Татьяна Зуева
Профилактика и коррекция высокой тревожности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проблемы, связанные с психическими состояниями, занимают особое место среди других наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности человека. В ряду различных психических состояний находятся такие виды эмоциональных переживаний, как эмоции, аффекты, настроение, стрессы, страсти и др., которые в совокупности образуют эмоциональную сферу человека.
Существует несколько классификаций эмоций. Одной из них, наиболее удобной для практических целей, является классификация К. Изарда, которая основана на фундаментальных эмоциях: интерес, горе, радость, удивление, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Остальные эмоции, согласно этой теории, являются производными. Из соединения фундаментальных эмоций возникает такое комплексное эмоциональное состояние, как тревожность, которое может сочетать в себе и страх, и гнев, и вину, и интерес - возбуждение.
Публикация «Профилактика и коррекция высокой тревожности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Страх и детская тревожность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Слово «тревожный» отмечается в словарях с 1771 года. Впервые выделил и акцентировал состояние беспокойства, тревоги 3. Фрейд. Он охарактеризовал данное состояние как эмоциональное, включающее в себя переживание ожидания и неопределенности, чувство беспомощности.
В психологическом словаре дано следующее определение тревожности : это «индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают».
Прежде всего, важно четкое концептуальное различение понятий тревоги как состояния и тревожности как черты, свойства личности. Термин «личностная тревожность» используется для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий в склонности индивида испытывать состояние тревоги.
П. Бейкер и М. Алворд считают, что тревожные дети могут испытывать: постоянное беспокойство; трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо; мышечное напряжение (например, в области лица, шеи); раздражительность; нарушения сна. Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.
Г. П. Лаврентьева и Т. М. Титаренко отмечают, что тревожный ребенок :
- не может долго работать, не уставая,
- ему трудно сосредоточиться на чем-то,
- любое задание вызывает излишнее беспокойство,
- во время выполнения заданий очень напряжен, скован,
- смущается чаще других,
- часто говорит о напряженных ситуациях,
- как правило, краснеет в незнакомой обстановке,
- жалуется, что ему снятся страшные сны,
- руки у него обычно холодные и влажные,
- у него нередко бывает расстройство стула,
- сильно потеет, когда волнуется,
- не обладает хорошим аппетитом,
- спит беспокойно, засыпает с трудом,
- пуглив, многое вызывает у него страх,
- обычно беспокоен, легко расстраивается,
- часто не может сдержать слезы,
- плохо переносит ожидание,
- не любит браться за новое дело,
- не уверен в себе, в своих силах,
- боится сталкиваться с трудностями.
Причины формирования высокого уровня тревожности кроются как в природных, генетических факторах развития психики ребенка (особенности строения и функционирования центральной нервной системы (ЦНС, индивидуальные особенности высшей нервной деятельности, так и, причем в большей степени, в социальных (неправильное воспитание, особенности взаимоотношения ребенка с родителями, воспитателями, низкий социальный статус в группе сверстников). Если первые факторы формирования тревожности трудно поддаются коррекции, то для коррекции социальных факторов представляется возможным создать соответствующие условия, способствующие преодолению развития высокого уровня тревожности в детском возрасте.
Рекомендуется проводить работу с тревожными детьми в следующих направлениях: повышение самооценки, обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях, снятие мышечного напряжения, работа с родителями ребенка, чтобы они могли выполнять свою часть коррекции.
Существенно влияет статусное положение ребенка в группе сверстников на его эмоциональное состояние и психическое развитие в целом. Таким образом, можно выделить еще одно направление в работе с тревожным ребенком - это повышение его статусного положения в группе сверстников, которое перекликается с повышением самооценки тревожного ребенка.
Наиболее оптимальными методами психокоррекции в работе с детьми дошкольного возраста следует признать рисование, рассказывание сказок и развивающие игры. Психолого-педагогическая обусловленность этого выбора определяется работами отечественных исследователей, таких как ЛС. Выготский, А. И. Захаров, Д. Б. Эльконин, которые подчеркивают, что при планировании коррекционных и психотерапевтических мер с высокотревожными детьми упор следует делать на ведущую в данном возрасте деятельность.
Для повышения самооценки тревожных детей и их статусного положения в группе сверстников желательно, чтобы эти дети чаще участвовали в таких играх в кругу, как «Комплименты», «Я дарю тебе.», «Пожелания», которые помогут им узнать много приятного о себе от окружающих, взглянуть на себя «глазами других детей».
Как правило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Поэтому, если ребенок заявляет взрослым, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой ребенок не может или не хочет признаться. В этом случае рекомендуется привлекать ребенка к совместному обсуждению проблемы. В детском саду можно поговорить с детьми, сидя в кругу, об их чувствах, и переживаниях в волнующих их ситуациях. Можно на примерах литературных произведений показать детям, что смелый человек - это не тот, кто ничего не боится (таких людей нет на свете, а тот, кто умеет преодолеть свой страх. Желательно, чтобы каждый ребенок сказал вслух о том, чего он боится. Можно предложить детям нарисовать свои страхи, а потом в кругу, показав рисунок, рассказать о нем. Подобные беседы помогут тревожным детям осознать, что у многих сверстников существуют проблемы, сходные с теми, которые характерны, как им казалось, только для них.
Ни в коем случае нельзя сравнивать детей друг с другом. Желательно избегать состязаний и таких видов деятельности, которые принуждают сравнивать достижения одних детей с достижениями других. Иногда травмирующим фактором может стать проведение даже такого простого мероприятия как спортивная эстафета. Лучше сравнить достижения ребенка с его же результатами, показанными, например, неделю назад. Нельзя подгонять и торопить их.
Обращаясь к тревожному ребенку с просьбой или вопросом, желательно установить с ним контакт глаз: либо наклониться к нему, либо приподнять ребенка до уровня глаз взрослого.
Совместное с взрослым сочинение сказок и историй научит ребенка выражать словами свою тревогу и страх. И даже если он приписывает их не себе, а вымышленному герою, это поможет снять эмоциональный груз внутреннего переживания и в какой-то мере успокоит ребенка.
Обучать ребенка управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях можно и нужно в повседневной работе с ним.
Очень полезно применять в работе с тревожными детьми ролевые игры. Разыгрывать можно как знакомые ситуации, так и те, которые вызывают особую тревогу ребенка.
Тревожные дети боятся двигаться, а ведь именно в подвижной эмоциональной игре («прятки», «жмурки», «казаки-разбойники») ребенок может пережить и сильный страх, и волнение, и это поможет ему снять напряжение в реальной жизни.
Чтобы снять мышечное напряжение, можно при работе с тревожными детьми использовать игры на телесный контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, массаж и просто растирания тела.
На начальных этапах работы с тревожным ребенком Е. К. Лютова и Г. Б. Монина рекомендуют руководствоваться следующими правилами:
1. Включение ребенка в любую новую игру должно проходить поэтапно. Пусть он сначала ознакомится с правилами игры, посмотрит, как в нее играют другие дети и лишь потом, когда сам захочет, станет ее участником.
2. Необходимо избегать соревновательных моментов и игр, в которых учитывается скорость выполнения задания, например, таких как «Кто быстрее?»
3. Для того чтобы тревожный ребенок не ощущал опасности от встречи с чем-то неизвестным при введении новой игры, лучше проводить ее на материале, уже знакомом ему (картинки, карточки). Можно использовать часть инструкции или правил из игры, в которую ребенок уже играл неоднократно.
4. Игры с закрытыми глазами рекомендуется использовать только после длительной работы с ребенком, когда он сам решит, что может выполнить это условие.
Если ребенок высокотревожен, то начинать работу с ним лучше с релаксационных и дыхательных упражнений. В коллективные игры тревожного ребенка можно включать, если он чувствует себя достаточно комфортно, а общение с другими детьми не вызывает у него особых трудностей. Работая с тревожными детьми, следует помнить, что состояние тревоги, как правило, сопровождается сильным зажимом различных групп мышц. Поэтому релаксационные и дыхательные упражнения для данной категории детей просто необходимы.
Следует помнить, что работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время.
9. Список использованной литературы
1. Костина Л. М. Игровая терапия с тревожными детьми. - СПб. : Речь, 2001.
2. Котова Е. О профилактике детской тревожности // Ребенок в детском саду. - 2002.- № 4.
3. Кряжева Н. Л. Эмоции и чувства в жизни ребенка // Энциклопедия воспитания и развития дошкольника. - Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001.
4. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М. : Генезис, 2000.
5. Иванова Н. Ф. Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет : диагностика, занятия и рекомендации. – Волгоград: Учитель, 2009.
6. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. - М., 1997.