Эллада Трушина
Профилактика речевых нарушений у педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
С каждым годом увеличивается количество людей, профессия которых требует постоянного и активного использования голоса. Голосовой аппарат становится для них одним из главных инструментов трудовой деятельности. Постоянные голосовые нагрузки вызывают избыточное напряжение всей голосообразующей системы, вследствие чего влияют на состояние эмоционально-волевой сферы педагога.
Публикация «Профилактика речевых нарушений у педагогов» размещена в разделах
Главные требования данной профессии : звучный голос достаточной его силы и интонационной выразительности, которые способствуют большей убедительности, что очень важно, так как повышается эффективность образовательного процесса. Следует упомянуть, что смысл высказывания определяется не только лексикой, но и интонацией, главными составляющими которой являются акустические характеристики голоса самого педагога[3].
Профессиональны заболевания голосового аппарата – это заболевания, возникающие в результате интенсивной работы голосовых связок, которая создает дополнительные нагрузки и переутомления. Голос утрачивает необходимые акустические свойства — силу, звучность, снижается выносливость и изменяется его тембр[1].
На протяжении всего 20 века исследователи различных направленностей изучали причины возникновения речевых нарушений у педагогов и давали собственные оценки и мнения по данной теме. Л. Д. Работнов (1929) утверждал, что причиной речевых заболеваний служат грубые погрешности в механизме голосообразования и длительная голосовая нагрузка. Е. Седлачкова (1969) причины заболеваний у людей «речевых» профессий видела в перенапряжении голосового аппарата. В. Г. Ермолаев (1934) считал, что основной причиной нарушений является неумение правильно использовать дыхание, изменять высоту и силу голоса. И. Максимов (1987) большое внимание уделял факторам окружающей среды — сильным посторонним шумам, плохой акустике классов, аудиторий и помещений[4].
Как можно заметить, причин и факторов, влияющих на голос педагогов, указываются учеными много раз и практически во всех работах, но на передний план выходят перегрузки голосового аппарата.
Лаврова Е. В. в своей работе «Логопедия. Основы фонопедии» перечисляет профессиональные расстройства голосового аппарата: хронический ларингит, узелки голосовых складок, контактные язвы, гипотонусные и гипертонусные нарушения, фонастения и др.
По данным многочисленных исследований Герасимовой С. С. и Василенко Ю. С., у 40 – 50% педагогов обнаруживаются нарушения голосовой функции. Эти показатели совпадают с наблюдениями фониатрической лаборатории оториноларингологии в г. Киев (Тринос В. А., Зарицкий Л. А., Тринос А. А.). Нарушения голоса разной степени выраженности влекут за собой снижение в мотивации, творческой и профессиональной активности, снижение трудоспособности, а иногда и угрозу утраты профессиональной пригодности[2].
Профилактика различных заболеваний голоса имеет ряд основных правил и рекомендаций, придерживаться которых обязательно для педагога. Эти мероприятия общеизвестны:
1. Избегать простудных заболеваний и переохлаждений.
2. Не допускать эмоциональных и физических перегрузок.
3. Не злоупотреблять алкоголем и курением.
4. Меньше пить газированные напитки.
5. Обязательное соблюдение режима труда.
6. Соблюдение режима отдыха и питания.
7. Сведение к минимуму острой, холодной или очень горячей пищи.
8. Необходимо проветривать рабочее помещение.
9. Следить за зашумленностью помещений и тд.
Педагогу необходимо овладеть основными полезными приемами и правилами, для того чтобы голосовая нагрузка и переутомление для него были менее травмирующими, негативно влияющими и опасными. Для этого учитель должен соблюдать меры профилактики. Для начала разберем данное понятие. Профилактика – это набор специальных мер, направленных на предупреждение различных заболеваний, в нашем случае – голосовых. Система мер обычно применяется на какое- то конкретное одно заболевание или состояние.
Для педагогов такими превентивными мерами, направленными на формирование и сохранение полноценного голоса, являются фонопедические занятия. Они способствуют правильной постановке голоса, которая является главным влияющим фактором, как на самого педагога, так и на учащихся и весь педагогический процесс. Система специально отобранных функциональных тренировок голосового аппарата укрепляет его связки и мышцы, корректирует дыхание и влияет на его постановку. Занятия формируют правильный и удобный способ голосообразования, подходящий индивидуально для каждого человека, позволяют выполнять необходимые голосовые нагрузки при минимальной затрате мышечной энергии[4].
Постановка голоса состоит из нескольких направлений, дополняющих и вытекающих друг от друга. И. А. Михалевская в 2005 году написала книгу «Пособие по постановке речевого голоса для лиц речевых и вокальных профессий» под редакцией Лавровой Е. В., в которой подробно изложила и раскрыла данную тему и дала полезные рекомендации. Перечислим основные направления, оказывающие эффективное воздействие на работу голосовой функции:
1. Нормализация мышечного тонуса с использованием правильно отобранных упражнений для снятия напряжения, для релаксации артикуляционной мускулатуры губ, языка, челюсти, щек, лица.
2. Тренировки для выработки или исправления правильной осанки.
3. Коррекция фонационного и физиологического дыхания с применением динамических и статистических упражнений, формирование дыхательной опоры.
4. Функциональные тренировки для улучшения акустических свойств голоса — установление и закрепление речевого диапазона голоса, расширение возможностей тонового и динамического диапазонов.
Система названных тренировок позволяет овладеть навыками правильного и естественного голосообразования, что содействует эффективной реализации коммуникативной функции речи. Человек, прошедший полный курс постановки голоса, продолжительность которого составляет 4—5 мес., без трудностей справляется с необходимыми для его профессии голосовыми нагрузками. Устойчивость и качество результатов зависят от занятий, а точнее – от их регулярности. Занятия с логопедом должны проводиться по 2 – 3 раза в неделю и ежедневно самостоятельно в домашних условиях[2].
Таким образом, огромное значение придается здоровому голосу и его коррекции. Соблюдение основных правил, использование мер предосторожности и специальных упражнений по постановке голоса и постоянное его поддержание выполнением дыхательных и голосовых упражнений позволяют сохранить голос педагога.
Список литературы
1. Понятийно-терминологический словарь логопеда [Текст] : словарь-справочник / В. И. Селиверстов. – М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. – 400 с.
2. Хрестоматия по курсу «Логопедия. Ринолалия», направление «Специальное (дефектологическое) образование», профиль Логопедия. Сост. В. И. Лахмоткина, В. А. Дегальцева. – Армавир: РИО АГПУ, 2016 г. – 91 с.
3. Ринолалия. [Текст] Соболева Е. А. – М., Айрис – пресс, 2006. – 47 с.
4. Голос: междисциплинарные проблемы. Теория и практика. [Текст] Сборник научных трудов. II Конгресс Российской общественной академии голоса – М. : Граница, 2009. – 324с.