Папки-передвижки

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Екатерина Некрасова
Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Правильная речь – важнейшее условие всестороннего развития ребенка.

Но в настоящее время возникает противоречие.

С одной стороны, растут требования к речевому развитию ребенка. Речевое развитие включает в себя: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи; фонематического слуха; знакомство с книжной культурой; детской литературой; понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте.

Публикация «Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

С другой стороны, все чаще в детский сад обращаются дети с задержкой или нарушением речевого развития. Поэтому возрастает необходимость по предупреждению речевых нарушений у дошкольников. Профилактика является одной из важнейших задач. Важную роль в данном процессе играет совместная работа воспитателей и родителей. Предупреждать речевые нарушения у детей необходимо с раннего возраста.

Каждая возрастная категория включает в себя свои профилактические задачи : ранний возраст (от 1 года до 3 лет) в жизни ребенка является наиболее ответственным периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, а также формируется личность. В связи с увеличением числа новорожденных, имеющих недостатки в психофизическом развитии, профилактическая работа с детьми раннего возраста должна быть приоритетной. С возрастом теряется возможность пластичного изменения состояния ребенка, ухудшаются условия для компенсации и коррекции. Легче предотвратить формирование отклонений в развитии речевых функций, чем их впоследствии устранить.

Основные направления работы по профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста :

1. Формирование моторной сферы: восприятие схемы тела, формирование пространственного чувства, упражнения для развития общей моторики, пальчиковые игры, упражнения на определение положения губ, языка, челюсти. Развитие зрительно-моторной координации; развитие навыков самообслуживания.

2. Развитие высших психических функций: памяти (речеслуховой, зрительной, двигательной, внимания (зрительного, слухового, двигательного, восприятия (зрительного, слухового). Мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи (познавательной активности, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, мыслительных операций, умения действовать целенаправленно, творческих способностей, формирование ведущих видов деятельности (предметной, игровой). Обеспечение устойчивой положительной мотивации в различных видах деятельности.

3. Развитие импрессивной речи: понимания слов, обозначающих предметы, действия, признаки; грамматических категорий и предложных конструкций (инструкций, вопросов, несложных текстов);

4. Развитие экспрессивной речи: лексического запаса (называние слов, обозначающих предметы, признаки, действия и т. д.); фразовой речи, звукопроизношения, фонематических процессов, активизация словаря, совершенствование процессов поиска слов, перевода слова из пассивного в активный словарь, формирование речевого и предметно-практического общения с окружающими, развитие знаний и представлений об окружающем.

В возрасте 3-5 лет следует особое внимание уделить звукопроизносительной стороне речи дошкольников. Основные направления профилактической работы на данном этапе:

• Формирование фонематического слуха

• Развитие артикуляционной моторики

• Развитие мелкой моторики

• Развитие речевого дыхания

Фонематический слух

Это способность воспринимать звуки речи, фонемы, благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию: рак – лак – мак. Что обеспечивает правильное формирование звукопроизношения, четкое и внятное произнесение слов в соответствии с общепринятыми нормами.

Этапы работы:

Развитие слухового внимания:

Узнавание неречевых звуков - игры со звучащими игрушками, баночки-шумелки;

Игры, направленные на восприятие ритма;

Развитие фонематического восприятия:

Различение по высоте, силе, тембру звукокомплексов – игра «Три медведя».

Различение близких по звуковому составу слов (танки - санки, бочка - дочка, тапки - шапки).

Артикуляционная моторика

Хорошая дикция – основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависит от активной и правильной работы артикуляционного аппарата.

С детьми второй младшей группы – объем требований невелик. Нужно, чтобы дети усвоили простейшие навыки движения.

Упражнение Блинчик / Лопаточка: Открываем рот, широкий расслабленный язык кладем на нижнюю губу. Удерживаем «лопатку» под счет до 5. В норме язычок должен лежать спокойно, без подергиваний и не отклоняться в сторону. Выполнять 5-6 раз. Если ребенок не может расслабить язычок, то сначала выполняют упражнение «Замесим тесто», которое поможет расслабить мышцы язычка.

Упр. Лошадка: Улыбаемся, открываем рот. Необходимо пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Упр. Вкусное варенье: Рот открываем, широким языком обхватываем верхнюю губу и «слизываем» воображаемое варенье вглубь рта. Производим движения язычком не из стороны в сторону (1 вариант, а вперед-назад (2 вариант). Выполнять 6-8 раз.

В средней группе необходимо следить за четкостью выполнения движений, за умением переключать органы артикуляционного аппарата с одной позы на другую.

Упр. Хоботок - Заборчик: Сначала губы вытяните вперед трубочкой, затем растяните в улыбке так, чтобы были видны сомкнутые зубы. Каждую позу удерживать 3 секунды. Движение повторить 5—10 раз.

Мелкая моторика

Упражнения на развитие мелкой моторики так же, как и артикуляционные упражнения должны, проводится систематически. Обыгрывание с детьми потешек, стихов в сочетании с движением и музыкой, пальчиковые гимнастики, выкладывание узоров разными видами круп, рисование на манке, штриховки, шнуровки и многое другое способствует развитию мелкой моторики рук.

Речевое дыхание

Дыхание в процессе речи, отличается от обычного дыхания, более глубоким коротким вдохом и ротовым длинным выдохом.

Несовершенства речевого дыхания и их влияние на речь:

Ослабленный вдох и выдох, как следствие - тихая речь, затруднение произнесения длинных фраз;

нерациональное расходование выдыхаемого воздуха ведет к нарушению плавности речи, недоговариванию слов и фраз;

произнесение фраз на вдохе - к судорожной, нечеткой речи;

неравномерный выдох - речь то громкая, то тихая.

Нарушение речевого дыхания может быть как следствие:

• аденоидных разрастаний;

• общей физической ослабленности.

Упражнения на выработку длительного плавного речевого выдоха необходимо проводить систематически, следить, чтобы ребенок дул не в щеки. 1-2 минуты.

Упр. «Фокус» : Рот приоткрываем, губы держим в улыбке. На нос кладем кусочек ватки и пытаемся его сдуть. Язычок в форме «чашечки» поднимаем к верхней губе таким образом, чтобы боковые края его были прижаты к верхней губе, а посередине языка был желобок. Дуем через желобок и сдуваем ватку с носа. Если не получается, можно слегка придержать язык.

Упражнение "Загони мяч в ворота" : Вытягиваем губы вперед трубочкой. Длительно дуем на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками.

Голос

Параллельно с развитием дыхания идет работа по развитию голоса. Речевая интонация усваивается ребенком по подражанию.

Игры в тихую или шепотную речь:

1. «Эхо» Повторите звук несколько раз. Можно слегка постучать по стеклу, пощелкать языком, повторить один слог (ла-ла-ла, потопать ногой и т. д. Пусть ребенок внимательно слушает и считает, сколько раз вы это проделали. Затем он должен повторить звук, подражая вам.

2. «Телефон» Ведущий загадывает слово и шепчет его перому игроку так, чтобы не услышали остальные. Первый шепчет на ухо второму игроку то, что удалось услышать. Второй передает слово шепотом третьему и так далее по цепочке. Последний игрок громко вслух называет то, что улышал. Если слово названо неправильно, то ведущий, опрашивая, выясняет, кто "испортил телефон". Ведущим становится последний игрок, а все остальные «сдвигаются» по скамейке. Бывший ведущий садится на место первого игрока.

3. Произнесение стихотворений с изменением силы голоса.

Вывод: систематическая работа по развитию фонематического слуха, артикуляционной и мелкой моторики, речевого дыхания создает благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста.

Если к концу средней группы, после проведенной вами профилактической работы, в группе остались дети с нарушением произношения или другими речевыми нарушениями необходимо порекомендовать родителям обратиться за консультацией к логопеду.

Публикации по теме:

Логопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возрастаЛогопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста Участники: родители и дети. Цель: - познакомить родителей с особенностями логоритмических занятий, проводимых в младшей группе МДОУ «Детский.

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений. Разграничение сходных нарушений. Работа специалиста предполагает два основных направления:.

Использование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейропсихологичеких технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Современная логопедия богата огромным.

Конспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группыКонспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группы Подготовила: Будникова Т. В. Образовательная область: физическое развитие (совместное проведение занятия логопедом и учителем физ. культуры).

Консультация «Профилактика нарушений осанки» В дошкольном возрасте довольно часто выявляются нарушения осанки и другие отклонения в опорно – двигательном аппарате. Под осанкой ребенка.

Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с использованием мультимедийной презентации Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с помощью мультимедийной презентации. Логопедическая работа,.

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возрастаО небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Сборник речевых игр на основе детского фольклора для детей младшего дошкольного возраста Сборник речевых игр на основе детского фольклора для детей младшего дошкольного возраста Пояснительная записка Речь - великий дар природы,.

Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возрастаЭкспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста. Процедура и методики исследования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 27 марта 2021 в 21:28
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Некрасова (УИ 532003) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД