Наталья Леонтьева
Профилактика тревожности у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Профилактика тревожности у детей дошкольного возраста.
Тревожность - это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают.
Это состояние может быть вызвано наличием у ребенка внутреннего конфликта, нарушением взросло-детских отношений, а также:
1. Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями и школой (детским садом).
2. Неадекватными требованиями, (чаще завышенными) к конкретному ребенку.
Темочки:
3. Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое состояние
Учебная тревожность начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Их отличает чрезмерное беспокойство, чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. У таких детей низкая самооценка. Они ищут поощрения, одобрения со стороны взрослых.
Как же помочь тревожному ребенку?
Работа с такими детьми должна строиться в трех направлениях:
1. Повышение самооценки.
2. Обучение ребенка управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
3. Снятие мышечного напряжения.
Обращаться к такому ребенку нужно всегда по имени, не забывать хвалить за пусть незначительные успехи в присутствии других детей.
Можно отмечать достижения ребенка в ежедневной информации для родителей.
Если у ребенка возникает тревога, не рекомендуется подгонять и торопить его, проводить упражнения на скорость выполнения.
Упражнения на мышечное расслабление способствует снижению тревожности.
1. «Воздушный шарик»
Цель. Снять напряжение, успокоить детей.
2. «Штанга»
Цель. Расслабить мышцы спины. «Шарик».
3. «Солнышко и тучка».
Цель. Поочередное напряжение-расслабление мышц.
Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передается ребенку.
Ни один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако порой действия взрослых способствуют развития этого качества у детей. Поэтому важно работать над профилактикой тревожности самим взрослым.