Татьяна Бурчина
Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Предупреждение плоскостопия
По медицинской статистике, к двум годам у 24% детей наблюдается плоскостопие, к четырем годам – у 40%, а к двенадцати годам каждому второму подростку ставят диагноз «плоскостопие».
Плоскостопие – это деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов. Врачи называют плоскостопие болезнью цивилизации.
Публикация «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Деформация стоп бывает двух видов: поперечная и продольная. При поперечном плоскостопии происходит уплощение поперечного свода стопы. При продольном плоскостопии наблюдается уплощение продольного свода, и стопа соприкасается с полом почти всей площадью подошвы. В редких случаях возможно сочетание обеих форм плоскостопия.
10 причин развития плоскостопия:
• недоразвитие мышц стопы;
• в результате перенесенных в детстве заболеваний, например рахита или полиомиелита;
• при перегрузке свода во время продолжительной работы стоя (во время ходьбы мышцы ног меньше утомляются, чем при длительном стоянии);
• вследствие чрезмерного увеличения веса тела человека – ожирения;
• вследствие заболеваний, связанных с длительным лежанием, со слабостью связочно-мышечного аппарата;
• ношение неправильно подобранной обуви;
• косолапость;
• Х-образная форма ног;
• различные травмы нижних конечностей;
• наследственная предрасположенность.
Устранить уже возникшее плоскостопие крайне трудно. Нужно стремиться предупредить его развитие.
Уделяйте особое внимание вопросу профилактики детского плоскостопия, применяя комплексный подход. Система мероприятий заключается в использовании всех средств физического воспитания – гигиенических навыков, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений:
• ежегодную диагностику состояния свода стопы у детей (плантографию) проводит, как правило, медицинская сестра детского дошкольного учреждения. Обработанные данные доводят до сведения воспитателей и родителей;
• родители, медицинские работники и педагоги дошкольных учреждений должны обращать внимание на обувь, в которой дети находятся в группе, на улице, занятиях физическими упражнениями;
• очень важно регулярно применение природно-оздоровительных факторов – хождение босиком по рыхлой земле, скошенной траве, нежному песку, гальке, хвойным иголкам. При этом ребенок непроизвольно переносит тяжесть тела на наружный край стопы и поджимает пальцы, что способствует укреплению свода стопы;
• при проведении закаливающих мероприятий не следует забывать о специальных закаливающих процедурах для стоп;
• в различных формах физического воспитания (как в детском саду, так и дома) следует использовать специальные комплексы упражнений, направленные на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стопы.
Массаж и самомассаж в домашних условиях, детском саду
(общие указания)
Голень надо поглаживать, растирать ладонями, разминать кончиками пальцев. Массируют ее в направлении от голеностопного сустава к коленному. Основное внимание следует уделять внутренней поверхности.
Стопу надо поглаживать и растирать тыльной стороной согнутых пальцев. Подошвенную поверхность стопы следует массировать от пальцев к пятке.
Для самомассажа полезно использовать специальные резиновые коврики и массажные валики.
Упражнения всегда относятся к обеим ногам вместе. Например, присядьте и, волоча ноги по полу, сделайте 30-50 шагов.
Водные профилактические процедуры
И для детей, и для взрослых полезно перед сном сделать ванну для ног. Возьмите два тазика – с горячей (как только терпит нога) и холодной водой. Сначала распарьте стопы в горячей воде, затем опустите в холодную. Так попеременно 2-3 раза. Кожа станет красной, в ногах появится приятное ощущение. В воду можно добавлять немного морской соли, питьевой соды, настои ромашки, шалфея, дубовой коры, цветов бессмертника, листья мяты перечной. После того, как стопы распарились, помассируйте ее, «вылепливая» своды стоп и как бы собирая стопу в «кулачок». И у детей, и у взрослых после такой процедуры наблюдается хороший сон.
После массажа принимают местные ножные ванны.
1. Для контрастной ванны возьмите два тазика – один с горячей, другой с холодной водой. Сначала распарьте стопы в горячей воде, затем опустите в холодную. Повторите 2-3 раза.
2. Ванна из отвара дубовой коры. 1 кг дубовой коры смешать с 0,5 литров воды, кипятить 30 минут. Немного остудить и разбавить водой.
3. Ванна с отваром из листьев и цветков ромашки или шалфея. 100 грамм сбора залить 2 литрами кипятка, настоять 1 час, затем немного разбавить водой.
4. Ванна из настоя мяты. 100 г. сухой мяты залить кипятком настолько, чтобы покрыть ее полностью. Настоять 30 минут. Добавить теплую воду. Ноги держать 15-20 минут
Комплексы лечебной гимнастики
Для детей от двух лет и старше в домашних условиях и детском саду
• При исходном положении – ноги врозь, носки повернуты внутрь – выполнять попеременные повороты корпуса вправо и влево с поворотом соответствующей стопы на наружный край.
• Несколько минут походить на носках.
• Немного походить с поджатыми пальцами ног.
• Походить с поднятыми пальцами ног.
• Несколько раз в день ходить на наружном крае стопы, как «мишка косолапый».
• Попытаться несколько раз пальцами ног поднять с пола любой мелкий предмет: карандаш, платок и т. п.
• С детства приучать вашего ребенка читать, писать и рисовать, поставив стопу на наружный край. Еще лучше совместить эту пассивную позу с активной гимнастикой: во время сидячих игр и занятий пусть малыш как бы сгребает подошвами в кучу воображаемый песок.
Для школьников в классе и дома
• При исходном положении – ноги врозь, носки повернуты внутрь – выполнять попеременные повороты корпуса вправо и влево с поворотом соответствующей стопы на наружный край - 10 раз.
• Несколько минут - ходьба на носках.
• Несколько минут – ходьба на наружном своде стопы.
• Ходьба с поднятыми пальцами ног.
• Ходьба с поджатыми пальцами ног.
• Поднимание пальцами ног мелких предметов с пола.
• И. П. : лежа на полу, на спине. Вращение стоп вправо – влево, сгибание вперед – назад, сгибание и разгибание пальцев ног.
• И. П. : стоя на полу, поочередное поднимание пяток.
• И. П. : сидя на стуле, поочередное поднимание выпрямленных ног вперед.
• Перекатываться с пяток на носки и обратно.
• Полуприседание и приседание на носках, разведя руки в стороны, вверх и вперед.
• Стоя на гимнастической палке и держа стопы параллельно, полуприседать и приседать в сочетании с движением рук.
• Стоя на набивном мяче (массажной полусфере, приседать в сочетании с движениями рук.
Упражнения, рекомендуемые детям с плоскостопием
Продолжительность занятия 10 минут. Перед упражнениями следует походить на носках, затем попрыгать на носках через скакалку – на одной и на двух ногах.
«Каток» - ребенок катает вперед-назад мяч или скалку, или палку, или бутылку. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.
«Разбойник» - ребенок сидит на полу с согнутыми ногами. Пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в течение всего периода выполнения упражнения. Движениями пальцев ноги ребенок старается подтащить под пятки разложенное на полу полотенце (салфетку, на котором лежит какой-нибудь груз (камень). Упражнение выполняется сначала одной, потом другой ногой.
«Маляр» - ребенок, сидя на полу с выгнутыми ногами (колени выпрямлены, большим пальцем одной ноги проводит по подъему другой по направлению от большого пальца к колену.
«Поглаживание» повторить 3-4 раза сначала правой, потом левой ногой.
«Сборщик» - ребенок с согнутыми коленями, собирает пальцами одной ноги различные мелкие предметы с пола (прищепки, шишки, игрушки и т. п., и складывает их в кучки. То же другой ногой. Потом из одной кучки в другую. Не допускать падения предметов.
«Художник» - ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, карандашом, зажатым пальцами ноги, рисует на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой. Сначала одной, потом другой ногой.
«Гусеница» - ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, сгибая пальцы ног, подтягивает пятку вперед (пятки прижаты к полу, затем пальцы снова расслабляются и движение повторяется (имитация движения гусеницы). Передвижение пятки вперед продолжается до тех пор, пока пальцы могут касаться пола. Упражнение выполняется двумя ногами сразу.
«Кораблик» - ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями и прижимая подошвы ног друг к другу, постепенно старается выпрямить колени до тех пор, пока пальцы и пятки могут быть прижаты друг к другу (старается придать ступням форму «кораблика»).
«Серп» - ребенок, сидя на полу с выпрямленными коленями, ставит подошвы на пол (расстояние между ними 20 см). Согнутые пальцы ног сперва сближаются, а затем разводятся в разные стороны, при этом пятки остаются на одном месте. Повторить несколько раз.
«Мельница» - ребенок, сидя на полу с выпрямленными коленями, описывает ступнями круг в различных направлениях.
«Окно» - ребенок, стоя на полу, разводит и сводит выпрямленные ноги, не отрывая подошв от пола.
«Барабанщик» - ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, стучит по полу только пальцами ног, не касаясь его пятками. В процессе выполнения упражнения колени постепенно выпрямляются.
«Хождение на пятках» - ребенок ходит на пятках, не касаясь пола пальцами и подошвой.