Безгинова Евгения
Профилактика плоскостопия Методическая разработка
▼ Скачать + Заказать документы
Профилактика плоскостопия в детском саду
Методическая разработка
Содержание
Введение …. …3
1. Плоскостопие, причины плоскостопия….. 5
2. Диагностика плоскостопия…. 8
3. Профилактика плоскостопия в режимных моментах…. 9
4. Физическая культура – как профилактическое средство….10
5. Что такое закаливание, как его организовать…. 11
Заключение …. 13
Литература …. 14
Приложение №1…. 15
Публикация «Профилактика плоскостопия Методическая разработка» размещена в разделах
- Плоскостопие. Профилактика, игры и упражнения
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2013
Приложение №2…. 16
Приложение №3…. 18
Приложение №4…. 20
Приложение № 5…. 22
Приложение №6…. 24
Приложение №7…. 25
Приложение №8…. 29
Приложение№9…34
Введение
Сохранение здоровья детей, во все времена - основная задача родителей и педагогов. Как известно легче предотвратить заболевание, чем лечить. В последние годы увеличилось число детей страдающих от плоскостопия. Причем родители не осознают серьёзность этого заболевания, так как со стороны оно поначалу не заметно и, на первый взгляд, не беспокоит ребёнка, а значит и не причиняет его здоровью особого вреда. Однако это заблуждение приводит к печальным последствиям. Плоскостопие нарушает «рессорные» функции стопы, почти пропадает амортизация, и при ходьбе вся «отдача» или встряска достаётся голени и тазобедренному суставу. Лишь вопросом времени можно назвать вызванное плоскостопием искривление позвоночника- сколиоза.
Для решения этой проблемы, прежде всего, необходимо донести до родителей всю серьёзность ситуации. Отметить нюансы, на которые нужно обращать внимание, при выборе обуви для своего ребёнка. Как важно укреплять его здоровье ежедневно и делать это не навязчиво.
В качестве профилактики очень полезна ходьба детей босиком по рыхлому грунту (рыхлая почва, песок) по не ровной (галька, гравий) поверхности – стопа при этом рефлекторно «подбирается», укрепляются мышцы – супинаторы стопы. Этому же способствует хождение босиком по бревну, лазание по канату, шесту. Специальные упражнения целесообразно включать в игры, не заметно увеличивая их количество каждый день. Не забывая про перегрузки, даже «специальные». Для детей дошкольного возраста достаточно 15 – 20 минут в день. Но в любом возрасте начинают с пяти – шести, не более упражнений. Самые простые из них и привычные детям это хождение на носочках, пяточках, внутренней и внешней стороне стопы, ходьба с поднятыми пальцами, с собранными в «кулак», по канату, по гимнастической палке, катание ногами обруча или мяча, перекатывание с пятки на носок, да и простые подскоки, прыжки.
Цель: охрана и укрепление здоровья ребёнка, обеспечение нормального функционирования всех органов и систем организма.
- изучение литературы по данной проблеме;
- диагностирование заболевания;
-проведение профилактической деятельности в М Д О У
Глава 1. Плоскостопие, причины плоскостопия
Плоскостопие – это результат перераспределения нагрузки на мышцы. Характер плоскостопия зависит от места провисания свода стопы и подразделяется на продольное, поперечное и продольно - поперечное.
Своды стопы удерживаются мышцами и сухожилиями стопы и голени, но при функциональных нарушениях связки могут постепенно растягиваться и терять упругость. Соединительная ткань, из которой построены хрящи и связки, становится мягкой и менее упругой, а это вызывает ускоренный износ не только костной системы стопы, но и всего опорно-двигательного аппарата.
Причины развития плоскостопия – как врождённые, так и приобретённые. К наследственной предрасположенности к плоскостопию относится дисплазия стопы, варикозное расширение вен, хронические заболевания, врождённая неполноценность мышечно-связочного аппарата. Приобретённое плоскостопие вызвано малоподвижным образом жизни, работой, связанной с длительным пребыванием на ногах или переноской тяжестей. Длительное ношение обуви на высоком каблуке приводит к деформации стопы и пальцев и развитию плоскостопия. Идеальная обувь должна быть точно по ноге, нигде не давить и не натирать. Обувь должна быть лёгкой, а её подошва мягкой - гибкой, из упругого материала. Высота каблука не должна превышать 3 -4 сантиметра.
Развитие плоскостопия можно разделить на три этапа или стадии. На первой стадии возникает чувство усталости в ногах, при надавливании на стопу возникают болезненные ощущения. Стопа не редко отекает к вечеру. Происходит изменение походки, которая теряет свою пластичность.
На второй стадии развития плоскостопия боль распространяется не только на стопу, но и на голень с лодыжкой. Сами боли более сильные и частые. Походка изменяется в значительной степени.
На третьей стадии развития плоскостопия наблюдается резко выраженная деформация стопы. Стопы и голени на этой стадии почти всегда отёчны, а боль в стопах, голенях, коленях становится постоянным спутником. К этому добавляется боль в пояснице, головная боль. На этой стадии человеку трудно ходить, и без специальной, ортопедической обуви он вообще теряет способность самостоятельно передвигаться. Занятия спортом на этой стадии практически не возможны.
Возникает вопрос, как предупредить плоскостопие? И можно ли? Родители очень часто спрашивают, почему у одних оно есть у других его нет? Бытует мнение, будто в детском возрасте плоскостопие – закономерное явление. Это не верно.
Частая причина плоскостопия – неправильно подобранная обувь. Ботинки должны точно соответствовать размеру ноги – её полноте, ширине, длине. Трудно сказать, что вреднее для ребёнка – слишком тесная или наоборот чересчур свободная, на вырост. Везде: дома, в саду, на улице – дети должны носить специальную обувь с каблучком, и с задником, хорошо фиксирующим пятку. В чешках, кедах, предназначенных для занятий спортом нельзя ходить постоянно. Скошенный внутренний край трёт первый сустав большого пальца. Палец оттесняется в сторону и постепенно уходит за второй, стопа формируется не правильно. Узконосые туфли та же не годятся детям. Не нужно идти на поводу у своих принцесс покупая в столь юном возрасте туфельки на каблучках. А так же с очень узким носом. При пользовании такой обувью происходит перегрузка переднего отдела стопы. В области головок плюсневых костей не достаточно крепкие ещё связки не могут выдержать чрезмерную нагрузку, они перерастягиваются и ослабевают окончательно. В результате у девочек формируется так называемое поперечное плоскостопие с отклонением первого пальца стопы наружу.
Нужно стараться равномерно распределять нагрузки на мышцы, связки малыша. Непосильные тяжести, так же приводят к формированию плоской стопы, уплощению. С детства приучать ребёнка правильно сидеть за столом, ходить, не слишком широко разводя носки стоп, не шаркать ногами. Следить за размерами мебели. Неправильно подобранная, не по росту малыша мебель, так же приводит к проблеме плоскостопия. Учить расслаблять мышцы во время занятий, правильно ставить ноги под столом.
2. Диагностика плоскостопия
Наш детский сад, начиная свою работу в этом направлении, провёл диагностирование. Медицинским работником и воспитателями групп были осмотрены дети. Так же привлекли родителей, их попросили понаблюдать за походкой малыша, активностью, как быстро наступает утомляемость, поступают ли со стороны малыша жалобы на боли в ногах во время прогулок, перед сном. Затем, родители заполнили, составленную нами анкету. Некоторые прошли со своими детьми консультацию ортопеда. Вооружившись полученной информацией, и поддержкой родителей мы начали свою работу в данном направлении.
3. Профилактика плоскостопия в режимных моментах
Профилактическая работа, в нашем ДОУ проходит через все режимные моменты.
Каждое утро, после приёма, с детьми проводится подвижная игра, способствующая развитию двигательной активности, укреплению мышц. (смотреть приложение)
Утренняя гимнастика, которую проводит инструктор физо, согласно возрасту детей. (смотреть приложение)
Занятие по физической культуре проводит инструктор, на каждом из них используются упражнения по профилактике. (смотреть приложение)
Во время совместной продуктивной деятельности, воспитателями проводятся физминутки.
На прогулке так же организуются подвижные игры. (смотреть приложение)
По окончанию сон часа ребятам предлагается комплекс упражнений в кроватках, и самомассаж стоп.. (смотреть приложение)
Закаливание, в зависимости от сезона. (смотреть приложение)
4. Физическая культура – как профилактическое средство
Физическое развитие – процесс изменения форм и функций человеческого организма. Одним из проявлений этих функций являются физические качества – быстрота, ловкость, сила, выносливость. Для того, чтобы развитие происходило, детям нужны комплексы физических упражнений, направленных на развитие и совершенствование определённых качеств.
Физические упражнения – это движения, двигательные действия, а так же сложные виды двигательной деятельности (подвижные игры, отобранные в качестве средств для решения задач физического воспитания. Двигательной деятельностью называют всякую деятельность, компонентом которой является активность двигательного аппарата человека. Понятие «упражнение» применяется и в значении процесса неоднократного повторения физического упражнения.
Для решения нашей проблемы были разработаны упражнения, направленные на укрепление мышц голени, стопы. Эти упражнения проводятся с детьми ежедневно по 15 – 20 минут. Этого времени достаточно для того, чтобы выработать у детей четкий стереотип действий, который, мы надеемся, они пронесут через всю жизнь.
5. Что такое закаливание? Как правильно его организовать?
Закаливать ребёнка – это выработать у него способность противостоять охлаждению. К сожалению, многие родители считают, что детей надо не закаливать, а всячески оберегать от малейшего охлаждения. Это грубейшая ошибка. Тепличные условия не укрепляют здоровье малыша, а наоборот, ослабляют его.
Детей обязательно надо закаливать и как можно раньше, буквально с первых дней жизни. Только делать это надо не шаблонно, а с учётом возрастных особенностей их развития. Многочисленными наблюдениями доказано, что дети, закаленные с самого раннего возраста, очень редко болеют респираторными заболеваниями, воспалением лёгких.
Эффект от закаливания может быть достигнут только при строгом соблюдении следующих основных правил: индивидуальный подход к каждому ребёнку, постепенность и системность закаливания, а так же при положительном отношении к закаливанию самого малыша.
Что же такое индивидуальный подход к ребёнку? Это, прежде всего учёт его возраста, характера, физического развития, состояния здоровья и условий жизни.
Нельзя начинать закаливание во время болезни или сразу после выздоровления, когда организм ещё не может вырабатывать защитные реакции. Детям ослабленным, отстающим в развитии закаливающие процедуры проводят более осторожно.
Детей, которые всё время росли в тепличных условиях, мало бывали на свежем воздухе, ходили дома в тёплой одежде и обуви, оберегались от малейшего ветерка, закаливают с большей осторожностью, постепенно. Начинать все процедуры необходимо с изменения мнения родителей по данному вопросу, так как закаливание должно проходить параллельно – МДОУ с одной стороны, дом с другой, Или точнее сказать идти в ногу.
Не в коем случае нельзя начинать закаливать ребёнка, который только, что стал посещать детский сад. В это время у малыша происходит резкая смена обстановки, его организм становится более чувствительным и может дать неправильную реакцию на любую закаливающею процедуру, если он не получал её ранее.
По-разному следует, подходить к детям с различными типами высшей нервной деятельности. Дети с сильным и уравновешенным типом центральной нервной системы обычно хорошо переносят обливание ног прохладной водой, охотно бегают раздетыми. И эффект от закаливания у них наступает быстрее. Если же у ребёнка преобладает возбуждение, то ему полезней успокаивающие процедуры, а если торможение – то возбуждающие.
Каждая закаливающая процедура вызывает определённую реакцию. Например, при воздействии достаточно холодной воды учащается пульс, увеличивается частота и глубина дыхания. Если этого эффекта нет, значит, температуру снизили не достаточно. Если же, кроме учащения дыхания, появились признаки переохлаждения (дрожь, «гусиная кожа») то, вероятнее всего, температуру воды снизили слишком резко или преждевременно. Если сила воздействия не меняется, то постепенно возникает привыкание. Поэтому через какое-то время её надо увеличивать. Чем сильнее воздействие, тем оно должно быть короче.
Закаливание должно быть систематическим. Только в этом случае оно будет действенным. Нельзя закаливать «про запас». Только при постоянном подкреплении и тренировке, в течении круглого года можно достигнуть желаемого успеха.
Заключение
Как уже было сказано ранее, проблема плоскостопия, очень актуальна в настоящее время. Но она ни чем не отличается от других актуальных проблем. Она требует к себе внимания, системности, подхода с двух сторон. С одной стороны – здоровая атмосфера в семье, позитивный настрой родителей. С другой стороны работа детского сада, направленная на формирование здоровьесберегающей компетентности педагогов и родителей. Нашим МДОУ, в течение прошедшего учебного года, решались поставленные задачи, с одной лишь целью сохранить здоровье воспитанников. Обеспечить детей всем необходимым для развития их двигательной активности, организовывать процессы развития физических качеств – быстроты, ловкости, выносливости, силы и т. д.
В сентябре текущего года были подведены первые итоги, уровень заболеваемости простудными заболеваниями снизился. Посещаемость детей составляет не менее 80%. Комплекс закаливающих процедур очень нравится ребятам, выполняются все упражнения «на ура». Да и родители помогают в том плане, что настроены позитивно, а как известно, для детей они самые важные примеры для подражания. Самое важное на этом этапе было сделано – мы смогли добиться поддержки родителей, удалось убедить, большинство из них в относительной верности высказывания «запаренных меньше чем обмороженных», они совершенно однозначно согласились с другим высказыванием «предупреждён, значит, вооружён».
Наш коллектив будет продолжать работать в тесном контакте с семьями воспитанников, так как здоровые дети – это наше общее здоровое будущее.
Литература
1. Варенник, Е. Н. занятия по физкультуре/ Е. Н. -М. «ТЦ Сфера»,2007.
2. Верещагин, Л. И. Оздоровительный бег/ Л. И. Верещагин. -Л., 1990, - 56с.
3. Глазырина, Л. Д. Физическая культура дошкольникам/ Л. Д. Глазырина. – М. «Влодос», 2000.
4. Гребешева, И. И. Ваш ребёнок/ И. И. Гребешева. – М. «Медицина», 1990.
5. Девятова, М. В. Берегите спину/ М. В. Девятова. – С-П., 1991.
6. Духлаева, Д. В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях[текст]/ Д. В. Хухлаева. – М., 1994.-5-6с.
7. Желудова, Т. П. Будьте здоровы! Справочник самодиагностики / Т. П. Желудова. – С-П. «Вектор», 2007. – 160- 162с.
Приложение №1
Анкета для родителей
1. Ф. И. О. ___
2. Жалуется ли ваш ребёнок на усталость ног? Если да, то, как часто и с чем, на ваш взгляд, это связанно?
___
3. Жалуется ли ваш ребёнок на боли в ногах, спине? Если да, то, как часто и с чем, на ваш взгляд, это связанно?
___
4. Как быстро засыпает, спокойно ли спит? ___
5. Умеет ли ваш ребёнок прыгать, пружиня при приземлении? ___
6. Как ходит ваш ребёнок (широко расставляя ноги, носки повёрнуты внутрь, носки повёрнуты наружу). Подчеркните нужное.
7. Походка вашего ребёнка пластична или он во время ходьбы, бега как бы переваливается из стороны в сторону, с ноги на ногу? ___
Приложение №2
Консультация для родителей «Как организовать закаливание»
Закаливать ребёнка – это выработать у него способность противостоять охлаждению. К сожалению, многие родители считают, что детей надо не закаливать, а всячески оберегать от малейшего охлаждения. Это грубейшая ошибка. Тепличные условия не укрепляют здоровье малыша, а наоборот, ослабляют его.
Нельзя начинать закаливание во время болезни или сразу после выздоровления, когда организм ещё не может вырабатывать защитные реакции.
Детей, которые всё время росли в тепличных условиях, мало бывали на свежем воздухе, ходили дома в тёплой одежде и обуви, оберегались от малейшего ветерка, закаливают с большей осторожностью, постепенно.
Самая доступная процедура – закаливание воздухом. Чаще проветривайте комнату, поддерживайте в ней температуру 20 – 22 .
Откройте форточку или окно. Посмотрите на настенный термометр. После того как температура снизилась на 1 -2, закончите проветривание. Постепенно увеличивайте время проветривания.
Очень полезны воздушные ванны. Не торопитесь одевать ребёнка после пробуждения, позвольте ему в нижнем белье сделать утреннюю гимнастику, умыться, почистить зубы. Форточки могут оставаться открытыми, но не должно быть сквозняков.
Закаливание водой так же полезно, но и его начинают со слабых воздействий. Для начала – обтирания рук и ног полотенцем смоченным в воде 28. Спустя неделю температуру воды снижают на 1 -2, через каждые два дня. Конечная температура 18 -20. После обтирания влажным полотенцем, быстро растирают кожу малыша сухим полотенцем, в направлении от пальцев к туловищу. Массируют до появления умеренного покраснения кожи.
Обливание оказывает более сильное воздействие. При местном обливании воздействию подвергаются только руки и ноги в течении 30 секунд. Температура воды так же постепенно снижается от 28 – 18 – 16. Затем так же обязательно растереть сухим полотенцем. Эту процедуру лучше проводить после пробуждения малыша, так как ноги после сна тёплые. Обливание холодных ног не имеет ни какого смысла, так как сосудистая реакция возникает только тогда, когда разница между температурой кожи и воды в несколько градусов. Иногда обливание заменяют топтанием в тазу с водой в течении нескольких минут или перешагиванием из таза в таз с водой контрастной температуры.
Каждая закаливающая процедура вызывает определённую реакцию. Например, при воздействии достаточно холодной воды учащается пульс, увеличивается частота и глубина дыхания. Если этого эффекта нет, значит, температуру снизили не достаточно. Если же, кроме учащения дыхания, появились признаки переохлаждения (дрожь, «гусиная кожа») то, вероятнее всего, температуру воды снизили слишком резко или преждевременно. Если сила воздействия не меняется, то постепенно возникает привыкание. Поэтому через какое-то время её надо увеличивать. Чем сильнее воздействие, тем оно должно быть короче.
Закаливание должно быть систематическим. Только в этом случае оно будет действенным. Нельзя закаливать «про запас». Только при постоянном подкреплении и тренировке, в течении круглого года можно достигнуть желаемого успеха.
Любое закаливание должно приносить ребёнку радость. Перед началом процедур постарайтесь вызвать у малыша радостное ожидание. Только так и не иначе. Только при хорошем настроении малыша. Если же ребёнок чем-то расстроен, капризничает, то лучше процедуру перенести на другое время или совсем не проводить.
Приложение №3
Консультация «Методы диагностики»
Для диагностики плоскостопия применяются различные методы. Среди них есть подометрический метод Фриндлянда, который заключается в проведении измерений определенных показателей стопы. Кроме этого метода, существует также метод плантографии, который заключается в том, что на особой бумаге оставляют отпечатки стопы.
Но наиболее точный метод – это рентгенография. Она выполняется под нагрузкой. Далее по результатам рентгенографии выполняются необходимые расчеты, а кроме того, выявляются изменения костной структуры, патология суставов стопы.
При статическом плоскостопии на ноге отмечаются болевые участки:
• на тыле подошвы, в центре свода и у внутреннего края пятки
• на тыле стопы, в ее центральной части, между ладьевидной и таранной кости
• под внутренней и наружной лодыжками
• между головками предплюсневых костей
• в мышцах голени вследствие их перегрузки
• в коленном и тазобедренном суставе
• в бедре из-за перенапряжения широкой фасции
• в области поясницы на почве компенсаторного лордоза
Боли усиливаются к вечеру после длительного пребывания на ногах и ослабевают после отдыха. Нередко стопы становятся пастозными (тестообразная отечность, а также появляется отечность в области наружной лодыжки.
Для выраженного плоскостопия типичны следующие признаки:
• стопа удлинена и расширена в средней части
• продольный свод стопы опущен
• стопа немного смотрит кнутри, а ладьевидная кость обрисовывается сквозь кожу
• походка неуклюжая носки стоп сильно разведены в стороны
Приложение №4
Консультация «Массаж, самомассаж»
Массаж является прекрасным лечебным средством при плоскостопии.
Он уменьшает боли, улучшает лимфо- и кровообращение, укрепляет ослабленные мышцы.
Массаж начинают с передне-латеральной группы мышц голени и тыла стопы. Здесь применяют лёгкий массаж, состоящий из лёгкого поглаживания и лёгкого растирания. Вначале проводят подготовительный массаж, состоящий из следующих массажных приё мов:
1. Обхватывающее непрерывистое поглаживание обеими руками (начинают от основания пальцев стопы и заканчивают у коленного сустава).2. Попеременное растирание на той же поверхности. 3. Поглаживание. 4. Спиралевидное растирание четырьмя пальцами (приём выполняют одновременно двумя руками).5. Обхватывающее непрерывистое поглаживание. Затем на передне-латеральной группе мышц голени применяют:1. Отглаживание двумя большими пальцами от голеностопного сустава до головки малоберцовой кости. 2. Спиралевидное растирание одним большим пальцем. 3. Отглаживание двумя большими пальцами. Заканчивают массаж этой поверхности общим обхватывающим непрерывистым поглаживанием. После этого применяют более глубокий массаж задней группы мышц голени. Он состоит из следующих приё мов:1. Обхватывающее непрерывистое поглаживание от пятки до подколенной ямки. 2. Попеременное растирание. 3. Обхватывающее прерывистое поглаживание без перекрытия. 4. Спиралевидное растирание четырьмя пальцами одновременно обеими руками. 5. Обхватывающее прерывистое поглаживание с перекрытием. 6. Продольное прерывистое разминание. 7. Обхватывающее раздельно-последовательное поглаживание. 8. Поперечное непрерывистое или прерывистое разминание. 9. Крестообразное поглаживание. 10. Рубление. 11. Обхватывающее непрерывистое поглаживание. Затем переходят к массажу подошвы, где применяют:1. Плоскостное поглаживание ладонью от основания пальцев к пятке. 2. Спиралевидное глубокое растирание четырьмя пальцами. 3. Гребнеобразное поглаживание. 4. Гребнеобразное растирание. 5. Гребнеобразное поглаживание. 6. Отглаживание большим пальцем межкостных мышц. 7. Спиралевидное растирание межкостных мышц одним большим пальцем. 8. Отглаживание. 9. Надавливание большим пальцем. 10. Отглаживание большим пальцем. Со стороны подошвы тщательно растирают большим пальцем головки плюсневых костей и мягкие ткани между ними, а также сильно растирают большим пальцем по краю пятки. Необходимо достаточно сильно массировать мышцы возвышения большого пальца. На этих мышцах применяют:1. Щипцеобразное поглаживание. 2. Глубокое спиралевидное растирание одним большим пальцем. 3. Щипцеобразное поглаживание. 4. Щипцеобразное разминание. 5. Щипцеобразное поглаживание. Перед массажем стопы и голени полезно применять тепловую процедуру. Массаж продолжается 15-20 минут ежедневно. Курс массажа состоит из двадцати- двадцати пяти процедур. Курсы массажа регулярно повторяют через один-полтора месяца. Для получения стойкого лечебного результата необходимо провести не менее трёх-четырёх курсов.
Приложение №5
Комплексы гимнастик после пробуждения
Головастики
Мы братья головастики
Любители гимнастики.
(лёжа на спине, сгибаем, разгибаем ноги, руки)
Ныряем, кувыркаемся,
Всплываем, улыбаемся.
(стоя на четвереньках, опускаемся и поднимаемся)
Головастики спешат
Превратится в лягушат.
(лёжа на спине, имитируют плавание)
Просыпалочка – заряжалочка
Добрый день!
Скорей проснись
Солнцу шире улыбнись!
(потянуться в кроватях, улыбнуться)
Глазки открываются,
Реснички поднимаются.
(лёгкий массаж лица)
Дети просыпаются,
Друг другу улыбаются.
(лёжа на спине, выполняют повороты головы вправо, влево)
Как у нашей кошки
Как у нашей кошки
Подросли котята
Подросли ребята –
Пушистые котята
Спинки выгибают,
Хвостиком играют.
А у них на лапках,
Острые царапки.
Очень любят умываться
Лапкой ушки почесать,
И животик полизать.
Улеглись все на бочок
И свернулися в клубок.
А потом прогнули спинки,
И залезли все в корзинки.
Кошка с котятами вместе играла,
Кошка котяток всему обучала.
Весело прыгать, хвостами махать.
Вот как котята умеют играть.
Приложение №6
Упражнения для закаливания
Раз, два, три и точно в раз
На коврик нужно нам попасть.
Этот коврик не обычный,
Пуговичный, симпатичный.
Этот коврик очень важный.
Он лечебный, он массажный.
Потопчитесь, походите
И немножко пробегите.
Теперь по полу пойдём
На носках, на пятках,
На внешней стороне стопы,
А потом вприсядку!
Мы трусцою пробежим,
Потанцевать чуть–чуть хотим.
После лёгкого круженья
Фигуру сделаем на удивленье.
Грудную клетку
Поднимаем-опускаем,
Вдох и выдох выполняем.
Приложение №7
Комплекс упражнений направленных на укрепление мышц голени, стопы
Каток
Ребёнок катает вперёд - назад мяч, скалку, бутылку. Упражнение выполняется сначала одной затем другой ногой.
Я катаю, я катаю
Свои ножки разминаю.
Раз вперёд, два назад
Прокатить вас буду рад.
Репка
Ребенок сидит на полу с согнутыми коленями. Пятки плотно прижаты к полу и не отрываются в течении всего периода выполнения упражнения. Движениями пальцев ноги он старается подтащить под пятки разложенное на полу полотенце, на котором лежит какой-нибудь груз. Упражнение выполняется сначала одной затем другой ногой.
Тянем, потянем
Усилье приложим,
Правой и левой
Друг другу поможем.
Ласковая ножка
Ребёнок сидит на полу, ноги согнуты в коленях. Ступнёй одной ноги поглаживает подъём другой, в направлении от пальцев к колену и наоборот. Затем то же самое проделывает другой ногой.
Ножкой ножку я ласкаю
Быть здоровой ей желаю.
А теперь меняемся -
Гладим, улыбаемся.
Пылесос
Ребёнок сидит на полу, колени согнуты. Пальцами ног пытается собрать разбросанные по полу мелкие предметы. Упражнение может выполняться стоя, в зависимости от возраста ребенка.
Порядок нужен нам во всём,
Это всем известно
Всё на место уберём
Чисто и полезно.
Художник
Ребёнок сидит на полу, колени согнуты. Карандашом, зажатым пальцами ног он рисует на листе бумаги, другая нога придерживает лист.
Рисовать умею я,
Разные фигуры.
Как приятно совмещать
Всё это с физкультурой.
Гусеница
Ребёнок сидит на полу, колени согнуты. Сгибая пальцы, он подтягивает пятку вперёд до тех пор, пока пальцы касаются пола. Затем он проделывает то же самое другой ногой.
Носок от пятки убегает
Но та никак не отстаёт.
Лодочка
Ребёнок сидит на полу, колени согнуты. Плотно прижимает ступни друг к другу, и пытается выпрямить ноги, имитирует скольжение лодочки по воде.
Лодочка вперёд плывёт
На волнах качается
Наш сегодня капитан
В море отправляется.
Ладушки
Ребёнок сидит на полу, колени согнуты. Ногами играет ладушки, под слова потешки.
Танцы
Ребёнок сидит на полу, колени согнуты. Поочерёдно носки и пятки поднимает и опускает, имитирует танец.
Пляшут, пляшут наши ножки
Вместе веселятся
Пяточки носочки
Пляшут на песочке.
Пружинки
Стоя на ковре, ребёнок пружинит на носочках.
Мы пружинки,
Как пушинки,
Легонько поднимаемся
Легонько опускаемся.
Серп
Ребёнок сидит на полу, колени согнуты. Ставит подошвы ног на пол, расстояние между ними 20 см. Согнутые пальцы ног сначала сближаются, а затем разводятся в разные стороны, при этом пятки остаются на месте.
Две ноги, как два серпа
Воздух прорезают.
То друг к дружке подойдут,
То снова убегают.
Мельница
Ребёнок, сидя на полу, с выпрямленными ногами, описывает ступнями круги в разных направлениях.
Крутится, вертится
Маленькая мельница.
Крутится, вращается
У нас всё получается.
Ходули
Ребёнок, стоя на полу, разводит и сводит прямые ноги, не отрывая подошвы от пола.
На ходулях мы идём,
Ловко управляемся.
Влево, вправо разбежимся,
А потом встречаемся.
Барабанщик
Ребёнок сидит на полу, колени согнуты. Стучит по полу только носочками, не касаясь его пятками. В процессе выполнения упражнения колени постепенно выпрямляются.
Барабанщик – стук, стук, стук
По полу барабанит.
И чем больше он стучит,
Тем сильнее тем сильнее тянет.
Приложение№8 Фотографии
Хождение по колючим коврикам
Хождение по ребристой дорожке Хождение по шерстяным косичкам
Хождение по канату Хождение по жгутикам
Хождение по гимнастической палке Ортопедический коврик
Хождение по обручам
Приложение №9
Фотоколлаж – гимнастика в кроватках, закаливание