Вероника Пучнина
Профилактика стресса у школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Профилактика стресса у подростков – важная задача родителей, педагогов, психологов. Стрессы – это часть жизни любого человека. Жизнь без стресса невозможна. Небольшие стрессы не опасны для здоровья человека, но если стресс значительно влияет на здоровье, самочувствие, вызывает слишком много неприятных эмоций, человеку нужна помощь.
Публикация «Профилактика стресса у школьников» размещена в разделах
У подростков примерно в 12 лет начинается активная гормональная перестройка. Поэтому может возникнуть бурная реакция даже на самый небольшой стресс. Многие взрослые люди знают, как правильно справиться со стрессом. Подростки не имеют достаточно опыта и силы воли, чтобы самостоятельно исправить ситуацию, поэтому должны помочь взрослые. Если не научить ребенка в этом возрасте справляться с эмоциональными, психологическими трудностями, то он не сможет стать открытой, гармоничной личностью.
Причины
Поводом для стресса в подростковом возрасте может стать что угодно: от бытовой мелочи до серьезной проблемы. Психика подростков гиперчувствительна, подобна оголенным проводам, не имеющим защиты.
Наиболее частые причины стресса у подростков :
Изменения в теле, происходящие в результате физиологического созревания. Если изменения происходят раньше или позже, чем у сверстников, вероятность стресса увеличивается.
Конфликты со сверстниками, моральное, физическое давление, жестокость, насилие.
Расставание с близкими друзьями, например, из-за смены места жительства или школы.
Ссоры между родителями, другие сложности в семье.
Безответная любовь. Часто подросткам кажется, что первая любовь – это чувство на всю жизнь, и без объекта любви существование не имеет радости и смысла.
Школьные проблемы. Часто оценки кажутся несправедливыми, требования учителей, родителей завышенными.
Любые формы насилия, опасность, смерть близкого человека, ссоры, развод родителей болезненны для взрослеющего ребенка. В подростковом возрасте из-за кажущихся или истинных проблем появляются фобии, замкнутость, комплексы.
В этот период чаще всего возникают мысли о суициде. Это самое страшное последствие стресса. Взрослые (родители, психологи, педагоги) должны обязательно присматриваться к подросткам, оценивать их поведение, общение в коллективе, чтобы вовремя вмешаться и помочь. У человека в состоянии стресса ухудшается здоровье, физическое и психическое, может возникнуть депрессия.
О нахождении ребенка в состоянии стресса можно судить по следующим признакам:
Резкие, быстрые перепады настроения.
Замкнутость, неуверенность, забывчивость, рассеянность.
Снижение интереса к учебе, ухудшение оценок.
Раздражительность, злость или открытая агрессия, которой встречаются попытки взрослых проникнуть во внутренний мир.
Хроническая усталость, сонливость, недосыпание.
Чрезмерный аппетит или его отсутствие.
Навязчивое желание похудеть или накачать мышцы.
Появление вредных привычек (курение, употребление алкоголя, страсть к шоппингу).
Как помочь подростку?
Если ситуация кажется родителям слишком сложной, можно обратиться к психологу. Специалист может помочь родителям, дать советы, как вести себя с подростком, как установить контакт.
Родители должны следить за состоянием ребенка-подростка и при появлении признаков стресса или для профилактики их следовать рекомендациям:
Нужно создать дома комфортную психологическую обстановку. Каждый член семьи при возникновении трудной ситуации должен находить помощь и поддержку в кругу семьи. Нужно на собственном примере научить ребенка обсуждать неприятности и проблемы, даже самые интимные, дома, а не в сомнительной компании на улице.
Следует адекватно оценить способности, таланты и увлечения своего ребенка. Когда человек занимается тем, что ему нравится, вероятность стресса минимальна. Не нужно перегружать подростка. Лучше оставить одну секцию, самую перспективную. И родители, и сам подросток должны понимать, что главное не рекорды, а гармоничное развитие во всех отношениях.
Нужно незаметно следить за режимом дня ребенка. Подросток должен высыпаться, не сидеть за компьютером больше 1,5 часов в день, проявлять оптимальную физическую активность.
Научить ребенка справляться с трудностями собственным примером. Нужно быть оптимистом, не поддаваться панике, обсуждать с подростком свои проблемы. Иногда простая беседа с подростками о стрессе дает отличные результаты.
Обязательно нужно ценить успехи и достижения подростка, а из неудач помогать извлекать полезный опыт. Это поможет избежать комплекса неполноценности.