Наталья Добрынина
Профориентационная работа в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
ДЕТИ – это БУДУЩЕЕ. От того, каким вырастает поколение, целиком и полностью зависит и судьба страны, и жизнь её стареющих граждан. Всем нам хочется, чтобы будущее было как можно более светлым. А также должна быть ставка на качество работы. Конечно, в детском саду самое главное развитие разносторонней личности. Нужно создать необходимые условия. Я думаю, что для развития детей необходимо создать такие условия, в которых ребёнок будет эмоционально и психологически чувствовать себя положительно. Этому должна способствовать в первую очередь развивающая среда. Дошкольное детство-самая счастливая, беззаботная пора. Но к удивлению родителей она быстро проходит, потом пролетают школьные годы, и вот уже вчерашний дошколенок - выпускник школы и перед ним важный выбор. Выбор профессии. И тут мы взрослые понимаем, что не мы, не наш ребенок не готовы к этому выбору. Мы сожалеем об упущенных нами возможностях: узнать, сравнить, попробовать, выбрать. К счастью, у наших сегодняшних дошколят и их родителей еще есть время, время для ранней профориентации. Свою работу мы построили по следующим направлениям: работа с педагогами, работа с детьми, работа с родителями, работа с социумом. По данному направлению наш детский сад работает систематически. В ДОУ реализуется мероприятия в рамках тематической недели «Мир профессий», НОД «Социально – предметный мир». Большое внимание мы уделяем построению развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ. Среда формируется в соответствии с требованиями ФГОС. Стараемся, чтобы материал по профориентационной работе проходил через все образовательные области (например, в центре художественно-эстетического развития можно найти материал по работе ювелира (игры «Собери бусы», «Подбери украшение» и т. д.). Большое внимание уделяем материалам по профессиям. Нами собраны картотеки к сюжетно-ролевым играм по профессиям, атрибуты к ним. Во всех группах есть дидактические игры «Все профессии важны», «Кем быть?», «Все работы хороши». «Ассоциации», «Изучаем профессии», созданы центры «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», «Почта» и т. д. В работе с детьми используются наглядно-дидактический материал: «Профессии», «Кем быть?», «Инструменты», «Защитники Отечества», «Откуда хлеб берется?», «Герои космонавты», «Музыкальные инструменты» и другие. Ведутся беседы о календарных профессиональных праздниках. В старшей группе создан альбом «Профессии родителей». Свою работу мы строим в соответствии с возрастом детей. Дети среднего возраста совершают экскурсии по детскому саду и знакомятся с профессиями ближайшего окружения: повар, воспитатель, медицинская сестра. Дети старшего знакомятся с миром профессий и предприятиями нашего поселка: почта, магазин, парикмахерская, библиотека, школа, пожарная часть, поликлиника и другие. Кроме экскурсий для детей проводятся беседы о людях разных профессий : «Откуда хлеб на стол попал?», «Кто украсил платье?», «Кто поможет выздороветь кукле?» и т. д., сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические игры, развлечения «Юные пожарные», «К нам приехал цирк», «Олимпийские игры» и т. д., встречи с представителями различных профессий, выставки рисунков и фотографий, конкурсы, презентации, викторины, все, что способствует формированию у детей представлений о мире профессий, способствует ранней профориентации дошкольников. Очень популярны сейчас исследовательские конкурсы «Я исследователь», с помощью которого изучается ряд профессий взятых из определённой отросли. Это помогает быстрее усвоить и расширить знания детей. В проекте использовались разнообразные формы работы : как традиционные практики, так и инновационные, направленные на поддержку детской инициативы, успешную социализацию, формирование положительного отношения к труду, взаимодействие детского сада и семьи, согласно ФГОС ДО.
Публикация «Профориентационная работа в ДОУ» размещена в разделах
Безусловно, работа по ранней профориентации невозможна без участия родителей. Для повышения компетентности родителей проводятся консультации: «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста», «Профессии 21 века», «Почитайте детям» и т. д., рекомендации, папки передвижки, создана страничка на сайте ДОУ, проводятся родительские собрания. Родители помогают в оснащении развивающей предметно-пространственной среды.
Большой интерес и эффект имеет такая форма работы взаимодействию с родителями, как - Клуб выходного дня- это познавательные экскурсии, творческие мероприятия, совместные досуги, направленные, в том числе, на профориентацию дошкольников. Инициаторами подобных мероприятий зачастую являются сами родители. В процессе мероприятия организуется работа творческих площадок. Очень заинтересовала инженерная тема, т. к наш сад вступил в проект «От Фрёбеля до робота» и закупились новые конструкторы, которые вызвали интерес даже у взрослых. На площадке инженерно - технического направления дети старшей и подготовительной группы вместе с воспитателем и родителями изобретают и конструируют специальную технику, здания, схемы и т. д.
Социальные партнеры: Одной из форм работы с детьми являются экскурсии. Экскурсия это тоже своего рода путешествие. А чтобы совершать путешествия на предприятия нам не обойтись без сотрудничества. Давно и плодотворно мы сотрудничаем с библиотекой, которая находится в шаговой доступности. Работники библиотеки охотно рассказывают о своей работе, подбирают для детей нужную литературу, готовят презентации и выступления о разных профессиях (космонавтах, писателях, героях труда нашего города и т. д.) Сотрудники почты тоже всегда откликаются, пожарная часть – любимое место для экскурсии наших мальчишек. Взаимодействие с социумом помогает сделать профориентационную работу содержательней, интересней, приблизить к реальным условиям. Даже мы взрослые открываем для себя что - то новое о мире профессий 21 века. Широко используются виртуальные экскурсии, которые помогают не только детям, но и воспитателям.
Литиратура:
1. Алёшина. Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» [Москва 2013г -128с]
2. Горбатенко. О. В. «Комплексные занятия с детьми 4-7 лет» [Волгоград 2015 г-204с]
3. Шорыгина. Т. А. «Беседы о профессиях»» [Москва 2009 г -64с]