Темаева Ирина Викторовна
Профилактика нарушений письменной речи
▼ Скачать + Заказать документы
Профилактика нарушений письменной речи
Дисграфия - частичное расстройство процесса письма, проявляющееся в специфических и стойких ошибках, обусловленное несформированностью или нарушением психологических функций, обеспечивающих процесс письма.
Дисграфией страдают
примерно 30% обучающихся на всех уровнях образования
У мальчиков такие дефекты встречаются в 3 – 4 раза чаще, чем у девочек
ОШИБКИ ПРИ ДИСГРАФИИ, СВЯЗАННЫЕ С НАРУШЕНИЕМ СТРУКТУРЫ СЛОВА
Повторение букв, слогов, написание лишних: заайка – зайка, палаток – платок, залиливают – заливают.
Публикация «Профилактика нарушений письменной речи» размещена в разделах
2. Пропуск букв, слогов: кадаш – карандаш, слнце – солнце.
3. Перестановки слогов, букв: беревызой – березовый, векти – ветки.
4. Раздельное написание частей слова: яй цо – яйцо.
5. Слитное написание слов: елкору – ел кору.
6. Искажение слова при совмещении нескольких ошибок: скугрыиба – сугробы.
7. Замены гласных: корава – корова, молыдые – молодые.
8. Другие замены: вавит – варит, льел – ел, нисти – миски.
ОШИБКИ ПРИ ДИСГРАФИИ, СВЯЗАННЫЕ С НАРУШЕНИЕМ СТРУКТУРЫ СЛОВА
Повторение букв, слогов, написание лишних: заайка – зайка, палаток – платок, залиливают – заливают.
2. Пропуск букв, слогов: кадаш – карандаш, слнце – солнце.
3. Перестановки слогов, букв: беревызой – березовый, векти – ветки.
4. Раздельное написание частей слова: яй цо – яйцо.
5. Слитное написание слов: елкору – ел кору.
6. Искажение слова при совмещении нескольких ошибок: скугрыиба – сугробы.
7. Замены гласных: корава – корова, молыдые – молодые.
8. Другие замены: вавит – варит, льел – ел, нисти – миски.
ОШИБКИ ПРИ ДИСГРАФИИ, СВЯЗАННЫЕ С НАРУШЕНИЕМ ФОНЕТИКИ И ЛЕКСИКИ
Зеркальное письмо, замены букв, сходных по начертанию (б-д, п-т, м-л, н-к и т. д.) : кипила – купила, дикнант – диктант.
2. Смешение глухих-звонких согласных: клухой – глухой, гнесто – гнездо.
3. Смешение шипящих и свистящих (ч-ц, с-щ, ж-з, с-ж и т. д.) : овча – овца, нашушила – насушила.
4. Смешение твердых-мягких согласных: лагер – лагерь, рибка – рыбка, конки – коньки.
5. Замены слов по ситуации: цветы – клумба, лёд – каток.
6. Замена названия части предмета целым, общих понятий частными и наоборот: воротник – платье, тарелка – посуда.
7. Замены предмета и действия, предмета и качества: топор – косить, рисовать – краски.
8. Смысловые замены: ел – съел, подрезает – косит.
Механизмы дисграфий
Неправильное произношение звуков
Нарушение фонемного распознавания
Нарушение звукового анализа и синтеза
Недоразвитие грамматического строя речи
Несформированность зрительно-пространственных функций
Коррекционная работа
Коррекция звукопроизношения
Развитие фонетического слуха и фонематического восприятия
Развитие лексико-грамматического строя речи
Развитие языкового анализа и синтеза
Развитие слогового анализа и синтеза
Развитие фонематического анализа и синтеза
Развитие лексико-грамматического строя речи
Развитие зрительно-пространственных функций
Упражнение «Коррекционная правка»
Для этого упражнения необходим любой текст с достаточно крупным шрифтом. В течение пяти (не больше) минут ребенок зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, "а". Затем "о", дальше согласные, с которыми есть проблемы. Затем переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек, или помечается разными цветами.
Упражнение «Пропущенные буквы»
Ребенку дается предложение или текст с пропущенными буквами, которые они должны вставить. В случае, если дети затрудняются при выполнении задания, им может быть предложен текст-подсказка без пропусков.
Упражнение «Лабиринт»
Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья, внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги.
Упражнение «Определи буквы в рисунке»
Детям предлагается определить, что нарисовано на картинке. Затем им необходимо назвать те буквы, с помощью которых выполнен этот рисунок, записать их в тетрадь.
Упражнение «Графические диктанты»
Дети срисовывают изображения предметов с картинок-образцов. (Можно под диктовку).
Упражнение «Зашумленные картинки»
Детям показывают картинки, в которых как бы «спрятаны» предметы (буквы).Ребенок должен последовательно назвать все «спрятанные» предметы (буквы, если нужно – показать их очертания. Работа с подобными картинками имеет много вариантов по уровню сложности.