Анастасия Бабина
Программа «Детский этикет»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Пояснительная записка
Направленность программы – социально-педагогическая направлена на социальную адаптацию, повышение уровня готовности дошкольников к социальному взаимодействию, формирование знаний об основных сферах современной социальной жизни, создание условий для развития коммуникативной, социально успешной личности, расширение «социальной практики», воспитание социальной компетентности (сфера деятельности «бытовое обслуживание»).
Вид программы – социально-педагогическая
Срок реализации программы: 1 год.
Нормативно-правовая база программы
Публикация «Программа „Детский этикет“» размещена в разделах
Программа составлена в соответствии с основными нормативными документами в области образования РФ и нормативными актами учреждения.
1.1. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс
Актуальность программы
Реальность подтверждает, что социальная потребность в этикете существует. Сегодня в современном деловом мире обстоятельства складываются таким образом, что успех профессиональной деятельности человека во многом зависит от того, насколько он уважает достоинство коллег, руководства, подчиненных, клиентов, заказчиков, а также соблюдает основные нормы общественного поведения, в том числе поведение гостеприимного хозяина.
Педагогическая целесообразность программы
Данная программа представляет собой познавательный и несложный курс этикета для детей, так как этикет является нормой поведения. В жизни общества этикет играет весьма важную роль, выполняя ряд функций: регулятивную, опознавательную, идентификационную, коммуникативную, этическую и эстетическую. Благодаря этикету мы знаем, как принято вести себя среди людей, как поступать в соответствии с возникшей ситуацией, строить свои отношения с близкими, друзьями. Этикетное поведение всегда связано с гармонией и порядком, что оказывает влияние на эстетическое развитие общества, способствует формированию эстетики чувств.
Программа создана с учетом возрастных особенностей и отвечает потребностям детей дошкольного возраста. Именно в этом возрасте целесообразно закладывать основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививать хорошие манеры, умение культурно вести себя дома, на улице, в общественных местах.
Практическая значимость
В старшем дошкольном возрасте дети в игровой форме осваивают основы этикеты. Красиво принять гостей – это не столько доход, сколько вкус хозяев. Программа данного курса поможет учащимся сформировать свой неповторимый вкус и стиль, легко сервировать стол к любому празднику, эффектно украсить его красиво сложенными салфетками, организовать правильную подачу праздничных блюд. Так же получить рекомендации по подбору и самостоятельному изготовлению столового белья, по оформлению приглашений и именных карточек, по украшению стола цветами. И самое главное, приобрести навыки культурного общения.
Программа предусматривает обучение контингента учащихся 5-7 лет в профильной группе.
Отличие данной дополнительной образовательной программы заключается в том, что способствует приобретению опыта общения со взрослыми (родителями) и решению проблем коммуникативного характера.
1.4. Основной вид деятельности учащихся – беседы, развивающие игры.
1.5. Основной метод обучения – компетентности-ориентированный подход в обучении.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы
Создать условия для формирования эстетической культуры обучающихся посредством изучения основ этикета.
Задачи
- Обучить технологическим приемам столового этикета.
- Обучить правилам поведения и общения со сверстниками и взрослыми.
- Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
- Формировать общую культуру.
1.3. Прогнозируемые результаты и
способы их проверки
3. Методическое обеспечение программы
3.1. Дидактический материал – наглядные пособия и модели-образцы, рисунки, брошюры, шаблоны, видео фильмы, тематические презентации.
3.2. Специальная литература и видеофильмы
- Силаева К. В. Сервировка стола и этикет. – Спб. : ООО «Диамант»,2011
- Этикет и стиль, Большая энциклопедия. – М. : «ЭКСМО»,2011
-Видеоролик «Этикет в России» из серии «История этикета»
-Видеоролик Правила этикета за столом.
-Видеоролик «Праздничный стол»
- Тематические презентации
3.3. Оценочная деятельность
Диагностика интегрированного развития учащегося заключается в том, что это должны быть общие для всех видов деятельности критерии, и труднее, чем оценка успехов по знаниям, умениям, навыкам. Программа предлагает наиболее значимые критерии – скорость включения учащегося в трудовую творческую деятельность; устойчивость представления алгоритма воплощения замысла (путь от замысла к модели, проекту); качество продукта деятельности. Поскольку процесс творческой деятельности учащихся есть процесс длительный и не всегда устойчивый, то предлагается гибкая система оценки: относительно высокий уровень, достаточный уровень (норма, относительно низкий уровень, который проводится в конце года, после 1 года обучения.
Характеристика уровней интегрированного развития способностей учащегося
Оценочный лист учащихся
ФИО -- Скорость включения учащегося в трудовую творческую деятельность.
Критерии -- Необычность, оригинальность замысла, который проектирует учащийся.
Баллы -- Качество продукта деятельности.
4. Литература
1. Лихачева, Л. Уроки этикета: в рассказах, картинках и задачках / Л. Лихачева. – Екатеринбург: Уральское издательство, 2001
2. Силаева К. В. Сервировка стола и этикет. – СПб. : ООО «Диамант», 2001
3. Этикет и стиль. Большая энциклопедия. – М. : «ЭКСМО», 2011
4. Этикет: золотые советы и правила – М. : Эксмо-Пресс, 2001