МААМ-картинки

Профилактика речевых нарушений у педагогов

Эллада Трушина
Профилактика речевых нарушений у педагогов
▼ Скачать + Заказать документы

С каждым годом увеличивается количество людей, профессия которых требует постоянного и активного использования голоса. Голосовой аппарат становится для них одним из главных инструментов трудовой деятельности. Постоянные голосовые нагрузки вызывают избыточное напряжение всей голосообразующей системы, вследствие чего влияют на состояние эмоционально-волевой сферы педагога.

Публикация «Профилактика речевых нарушений у педагогов» размещена в разделах

Главные требования данной профессии : звучный голос достаточной его силы и интонационной выразительности, которые способствуют большей убедительности, что очень важно, так как повышается эффективность образовательного процесса. Следует упомянуть, что смысл высказывания определяется не только лексикой, но и интонацией, главными составляющими которой являются акустические характеристики голоса самого педагога[3].

Профессиональны заболевания голосового аппарата – это заболевания, возникающие в результате интенсивной работы голосовых связок, которая создает дополнительные нагрузки и переутомления. Голос утрачивает необходимые акустические свойства — силу, звучность, снижается выносливость и изменяется его тембр[1].

На протяжении всего 20 века исследователи различных направленностей изучали причины возникновения речевых нарушений у педагогов и давали собственные оценки и мнения по данной теме. Л. Д. Работнов (1929) утверждал, что причиной речевых заболеваний служат грубые погрешности в механизме голосообразования и длительная голосовая нагрузка. Е. Седлачкова (1969) причины заболеваний у людей «речевых» профессий видела в перенапряжении голосового аппарата. В. Г. Ермолаев (1934) считал, что основной причиной нарушений является неумение правильно использовать дыхание, изменять высоту и силу голоса. И. Максимов (1987) большое внимание уделял факторам окружающей среды — сильным посторонним шумам, плохой акустике классов, аудиторий и помещений[4].

Как можно заметить, причин и факторов, влияющих на голос педагогов, указываются учеными много раз и практически во всех работах, но на передний план выходят перегрузки голосового аппарата.

Лаврова Е. В. в своей работе «Логопедия. Основы фонопедии» перечисляет профессиональные расстройства голосового аппарата: хронический ларингит, узелки голосовых складок, контактные язвы, гипотонусные и гипертонусные нарушения, фонастения и др.

По данным многочисленных исследований Герасимовой С. С. и Василенко Ю. С., у 40 – 50% педагогов обнаруживаются нарушения голосовой функции. Эти показатели совпадают с наблюдениями фониатрической лаборатории оториноларингологии в г. Киев (Тринос В. А., Зарицкий Л. А., Тринос А. А.). Нарушения голоса разной степени выраженности влекут за собой снижение в мотивации, творческой и профессиональной активности, снижение трудоспособности, а иногда и угрозу утраты профессиональной пригодности[2].

Профилактика различных заболеваний голоса имеет ряд основных правил и рекомендаций, придерживаться которых обязательно для педагога. Эти мероприятия общеизвестны:

1. Избегать простудных заболеваний и переохлаждений.

2. Не допускать эмоциональных и физических перегрузок.

3. Не злоупотреблять алкоголем и курением.

4. Меньше пить газированные напитки.

5. Обязательное соблюдение режима труда.

6. Соблюдение режима отдыха и питания.

7. Сведение к минимуму острой, холодной или очень горячей пищи.

8. Необходимо проветривать рабочее помещение.

9. Следить за зашумленностью помещений и тд.

Педагогу необходимо овладеть основными полезными приемами и правилами, для того чтобы голосовая нагрузка и переутомление для него были менее травмирующими, негативно влияющими и опасными. Для этого учитель должен соблюдать меры профилактики. Для начала разберем данное понятие. Профилактика – это набор специальных мер, направленных на предупреждение различных заболеваний, в нашем случае – голосовых. Система мер обычно применяется на какое- то конкретное одно заболевание или состояние.

Для педагогов такими превентивными мерами, направленными на формирование и сохранение полноценного голоса, являются фонопедические занятия. Они способствуют правильной постановке голоса, которая является главным влияющим фактором, как на самого педагога, так и на учащихся и весь педагогический процесс. Система специально отобранных функциональных тренировок голосового аппарата укрепляет его связки и мышцы, корректирует дыхание и влияет на его постановку. Занятия формируют правильный и удобный способ голосообразования, подходящий индивидуально для каждого человека, позволяют выполнять необходимые голосовые нагрузки при минимальной затрате мышечной энергии[4].

Постановка голоса состоит из нескольких направлений, дополняющих и вытекающих друг от друга. И. А. Михалевская в 2005 году написала книгу «Пособие по постановке речевого голоса для лиц речевых и вокальных профессий» под редакцией Лавровой Е. В., в которой подробно изложила и раскрыла данную тему и дала полезные рекомендации. Перечислим основные направления, оказывающие эффективное воздействие на работу голосовой функции:

1. Нормализация мышечного тонуса с использованием правильно отобранных упражнений для снятия напряжения, для релаксации артикуляционной мускулатуры губ, языка, челюсти, щек, лица.

2. Тренировки для выработки или исправления правильной осанки.

3. Коррекция фонационного и физиологического дыхания с применением динамических и статистических упражнений, формирование дыхательной опоры.

4. Функциональные тренировки для улучшения акустических свойств голоса — установление и закрепление речевого диапазона голоса, расширение возможностей тонового и динамического диапазонов.

Система названных тренировок позволяет овладеть навыками правильного и естественного голосообразования, что содействует эффективной реализации коммуникативной функции речи. Человек, прошедший полный курс постановки голоса, продолжительность которого составляет 4—5 мес., без трудностей справляется с необходимыми для его профессии голосовыми нагрузками. Устойчивость и качество результатов зависят от занятий, а точнее – от их регулярности. Занятия с логопедом должны проводиться по 2 – 3 раза в неделю и ежедневно самостоятельно в домашних условиях[2].

Таким образом, огромное значение придается здоровому голосу и его коррекции. Соблюдение основных правил, использование мер предосторожности и специальных упражнений по постановке голоса и постоянное его поддержание выполнением дыхательных и голосовых упражнений позволяют сохранить голос педагога.

Список литературы

1. Понятийно-терминологический словарь логопеда [Текст] : словарь-справочник / В. И. Селиверстов. – М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. – 400 с.

2. Хрестоматия по курсу «Логопедия. Ринолалия», направление «Специальное (дефектологическое) образование», профиль Логопедия. Сост. В. И. Лахмоткина, В. А. Дегальцева. – Армавир: РИО АГПУ, 2016 г. – 91 с.

3. Ринолалия. [Текст] Соболева Е. А. – М., Айрис – пресс, 2006. – 47 с.

4. Голос: междисциплинарные проблемы. Теория и практика. [Текст] Сборник научных трудов. II Конгресс Российской общественной академии голоса – М. : Граница, 2009. – 324с.

Публикации по теме:

Логопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возрастаЛогопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста Участники: родители и дети. Цель: - познакомить родителей с особенностями логоритмических занятий, проводимых в младшей группе МДОУ «Детский.

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений. Разграничение сходных нарушений. Работа специалиста предполагает два основных направления:.

Использование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейропсихологичеких технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Современная логопедия богата огромным.

Конспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группыКонспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группы Подготовила: Будникова Т. В. Образовательная область: физическое развитие (совместное проведение занятия логопедом и учителем физ. культуры).

Консультация «Профилактика нарушений осанки» В дошкольном возрасте довольно часто выявляются нарушения осанки и другие отклонения в опорно – двигательном аппарате. Под осанкой ребенка.

Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с использованием мультимедийной презентации Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с помощью мультимедийной презентации. Логопедическая работа,.

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возрастаО небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.

Познавательные игры с использованием Bee-boot робот-пчелки в коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗПознавательные игры с использованием Bee-boot робот-пчелки в коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей, и это не исключает ту категорию детей,.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Тренинг для педагогов «Профилактика профессионального выгорания» Тренинг "Профилактика профессионального выгорания" Обучающие цели семинара: — знакомство с синдромом профессионального выгорания; — выявление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Профилактика речевых нарушений у педагогов
Опубликовано: 25 октября 2023 в 19:32
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Профилактика речевых нарушений у педагогов» (включая файлы) размещена пользователем Эллада Трушина (УИ 3309776) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД