Афонина Светлана Александровна
Профилактика жестокого обращения с детьми в семье. Конспект родительского собрания
▼ Скачать
Повестка собрания :
1. Сообщение на тему: Жестокое обращение с детьми. Виды насилия.
2. Психологическое упражнение «Недетские запреты»
3. Решение ситуаций «Выбери адекватный ответ»
4. Тесты «Кто я?», «Какой мой ребенок»
5. Психологическое упражнение «Солнце любви»
Цель: Создание условий для эффективного функционирования системы профилактики по жестокому обращению с детьми в семье, для соблюдения прав детей в семье.
Задачи:
Публикация «Профилактика жестокого обращения с детьми в семье, Конспект родительского собрания» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Наказание и поощрение детей
- Насилие. Жестокое обращение с детьми
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2022
1. Познакомить родителей с видами жестокого обращения с детьми и их последствиями;
2. Познакомить с правовой ответственности за жестокое обращение с детьми;
3. Содействовать улучшению отношений между родителями и детьми, взаимопониманию и взаимоуважению.
4. Повышение педагогической компетенции родителей.
Материалы и оборудование: слайд-презентация по теме, листы и ручки для проведения теста, разрезанные ситуации, ленточки для психологического упражнения.
Форма проведения: круглый стол.
Ход родительского собрания
Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы пригласили вас, чтобы обсудить очень непростую тему: «Жестокое обращение с детьми». Было неловко браться за эту тему, так как думается, что это не про родителей наших детей. Все вы любящие и заботливые родители – привели своих детей в наш детский сад для получения специализированной помощи в их развитии, думаете об их будущем.
Но, как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, лишение ребёнка общения или прогулки. Поэтому проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье – это актуальный вопрос. Очень часто ребенок становится нервным, агрессивным и неуравновешенным из-за того, что родители неумело и порой грубо используют по отношению к нему методы воспитания. Как же осуществить воспитание без наказания? Сегодня мы попробуем в этом разобраться.
1. Жестокое обращение с детьми
Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребенка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.
По степени тяжести выделяют 4 уровня насилия над детьми :
• Пренебрежение нуждами
• Эмоциональное
• Физическое
• Сексуальное
Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений, телесных наказаний. Это также изоляция в темной комнате, изоляция в угол, лишение сна (еды). Хочется подчеркнуть: физические наказания недопустимы…. Они учат детей неправильному, нецивилизованному способу решения проблем. дети с сильной нервной системой в результате физических наказаний вырастают грубыми, жестокими, лживыми, дети со слабой нервной системой – боязливыми, вялыми, нерешительными.
Эмоциональное или психологическое насилие – отсутствие любви и внимания к ребенку, унижение его человеческого достоинства, грубость (словесные оскорбления, угрозы, издевательства и высмеивание, предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям, перекладывание на ребенка ответственности за то, в чем он не виноват. Самая первая и самая основная причина, почему дети плохо себя ведут: борьба за внимание. Потребность в вашем внимании. Если ребёнок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить: непослушание.
Родители то и дело отрываются от своих дел, сыплют замечания… нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание все-таки получено. Лучше такое, чем никакого!
Пренебрежение нуждами ребёнка – сюда относятся: отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза здоровью или развитию. При этом необходимо отметить, что от пренебрежения нуждами по статистике умирает больше детей, чем от прямой агрессии.
Сексуальное насилие – вовлечение ребёнка с его согласия и без такого в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.
Злобное, недоброжелательное надменное поведение взрослых становится для ребенка предметом для подражания. Существует выражение «ребёнок – зеркало семьи». Если понаблюдать за словами и действиями ребёнка, легко понять какие взаимоотношения преобладают в семье. Агрессия у детей проявляется к младшим, животным, в игре с куклами и т. д. Злобное, неприязненное отношение к ребенку вызывает у него ощущение ненужности, беззащитности. Конечно, не всякая семья имеет опыт в воспитании детей, но дорогу осилит идущий.
В Российском законодательстве существует несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком : АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ и УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.
2. Психологическое упражнение «Недетские запреты»
Часто родители, делая замечания ребенку в опасных для его жизни ситуациях, используют неверную тактику. Вместо того чтобы сказать ребенку, что нужно сделать, родители говорят ему, что делать не надо. В результате ребенок не получает нужной информации, а слова взрослого провоцируют его поступать наоборот. Например, что сделает ребенок в ответ на слова: «Не суй вилку в розетку»?.
Инструкция участникам. Выберите ведущего. Ведущий выступает в роли ребенка и садится на стул в центре круга. Задача остальных участников — подходить по одному к «ребенку» и говорить, что ему запрещено делать. То, что вы часто запрещаете своим детям. При этом лентой вы завязываете ту часть тела, которой касался запрет. Например: «Не кричи!» — завязываете рот. «Не бегай» — завязываете ноги и т. д. Начали игру.
А теперь пусть наш «ребенок» попытается встать… Получилось? Сделать это практически невозможно, если его не развязать. Поэтому сейчас каждый участник подходит к «ребенку», и развязывает ленту, которую завязал, и снимает запрет — говорит, что делать можно. Например: «Не кричи — говори спокойно».
Вопросы участнику-«ребенку» :
· Что вы чувствовали, когда «родители» сковывали, ограничивали вашу свободу?
· Ограничение движения какой части тела вы ощутили наиболее остро?
· Какие чувства были у вас, когда вам предложили встать?
· Что хотелось развязать в первую очередь?
· Что вы чувствуете сейчас?
Вопросы остальным участникам:
· Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка?
· Что вам хотелось сделать?
· Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?
· Какие чувства вы испытываете сейчас?
3. В продолжение нашего разговора я вам предлагаю попробовать правильно решить несколько ситуаций
«Выбери адекватный ответ» (ситуации для решения).
Ситуация 1. Вы заходите в комнату и видите, что ребёнок устроил свалку из игрушек. Вы сердитесь. Ваша реакция?
• Сколько раз тебе говорила, как надо играть!
• Меня сердит, когда ты не убираешь игрушки на место.
• Ты опять устроил свалку из игрушек, ну и неряха!
Ситуация 2. Вы заняты очень важным делом. к вам обращается ребёнок и просит поиграть с ним. Ваша реакция?
• Не сейчас: видишь, я работаю.
• Займись чем-нибудь, возьми бумагу и порисуй.
• Я сейчас работаю и не могу играть с тобой, но скоро я освобожусь, и мы обязательно поиграем.
Ситуация 3. Ребенок приходит с улицы грязный. Ваша реакция?
• Вечно ты приходишь с улицы как поросенок!
• Посмотри, каким чистым приходит с улицы Миша, а ты?
• Меня обижает и сердит, когда ты приходишь домой грязным.
Ситуация 4. Встретившись на улице с коллегой по работе, вы разговорились. Ваш ребенок то и дело прерывает вам: «Мама, пойдем!» Ваша реакция?
• Ты что, не видишь, я с тетей разговариваю!
• Мне трудно разговаривать, когда меня прерывают.
• Не мешай нам разговаривать!
4. А сейчас мы проведем небольшой практикум. Я предлагаю вам два теста. Мы не будем обсуждать и анализировать ваши ответы – вы сделаете это сами. Тесты очень просты. Итак: нужно быстро ответить на вопросы и сделать для себя выводы, стоит ли «работать над собой» и менять свои взаимоотношения с ребёнком или в вашей семье всё прекрасно.
Тест 1. «Кто я?»
Задание. 10 раз задайте себе вопрос и запишите ответы на листочке. Если Вы думаете, что 10 ролей это много, вспомните, чем Вы увлекаетесь, есть ли у вас дача и т. д. Возможные варианты ответов: я женщина, я соц. педагог, я хозяйка своего дома, я сестра…
Обработка результатов : посмотрите, на каком месте стоит «Я мать». Если Вы написали об этом вначале, значит, родительская позиция является для Вас наиболее важной в жизни. Если такой ответ встречается в числе последних, это может свидетельствовать о том, что Вы несколько отдалились от своего ребенка или очень загружены работой.
Примечание: конечно результаты тестирования нельзя воспринимать как истинное положение вещей. Мы просто призываем Вас задуматься над тем, не потерялось ли в повседневной суете ваше главное предназначение – материнство и отцовство.
Тест 2. «Какой мой ребёнок».
Задание. Нужно написать 10 эпитетов, которые отражают особенности вашего ребенка. Затем оценить каждое названное качество знаком «+» или
«-«, но только не в общепринятом смысле, а только с вашей точки зрения. (пример). Будьте предельно откровенны с собой, иначе тест теряет смысл.
Обработка результатов :
Если преобладают «+» (не менее 7-8, то в вашем отношении к ребенку все в порядке. Вы не только его любите, но и воспринимаете таким, каков он есть.
Если нет ни одного минуса, то крайность не имеет ничего общего с истинным принятием и расположением. «Слепая любовь» не поможет ребёнку избавиться от имеющихся у него недостатков. Их сначала нужно признать.
50 на 50 – считать своё дитя наполовину плохим может или очень критично настроенный родитель, или недостаточно любящий.
Если же Вы видите в ребёнке в основном плохие качества, то ни о каком принятии и любви не может быть и речи. Вы выделяете недостатки, для того, чтобы бороться с ними, не подозревая, что в этой борьбе можете потерять любовь и искренность ребёнка.
6. Психологическое упражнение «Солнце любви».
Как много сердечного тепла бывает загублено из-за неспособности понять другого и самого себя. Скольких драм, больших и малых, не происходило бы, обладай их участники и окружающие умением сочувствовать, прощать, любить. Любить тоже надо уметь, и это умение не дается матерью-природой. Самый большой дефицит, который испытывают наши дети, – это дефицит ласки. Родители порой не находят времени, забывают или, может быть, даже стесняются приласкать ребенка просто так, повинуясь какому-то внутреннему порыву. Боязнь избаловать детей заставляет родителей быть чрезмерно суровыми с ними. Это задание позволит каждому из нас проявить чуть больше ласки, внимания, любви.
Каждый участник рисует на листке бумаги солнце, в центре которого пишет имя ребенка. На каждом лучике солнца необходимо перечислить все прекрасные качества своего ребенка.
На этом наше собрание подощло к завершению. Мы желаем, чтобы в ваших семьях всегда было взаимопонимание.
Используемая литература:
1. Альтшулер Б. Л., Кушнир Л. П. Правозащитные инициативы по защите детей от насилия // из сборника: Дети России: насилие и защита – М. : Новый отсчет,1997.
3. Алексеева И. А., Новосельский И. Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. – М. : Генезис, 2005.
4. Асанова Н. К. Руководство по предупреждению насилия над детьми : Учебное издание для психологов, детских психиатров, психотерапевтов, студентов педагогических вузов. - М. : ВЛАДОС, 1997.
5. Гайдаренко Н. В., Ярославцева Н. Д. Психологические последствия жестокого обращения с детьми – М., Психология и Педагогика, 1994