана для детей 5-7 лет, занятия проводятся со всей группой один раз в неделю в вечерний отрезок времени. Длительность занятий не превышает 30 минут.
Кружковая работа включает в себя ряд взаимосвязанных моментов:
специальный подбор музыкального репертуара и методов работы с ним;
интеграция активного слушания с другими видами музыкальной деятельности детей (музыкально-ритмическими движениями, игре на музыкальных инструментах и т. д.).
использование произведений других видов искусств (изобразительного творчества, художественной литературы) для усиления эмоционального воздействия классической музыки на ребёнка.
Перспективный план работы кружка «Музыкальный сундучок»
Тема занятия
Содержание занятия
Демонстрационный материал,атрибуты
Сентябрь 4 занятия
1занятие
-Рассказ о классической музыке, знакомство с понятием – классическая музыка.
-Дидактическая игра «Симфонический оркестр».
-Показ мультфильма «Музыкальная шкатулка» («Фиксики»)
(Карточки с изображением музыкальных инструментов)
2 занятие.
П. И. Чайковский – «Марш деревянных солдатиков»,
-Слушание новой пьесы
-Музыкально-подвижная игра «Солдаты и генерал».
-Презентация по пьесе «Марш деревянных солдатиков».
(Портрет композитора,фуражка, китель)
3 занятие.
Д. Б. Кабалевский – «Клоуны»
-Слушание новой пьесы.
-Развивать воображение, творчество через воображаемого персонажа.
-Маленькая дискотека под видеофильм «Клоун».
-Презентация по пьесе «Клоун».
(Портрет композитора. Парики, свистульки и носики клоунов)
4. Заключительное занятие.
Шуман «Смелый наездник»
-Слушание новой пьесы
-Презентации «Смелый наездник»
-Дидактическая игра «Угадай пьесу» («Марш деревянных солдатиков», «Клоуны», «Смелый наездник»).
-Сравнительная характеристика пьес.
(Портрет композитора,магнитная доска. Уздечки для лошадок,фуражка, парики и свистульки)
Октябрь (4 занятия)
1занятие
-Рассказ о народной музыке, знакомство с понятием – народная музыка.
-Презентация «Оркестр народных инструментов».
-Дидактическая игра «Веселые инструменты»
(Карточки с изображением музыкальных инструментов)
2 занятие.
«По горным дорогам» М. Кажлаев
-Презентация «М. Кажлаев-народный композитор!»
-Слушание новой пьесы.
-Дидактическая игра «Угадай инструмент»
(Портрет композитора. Стихи о Родине. Иллюстрации. Домашнее задание: рисунок)
3 занятие.
П. И. Чайковский «Осень»
-Слушание новой пьесы.
-Музыкально-дидактическая игра «Три настроения»
-Музыкальный этюд «Вальс осенних листочков»
(Портрет композитора. Доска. Пособие по игре. Осенние листочки. Стихи,иллюстрации по пьесе. Домашнее задание: рисунок)
4 занятие.
Заключительное занятие «Во поле береза стояла»рус. нар.
-Слушание новой пьесы.
-Презентация «История одной песни»
-Слушание и угадывание фрагментов из пьес.
-Выставка рисунков
(Стихи,иллюстрации по пьесе. Домашнее задание: рисунок)
Ноябрь 4 занятия.
1занятие
Знакомство с музыкой П. И. Чайковского из сказки «Щелкунчик»
-Рассказ о инструментальной музыке, знакомство с понятием – инструментальная музыка.
-Презентация «Инструментальная музыка»
-Презентация по сказке
(Карточки с изображением музыкальных инструментов.
Портрет автора сказки и композитора)
2 занятие.
«Щелкунчик»«Марш» П. И. Чайковский
-Слушание новой пьесы
-Музыкальнай танцевальная композиция «Ледяные ладошки
-Музыкальная игра «как на горке снег, снег»
(Иллюстрации по пьесе. Белая бумага. Домашнее задание: рисунок)
3 занятие.
«Тайна феи драже»
-Слушание новой пьесы
-Дидактическая игра «Что лишнее?»(балет)
-Игра «найди половинку»(муз. инструменты)
(Иллюстрации по пьесе. Домашнее задание: рисунок)
4 занятие.
Заключительное занятие «Китайский танец – чай», «Арабский танец – кофе»
-Слушание новой пьесы.
-Презентация «История одной песни»
-Слушание и угадывание фрагментов из пьес.
-Выставка рисунков
(Иллюстрации по пьесе. Домашнее задание: рисунок)
Декабрь 4 занятия.
1 занятие
1. Знакомство с альбомом «Карнавал животных» –Камиль Сен-Санс
(«Королевский марш льва»)
-Слушание новой пьесы
-Использование здоровье сберегающих технологий «Зарядка для льва».
-Марш-парад во главе со львом (льва выбрать по считалке).
(Портрет композитора,шапочки животных. Домашнее задание: рисунок)
2 занятие.
«Карнавал животных» – Камиль Сен-Санс («Куры и петухи»)
-Видеофильм «Куры и петухи»
-Музыкальная игра «Горошина»(«Ладушки»)
(Стихи,иллюстрации по пьесе. Домашнее задание: рисунок)
3 занятие.
«Карнавал животных» – Камиль Сен-Санс («Кенгуру», «Ослик»)
-Слушание и сравнительная характеристика пьес
-Использование здоровье сберегающих технологий зарядка "Кенгуру"
(Стихи,иллюстрации по пьесе. Домашнее задание: рисунок)
4 занятие
«Карнавал животных» – Камиль Сен-Санс(«Слон»)
- Слушание нового произведения
-Определение музыкального жанра пьесы
(Стихи,иллюстрации по пьесе. Домашнее задание: рисунок)
Январь 3 занятия.
1 занятие
«Карнавал животных» – Камиль Сен-Санс («Аквариум»)
-Видеофильм «Аквариум»
-Музыкально-дидактическая игра «Подводное царство»
(Стихи и иллюстрации по пьесе. Домашнее задание: рисунок)
2 занятие.
«Карнавал животных» – Камиль Сен-Санс («Лебедь», «Кукушка»)
-Видеофильм «Умирающий лебедь» в исполнении балерины Ульяны Лопаткиной» (на музыку К. Сен-Санса)
-Слушание и сравнительная характеристика пьес
(Стихи и иллюстрации по пьесе. Домашнее задание: рисунок)
3 занятие.
«Мы на карнавале» – заключительное занятие по пьесам К. Сен-Санса «Карнавал животных»
-Торжественный парад животных (слушание и угадывание фрагментов из пьес).
-Презентация «Карнавал животных».
-Выставка рисунков по пьесам К. Сен-Санса «Карнавал животных».
(Портрет композитора. Стихи и иллюстрации по пьесе. Домашнее задание: рисунок)
Февраль 4 занятия.
1 занятие
«Картинки с выставки»М. П. Мусоргского – знакомство с творчеством
-Беседа на тему «Жизненный и творческий путь М. П. Мусоргского».
-Слушание новой пьесы.
-Развивать воображение, творчество через воображаемого персонажа.
-Инсценировка пьесы (по желанию детей).
-Знакомство с альбомом «Гном»М. П. Мусоргский
(Стихи иллюстрации по пьесе. Домашнее задание: рисунок)
2 занятие.
«Избушка на курьих ножках»М. П. Мусоргский
-Просмотр мультфильма «Картинки с выставки»
-Слушание новой пьесы
-Презентация пьесы:«Избушка на курьих ножках»
-Музыкальная композиция «Избушка на курьих ножках»(деревья,избушка,баба яга)
(Стихи иллюстрации по пьесе. Домашнее задание: рисунок)
3 занятие.
"Богатырские ворота»М. П. Мусоргский
-Просмотр мультфильма «Картинки с выставки»
-Слушание новой пьесы.
-Презентация «Три богатыря»
-Дидактическая игра «Старинное и современное оружие».
-Звучит песня «Богатырская наша сила» А. Пахмутовой
(Стихи,иллюстрации по пьесе)
4 занятие.
Заключительное занятие по пьесам М. П. Мусоргского «Картинки с выставки»
-Просмотр мультфильма «Картинки с выставки»
-Слушание и угадывание фрагментов из пьес.
-Выставка рисунков по пьесам М. П. Мусоргского «Картинки с выставки»
(Стихи,иллюстрации по пьесе. Домашнее задание: рисунок)
Март 4 занятия.
1 занятие
«Сказка в музыке Н. А. Римского-Корсакова»-сказка «Садко» цикл занятий
«Три чуда»
-Познакомить с жизнью и творчеством композитора Н. А. Римского – Корсакова.
-Просмотр мультфильма
-Презентация «три чуда»
(Стихи,иллюстрации по пьесе. Домашнее задание: рисунок)
2 занятие.
«Белка»Н. А. Римского – Корсакова.
-Слушание новой пьесы.
-Презентация «Белка»
-Музыкально-ритмическая игра «Белочка»
(Стихи. иллюстрации по пьесе. Домашнее задание: рисунок)
3 занятие.
«Тридцать три богатыря»Н. А. Римского – Корсакова.
-Слушание новой пьесы.
-Презентация «Тридцать три богатыря».
-Дидактическая игра «Песня-танец-марш»
(Стихи,иллюстрации по пьесе. Домашнее задание: рисунок)
4 занятие.
«Царевна лебедь»Н. А. Римского – Корсакова.
Заключительное занятие по пьесам Н. А. Римского-Корсакова «Три чуда»
-Слушание новой пьесы.
-Презентация «Царевна лебедь»
-Слушание и угадывание фрагментов из пьес.
-Выставка рисунков по пьесам Н. А. Римского-Корсакова «Три чуда»
Апрель 4 занятия.
1занятие
«М. И. Глинка – основоположник русской музыки» «Жаворонок»
-Знакомство с творчеством композитора М. И. Глинки.
-Слушание новой пьесы.
-Дидактическая игра «Птица и птенчики»
-Презентация «Весна»
(Стихи,иллюстрации по пьесе. Домашнее задание: рисунок)
2 занятие.
«Пляска птиц»Н. Римский-Корсаков
-Слушание новой пьесы.
-Просмотр отрывка из мультфильма «Снегурочка»
-Использование здоровье сберегающих игр
(Стихи,иллюстрации по пьесе. Домашнее задание: рисунок)
3 занятие.
«Апрель»П. И. Чайковский
-Слушание новой пьесы.
-Презентация по произведению
-Музыкальный оркестр
(Стихи,иллюстрации по пьесе. Домашнее задание: рисунок)
4 занятие.
Заключительное занятие по пьесам
-Музыкальная игра «Слушание и угадывание фрагментов из пьес»
-Сравнительная характеристика пьес
-Выставка рисунков по пьесам
-Карточки с изображением музыкальных инструментов.
Используемая литература и Интернет-ресурсы:
https://vk.com/topic
https://www.musical-sad.ru
https://ololo.fm/ - классическая музыка для детей
https://www.virtualacademy.ru
https://ppt4web.ru
https://www.mussorgsky.ru
Программа «Ладушки», сборник «Музыка и чудеса», авторы И. Новоскольцева,И. Каплунова.
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Просим вас ответить на вопросы анкеты, которые помогут нам организовать дополнительное образование для детей по приобщению их к классической музыке, знакомству с детской классикой.
Фамилия и имя ребёнка ___
1. Часто ли в вашем доме звучит музыка?
Да, часто
Иногда
Нет, на это не хватает времени
2. Какую музыку вы слушаете дома?
Современную – 5 чел.
Рок, металл
Классическую
Классическую в современной обработке
Разную
3. Любит ли ваш ребёнок слушать музыку?
Да (очень, и даже подпевает)
Иногда (когда играет)
Дома не слушает, только в детском саду
4. Какую музыку слушает ваш ребёнок?
Ту, что слушаете вы по телевизору, (радио, на дисках)
5. Вы включаете специальные детские передачи, покупаете диски с детскими песнями, музыкальными сказками
И то и другое
Поёт ли ваш ребёнок дома?
Да
Иногда
Нет
6. Хотели бы вы приобщить своего ребёнка к детской классике?
Да (потому что он этого хочет)
Да (потому что я этого хочу)
Не знаю
Нет (не вижу смысла)
Мне всё равно