Ирина Дондокова
Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Период раннего детства считается ключевым в освоении ребенком родного языка, а его успешное протекание во многом зависит от специфики социального окружения ребенка, условий его воспитания, личностных особенностей взрослых людей, окружающих ребенка.
Поэтому, начиная с раннего детства, с профилактической целью, а также для коррекции необходимо проводить специальную гимнастику (комплекс упражнений, направленную на укрепление мышц, выработку полноценных движений, определенных положений органов артикуляционного аппарата.
Публикация «Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
Так же в этом возрасте обязательно нужно развивать ловкость, точность, координацию, синхронность движений пальцев рук. с этой целью стоит использовать «пальчиковые игры».
Дыхательная гимнастика, должна проводится для выработки правильной воздушной струи при произнесении звуков, для укрепления иммунитета и обязательно в игровой форме.
Артикуляционная гимнастика.
1. «Лягушка» : максимально открывать и закрывать рот, растягивать губы в улыбочку, трубочкой.
2. «Сказка о язычке» : язычок сидит в домике, вышел из домика, посмотрел вправо-влево, снова спрятался в домик
3. «Надуть щечки» (щечки толстые - худые).
4. «Язычок гуляет» : язычок пошел гулять (широкий, расслабленный язычок на нижней губе); в домик спрятался опять (язык в состоянии покоя лежит за нижними резцами).
5. «Лакание молока».
Молоко лакает кот.
Котик нас лакать зовет.
6. «Мышка» : улыбнуться и медленно выпускать воздух через расслабленные губы, произнося «пи-пи-пи».
7. «Заяц» : поднять верхнюю губу, обнажая только зубы.
8. «Медведь» : оттягивать вниз нижнюю губу, обнажая только нижние зубы.
9. «Лошадка» : цоканье языком.
10. «Вкусное варенье» : широким языком облизать верхнюю губу, а затем нижнюю.
Дыхательная гимнастика.
1. Развитие плавного, длительного вдоха.
Упражнение «Осенние цветочки» : медленно набрать воздух через нос, плечи не поднимать; определить цвет цветочка (повторить 3-5 раз).
2. Развитие плавного, длительного вдоха.
Упражнение «Узнай фрукт» : воспитатель приносит блюдо с апельсином, лимоном, яблоком. Дети рассматривают фрукты, нюхают, запоминают ароматы. Затем всем по очереди завязывает глаза и предлагает узнать фрукт по запаху.
Предварительно напоминает, как делается глубокий, длительный вдох; следит, чтобы дети не поднимали плечи. Затем предлагает определить фрукты на вкус.
3. Развитие плавного, длительного выдоха: сдувать с ладони перышко.
4. Развитие плавного, длительного выдоха. Игра на дудочке.
5. Развитие глубокого вдоха, выдоха.
Упражнение «Сдувание снежинок со снежной поляны». С листа бумаги сдувать бумажные снежинки.
6. Развитие плавного, длительного выдоха. С помощью бумажных «снежных» комочков определять, чей комочек улетит дальше.
7. 7. Развитие речевого дыхания. Используется имитация пиалы из которой поднимается пар. Упражнение «Подуем на горячий чай».
8. Развитие плавной, длительной воздушной струи. Упражнение «Паровоз».
9. Формирование предпосылок комбинированного типа дыхания – носовой вдох, ротовой выдох. Упражнение «Пузырьки» : воспитатель показывает, как можно пускать пузыри с помощью соломинки: вдох носом, выдох через рот, зажав соломинку губами.
10. Формирование предпосылок комбинированного типа дыхания. Упражнение «Воздушные шары».
Развитие мелкой моторики.
1. «Хорошие животные» : гладить животных (мягкие игрушки).
2. Пальчиковая гимнастика: работать над темпом и ритмом речи.
-Пальчик-мальчик,
Где ты был?
- С этим братцем
Песни пел.
- С этим братцем
Танцевал.
- С этим братцем
Я ходил в спортзал.
- С этим братцем
Я в лесу гулял.
3. Развитие мелкой моторики: указательным пальцем правой руки делать круговые движение на левой ладони. «Сорока-белобока».
4. Развитие мелкой моторики. Щипцеобразное разминание (продольное и поперечное) мышечного валика локтевого края ладони. «Гуси,гуси.»
5. Развитие мелкой моторики: удерживать пальцы в кулаке, сгибать и разгибать их; согнуть пальцы одной руки в кулак – «птички пьют из бочки»; пальцы другой руки попеременно вставлять сверху в отверстие «бочки».
6. Развитие мелкой моторики. Перетирать тремя пальцами – большим, указательным, средним – крупу (гречку, рис).
7. Развитие мелкой моторики: имитировать движения в сопровождении стихотворного текста, с использованием прищепок, аппликационных шаблонов.
8. Развитие мелкой моторики: сжимать пальчики в кулачки и разжимать (повторять 3-5 раз).
9. Развитие мелкой моторики. Игра «Пальчики здороваются».
Развитие фонематического слуха.
1. Развитие фонематического слуха (звучащие игрушки, узнать звучание одного инструмента среди других.
2. Развитие фонематического слуха на неречевом материале. Действия с бумагой (рвать, листать, сминать).
3. Развитие фонематического слуха. Стоять спиной к воспитателю, рассказывать, что он делает: переливает воду, щелкает ножницами.
4. Развитие фонематического слуха: определять на слух знакомые звучащие игрушки.
5. Развитие фонематического слуха на неречевом матереале. Пение птичек громко и тихо. Когда звучит громкое пение, дети машут руками (летают, тихое – приседают.
6. Развитие фонематического слуха. Упражнение «Звучащий предмет». На столе две коробочки, в одной колокольчик. Воспитатель достает его и демонстрирует звучание, затем убирает в коробочку; меняет коробочки местами и предлагает детям найти колокольчик, выбрав нужную коробку.
7. Развитие фонематического слуха. Упражнение «Кто как кричит?»