Лучший педагог года

Профилактика нарушений письменной речи

Темаева Ирина Викторовна
Профилактика нарушений письменной речи

Профилактика нарушений письменной речи

Дисграфия - частичное расстройство процесса письма, проявляющееся в специфических и стойких ошибках, обусловленное несформированностью или нарушением психологических функций, обеспечивающих процесс письма.

Дисграфией страдают

примерно 30% обучающихся на всех уровнях образования

У мальчиков такие дефекты встречаются в 3 – 4 раза чаще, чем у девочек

ОШИБКИ ПРИ ДИСГРАФИИ, СВЯЗАННЫЕ С НАРУШЕНИЕМ СТРУКТУРЫ СЛОВА

Повторение букв, слогов, написание лишних: заайка – зайка, палаток – платок, залиливают – заливают.

Публикация «Профилактика нарушений письменной речи» размещена в разделах

2. Пропуск букв, слогов: кадаш – карандаш, слнце – солнце.

3. Перестановки слогов, букв: беревызой – березовый, векти – ветки.

4. Раздельное написание частей слова: яй цо – яйцо.

5. Слитное написание слов: елкору – ел кору.

6. Искажение слова при совмещении нескольких ошибок: скугрыиба – сугробы.

7. Замены гласных: корава – корова, молыдые – молодые.

8. Другие замены: вавит – варит, льел – ел, нисти – миски.

ОШИБКИ ПРИ ДИСГРАФИИ, СВЯЗАННЫЕ С НАРУШЕНИЕМ СТРУКТУРЫ СЛОВА

Повторение букв, слогов, написание лишних: заайка – зайка, палаток – платок, залиливают – заливают.

2. Пропуск букв, слогов: кадаш – карандаш, слнце – солнце.

3. Перестановки слогов, букв: беревызой – березовый, векти – ветки.

4. Раздельное написание частей слова: яй цо – яйцо.

5. Слитное написание слов: елкору – ел кору.

6. Искажение слова при совмещении нескольких ошибок: скугрыиба – сугробы.

7. Замены гласных: корава – корова, молыдые – молодые.

8. Другие замены: вавит – варит, льел – ел, нисти – миски.

ОШИБКИ ПРИ ДИСГРАФИИ, СВЯЗАННЫЕ С НАРУШЕНИЕМ ФОНЕТИКИ И ЛЕКСИКИ

Зеркальное письмо, замены букв, сходных по начертанию (б-д, п-т, м-л, н-к и т. д.) : кипила – купила, дикнант – диктант.

2. Смешение глухих-звонких согласных: клухой – глухой, гнесто – гнездо.

3. Смешение шипящих и свистящих (ч-ц, с-щ, ж-з, с-ж и т. д.) : овча – овца, нашушила – насушила.

4. Смешение твердых-мягких согласных: лагер – лагерь, рибка – рыбка, конки – коньки.

5. Замены слов по ситуации: цветы – клумба, лёд – каток.

6. Замена названия части предмета целым, общих понятий частными и наоборот: воротник – платье, тарелка – посуда.

7. Замены предмета и действия, предмета и качества: топор – косить, рисовать – краски.

8. Смысловые замены: ел – съел, подрезает – косит.

Механизмы дисграфий

Неправильное произношение звуков

Нарушение фонемного распознавания

Нарушение звукового анализа и синтеза

Недоразвитие грамматического строя речи

Несформированность зрительно-пространственных функций

Коррекционная работа

Коррекция звукопроизношения

Развитие фонетического слуха и фонематического восприятия

Развитие лексико-грамматического строя речи

Развитие языкового анализа и синтеза

Развитие слогового анализа и синтеза

Развитие фонематического анализа и синтеза

Развитие лексико-грамматического строя речи

Развитие зрительно-пространственных функций

Упражнение «Коррекционная правка»

Для этого упражнения необходим любой текст с достаточно крупным шрифтом. В течение пяти (не больше) минут ребенок зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, "а". Затем "о", дальше согласные, с которыми есть проблемы. Затем переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек, или помечается разными цветами.

Упражнение «Пропущенные буквы»

Ребенку дается предложение или текст с пропущенными буквами, которые они должны вставить. В случае, если дети затрудняются при выполнении задания, им может быть предложен текст-подсказка без пропусков.

Упражнение «Лабиринт»

Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья, внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги.

Упражнение «Определи буквы в рисунке»

Детям предлагается определить, что нарисовано на картинке. Затем им необходимо назвать те буквы, с помощью которых выполнен этот рисунок, записать их в тетрадь.

Упражнение «Графические диктанты»

 Дети срисовывают изображения предметов с картинок-образцов. (Можно под диктовку).

Упражнение «Зашумленные картинки»

 Детям показывают картинки, в которых как бы «спрятаны» предметы (буквы).Ребенок должен последовательно назвать все «спрятанные» предметы (буквы, если нужно – показать их очертания. Работа с подобными картинками имеет много вариантов по уровню сложности.

Прикреплённые файлы:

korekcija-dispraksi_419it.pptx | 1830,44 Кб
 
Публикации по теме:

Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологийКоррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий «Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий» Актуальность выбора темы работы. В последние.

Дидактическое пособие для дошкольников «Овощи-фрукты» по развитию зрительного восприятия и коррекции нарушений речиДидактическое пособие для дошкольников «Овощи-фрукты» по развитию зрительного восприятия и коррекции нарушений речи Дидактическое пособие «Овощи-Фрукты» для развития зрительного восприятия и коррекции нарушений речи В повседневной работе дефектолога.

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений. Разграничение сходных нарушений. Работа специалиста предполагает два основных направления:.

НОД «Приём «ситуация письменной речи» (часть I) часть 2 Рассказ составила Василина Максимова 6 лет. Я расскажу, как я отдыхала прошлым летом на даче. С подружкой и моим братом Данилой.

НОД «Приём «ситуация письменной речи» (часть II) часть 1 Анализ рассказов, составленных детьми. Приём «ситуация письменной речи», была проведена мной в старшей логопедической группе. Дети.

Консультация «Профилактика нарушений осанки» В дошкольном возрасте довольно часто выявляются нарушения осанки и другие отклонения в опорно – двигательном аппарате. Под осанкой ребенка.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Профилактика нарушений письменной речи
Опубликовано: 26 мая 2024 в 21:06
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Профилактика нарушений письменной речи» (включая файлы) размещена пользователем Темаева Ирина Викторовна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 сентября. День напоминания правил Детского сада. Передвижка

Начинается новый учебный год и пришла пора напомнить родителям правила посещения детьми детского сада.

1 сентября. День знаний. Передвижка

Учебный год в России начинается 1 сентября.Это важная дата для детей и родителей, тем более что это еще и День знаний. В детских садах тоже отмечают этот праздник — ведь в дошкольных учреждениях...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД