Получи документы

Профилактика психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста

Наталья Сергеевна Рожкова
Профилактика психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«]Профилактика психоэмоционального напряжения

у детей дошкольного возраста"

«Учет психического состояния ребенка является одной из актуальнейших проблем современной образовательной практики, которая призвана обеспечить физическое и психическое здоровье подрастающего поколения. В науке психическое состояние рассматривается как психическое явление достаточно сложное по структуре, отражающее взаимодействие человека с жизненной средой. Обучать тому, как определить свое психофизическое состояние, необходимо, начиная с детского возраста».

Публикация «Профилактика психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Психологическое здоровье-это важнейший элемент общего здоровья малыша. Оно непосредственно воздействует на его эмоциональную сферу, мыслительные процессы, восприятие мира и собственной личности. Нормальное психическое здоровье способствует построению естественных взаимоотношений с ровесниками, близкими людьми и другими людьми.

Психоэмоциональное напряжение- это совокупность эмоциональных напряжений, снижающих эмоциональный фон и мотивационную сферы личности

Профилактика психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста.

Для эмоциональной жизни детей 3-7-летнего возраста характерны следующие особенности:

• дети начинают лучше понимать чувства и эмоции других людей, безошибочно их распознают и учатся адекватно на них реагировать;

• сохраняются непосредственность и открытость своих переживаний;

• дети уже способны выразить свои эмоции в словах, у них уже есть четкие представления об основных эмоциях человека;

• формируется общий эмоциональный фон настроения, который зависит от степени благополучия в семье, успешного общения с родителями и сверстниками;

• возникают чувства симпатии, любви и привязанности, сопереживания и соучастия; появляются первые дружеские чувства; формируются эстетические чувства; ребенок начинает выражать интеллектуальные чувства: любознательность, удивление и радость по поводу решения познавательных задач;

• дети могут легко обижаться, плакать, в конфликтной ситуации бурно выражают свои чувства, но быстро забывают обиды.

Учет психического состояния ребенка является одной из актуальнейших проблем современной образовательной практики, которая призвана обеспечить физическое и психическое здоровье подрастающего поколения. В науке психическое состояние рассматривается как психическое явление достаточно сложное по структуре, отражающее взаимодействие человека с жизненной средой. Обучать тому, как определить свое психофизическое состояние, необходимо, начиная с детского возраста.

ПРИЗНАКИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА :

усталость после нагрузки, которая совсем недавно ребёнка не утомляла;

беспричинная обидчивость, плаксивость или, наоборот, повышенная агрессивность;

трудность засыпания и беспокойный сон;

рассеянность, невнимательность;

беспокойство, непоседливость;

отсутствие уверенности в себе, которое выражается в том, что ребёнок всё

чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмётся к ним;

проявление упрямства;

постоянно сосёт палец; жуёт что-нибудь; слишком жадно, без разбора ест, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита);

боязнь контактов, стремление к уединению, отказ участвовать в играх сверстников (часто ребёнок бесцельно бродит по групповой комнате, не

находя себе занятия);

игра с половыми органами;

подёргивание плечами, качание головой, дрожание рук;

снижение массы тела или, напротив, появление симптомов ожирения;

повышенная тревожность;

дневное и ночное недержание мочи, которого ранее не наблюдалось.

Все вышеперечисленные признаки могут говорить о том, что ребенок находиться в стрессовом состоянии, только в том случае, если они ранее не наблюдались.

Основные средства профилактики и коррекции психоэмоционального напряжения у детей :

1. Физическая нагрузка (оздоровительная утренняя гимнастика, оздоровительный бег, психотерапевтическая прогулка, оздоровительные игры, ритмопластика, виброгимнастика, музыкально-ритмическая гимнастика). И. П. Павлов говорил о том, что любая физическая деятельность дарит мышечную радость, создавая устойчивое настроение.

2. Правильно организованный сон. Во время сна восстанавливается физиологическое равновесие в организме.

3. Питание. Важен не только должный набор продуктов, обеспечивающий нормальный рост и развитие ребенка, но и сама организация питания. Прием пищи разумно проводить как большую релаксационную паузу.

4. Водные закаливающие процедуры. Эффективно снимают напряжение и стресс.

5. Соблюдение режима дня.

6. Обучение психосаморегуляции состояния. Исследования подтверждают, что дети гораздо быстрее и с большим эффектом научаются приемам аутогенной тренировки, нежели взрослые. Это обусловлено тем, что у детей живое воображение, которое помогает им быстро и легко войти в нужный образ. Большинство упражнений предлагается в игровой форме.

«Волшебное перо»

Цель: помочь детям расслабиться и сконцентрировать свое внимание.

Дети садятся в круг. Взрослый поочередно подходит к каждому ребенку, у которого закрыты глаза и нежно касается волшебным пером его лица, шеи, ладони или руки. Не открывая глаз, ребенок должен дотронуться указательным пальцем до того места, которого коснулось перо. Потом он может открыть глаза, а волшебное перо коснется другого ребенка».

(Прикоснитесь пером к каждому ребенку. Помните о том, что дети учатся

наблюдая. Работая с более старшими детьми, через некоторое время вы сможете доверить волшебное перо одному или нескольким детям).

Игра «Фокус покус» цель: снять эмоциональное напряжение.

Фокус, покус (ладонь сжать, разжать, одной рукой, потом др. рукой)

Трали, вали

Едет мышь на самосвале, (рулим)

До чего же эта мышь (стучим рукой по столу)

Сверху вниз на нас глядишь (стучим ногами)

Видите, как я могу тут пошуметь, я могу выплеснуть, постучать по столу, по полу «Кыш, кыш» (хлопаем руками 4 раза). Всё мне стало немного легче, я часть этой отрицательной энергии просто выкинула не на Васю, ни на Петю, ни на Марину Ивановну, а на какую-то воображаемую мышь. Если такой ребенок в таком раздражённом состоянии иди фокус, покус сделай, и ребенок немного поиграл, и через эти интенсивные движения, через голос определенной окрашенности, силы звучания, этот негатив постепенно куда-то уходит. Предложите ребенку бить специальную подушку, бить по мячу. (бьют его рукой и палкой, а за что беднягу бьют, а за то, что он надут).

Храбрый лягушонок

Рулон бумаги разорвать каждому лягушонку дать листок (бумажный).

В пруду жили лягушата, у них были любимые листики, на которых они любили сидеть и разговаривать. Но однажды прилетела большая птица и стала пугать лягушат, но они были храбрые и умные, взяли листочки, скомкали и стали бросать в птицу. Птица испугалась и улетела. Храбрые лягушата ничего не боятся.

Взять корзину, приговаривать: «Собираем быстро, быстро, собираем чисто, чисто».

Можно листочки взять и разорвать их на мелкие кусочки и на раз, два, три подбросить их-салют.

«Рвакля»

Цель: помогает снять напряжение, дает выход деструктивной энергии.

Материал: ненужные газеты, журналы, бумаги; широкое ведро или корзина.

Ход игры: Ребенок может рвать (лист гнева, мять, топтать бумагу, делать с ней все, что заблагорассудится, а потом бросать ее в корзину. Малышу может понравиться прыгать на куче бумажек они отлично пружинят.

Не нужно ругать малыша за такие проделки, а гораздо лучше - позволять ему иногда "расправляться" с листом бумаги доступным для его возраста способом. И устраивать подобные сеансы нужно периодически на протяжении всего дошкольного детства, и даже далее.

Ребёнок, разрывающий газету, по-своему, очень счастлив! Он удовлетворяет свою радость познания: знакомится с новым для себя материалом, его свойствами. Он очень доволен почувствовать свои силы, своё творчество, услышать новые для себя звуки шуршащей и трещащей бумаги - это всё очень полезно для получения нового опыта, открытия "новой Америки" в клетках мозга малыша.

Постарайтесь только, чтобы в руки ребёнка не попадали нужные документы или денежные купюры) .

Снятие агрессии.

Для подрастающего дошкольника рвать бумагу, и подбрасывать кучки мелких кусочков вверх ("бумажные фейерверки", очень полезно для снятия стресса и агрессии.

Рвать бумагу полезно для снятия агрессии ребёнка

С этой же целью можно скатывать обрывки бумаги в шарики и играть ими в "снежки".

Взрослые могут придумать и другие активные способы использования рваной бумаги. Вы против использования в работе с детьми газет, используйте чистую офисную бумагу, или иногда туалетную бумагу. От последней пользы меньше, поскольку она мягче и не оказывает сопротивления детским пальчикам. Зато для всех упражнений на сминание - туалетная бумага просто не заменима!

Развитие мелкой моторики и координированного взаимодействия ручек малыша

-Мы бумагу рвём, рвём

Негатив весь уберём.

-Мы бумагу рвали, рвали

Мы бумагу мяли, мяли

Так, что пальчики устали.

Мы немножко отдохнём.

И опять её порвём.

- На комочек дуй легонько,

Будет двигаться тихонько

На комочек дуй сильнее.

Побежит он веселее.

«Психологическая лепка»

Цель: помогает снять напряжение, дает выход деструктивной энергии. Цель: снятие мышечного напряжения, формирование умения сотрудничать.

Психолог просит детей «слепить» из своих тел одну общую фигуру, например, морскую звезду, и показать, как она движется. Можно предложить ракушку, кота, птицу, цветок, машину и т. д. Дети не только «лепят» фигуру, но и «оживляют» ее, двигаясь плавно и синхронно, не нарушая ее целостности.

«Бабочка и ветерок»

Цель: снятие напряжения в области мышц рук и плечевого пояса.

Один из играющих – «бабочка», другой – «ветерок». «Ветерок» протягивает «бабочке» руки ладошками вверх. «Бабочка» слегка касается ладошек кончиками пальцев и закрывает глаза. Звучащая музыка начинает импровизированный танец рук, в котором «ветерок» управляет руками-«крылышками» «бабочки». В процессе танца партнеры меняются ролями («бабочка» открывает глаза и поворачивает свои руки ладошками вверх). Если подобрать спокойное, умиротворяющее сопровождение, игра превратится в эффективное релаксационное упражнение: мягкие, плавные движения рук прекрасно снимают напряжение и успокаивают.

«Смешные повторялки» развивают зрительный контакт, способность концентрировать внимание, инициативу и уверенность в себе, поднимает настроение, тренировка способностей ритмической музыкальной памяти.

Нередко родителей тревожит появление у детей несобранности, излишней активности, напротив, замкнутости, робости, а часто агрессивности, плаксивости. Уравновешенный, радостный ребенок вдруг становиться конфликтным и беспокойным. Все это признаки внутреннего психоэмоционального напряжения, следствие какой-то «детской» проблемы, в которой взрослые еще не разобрались. Как помочь ребенку в такие моменты? Самое правильное – научить его помогать самому себе, то есть познакомить с методами саморегуляции.

Например,

«Возьмите себя в руки» (для детей с 5 лет). Ребенку говорят: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди – это поза выдержанного человека.

«Гора с плеч» (для детей с 5 лет). Когда ты очень устал, тебе тяжело, хочется лечь, а надо еще что-то сделать, сбрось «гору с плеч». Встань, широко расставь ноги, подними плечи, отведи их назад и опусти плечи. Сделай это упражнение 5-6 раз, и тебе сразу станет легче.

Как помочь агрессивному ребенку?

• создавайте условия для снятия напряжения через движение (спорт, соревнования, игры, походы);

• научите ребенка правильно направлять, проявлять свои чувства, не обижая других;

• если чувство обиды, гнева, злости переполняют ребенка, можно уйти в другую комнату, где никого нет, и там высказать все, что накопилось;

• предложите ребенку бить специальную подушку, рвать газету, мять и рвать «лист гнева», бить по мячу;

• переключите внимание ребенка, предложите станцевать под ритмичную громкую музыку динамичный энергичный танец, под медленную музыку посидеть (полежать, расслабиться, спеть;

• пусть ребенок нарисует свое состояние (гнев, боль, агрессию);

• предложите ребенку надуть шарик (можно мысленно, «выдуть» из себя в него все негативные мысли, чувства, эмоции, крепко завязать шарик и выпустить его в окно.

Место педагогов и родителей рядом с ребенком, может быть, чуть впереди. Не подавляйте, не подминайте, не наказывайте, а предостерегайте, предоставляйте право решать самому ребенку. Воодушевляйте и возвышайте, безусловно принимайте ребенка. Любите его не за то, что он красивый, умный, способный, а просто так, просто за то, что он есть. Хочется видеть каждого ребенка счастливым, а не обремененным непосильными для его возраста заботами. Каждый взрослый, если он любит, понимает и не разучился играть, может помочь ребенку вырасти счастливым и довольным окружающим, как в семье, так и в детском саду.

Публикации по теме:

Опыт работы «Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста» «Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста» Воспитатель Котлярова Татьяна Павловна Цель: Создание условий для.

Сюжетно-ролевая игра как способ психоэмоционального развития детей 2–3 летСюжетно-ролевая игра как способ психоэмоционального развития детей 2–3 лет Дошкольный возраст – самое начало жизни ребенка, когда он только-только начинает осознавать себя личностью с собственными желаниями и возможностями.

Конспект открытого занятия «Игры для снижения психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения у детей среднего возраста»Конспект открытого занятия «Игры для снижения психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения у детей среднего возраста» «Игры на снижение психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения у детей среднего возраста». Цели: Закрепить знания детей о весне.

Игры на снижение психоэмоционального напряжения для дома и детского садаИгры на снижение психоэмоционального напряжения для дома и детского сада В настоящее время игры и упражнения на снижение психоэмоционального напряжения непременно сопровождают процесс обучения, воспитания и развития.

Консультация для родителей «Игры для снятия психоэмоционального напряжения у детей» Цель: обучение родителей методам и приемам снятия психо-эмоционального напряжения у детей старшего дошкольного образа. Задачи: 1. Развивать.

Консультация для родителей «Профилактика аллергии у детей дошкольного возраста во время цветения»Консультация для родителей «Профилактика аллергии у детей дошкольного возраста во время цветения» Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию консультацию для родителей «Профилактика аллергии у детей дошкольного возраста во время цветения».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Профилактика психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 29 июля 2024 в 17:42
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Профилактика психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Сергеевна Рожкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД