Валентина Паплевина
Программа «Домисолька» (детский шумовой оркестр для детей 4–5 лет)
▼ Скачать +Заказ
Цель программы – способствовать развитию музыкальной памяти, совершенствовать творческие и музыкальные способности.
Задачи:
Повышать интерес к музыкальным занятиям.
Знакомить с музыкальными инструментами.
Обучать игре на музыкальных инструментах.
Развивать музыкальную память, чувство ритма.
Воспитывать внимание, усидчивость, волю, настойчивость, чувство товарищества.
Публикация «Программа „Домисолька“ (детский шумовой оркестр для детей 4–5 лет)» размещена в разделах
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Оркестр для детей
- Самодельные музыкальные инструменты. Шумовой оркестр
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Обучать игре на музыкальных инструментах необходимо с первой младшей группы. На занятиях используются самые простые шумелки, детей учат различать звуки по высоте. Инструменты используются в пении, игре, упражнениях, пляске.
Со второй младшей группе закрепляются знания детей о музыкальных игрушках и инструментах, знакомят с новыми шумелками. У малышей постепенно обогащается опыт восприятия музыки, появляется желание самостоятельно действовать с ними.
В средней группе обучают детей игре на металлофоне и других инструментах, шумелках. В этой группе появляется почти настоящий шумовой оркестр. Обучение проводится как на занятиях, так и индивидуально. Во время игры на металлофоне от детей требуется воспроизводить ритмический рисунок и мелодическую линию.
В старших группах перед детьми ставятся новые более сложные задачи: соблюдать общую динамику, темп, своевременно вступать и заканчивать игру. Уметь играть по одному и в оркестре, своевременно вступать и заканчивать свою партию, играть с динамическими оттенками.
Данная программа предназначена для работы с оркестром в средней группе.
Подгруппа шумовых (ритмических) ударных инструментов многочисленна и в большинстве своем наиболее доступна для освоения детьми. Приемы игры просты и представляют собой такие естественные движения, как покачивания, встряхивания, удары. В детском оркестре используются традиционные ударно-шумовые инструменты: треугольники, барабаны, бубны, тарелки, маракасы, бубенцы, ложки, погремушки, трещетки. Ноты для всех этих инструментов обычно записывают на одной линии («нитке»).
Занятия проводятся первые 2 недели 1 раз, по 30 мин.,
а с 3-ей – 2 занятия по 30мин. с перерывом 10 – 15 мин.
В оркестре должно быть от 10 до 15 детей.
Занятия проводятся как индивидуально, так и в группе.
В год оркестр разучивает 10 пьес, выступая на праздниках и развлечениях.
Используется принцип от простого к сложному на всех этапах.
Каждое занятие отличается от других. На первом этапе преобладают ритмические игры и импровизации с использованием ударно-шумовых инструментов. На первых занятиях дети выполняют упражнения с погремушками, затем с маракасами, трещетками, бубенцами, румбой. В играх закрепляется владение инструментом («Отзовись!», «Эхо» и других). Параллельно детьми усваиваются понятия музыкальной грамоты: это вероятнее всего, звуки шумовые и музыкальные. Детей знакомят с инструментами разными способами: показывают его, рассказывают о нем, демонстрируют игру на нем, характеризуют выразительные возможности; предлагают детям самостоятельно попробовать сыграть на нем. Рассказать, на что похоже его звучание.
Дети сами должны убедиться, что инструменты могут быть веселыми, ласковыми, спокойными, сердитыми, могут петь, а могут и говорить. (Далее знакомство и обучение игре на инструменте проходит по той же схеме).
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
С чего начать?
Для занятий необходимо иметь помещение и определенная материальная база. К подбору музыкальных инструментов необходимо отнестись очень серьезно, т. к. не все игрушки можно использовать в оркестре. Основным критерием отбора инструментов служит чистый строй. Используются только те инструменты, которые можно настроить или подстроить. Количество инструментов зависит от количества детей. У педагога полный набор инструментов, у ребенка должно быть несколько (2-3 ударных, триола, металлофон или ксилофон).
Формирование группы.
В оркестр принимаются все желающие. Педагог знакомится с детьми, беседует с ними, чтобы иметь представления о каждом ребенке, о его музыкальных данных.
Размещение детей на занятиях – полукругом, чтобы они не мешали друг другу и могли видеть педагога.
Первые занятия проходят в форме игры, где дети знакомятся с музыкальными инструментами. Дать ребенку в руки инструмент, рассказать, сколько людей трудилось, создавая его, чтобы сделать таким красивым: конструктор, художник, лесоруб, сталевар и еще много других специалистов. Кроме того, это не просто красивая вещь, а музыкальный инструмент: у него есть свой голос и язык, и детям предстоит научиться понимать его и «беседовать» с ним на его языке – играть на нем, поэтому относиться к нему (и к другим инструментам) нужно бережно. Игровая форма занятий, быстрый темп помогает педагогу поддерживать неослабевающий интерес к ним в течение всего учебного года.
На занятия предлагается входить и выходить с него под музыку. Безусловно, музыка организует детей и мобилизует их внимание. Музыка для входа может быть разной, чтобы она наилучшим образом «вводила» в круг задач данного конкретного занятия. Разучив очередную песню, попробовать инсценировать вход. Дети могут придумывать движения, подыгрывая на музыкальных инструментах. Если характер входа зависит от музыки, с которой начнется занятия, то выход – под музыку, которая звучала последней. Таким образом, вход станет прологом, а выход - финалом занятия, связанного единой драматургической линией.
Музыкально-дидактические игры и их роль при обучении дошкольников игре на детских музыкальных инструментах.
Музыкально- дидактические игры начинают использовать уже во второй младшей группе. Все игры подобраны по возрастам.
В средней группе повторяют игры, разученные ранее, но с усложнением. В игру вводятся музыкальные инструменты, на которых играют дети. «Какая птичка поет?» (на металлофоне играют дети). Игра «Буратино» - музыкальные загадки. Игра «Определи» - определение ритмического рисунка. «Бубен» - всевозможные варианты игры на развитие ритма. Музыкальные попевки. Игра на развитие ритма «К нам гости пришли» и другие.
В процессе игр у детей формируется чувство товарищества, ответственности. Развивается музыкальный слух, чувство ритма. Неоценимую роль игры помогают закреплять знания о музыкальных инструментах, разнообразят занятия.
Индивидуальная работа с детьми.
Большое внимание уделяется индивидуальной работе, которая проводится как на музыкальных занятиях, так и вне занятий. Работа должна вестись систематически и по определенному плану.
Главная цель таких занятий – усвоение приобретенных умений и навыков, полученных на музыкальных занятиях, развитие у детей музыкальных способностей, памяти, чувство ритма, умения сравнивать и различать звуки, обучение игре на музыкальных инструментах.
В индивидуальной работе используются те же формы и методы, что и на музыкальных занятиях. Занятия проводятся во второй половине дня, продолжительностью 5-7 минут.
Обучению игре на музыкальных инструментах начинается со средней группы.
В репертуар входят в основном программные попевки, песни. Особое внимание уделяется малоактивным, застенчивым детям. Прежде всего, у них нужно вызвать желание играть на каком либо инструменте, показывая как на нем нужно играть. Похвала и правильная оценка действий ребенка даст положительный результат, через некоторое время он становится полноправным членом оркестра.
На занятиях закрепляется название инструмента, затем как необходимо расположить его, чтобы было удобно играть, расположение на нем низких и высоких звуков. Повторить знакомые попевки и песенки. Затем переходить к разучиванию определенного произведения. Сначала разучить мелодию, работать над ритмическим рисунком, предлагать малышу выложить движения мелодии на фланелеграфе кружочками. Затем показываем, как играть на инструменте данное произведение, разучивая мелодию по музыкальным фразам.
Некоторые инструменты даются детям для самостоятельного обследования, тем самым ставим перед детьми несложные творческие задачи и побуждаем к самообучению. Такие задания даем более способным детям. Они подбирают знакомые мелодии по слуху, придумывают движения под музыку. Занимаясь с детьми необходимо помнить о том, что мы должны их подготовить к активной, успешной учебной деятельности в школе и будущей жизни
Содержание программы для детей средней группы.
1. Вводное занятие.
Диагностика музыкальных данных детей. Познакомить детей с комплектом инструментов, рассказать о них, предложить извлечь звуки с этих инструментов. Прохлопать ритмический рисунок. Использовать дидактические игры.
2. Выбор пьес, на каждую пьесу отводится 8 часов от знакомства до исполнения.
Примерное распределение этапов работы над пьесой.
1 занятие: вводное занятие. Первоначальное знакомство с произведением (характер, темп, ритм, динамические оттенки).
2 занятие: повторное слушание. Беседа с детьми о музыкальном произведении.
3 занятие: отстучать, отхлопать ритмический рисунок произведения.
4 занятие: отработать интонирование мелодии, выявить динамические оттенки.
5 занятие: отстучать ритмический рисунок на ложках, трещетках, маракасах.
6 занятие: отстучать ритмический рисунок на барабане, бубнах, колокольчиках, треугольнике.
7 занятие: совместно на всех шумовых инструментах отстучать мелодическую линию произведения.
8 занятие: исполнения произведения на всех шумовых инструментах с выразительными средствами и динамическими оттенками.
3. Концертная деятельность.
Дети выступают на концертах перед зрителями в течение года. 1 раз в месяц по темам сезона.
Выступление детского шумового оркестра «Домисолька» на развлечениях, в обрядовом венке календарно – народных праздников Донского края-Покров, колядки,святки, масленица, Пасха, Троица, казачий фестиваль.
В конце года дети будут знать:
Названия музыкальных инструментов, шумовых.
Элементы музыкальной грамоты.
Уметь:
Владеть шумовым инструментом.
Грамотно извлекать звуки в соответствии с темпом и динамическим оттенком.
Уметь самостоятельно играть в оркестре.
Мониторинг отслеживания результатов занятий:
Через наблюдение в процессе обучения;
Через дидактическую игру;
Музыкальное лото;
Концертные выступления.
Здоровьесберегающие технологии.
Охрана жизни детей является частью творческого процесса. Для обеспечения необходимых условий выполняется ряд требований:
- помещение для занятий светлое, просторное, хорошо проветриваемое;
-на занятиях проводить расслабляющие упражнения, используя игровые методики.
- недопускать неоправданных нагрузок во время репетиций;
- проводить беседы с детьми о соблюдении правил личной гигиены; о правилах поведения на улице; в общественных местах и помещении.
Техника безопасности.
1. Инструменты должны быть изготовлены из экологически чистых материалов.
2. Инструменты не должны иметь острых углов, бьющиеся и колющих оформлений.
.